ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 1-3 КЛАССОВ
рабочая программа по логопедии по теме
Данная программа направлена на преодоление ОНРНВ у учащихся младшей школы. Написана на основе программы А.В.Ястребовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_logopedicheskih_zanyatiy_s_uchashchimisya_1-3_klassov.docx | 62.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кардымовская СОШ имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова»
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННЫХ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 1-3 КЛАССОВ
ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
СОСТАВИЛА
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
Корытко Н.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество детей, поступающих в 1 класс общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи, с каждым годом увеличивается.
В результате возникает противоречие: между растущими требованиями к результату образования учащихся и ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья, приводящим к трудностям в обучении. Только эффективная работа учителя-логопеда может решить эти противоречия. Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в низкой способности различать (дифференцировать) звуки, сходные по акустическим признакам, в затруднении анализа и синтеза звукового состава слова. У некоторых детей наблюдается недостаточная четкость и выразительность речи. Для этих детей характерны неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений, недостаточная сформированность произвольности в деятельности. Словарный запас беден и качественно неполноценен. Грамматический строй речи недостаточно сформирован, имеют место аграмматизмы. Все это затрудняет усвоение общеобразовательной программы.
Коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи состоит из трёх этапов. Первый этап – это работа с первыми классами.
В течение первого этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи создается основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка.
На втором этапе коррекционная работа направлена на формирование у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка. В процессе работы формируются умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов, активного и адекватного их использования в целях общения в разных учебных ситуациях. Кроме того, на занятиях отрабатываются умения устанавливать связь между формой слова и его значением. На логопедических занятиях, в процессе работы дети накапливают опыт различения и выделения морфемных частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов. Привлечение внимания к звуковой стороне и морфемному составу слова вооружает детей средствами, с помощью которых они самостоятельно расширяют запас слов, накапливают звуковые и морфологические обобщения, что обеспечивает полноценное восприятие всех явлений языка, представляющих единства смысла, функции и формального их выражения.
Основной задачей третьего этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.
Подбор тем данной программы, их последовательность и количество часов отведённых на каждую тему определяется спецификой речевого нарушения, с учетом важнейших принципов коррекционной педагогики. Таких, как комплексность, учёт симптоматики и степени выраженности нарушений, системность, постепенное усложнение заданий и речевого материала с учётом зоны ближайшего развития Программа позволяет реализовать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции речевых нарушений, а именно: наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный поход.
Цель I этапа
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Задачи I этапа
Развитие фонематических процессов.
Формирование навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины.
Формирование готовности к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
Закрепление звукобуквенных связей.
Коррекция дефектов произношения.
Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
Развитие внимания, памяти и мышления.
Формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение
словарного запаса.
Развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.
Основные направления работы
Развитие звуковой стороны речи.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.
Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности;
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приёмов самоконтроля;
произвольности общения и поведения.
3. Формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности;
работа в определённом темпе;
применение знаний в новых ситуациях.
Структура и содержание I этапа
Коррекционно – развивающие занятия проводятся в групповой форме.
Тематическое планирование работы состоит из 72 занятий, которые проводятся 3 раза в неделю. Каждое занятие включает в себя игры, упражнения и т.д. Содержание занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей данной группы. Длительность занятия 35 минут.
Оценка результативности программы
Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года
К концу первого этапа у учащихся должны быть:
сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
поставлены и отдифференцированны все звуки.
уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова – термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие - глухие согласные, предложение и т.д.
сформированы навыки учебного конструирования элементарного высказывания с адекватным использованием вышеперечисленных терминов.
Цель II этапа
Восполнение пробелов в развитии лексического и грамматического строя речи.
Основные задачи и направления работы
Развитие звуковой стороны речи.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
уточнение значения используемых синтаксических конструкций;
дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.
Формирование связной речи:
развитие навыков построения связного высказывания;
установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности;
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приёмов самоконтроля;
произвольности общения и поведения.
Формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности;
контроль за ходом своей деятельности;
работа в определённом темпе;
применение знаний в новых ситуациях.
анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
Структура и содержание второго этапа
Коррекционно – развивающие занятия проводятся в групповой форме.
Тематическое планирование работы состоит из 56 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Занятие длится 45 минут.
В начале учебного года отводится несколько занятий на восполнение пробелов по формированию фонематических процессов.
Оценка результативности программы
Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года
К концу второго этапа учащиеся должны научиться:
ориентироваться в морфологическом составе слова, т. е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;
активно пользоваться различными способами словообразования;
правильно использовать новые слова в предложениях различных
синтаксических конструкций;
передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.
Цель III этапа
Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания
Основные задачи и направления работы
1. Развитие навыков построения связного высказывания.
2. Программирование смысловой структуры высказывания.
3. Установление связности и последовательности высказывания4. Отбор языковых средств, для построения высказывания в тех или иных целях (общения: наблюдение, доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).
Структура и содержание третьего этапа
Коррекционно – развивающие занятия проводятся в групповой форме.
Тематическое планирование работы состоит из 56 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Занятие длится 45 минут. В начале учебного года отводится несколько занятий на восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
На этом этапе проводится работа по совершенствованию различных видов синтаксических конструкций, создаются условия для построения текста. Основным содержанием работы является развитие умений и навыков построения текста различных стилей и типов: определение темы и основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой зависимости между ними.
Развиваются умения и навыки построения самостоятельного связного выказывания. При этом большое внимание уделяется развитию у детей различных приёмов мыслительной обработки материала: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение основных отдельных пунктов, составление плана пересказа, изложения.
Оценка результативности программы
Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года
К концу третьего этапа учащиеся должны научиться:
составлять предложения различных синтаксических конструкций;
анализировать текст:
определять тему рассказа (текста);
определять основную мысль текста;
определять последовательность и связность предложений в тексте;
устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
составлять план связного высказывания.
Сравнительный анализ результатов, полученных на начало и на конец года позволяет проследить динамику каждого ребёнка. Данные, полученные в ходе диагностики и наблюдений за каждым ребёнком, заносятся в речевую карту. В ходе реализации коррекционно - развивающей программы идёт тесное взаимодействие логопеда с педагогом класса. Оно заключается в информировании педагога о результатах первичной и завершающей диагностики, проявлениях положительной динамики в ходе проведения занятий.
Литература
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М: КОГИТО – ЦЕНТР, 1996. – (Министерство образования Российской Федерации. Республиканский институт повышения квалификации работников образования)
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие.- М., Владос, 1995.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М..: Просвещение, 1998.
Календарно-тематическое планирование
коррекционной работы первого года обучения детей с общим недоразвитием речи
№ п/п | Темы занятий | Содержание коррекционной работы.
| К-во часов | Дата | |
Развитие речевых процессов | Развитие неречевых процессов | ||||
1. | Речь. Предложение. | Учить слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения. Составление предложений из 3-4 слов при помощи схем. | Развитие: а) оптических диффе- ренцировок на мате- риале геометрических фигур. б) дифференцированно го восприятия букв сначала далёких, а по- том близких; в) исключить лишний элемент и добавить необходимый; г) научить конструиро вать буквы при помощи ниток и пластилина; Развитие: а) слухового внимания и памяти; б) зрительного воспри- ятия; в) мелкой моторики; г) логического мышления; д) способности к пере- ключению. |
1 | |
2. | Предложение. Слово. | Усвоение понятия «слово» как часть предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов , обозначающих живые и неживые предметы. Составление предложений при помощи схем. Анализ предложения. |
1 | ||
3. | Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы (пройденные в классе). | Познакомить учеников со способами образования различных звуков (речевых и неречевых). | 1 | ||
4. | Слоговой состав слова. | Познакомить детей с понятием «слог»; учить дифференцировать слоги и слова, односложные и двусложные. |
2 | ||
5. | Ударение. | Познакомить детей с ударением и его ролью в слове; работать над интонацией; учить соотнесению слов с ритмическими схемами; тренировать в определении ударной гласной и ударного слога; развивать логическое мышление. |
2 | ||
6. | Гласные звуки и буквы а, у . | Учить слышать и выделять гласные звуки «а», «у» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в начале, середине и в конце слова. Уточнение и обогащение словаря по теме «Овощи», развитие связной речи. | 1 | ||
7. | Гласный звук и буква о | Учить слышать и выделять гласный звук «о» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в начале, середине и в конце слова. Уточнение и обогащение словаря по теме «Фрукты», развитие связной речи. | 1 | ||
8. | Гласный звук и буква ы | Учить слышать и выделять гласный звук «ы» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в середине и в конце слова. Уточнение и обогащение словаря по теме: Одежда», развитие связной речи. | 1 | ||
9. | Гласный звук и буква и | Учить слышать и выделять гласный звук «и» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в начале, середине и в конце слова. Звукобуквенный анализ слов. Уточнение и обогащение словаря по теме «Обувь», развитие связной речи. | 1 | ||
10. | Звуки о-у (Дифференциация по акустическому сходству). | Учить детей сравнивать звуки по акустико-артикуляционному сходству; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах. Звукобуквенный анализ слов. Уточнение и обогащение словаря по теме «Птицы», развитие связной речи | 1 | ||
11. | Звуки и-у (Дифференциация по кинетическому сходству) | Учить детей сравнивать буквы по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах. Звукобуквенный анализ слов. Уточнение и обогащение словаря по теме «Дикие животные», развитие связной речи | 1 | ||
12. | Звуки о - а (Дифференциация по кинетическому сходству). | Учить детей сравнивать буквы по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах. Соотнесение букв с символами. Звукобуквенный анализ слов. Уточнение и обогащение словаря по теме «Домашние животные», развитие связной речи. | 1 | ||
13. 14 | Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. | Познакомить с согласными звуками; учить давать сравнительную характеристику этих звуков; развивать фонематический анализ и синтез; обогащать и уточнять словарь по теме «Дикие и домашние животные, и их детеныши»». Познакомить с согласными звуками; учить давать сравнительную характеристику этих звуков; развивать фонематический анализ и синтез; обогащать и уточнять словарь по теме «Транспорт». |
2 | ||
1 | |||||
15. | Согласные звуки С—С '. Буква С. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С—С '. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Работа по звуковому анализу. Соотношение звуков с символами. Работа на уровне слога, слова и предложения. Развитие фонематического анализа и синтеза. Развитие слуховой памяти. Развитие логического и образного мышления. Уточнение и обогащение словаря по теме «Виды транспорта», развитие связной речи | 1 | ||
16. | Согласные звуки Т—Т". Буква Т. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Т—Т". Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Знакомство с характеристикой данных звуков. Работа с паронимами. Развитие слухового внимания, памяти и восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу. Соотнесение звуков занятия с символами. Уточнение и обогащение словаря по теме: «Дни недели», развитие связной речи | 1 | ||
17. | Согласные звуки Л—Л'. Буква Л. | Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков Л—Л' в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов. Уточнение и обогащение словаря по теме: «Мебель», развитие связной речи | 1 | ||
18. | Согласные звуки Р—Р' . Буква Р. | Учить детей дифференцировать звуки Р—Р', р-л; развивать зрительное восприятие и оптические представления, навыки звукобуквенного и слогового анализа слов, словообразования, учить оперировать в речи обобщающими понятиями. | 1 | ||
19. | Звуки Р—Р', Л—Л'., Р - Л | Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков Р—Р', Л—Л' в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов. Уточнение и обогащение словаря по теме «Профессии», развитие связной речи |
1 | ||
20. | Согласные звуки П - П'. Буква П. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков П - П'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи Знакомство с обозначением звонких и глухих звуков. Соотнесение звуков с символами. | 1 | ||
21. | Дифференциация согласных п-т по кинетическому сходству. | Научить соотносить буквы со звуками и символами, сравнивать буквы изолированно, в слогах и совах; развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа. Учить конструировать и реконструировать буквы. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи | 1 | ||
22. | Согласные звуки3—3' Буква З. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков 3—3'. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Работа по звуковому анализу. Соотношение звуков с символами. Работа на уровне слога, слова и предложения. Развитие фонематического анализа и синтеза. Развитие слуховой памяти. Развитие логического и образного мышления. Уточнение и обогащение словаря по теме «Времена года», развитие связной речи. | 1 | ||
23. | Звуки 3—3', С—С, З – С | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков 3—3', С—С. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Работа по звуковому анализу. Соотношение звуков с символами. Работа на уровне слога, слова и предложения. Развитие фонематического анализа и синтеза. Развитие слуховой памяти. Развитие логического и образного мышления. Уточнение и обогащение словаря по теме: «Посуда», развитие связной речи | 1 | ||
24. | Согласные звуки Б—Б' . Буква Б. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Б—Б'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия. Знакомство с обозначением звонких и глухих звуков. Соотнесение звуков с символами. Уточнение и обогащение словаря по теме: «Насекомые», развитие связной речи. | 1 | ||
25. | Звуки Б—Б', П— П, Б - П' | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Б—Б', П— П',. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия. Знакомство с обозначением звонких и глухих звуков. Соотнесение звуков с символами. Уточнение и обогащение словаря по теме: «Месяцы», развитие связной речи. | 1 | ||
26. | Согласные звуки Д—Д'. Буква Д. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Д—Д'. Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с характеристикой данных звуков. Работа с паронимами. Развитие слухового внимания, памяти и восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу. Соотнесение звуков занятия с символами. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи. | 1 | ||
27. | Звуки Д—Д', Т—Т", Д - Т | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Д—Д', Т—Т". Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с характеристикой данных звуков. Работа с паронимами. Развитие слухового внимания, памяти и восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу. Соотнесение звуков занятия с символами. Уточнение и обогащение словаря по теме: «Деревья», развитие связной речи. | 1 | ||
28. | Дифференциация согласных б-д по кинетическому сходству. | Научить соотносить буквы со звуками и символами, сравнивать буквы изолированно, в слогах и совах; развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа. Учить конструировать и реконструировать буквы. Обогащать словарь. | 2 | ||
29. | Согласные звуки К—К' . Буква К. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков К—К'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами. Развитие слухового внимания. Развитие слухового и зрительного восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу. | 1 | ||
30. | Согласные звуки Г—Г'. Буква Г. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Г—Г'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами. Развитие слухового внимания. Развитие слухового и зрительного восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу |
1 | ||
31. | Звуки Г—Г', К—К',Г – К | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Г—Г', К—К'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков занятия с символами. Развитие слухового внимания. Развитие слухового и зрительного восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу | 1 | ||
32. | Гласные I- II ряда. | Знакомство с гласными I ряда. Знакомство с гласными II ряда. Дифференциация понятий звук — буква. Дифференциация твердых и мягких согласных | 1 | ||
33. | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными ы-и. | Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной И. Дифференциация твердых и мягких согласных на уровне слога, слова, словосочетания, предложения. Знакомство с обозначением твердых и мягких согласных. Выделение гласных Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. | 1 | ||
34. | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными а-я. | Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. развивать фонематическое восприятие , навыки звукового и слогового анализа. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи. |
2-3 | ||
35. | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными о-ё. | Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация 0—Е в слогах, словах, предложениях, тексте. Знакомство с обозначением твердых и мягких согласных Развивать фонематическое восприятие , навыки звукового и слогового анализа. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи. | 2-3 | ||
36. | Твёрдые и мягкие согласные перед гласными у – ю. | Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Ю. Дифференциация твердых и мягких согласных в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях и тексте. Развивать фонематическое восприятие , навыки звукового и слогового анализа Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи.. |
2-3 | ||
37. | Дифференциация гласных ё – ю по акустическому сходству. | Буквы Ё – Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Ё – Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. | 2-3 | ||
38. | Дифференциация гласного звука е и й | Учить дифференцировать гласную е и й развивать фонематическое восприятие , навыки звукового и слогового анализа, навыки словоизменения. Обогащение словарного запаса. |
1 | ||
39. | Контрольный диктант. | 1 | |||
40. | Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. | Познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. Учить соотносить букву с символом. | 2 | ||
41. | Мягкий знак в середине слова. | Познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. Учить соотносить букву с символом. | 2 | ||
42. | Проверочная работа. | 1 | |||
43. | Звук и буква Ш. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звука Ш. Сравнение звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звука на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического слуха, восприятия, звукового и слогового анализа | 1 | ||
44. | Звук и буква Ж. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звука Ж. Узнавание звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звука на письме. Развитие фонематического слуха, восприятия, звукового и слогового анализа | 1 | ||
45. | Звуки Ш - Ж. | Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звуков на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического слуха, восприятия, звукового и слогового анализа |
1 | ||
46. | Звуки С – Ш. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С—Ш. Соотнесение звуков с буквами. Сравнение артикуляции. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха, восприятия. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа и синтеза. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи. | 1 | ||
47. | Звуки З - Ж. | Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков, 3—Ж. Сравнение звуков на всех этапах работы. Соотнесение звуков с буквами. Развитие фонематического слуха, восприятия. Развитие логического мышления. Развитие зрительной и слуховой памяти. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи. |
1 | ||
48. | Звуки Ч—Т' | Знакомство с характеристиками звуков. Соотнесение с буквами. Сравнение звуков на всех уровнях работы. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Развитие фонематического и слухового внимания. Развитие фонематического и слухового восприятия. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи. | 2 | ||
49. | Звуки С - Ц. | Сравнение характеристики звуков. Выделение данных звуков в ряду звуков, слогов, слов. Сравнение звуков во всех позициях. Соотнесение звуков с буквами. Работа с паронимами. Развитие неречевых процессов. Развитие словаря на звуки С, Ц. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи. |
2 | ||
50. | Звуки Ц – Т. | Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Сравнение данных звуков во всех позициях. Сравнение паронимов по трем признакам: произношение, написание, значение. Развитие неречевых процессов. Развитие словаря на заданные звуки |
2 | ||
51. | Звуки Ч - Щ. | Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и с символами. Выделение звуков Ч—Щ в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи. |
1 | ||
52. | Звуки Щ – С. | Учить дифференцировать звуки и буквы щ - с в слогах, словах и предложении. Учить детей давать сравнительную характеристику звукам. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи. | 1 | ||
53. | Звуки Ч—Ц | Знакомство с характеристиками звуков. Соотнесение с буквами. Сравнение звуков на всех уровнях работы. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Развитие фонематического и слухового внимания. Развитие фонематического и слухового восприятия. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи. | 1 | ||
54. | Буква «ь» мягкий знак. | Знакомство с «ъ» мягким знаком. Соотнесение мягкого знака с символом. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака в словах при обозначении мягкости и при разделении. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой. | 1 | ||
55. | Проверочная работа. | Диктант. | 1 | ||
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. |
Календарно-тематическое планирование
коррекционной работы второго года обучения детей с общим недоразвитием речи
Этап | Кол- во часов | Дата | Темы занятий | Содержание коррекционной работы |
1. | Восполнение пробелов по формированию фонематических процессов | |||
1 | Предложение. Интонационная законченность предложения. | Составление связного текста из предложений в 4-5 слов. Составление предложений при помощи схем с использованием сюжетных картинок. | ||
1 | Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы. | Образование гласных и согласных звуков. Наблюдение за работой органов речи. Заполнение таблицы. Закрепить слова – термины ( звук, слог, буква, гласные и согласные). | ||
1 | Звукобуквенный анализ слов. | Уточнение первоначального представления о звукобуквенном составе слова. Закрепить слова – термины ( звук, слог, буква, гласные и согласные). | ||
1 | Слог. Слоговой состав слова. | Показать слогообразующую роль гласных в слове, научить детей делить слова на слоги, выделяя гласные. | ||
1 | Ударение. | Показать детям смыслоразличительную и фонетическую роль ударения. Учить слышать и выделять ударный слог в слове. | ||
1 | Дифференциация гласных первого и второго ряда. | Научить различать твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости с помощью гласных второго ряда. | ||
1 | Дифференциация гласных а–я. | Сформировать у учеников умение выбирать ту или иную гласную букву, опираясь на твёрдость или мягкость впереди стоящего согласного. Дифференциация гласных а-я в слогах, словах словосочетаниях и предложениях. | ||
1 | Дифференциация гласных у-ю. | Сформировать у учеников умение выбирать ту или иную гласную букву, опираясь на твёрдость или мягкость впереди стоящего согласного. Дифференциация гласных у-ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | ||
1 | Дифференциация гласных о –ё. | Дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | ||
1 | Дифференциация гласных ё-ю. | Дифференциация гласных ё-ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | ||
1 | Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака в конце слова. | Сформировать понятие о мягкости согласных при помощи мягкого знака в конце слова. Звукобуквенный анализ слов. | ||
1 | Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака в середине слова. | Сформировать понятие о мягкости согласных при помощи мягкого знака в середине слова. Звукобуквенный анализ слов. | ||
3-4 | Дифференциация твердых и мягких согласных звуков
| Дифференциация согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | ||
2 | Разделительный мягкий знак. | Учить слышать в слове мягкий согласный и небольшую паузу перед полным звучанием последующего гласного 2-го ряда. | ||
1 | Проверочная работа. | Диктант | ||
2. | Восполнение пробелов в развитии лексического и грамматического строя речи. | |||
1 | Однокоренные слова. | Учить выделять общую часть в словах, в которых заключён лексический смысл родственных слов. | ||
1-2 | Родственные слова. Сходство и различие однокорен -ных и родственных слов. | Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования. | ||
1-2 | Корень слова. | Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов | ||
3-4 | Безударная гласная в корне. | Учить слышать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. Учить подбирать проверочные слова. | ||
1 | Сложные слова. | Упражнять детей в словообразовании существительных путём сложения основ по образцу. Учить находить сложные слова из ряда других слов в тексте. | ||
1 | Проверочная работа. | Учить выделять из слова корень. Учить подбирать проверочные слова. | ||
2 | Словообразование существительных. Образование слов при помощи суффиксов в именах существи- тельных, обозначающих детё -нышей животных, имеющих уменьшительно-ласкательное значение и суффиксы имеющие увеличительное значение: - онок-,-ёнок- (слонёнок); -ат-,ят (утята); -иц-, -их- (львица); - чик-, -ок- (кузовок, чемодан чик); -ечк-, -очк- (ленточка, Анечка); -ик-, -к- (столик, рыбка); -ищ- (ручища, домище). | Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря при помощи существительных с уменьшительно-ласкательным значением и т.д. Выбор суффикса. | ||
2-3 | Образование слов при помощи суффиксов в именах существи тельных мужского рода обозна чающих профессии: -щик-, -чик (мебельщик); -ёр-, -ор-, -тель-, -ер-, -арь- (шахтёр, учитель, милиционер, аптекарь); -ист-,- ник-, -льщик (футболист, дворник, чистильщик). Образование слов при помощи суффиксов в именах существи тельных женского рода, обозна чающих профессии:-щиц-, чиц--ниц-, -иц-,- их-(гардеробщица, переплётчица, повариха, работ -ница, мастерица). | Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по темам: профессии, выбор суффикса. | ||
1 | Образование слов при помощи суффиксов, имеющих значение вместилища и значение еде -ничности: - ник-, -ниц- (соусник, конфетница); -ин -инк (жемчужина, виноградинка). | Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по темам: посуда, ягоды. Выбор суффикса. | ||
1 | Словообразование прилагательных. Образование слов при помощи суффиксов в именах прилага -тельных в значении смягчённой степени: -оват-, -еват-; -оньк-, -еньк-, -ушк-, - юшк-, -иньк-; | Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря. Выбор суффикса. | ||
1 | Проверочная работа. | |||
1 1 1 | Словообразование глаголов. Образование слов при помощи приставок. Приставки, выражающие сле -дующие отношения: -- направление действия В-, НА-, С-. - начало действия (заболеть, закричать. - приставки с пространственным и временным значением: В-, ВЗ-, ВЫ-, ПОД-, НАД-, ОТ- У-, ПРО-, ПЕРЕ-. - приставки, обозначающие близкие и противоположные действия: В-, ВЫ-, ЗА-, ОТ-, С- ПОДО-, ОТО-, и т.д. | Формировать представление о приставке как части слова. Учить детей обращать внимание на смысловые оттенки, которые придаёт слову приставка. | ||
1 | Окончание. | Чтение предложений, насыщенных однокоренными словами с разными окончаниями. | ||
1 | Проверочная работа. | |||
1 | Предлоги. Предлоги в, на, из | Знакомство с предлогами в, на, из, с их значением и ролью в предложении и словосочетаниях. Формирование представления о предлоге как отдельном слове. Развитие пространственных представлений. Практическое употребление в речи. | ||
1 | Предлоги под , из-под, за, из- за. | Знакомство с предлогами под, из-под, за, из-за их написанием и значением. Развитие пространственных представлений. Практическое употребление в речи. | ||
1 | Предлоги у, около, перед. | Знакомство с предлогами у, около, перед, их написанием и значением. Развитие пространственных представлений, практическое употребление в речи. | ||
1 | Предлоги к ,от, до. | Знакомство с предлогами к, от, до их написанием и значением. Развитие пространственных представлений, практическое употребление в речи. | ||
1 | Предлоги с, со, на, над. | Знакомство с предлогами на, над с, со, их написанием и значением. Развитие пространственных представлений, практическое употребление в речи. | ||
1 | Предлоги через, между. | Знакомство с предлогами через , между, их написанием и значением. Развитие пространственных представлений, практическое употребление в речи. | ||
1 | Предлоги, имеющие различное значение: у, с, за, из-за, в, из. | Развитие пространственных представлений, практическое употребление в речи. | ||
1 | Проверочная работа. | |||
1 | Дифференциация предлогов и приставок. Различение разных предлогов и приставок. | Учить выделять и дифференцировать предлоги и приставки, уметь писать и находить их в предложениях. | ||
2 | Различение одинаковых в напи- сании предлогов и приставок. | Учить выделять и дифференцировать предлоги и приставки, уметь писать и находить их в предложениях. | ||
1 1 1 | Овладение навыком подбора антонимов, синонимов, способа их употребления. Антонимы. Синонимы. Понятие о многозначности слов. | Знакомство с антонимичными парами в предложениях и текстах. Учить использование синонимы в речи, для более точного выражения мысли. | ||
1 | Проверочная работа. | Диктант. |
Календарно-тематическое планирование коррекционной работы третьего этапа обучения детей
с общим недоразвитием речи
№ п/п | Количест во часов | Дата | Тема занятия | Содержание коррекционной работы |
Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи | ||||
1. | 1 | Ударение. Деление слов на слоги. | Наблюдение за смыслоразличительной и фонетической ролью ударения. | |
1 | Твёрдые и мягкие согласные. | Закрепить знания детей о смягчении согласных при помощи гласных второго ряда и мягкого знака. | ||
1 | Звонкие и глухие согласные. | Закрепить знания детей о правописании звонких и глухих согласных. | ||
1-2 | Состав слова. Корень. | Продолжать знакомить детей с понятиями «корень слова», «сложное слово»; тренировать в подборе родственных слов, в выделении главной и значимой части слова. Работа с карточками. | ||
2-3 | Безударная гласная в корне. | Нахождение и проверка безударных гласных в слове, обогащение словаря родственными словами. Работа с карточками. | ||
2-3 | Суффиксальное словообразование. | Чтение текстов насыщенных суффиксами. Восстановление слов в предложениях с пропущенными суффиксами. Изучение прилагательных с разными суффиксами. Работа с карточка- ми. | ||
1-2 | Окончание. | Чтение предложений, насыщенных однокоренными словами с разными окончаниями. Работа с карточками. | ||
2 | Префиксальное словообразование. | Чтение рассказов насыщенных приставками. Восстановление предложений с пропущенными приставками в словах. Работа с карточками. | ||
1 | Дифференциация приставок и предлогов. | Совершенствование умения различать разные приставки и предлоги, а также одинаковые в написании приставки и предлоги в словосочетаниях и предложениях. Работа с карточками. | ||
1 | Проверочная работа | |||
Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания | ||||
2. | 1 | Предложение. Виды предло- жений по интонационной законченности | Чтение стихотворений и рассказов. Расстановка знаков препинания в тексте, на карточках. Выразительное чтение. | |
2.1 | 1-2 | Составление сложносочи нённых предложений с сою- зами и, но, а. | Работа с карточками. | |
1-2 | Построение сложнопод- чинённых предложений со словами чтобы, потому что, который, их перестроение. | Работа с карточками. | ||
1 | Деление сложных предложе- ний на простые. | Работа с карточками. | ||
1 | Конструирование предложений. | Учить конструировать предложения по интонации, порядку слов. | ||
2.2 | 1 | Текст. | Формирование понятия «текст» на основе осознания его основных признаках: а) смысловое единство; б) заглавие; в) тема; г) содержание; д) основные мысли; е) структура текста – начало, основная часть, конец. | |
1-2 | Работа с деформированным текстом. | Работа с деформированным текстом: определение границ предложений; последовательность предложений в тексте. Сравнение текста и набора слов; текста и его различных искажённых вариантов (пропуск начала, середины или конца). | ||
2.3 | 1 | Тема и основная мысль в тексте. | Знакомство с понятием «тема», «основная мысль текста». Развитие умения определять в тексте его тему и основную мысль. | |
2.4 | 1 | Заглавие и его роль в структуре текста. | Развитие умения озаглавливать текст, опираясь на тему и основную мысль. Учить подбирать названия к текстам и стихотворениям. | |
2.5 | 2 | Деление текста на части. Краткий пересказ. | Абзац как структурная часть текста. Совершенствование умения определять смысловую структуру каждой части. Обучение краткому пересказу | |
2.6 | 2 | План текста. | Знакомство с понятием «план» текста. План – отражение содержания текста. Формирование умения составлять план. Пересказ текста по плану | |
2.7 | 3 | Пересказ текста. Виды пересказа. | Формирование умения пересказывать текст. Знакомство с последовательным, выборочным и кратким пересказом. Выборочный пересказ Краткий пересказ Творческий пересказ . | |
2.8 | 3 | Типы текста: описание, повествование, рассуждение. | Знакомство с тремя типами текста. Развитие умения ориентироваться в типологии текста. Определение типа текста по его началу. Составление рассказов: по вопросам, по картинкам. | |
2.9 | 3 | Описательный рассказ. | Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам. | |
2.10 | 3 | Рассказ по серии картинок. | Составление рассказов по серии картинок. Логическая расстановка сюжетных картинок и выяснение скрытого смысла. Запись рассказа в тетрадь. | |
2.11 | 2 | Рассказ по сюжетной картинке. | Рассмотрение картины, выяснение её содержания по вопросам. Запись рассказа в тетрадь | |
2.12 | 1-2 | Чтение начала рассказа и самостоятельное продолжение. Запись рассказа в тетрадь. | ||
2.13 | 1-2 | Составление рассказа на заданную тему. | Составление рассказа на темы: «Весна», «Лето». Запись рассказа в тетрадь. | |
1 | Проверочная работа. | Диктант. | ||
1 | Итоговая работа. | Составление рассказа по серии картинок. |
Н.В. Корытко учитель-логопед
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционных логопедических занятий в первых классах.
Преодаление фонетико-фонематического и общего недорозвития речи....
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР.
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР....
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи).
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи)....
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи.
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи....
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии.
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии....
Программа коррекционной логопедической работы с детьми с ТНР
Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми, испытывающими трудности формирования устной и письменной речи, обеспечить системный подход к...
Программа логопедических занятий с детьми 2-ого класса ТНР
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), Федерального з...