Программа логопедических занятий с детьми 2-ого класса ТНР
учебно-методический материал по логопедии (2 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2a.docx | 90.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1).
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
Для успешного обучения русскому языку и формирования процесса письма очень важен хорошо сформированный языковой уровень (звуковой, слоговой), фонематический анализ и синтез, выделение звуков из речевого потока, правильное, чёткое произношение. Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например [м], [ н], [ т], [п].
Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: язычных, например [р], [л], свистящих ([с], [з], [ ц]) и шипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]), заднеязычных ([к], [г], [х]). Обычно твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одинаковой степени. Например, если ребенок неправильно произносит звуки [к], [г], то дефектными оказываются также и их мягкие пары, т.е. [к’] и [г’]. исключение составляют звуки [р] и [л]. мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по способу артикуляции, чем твердые варианты.
Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах или смешениях.
Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба»), в середине (пароход – «паоход») и в конце (шар – «ша»).
Искажение звука выражается в том, что в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций вместо правильного произносится звук, который не свойственен фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Например, велярный [р], когда вибрирует тонкий край мягкого неба, или увулярный [р], когда вибрирует маленький язычок, межзубный[с], боковой [ш], двугубный [л] и др.
Иногда у ребёнка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно выбрать звук. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и тоже слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков.
Звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонетической системе языка. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикулярных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребёнка не образовались акустические и артикуляционные образы отдельных звуков. В этих случаях им оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного речевого звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается неполной, т.к. не все необходимые для речи слуходвигательные образования (звуки) сформировались. Замены могут быть следующими:
- замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных [к] и [г] взрывными переднеязычными [т] и [д] («тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т.п.);
- замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающих по способу образования, например фрикативного переднеязычного с переднеязычным [т] («танки» вместо санки);
- замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например с губно-зубным [ф] («фумка» вместо сумка);
- замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);
- замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по ризнаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).
В зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, дислалии подразделяются на простые и сложные. К простым (мономорфным) относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки, к сложным (полиморфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (свистящие и соноры).
В соответствии с характером дефекта произношения, относящегося к определенной группе звуков, выделяют следующие виды дислалии:
1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук [с]) – недостатки произношения свистящих ([с], [с’], [з], [з’], [ц]) и шипящих ([ш], [ж], [ч], [щ]) звуков. Один из самых распространенных видов нарушение произношения.
2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающей звук [р]) – недостатки произношения звуков [р] и [р’].
3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающец звук [л]) – недостатки произношения звуков [л] и [л’].
4. Дефекты произношения небных звуков:
Каппацизм – звуков [к] и [к’]; гаммацизм – звуков [г] и [г’]; хитизм – звуков [х] и [х’]; йотацизм – звука [й] (от названий греческих букв каппа, гамма, хи, йота, обозначающих соответственно звуки [к], [г], [х], [й]).
5. Дефекты озвончения – недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т.д. Этот недостаток часто встречается у детей, страдающих тугоухостью.
6. Дефекты смягчения – недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их твердыми, например д’-д, п’-п, к’-к, р’-р и т.д. Исключение составляют только звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар, и звуки [ч], [щ], [й], которые произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.
Перечисленные виды нарушений: замены, смешении и искажения звуков — в традиционной логопедии рассматриваются как рядоположные. В современных логопедических исследованиях, опирающихся на положения лингвистики, они подразделяются на две разноуровневые категории. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay), или (что, то же самое) фонематические (Р. Е. Левина) дефекты, при которых нарушена система языка. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф. Ф. Pay), или фонетические дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи. Такое разделение углубляет представление о структуре речевого дефекта и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР
У обучающихся, поступивших в ГБОУ школа-интернат №18 с общим недоразвитием речи отмечается недоразвитие лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Нарушения звукопроизностиельной и звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования.
У обучающихся наблюдаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи у детей данной категории проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они затрудняются в подборе редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии может отразиться на качестве овладения программой по русскому языку.
При углубленном логопедическом обследований у обучающихся наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм: ошибки в употреблении падежных окончаний, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. У некоторых отмечается незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, у других - устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью у данной категории обучающихся является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа по серии сюжетных картин.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечается несформированность отдельных базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
Содержание работы
Целью реализации программы является создание условий для освоения содержания образования.
Задачи:
- Преодоление нарушений звукопроизношения;
- Развитие фонематического анализа и синтеза;
- Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,
предложения и текста; - Формирование и развитие грамматически правильной речи;
- Формирование и развитие выразительной, связной речи;
- Обогащение словарного запаса;
- Развитие фонематического восприятия;
- Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
- Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
- Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,
зрительного, кинестетического. - Развитие познавательных процессов: слухового внимания,
зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,
логического мышления.
Коррекционно-развивающая работа имеет два направления:
Первое направление: преодоление произносительных недостатков звучащей речи, осуществляется при помощи индивидуальных и подгрупповых занятий по постановке и автоматизации нарушенных в произношении звуков. Работа по данному направлению проводится в несколько этапов:
Первый этап: подготовительный
Формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.
• развитие органов артикуляции;
•развитие слухового внимания и слухового контроля;
•развитие звукового восприятия
Второй этап: постановка звука Постановка звука (изолировано).
•коррекция дефектов произношения;
• формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
•развитие психических функций;
•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Третий этап: автоматизация звука
Закрепление звука в речи, коррекция дефектов произношения; развитие психических функций; развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Четвертый этап: дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.
•коррекция дефектов произношения;
•развитие психических функций;
•активизация и расширение словарного запаса;
•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Второе направление: групповая работа, направленная на коррекцию фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Работа по данному направлению проходит в два этапа
Первый этап - подготовительный
Второй этап - коррекционная работа на фонематическом уровне
Общее количество занятий
Обследование всех компонентов речи обучающихся проводится в начале и в конце года две первые и последние недели-
На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию понятия «речь», дифференциации устной и письменной речи. Затем проводится работа над предложением, анализом предложений и составлением схем. Важнейшей задачей первого этапа является знакомство со словами, обозначающими предметы, действие предмета и признак предмета. Уточняется представление об одушевлённых и неодушевлённых предметах. Проводится классификация предметов. Уточняется и расширяется глагольный словарь и словарь признаков. Проводится знакомство обучающихся с анатомическим строением артикуляционного аппарата, а также со способами образования речевых звуков. На первом этапе решается важнейшая задача определять главные артикуляционные отличия гласных и согласных звуков, определение количества и последовательности звуков в слове.
На втором этапе развивается, уточняется и активизируется речевой запас по лексическим темам, развивается способность наблюдать, находить различия и сходства предметов, явлений, понимать и объяснять смысл устойчивых выражений, определять предметы или явления с помощью иносказательного описания (загадки), закрепления чёткости и разборчивости произнесения текстов (чистоговорки, скороговорки, поговорки, пословицы).
Развивается умение составлять предложения с заданным словом, восстанавливать правильный порядок слов в предложении, образовывать новые слова с использованием разных способов словообразования, объяснять образование сложных слов, понимать и правильно использовать логико-грамматические конструкции.
Развивается фонематическое восприятие (развитие способности различать оппозиционные звуки изолировано). Формируется слоговой анализ и синтез. Развивается фонемный синтез и анализ.
Планируемые результаты освоения
коррекционно-развивающего курса
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта результатами освоения образовательной программы является формирование учебной деятельности школьника, овладение им универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Личностные УУД:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные УУД:
- самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
- формирование умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных вариантов и искать самостоятельно средства достижения цели;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
- формирование речевой активности;
- совершенствование экспрессивной и импрессивной речи и её интонационной
выразительности;
- расширение, уточнение, активизация пассивного и активного словаря;
- коррегирование грамматического строя речи;
- умение планировать речевое высказывание;
- развитие слухового внимания и памяти, фонематического слуха;
- совершенствование средств общения (просодику, мимику и др).
- умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- умение осознавать и воспроизводить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Тематическое планирование групповых
логопедических занятий
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1. | Обследование | 2 |
2. | Этап 1. Подготовительный | 7 |
3. | Речь. Предложение. Слово. Звуковой состав слова. | 1 |
4. | Понятие о речи | 1 |
5. | Понятие о предложении | 1 |
6. | Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки | 3 |
7. | Звуки речи | 1 |
8. | Этап 2. Коррекционная работа на фонематическом уровне. | 23 |
9. | Раздел 2. Гласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных. | 1 |
10. | Гласные звуки и буквы | 1 |
12. | Раздел 3. Согласные звуки и буквы | 22 |
13. | Дифференциация согласных по звонкости и глухости | 6 |
14. | Дифференциация по акустическому сходству | 5 |
15. | Дифференциация согласных твёрдых — мягких (1-й способ смягчения) | 3 |
16. | Дифференциация согласных твёрдых — мягких (2-й способ смягчения) | 4 |
17. | Обследование | 2 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование индивидуальных
логопедических занятий
№ | Тема занятия | Количество часов |
Преодоление недостатков произносительной стороны речи | 6-10 | |
Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне | 12-15 | |
Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне | 18-20 | |
Коррекционная работа на фонетическом уровне | 13-14 | |
Коррекционная работа на синтаксическом уровне работа над связной речью | 5-8 | |
Обследование | 8 | |
ИТОГО: 68 часов |
Формы контроля:
Обследование устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальное и индивидуальное);
проверочные работы по темам и слуховые диктанты в течение года (в группе);
тестирование;
Оценка динамики индивидуальных достижений сформированности устной и письменной речи проводится на основании сопоставления данных первичной, промежуточной и итоговой диагностикии и отражается в речевой карте.
В конце учебно-коррекционного года учитель-логопед фиксирует результаты работы с обучающимися в годовом отчете.
УМК учителя – методические пособия для учителя-логопеда по программам: «Коррекция аграмматической дисграфии», «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция оптической дисграфии», «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», (автор: Мазанова Е.В., 2006 г.)
УМК обучающегося – рабочие тетради по программам: «Коррекция аграмматической дисграфии», «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция оптической дисграфии», «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», (автор: Мазанова Е.В., 2006 г.)
Лист коррекции
Запланировано | Откорректировано |
Календарно-тематическое планирование групповых логопедических занятий во 2А классе
№ занятия | Тема раздела/ тема занятия | Количество часов | Дата фактического проведения занятия | |
п/п | в теме | |||
Обследование | 2 | |||
Подготовительный период (7 часов) | ||||
Знакомство с кабинетом. Понятие о речи. | 1 | |||
Понятие о предложении. Понятие о слове. | 1 | |||
Слова, называющие предметы. | 1 | |||
Слова, называющие действия. | 1 | |||
Слова, называющие признаки. | 1 | |||
Звуки речи. Речевой аппарат. | 1 | |||
Дифференциация гласных и согласных звуков. | 1 | |||
Коррекционная работа на фонематическом уровне (23 часа) | ||||
Ударение. | 1 | |||
Дифференциация [п] [п’] – [б] [б’]; буквы П - Б | 1 | |||
Дифференциация [т] [т’] – [д] [д’]; буквы Т - Д | 1 | |||
Дифференциация [к] [к’] – [г] [г’]; буквы К - Г | 1 | |||
Дифференциация [с] [с’] – [з] [з’]; буквы С - З | 1 | |||
Дифференциация [ф][ф’] – [в] [в’]; буквы В - Ф | 1 | |||
Дифференциация [ш] – [ж]; буквы Ш - Ж | 1 | |||
Дифференциация [ш] – [с]; буквы Ш - С | 1 | |||
Дифференциация [ж] – [з]; буквы Ж - З | 1 | |||
Дифференциация [ч] – [т’]; буквы Ч - Т | 1 | |||
Дифференциация [р] – [л]; буквы Р - Л | 1 | |||
Дифференциация [л’] - [й]; буквы Л - Й | 1 | |||
Буква Я | 1 | |||
Буква Ё | 1 | |||
Буква Е | 1 | |||
Буква Ю | 1 | |||
Выделение гласных 2 ряда из слов. | 1 | |||
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. | 1 | |||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. | 1 | |||
Буква Ь. Анализ слов с Ь. | 1 | |||
Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «ь» в конце слова. | 1 | |||
Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «ь» в середине слова. | 1 | |||
Разделительный мягкий знак. | 1 | |||
Обследование | 2 | |||
ИТОГО: 34 часа |
Календарно-тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими недостатки чтения и письма
Ф.И.: Грибенюк Савва
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
Обследование устной и письменной речи | 4 | ||
Звук. Буква. Гласные – согласные звуки | |||
1. | Звук. Буква. Гласные – согласные звуки | 2 | |
Гласные звуки и буквы | |||
2 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А. | 1 | |
3 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У. | 1 | |
4 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О. | 1 | |
5 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э. | 1 | |
6 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы. | 1 | |
7 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И. | 1 | |
8 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я. | 1 | |
9 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ю. | 1 | |
10 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Е. | 1 | |
11 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ё. | 1 | |
Согласные звуки и буквы | |||
12 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р-Л. | 1 | |
13 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М-Н. | 1 | |
14 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б-П. | 1 | |
15 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г-К. | 1 | |
16 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В-Ф. | 1 | |
17 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Д-Т. | 1 | |
18 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы З-С. | 1 | |
19 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж-Ш. | 1 | |
20 | Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков. | 1 | |
21 | Развитие навыков звуко-буквенного анализ и синтеза слов. | 2 | |
22 | Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Итоговое занятие | 1 | |
Слог. Слоговой анализ и синтез | |||
23 | Слоги. Слоговой анализ слов | 1 | |
24 | Слог. | 1 | |
25 | Слоги. Слоговой анализ двусложных и трёхсложных слов. | 2 | |
26 | Слог. Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза. | 2 | |
27 | Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие. | 2 | |
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст | |||
28 | Ударение. | 1 | |
29 | Ударение. Ударный слог. Ударная гласная. | 2 | |
30 | Дифференциация предлогов и приставок. | 3 | |
31 | Развитие навыков языкового анализа и синтеза. | 3 | |
32 | Повторение | 2 | |
33 | Имена существительные. Работа над текстом | 2 | |
34 | Имена прилагательные | 3 | |
35 | Глаголы | 3 | |
36 | Предложение | 2 | |
37 | Состав предложения | 3 | |
38 | Работа над текстом | 3 | |
39 | Итоговое занятие | 1 | |
40 | Обследование устной и письменной речи | 4 | |
ИТОГО | 68 |
Календарно-тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, чтения и письма
Ф.И.: Гордеев Вячеслав
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
Обследование | 4 | ||
Подготовительный этап работы | |||
1 | Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | 1 | |
2 | Звуки | 1 | |
3 | Гласные и согласные звуки | 1 | |
Преодоление недостатков произносительной стороны речи | |||
4 | Автоматизация звуков Л, ЛЬ | 5 | |
5 | Автоматизация звуков Р, РЬ | 5 | |
6 | Дифференциация соноров. Звуки Р-Р’-Л-Л’ | 7 | |
Коррекция фонематических процессов | |||
Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е | 1 | ||
Дифференциация гласных А-Я | 1 | ||
Дифференциация гласных У-Ю | 1 | ||
Дифференциация гласных О-Ё | 1 | ||
Дифференциация гласных Ы-И | 1 | ||
Дифференциация гласных Э-Е | 1 | ||
Мягкий знак | 1 | ||
Звонкие и глухие согласные | 1 | ||
Звуки Б-Б’, П-П’ | 1 | ||
Звуки В-В’, Ф-Ф’ | 1 | ||
Звуки Г-Г’, К-К’, Х-Х’ | 1 | ||
Звуки Д-Д’, Т-Т’ | 1 | ||
Звуки З-З’, С-С’ | 2 | ||
Звуки Ж-Ш | 2 | ||
Лабиализованные гласные. Звуки О-У | 2 | ||
Лабиализованные гласные. Буквы Ё-Ю | 2 | ||
Звуки Л-Л’-Й | 2 | ||
Дифференциация свистящих и шипящих звуков | 2 | ||
Звуки С-С’, Ш | 2 | ||
Звуки З-З’, Ж | 2 | ||
Звуки С-С’, Ц | 2 | ||
Звуки ТС-Ц | 2 | ||
Звуки Ч-Щ | 1 | ||
Звуки Ч-ТЬ | 1 | ||
Звуки Ч-Ш | 1 | ||
Звуки Ч-Ц | 1 | ||
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков | |||
Коррекционная работа на синтаксическом уровне | |||
27 | Развитие связной речи | 4 | |
28 | Обследование | 4 | |
ИТОГО | 68 |
Календарно-тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, чтения и письма
Ф.И.: Евдоков Александр
№ | Тема занятия | Содержание | Количество часов |
Обследование | Обследование устной и письменной речи | 4 | |
Преодоление недостатков произносительной стороны речи | |||
Автоматизация звука Р | Формирование умения дифференцировать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. | 3 | |
Дифференциация звуков Р, РЬ | 3 | ||
I. Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне | |||
Развитие языкового анализа и синтеза | |||
Развитие анализа структуры предложения | Деление предложений на отдельные слова и определение их количества. Придумывание предложений по заданным графическим схемам. | 1 | |
Составление графических схем предложений. | 1 | ||
Определение места данного слова в предложении. | 1 | ||
Развитие слогового анализа и синтеза: | |||
Слоги. | Деление слов на слоги при помощи слоговых схем. Подбор нескольких слов к заданной графической схеме. Составление графической схемы к каждому из данных слов. Составление слов из слогов данных вразбивку.Придумывание нескольких слов с первым (последним, средним) слогом. | 1 | |
Слоговые схемы слов | 1 | ||
Развитие слогового синтеза | 1 | ||
Развитие слогового анализа | 1 | ||
Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. | 1 | ||
Развитие звукового анализа и синтеза: | |||
Звуки и буквы. | Определение количества звуков в слове. Определение последовательности звуков в слове. Определение места звука в слове. Придумывание слова, состоящего из четырех (трех, пяти и т.д.) звуков. Составление слов из звуков, данных в беспорядке. Составление из данного слова нового путем добавления к нему первого звука. Составление слов из звуков данного слова. | 1 | |
Гласные звуки. | 1 | ||
Согласные звуки. | 1 | ||
Сложные формы звукового анализа | 4 | ||
II. Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне | |||
Работа со слогоритмическими схемами слов. | Совершенствовать умение выделять ударную гласную и ударный слог в слове. Совершенствовать лексическую сторону речи, обогащать словарный запас. Совершенствовать умение использовать при записи слов графические схемы на примере слов-синонимов. Закрепить знания о словах с противоположным значением (антонимах). Формировать умение записывать слова с проговариванием на примере слов-омонимов. Формировать умение распространять предложение по схеме, соединять части разорванного предложения по смыслу, выделять слова в слитном тексте предложения | 2 | |
Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения в устной речи. | 1 | ||
Выделение в устной речи и на письме ударных и безударных слогов. | 1 | ||
Однокоренные слова, разбор слов по составу | 3 | ||
Синонимы | 2 | ||
Антонимы | 2 | ||
Омонимы | 2 | ||
Предлоги (выделение предлогов). | 2 | ||
Приставки (выделение приставок). | 2 | ||
Дифференциация предлогов и приставок. | 3 | ||
III. Коррекционная работа на фонетическом уровне | |||
Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства (звонкие, глухие). | Знакомство с гласными I ряда. Знакомство с гласными II ряда. Дифференциация понятий звук — буква. Дифференциация твердых и мягких согласных. Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А—Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.Знакомство с мягким знаком. Соотнесение мягкого знака с символом. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака в словах при обозначении мягкости и при разделении. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой. | 2 | |
Гласные 2-го ряда в начале слова и после гласных. | 1 | ||
Дифференциация А-Я | 1 | ||
Дифференциация Э-Е | 1 | ||
Дифференциация У-Ю | 1 | ||
Дифференциация О-Ё | 1 | ||
Обозначение мягкости согласного на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак) | 2 | ||
Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства. | 5 | ||
IV. Коррекционная работа на синтаксическом уровне работа над связной речью | |||
Текст-описание | Составление рассказов из предложений. Составление рассказа по опорным словам (существительным и глаголам). Составление рассказа по сюжетной картине. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Составление рассказа по вопросной схеме, пересказ). | 1 | |
Текст-повествование | 1 | ||
Текст-рассуждение | 1 | ||
Составление рассказа по опорным словам | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 | ||
Обследование | Обследование устной и письменной речи | 4 | |
ИТОГО | 68 |
Календарно-тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими недостатки чтения и письма
Ф.И.: Калашников Даниил
№ | Тема занятия | Содержание | Количество часов |
Обследование | Обследование устной и письменной речи | 4 | |
I. Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне | |||
Развитие языкового анализа и синтеза | |||
Развитие анализа структуры предложения | Деление предложений на отдельные слова и определение их количества. Придумывание предложений по заданным графическим схемам. | 1 | |
Составление графических схем предложений. | 1 | ||
Определение места данного слова в предложении. | 1 | ||
Развитие слогового анализа и синтеза: | |||
Слоги. | Деление слов на слоги при помощи слоговых схем. Подбор нескольких слов к заданной графической схеме. Составление графической схемы к каждому из данных слов. Составление слов из слогов данных вразбивку.Придумывание нескольких слов с первым (последним, средним) слогом. | 1 | |
Слоговые схемы слов | 1 | ||
Развитие слогового синтеза | 2 | ||
Развитие слогового анализа | 2 | ||
Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. | 1 | ||
Развитие звукового анализа и синтеза: | |||
Звуки и буквы. | Определение количества звуков в слове. Определение последовательности звуков в слове. Определение места звука в слове. Придумывание слова, состоящего из четырех (трех, пяти и т.д.) звуков. Составление слов из звуков, данных в беспорядке. Составление из данного слова нового путем добавления к нему первого звука. Составление слов из звуков данного слова. | 1 | |
Гласные звуки. | 1 | ||
Согласные звуки. | 1 | ||
Сложные формы звукового анализа | 4 | ||
II. Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне | |||
Работа со слогоритмическими схемами слов. | Совершенствовать умение выделять ударную гласную и ударный слог в слове. Совершенствовать лексическую сторону речи, обогащать словарный запас. Совершенствовать умение использовать при записи слов графические схемы на примере слов-синонимов. Закрепить знания о словах с противоположным значением (антонимах). Формировать умение записывать слова с проговариванием на примере слов-омонимов. Формировать умение распространять предложение по схеме, соединять части разорванного предложения по смыслу, выделять слова в слитном тексте предложения | 2 | |
Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения в устной речи. | 1 | ||
Выделение в устной речи и на письме ударных и безударных слогов. | 1 | ||
Однокоренные слова, разбор слов по составу | 3 | ||
Синонимы | 2 | ||
Антонимы | 2 | ||
Омонимы | 2 | ||
Предлоги (выделение предлогов). | 2 | ||
Приставки (выделение приставок). | 2 | ||
Дифференциация предлогов и приставок. | 3 | ||
III. Коррекционная работа на фонетическом уровне | |||
Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства (звонкие, глухие). | Знакомство с гласными I ряда. Знакомство с гласными II ряда. Дифференциация понятий звук — буква. Дифференциация твердых и мягких согласных. Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А—Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.Знакомство с мягким знаком. Соотнесение мягкого знака с символом. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака в словах при обозначении мягкости и при разделении. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой. | 3 | |
Гласные 2-го ряда в начале слова и после гласных. | 1 | ||
Дифференциация А-Я | 1 | ||
Дифференциация Э-Е | 1 | ||
Дифференциация У-Ю | 1 | ||
Дифференциация О-Ё | 1 | ||
Обозначение мягкости согласного на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак) | 2 | ||
Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства. | 5 | ||
IV. Коррекционная работа на синтаксическом уровне работа над связной речью | |||
Текст-описание | Составление рассказов из предложений. Составление рассказа по опорным словам (существительным и глаголам). Составление рассказа по сюжетной картине. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Составление рассказа по вопросной схеме, пересказ). | 2 | |
Текст-повествование | 2 | ||
Текст-рассуждение | 2 | ||
Составление рассказа по опорным словам | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 | ||
Обследование | Обследование устной и письменной речи | 4 | |
ИТОГО | 68 |
Календарно-тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, чтения и письма
Ф.И.: Кобяк Павел
№ | Тема занятия | Содержание | Количество часов |
Обследование | Обследование устной и письменной речи | 4 | |
Преодоление недостатков произносительной стороны речи | |||
Дифференциация С-Ш | Формирование умения дифференцировать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. | 3 | |
Дифференциация Р-Л | 3 | ||
I. Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне | |||
Развитие языкового анализа и синтеза | |||
Развитие анализа структуры предложения | Деление предложений на отдельные слова и определение их количества. Придумывание предложений по заданным графическим схемам. | 1 | |
Составление графических схем предложений. | 1 | ||
Определение места данного слова в предложении. | 1 | ||
Развитие слогового анализа и синтеза: | |||
Слоги. | Деление слов на слоги при помощи слоговых схем. Подбор нескольких слов к заданной графической схеме. Составление графической схемы к каждому из данных слов. Составление слов из слогов данных вразбивку.Придумывание нескольких слов с первым (последним, средним) слогом. | 1 | |
Слоговые схемы слов | 1 | ||
Развитие слогового синтеза | 2 | ||
Развитие слогового анализа | 2 | ||
Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. | 1 | ||
Развитие звукового анализа и синтеза: | |||
Звуки и буквы. | Определение количества звуков в слове. Определение последовательности звуков в слове. Определение места звука в слове. Придумывание слова, состоящего из четырех (трех, пяти и т.д.) звуков. Составление слов из звуков, данных в беспорядке. Составление из данного слова нового путем добавления к нему первого звука. Составление слов из звуков данного слова. | 1 | |
Гласные звуки. | 1 | ||
Согласные звуки. | 1 | ||
Сложные формы звукового анализа | 2 | ||
II. Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне | |||
Работа со слогоритмическими схемами слов. | Совершенствовать умение выделять ударную гласную и ударный слог в слове. Совершенствовать лексическую сторону речи, обогащать словарный запас. Совершенствовать умение использовать при записи слов графические схемы на примере слов-синонимов. Закрепить знания о словах с противоположным значением (антонимах). Формировать умение записывать слова с проговариванием на примере слов-омонимов. Формировать умение распространять предложение по схеме, соединять части разорванного предложения по смыслу, выделять слова в слитном тексте предложения | 1 | |
Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения в устной речи. | 1 | ||
Выделение в устной речи и на письме ударных и безударных слогов. | 1 | ||
Однокоренные слова, разбор слов по составу | 2 | ||
Синонимы | 2 | ||
Антонимы | 2 | ||
Омонимы | 1 | ||
Предлоги (выделение предлогов). | 2 | ||
Приставки (выделение приставок). | 2 | ||
Дифференциация предлогов и приставок. | 3 | ||
III. Коррекционная работа на фонетическом уровне | |||
Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства (звонкие, глухие). | Знакомство с гласными I ряда. Знакомство с гласными II ряда. Дифференциация понятий звук — буква. Дифференциация твердых и мягких согласных. Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А—Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.Знакомство с мягким знаком. Соотнесение мягкого знака с символом. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака в словах при обозначении мягкости и при разделении. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой. | 3 | |
Гласные 2-го ряда в начале слова и после гласных. | 1 | ||
Дифференциация А-Я | 1 | ||
Дифференциация Э-Е | 1 | ||
Дифференциация У-Ю | 1 | ||
Дифференциация О-Ё | 1 | ||
Обозначение мягкости согласного на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак) | 2 | ||
Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства. | 4 | ||
IV. Коррекционная работа на синтаксическом уровне работа над связной речью | |||
Текст-описание | Составление рассказов из предложений. Составление рассказа по опорным словам (существительным и глаголам). Составление рассказа по сюжетной картине. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Составление рассказа по вопросной схеме, пересказ). | 2 | |
Текст-повествование | 2 | ||
Текст-рассуждение | 2 | ||
Составление рассказа по опорным словам | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 | ||
Обследование | Обследование устной и письменной речи | 4 | |
ИТОГО | 68 |
Календарно-тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими недостатки чтения и письма
Ф.И.: Коновалова Эмилия
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
Обследование устной и письменной речи | 4 | ||
Звук. Буква. Гласные – согласные звуки | |||
1. | Звук. Буква. Гласные – согласные звуки | 2 | |
Гласные звуки и буквы | |||
2 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А. | 1 | |
3 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У. | 1 | |
4 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О. | 1 | |
5 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э. | 1 | |
6 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы. | 1 | |
7 | Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И. | 1 | |
8 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я. | 1 | |
9 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ю. | 1 | |
10 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Е. | 1 | |
11 | Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ё. | 1 | |
Согласные звуки и буквы | |||
12 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р-Л. | 1 | |
13 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М-Н. | 1 | |
14 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б-П. | 1 | |
15 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г-К. | 1 | |
16 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В-Ф. | 1 | |
17 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Д-Т. | 1 | |
18 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы З-С. | 1 | |
19 | Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж-Ш. | 1 | |
20 | Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков. | 1 | |
21 | Развитие навыков звуко-буквенного анализ и синтеза слов. | 2 | |
22 | Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Итоговое занятие | 1 | |
Слог. Слоговой анализ и синтез | |||
23 | Слоги. Слоговой анализ слов | 1 | |
24 | Слог. | 1 | |
25 | Слоги. Слоговой анализ двусложных и трёхсложных слов. | 2 | |
26 | Слог. Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза. | 2 | |
27 | Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие. | 2 | |
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст | |||
28 | Ударение. | 1 | |
29 | Ударение. Ударный слог. Ударная гласная. | 2 | |
30 | Дифференциация предлогов и приставок. | 3 | |
31 | Развитие навыков языкового анализа и синтеза. | 3 | |
32 | Повторение | 2 | |
33 | Имена существительные. Работа над текстом | 2 | |
34 | Имена прилагательные | 3 | |
35 | Глаголы | 3 | |
36 | Предложение | 2 | |
37 | Состав предложения | 3 | |
38 | Работа над текстом | 3 | |
39 | Итоговое занятие | 1 | |
40 | Обследование устной и письменной речи | 4 | |
ИТОГО | 68 |
Календарно-тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими недостатки чтения и письма
Ф.И.: Королев Максим
№ | Тема занятия | Содержание | Количество часов |
Обследование | Обследование устной и письменной речи | 4 | |
Преодоление недостатков произносительной стороны речи | |||
Развитие органов артикуляции и слухового контроля | Воспитание правильного звучания изолированного звука. Объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикулярного аппарата. Создать артикуляционную базу звука [Р], с добавлением воздушной струи и голоса. Формирование умения дифференцировать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. | 2 | |
Постановка звука [Р] | 3 | ||
Автоматизация звука [Р] | 3 | ||
I. Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне | |||
Развитие языкового анализа и синтеза | |||
Развитие анализа структуры предложения | Деление предложений на отдельные слова и определение их количества. Придумывание предложений по заданным графическим схемам. | 1 | |
Составление графических схем предложений. | 1 | ||
Определение места данного слова в предложении. | 1 | ||
Развитие слогового анализа и синтеза: | |||
Слоги. | Деление слов на слоги при помощи слоговых схем. Подбор нескольких слов к заданной графической схеме. Составление графической схемы к каждому из данных слов. Составление слов из слогов данных вразбивку.Придумывание нескольких слов с первым (последним, средним) слогом. | 1 | |
Слоговые схемы слов | 1 | ||
Развитие слогового синтеза | 1 | ||
Развитие слогового анализа | 1 | ||
Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. | 1 | ||
Развитие звукового анализа и синтеза: | |||
Звуки и буквы. | Определение количества звуков в слове. Определение последовательности звуков в слове. Определение места звука в слове. Придумывание слова, состоящего из четырех (трех, пяти и т.д.) звуков. Составление слов из звуков, данных в беспорядке. Составление из данного слова нового путем добавления к нему первого звука. Составление слов из звуков данного слова. | 1 | |
Гласные звуки. | 1 | ||
Согласные звуки. | 1 | ||
Сложные формы звукового анализа | 4 | ||
II. Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне | |||
Работа со слогоритмическими схемами слов. | Совершенствовать умение выделять ударную гласную и ударный слог в слове. Совершенствовать лексическую сторону речи, обогащать словарный запас. Совершенствовать умение использовать при записи слов графические схемы на примере слов-синонимов. Закрепить знания о словах с противоположным значением (антонимах). Формировать умение записывать слова с проговариванием на примере слов-омонимов. Формировать умение распространять предложение по схеме, соединять части разорванного предложения по смыслу, выделять слова в слитном тексте предложения | 1 | |
Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения в устной речи. | 1 | ||
Выделение в устной речи и на письме ударных и безударных слогов. | 1 | ||
Однокоренные слова, разбор слов по составу | 3 | ||
Синонимы | 1 | ||
Антонимы | 1 | ||
Омонимы | 1 | ||
Предлоги (выделение предлогов). | 2 | ||
Приставки (выделение приставок). | 2 | ||
Дифференциация предлогов и приставок. | 3 | ||
III. Коррекционная работа на фонетическом уровне | |||
Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства (звонкие, глухие). | Знакомство с гласными I ряда. Знакомство с гласными II ряда. Дифференциация понятий звук — буква. Дифференциация твердых и мягких согласных. Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А—Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.Знакомство с мягким знаком. Соотнесение мягкого знака с символом. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака в словах при обозначении мягкости и при разделении. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой. | 3 | |
Гласные 2-го ряда в начале слова и после гласных. | 1 | ||
Дифференциация А-Я | 1 | ||
Дифференциация Э-Е | 1 | ||
Дифференциация У-Ю | 1 | ||
Дифференциация О-Ё | 1 | ||
Обозначение мягкости согласного на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак) | 1 | ||
Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства. | 4 | ||
IV. Коррекционная работа на синтаксическом уровне работа над связной речью | |||
Текст-описание | Составление рассказов из предложений. Составление рассказа по опорным словам (существительным и глаголам). Составление рассказа по сюжетной картине. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Составление рассказа по вопросной схеме, пересказ). | 2 | |
Текст-повествование | 2 | ||
Текст-рассуждение | 2 | ||
Составление рассказа по опорным словам | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 | ||
Обследование | Обследование устной и письменной речи | 4 | |
ИТОГО | 68 |
Календарно-тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими недостатки чтения и письма
Ф.И.: Коченов Иван
№ | Тема занятия | Содержание | Количество часов |
Обследование | Обследование устной и письменной речи | 4 | |
Преодоление недостатков произносительной стороны речи | |||
Формирование правильного речевого дыхания и плавной голосоподачи | Выработать сильную, направленную, продолжительную воздушную струю, плавную голосоподачу, воспитать правильный диафрагмальный тип речевого дыхания. Выработать умение держать подвижный передний край языка широким, узким и поднимать его к альвеолам. Развивать мелкую моторику рук. Развивать фонематический слух. | 3 | |
Развитие артикуляторной моторики | 3 | ||
I. Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне | |||
Развитие языкового анализа и синтеза | |||
Развитие анализа структуры предложения | Деление предложений на отдельные слова и определение их количества. Придумывание предложений по заданным графическим схемам. | 1 | |
Составление графических схем предложений. | 1 | ||
Определение места данного слова в предложении. | 1 | ||
Развитие слогового анализа и синтеза: | |||
Слоги. | Деление слов на слоги при помощи слоговых схем. Подбор нескольких слов к заданной графической схеме. Составление графической схемы к каждому из данных слов. Составление слов из слогов данных вразбивку.Придумывание нескольких слов с первым (последним, средним) слогом. | 1 | |
Слоговые схемы слов | 1 | ||
Развитие слогового синтеза | 1 | ||
Развитие слогового анализа | 1 | ||
Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. | 1 | ||
Развитие звукового анализа и синтеза: | |||
Звуки и буквы. | Определение количества звуков в слове. Определение последовательности звуков в слове. Определение места звука в слове. Придумывание слова, состоящего из четырех (трех, пяти и т.д.) звуков. Составление слов из звуков, данных в беспорядке. Составление из данного слова нового путем добавления к нему первого звука. Составление слов из звуков данного слова. | 1 | |
Гласные звуки. | 1 | ||
Согласные звуки. | 1 | ||
Сложные формы звукового анализа | 4 | ||
II. Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне | |||
Работа со слогоритмическими схемами слов. | Совершенствовать умение выделять ударную гласную и ударный слог в слове. Совершенствовать лексическую сторону речи, обогащать словарный запас. Совершенствовать умение использовать при записи слов графические схемы на примере слов-синонимов. Закрепить знания о словах с противоположным значением (антонимах). Формировать умение записывать слова с проговариванием на примере слов-омонимов. Формировать умение распространять предложение по схеме, соединять части разорванного предложения по смыслу, выделять слова в слитном тексте предложения | 1 | |
Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения в устной речи. | 1 | ||
Выделение в устной речи и на письме ударных и безударных слогов. | 1 | ||
Однокоренные слова, разбор слов по составу | 3 | ||
Синонимы | 1 | ||
Антонимы | 1 | ||
Омонимы | 1 | ||
Предлоги (выделение предлогов). | 2 | ||
Приставки (выделение приставок). | 2 | ||
Дифференциация предлогов и приставок. | 3 | ||
III. Коррекционная работа на фонетическом уровне | |||
Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства (звонкие, глухие). | Знакомство с гласными I ряда. Знакомство с гласными II ряда. Дифференциация понятий звук — буква. Дифференциация твердых и мягких согласных. Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А—Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.Знакомство с мягким знаком. Соотнесение мягкого знака с символом. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака в словах при обозначении мягкости и при разделении. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой. | 3 | |
Гласные 2-го ряда в начале слова и после гласных. | 1 | ||
Дифференциация А-Я | 1 | ||
Дифференциация Э-Е | 1 | ||
Дифференциация У-Ю | 1 | ||
Дифференциация О-Ё | 1 | ||
Обозначение мягкости согласного на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак) | 2 | ||
Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства. | 5 | ||
IV. Коррекционная работа на синтаксическом уровне работа над связной речью | |||
Текст-описание | Составление рассказов из предложений. Составление рассказа по опорным словам (существительным и глаголам). Составление рассказа по сюжетной картине. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Составление рассказа по вопросной схеме, пересказ). | 2 | |
Текст-повествование | 2 | ||
Текст-рассуждение | 2 | ||
Составление рассказа по опорным словам | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 | ||
Обследование | Обследование устной и письменной речи | 4 | |
ИТОГО | 68 |
Календарно-тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими недостатки чтения и письма
Ф.И.: Кунгурцев Даниил
№ | Тема занятия | Содержание | Количество часов |
Обследование | Обследование устной и письменной речи | 4 | |
Преодоление недостатков произносительной стороны речи | |||
Дифференциация свистящих и шипящих звуков | Формирование умения дифференцировать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи | 5 | |
I. Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне | |||
Развитие языкового анализа и синтеза | |||
Развитие анализа структуры предложения | Деление предложений на отдельные слова и определение их количества. Придумывание предложений по заданным графическим схемам. | 1 | |
Составление графических схем предложений. | 1 | ||
Определение места данного слова в предложении. | 1 | ||
Развитие слогового анализа и синтеза: | |||
Слоги. | Деление слов на слоги при помощи слоговых схем. Подбор нескольких слов к заданной графической схеме. Составление графической схемы к каждому из данных слов. Составление слов из слогов данных вразбивку.Придумывание нескольких слов с первым (последним, средним) слогом. | 1 | |
Слоговые схемы слов | 1 | ||
Развитие слогового синтеза | 2 | ||
Развитие слогового анализа | 2 | ||
Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. | 1 | ||
Развитие звукового анализа и синтеза: | |||
Звуки и буквы. | Определение количества звуков в слове. Определение последовательности звуков в слове. Определение места звука в слове. Придумывание слова, состоящего из четырех (трех, пяти и т.д.) звуков. Составление слов из звуков, данных в беспорядке. Составление из данного слова нового путем добавления к нему первого звука. Составление слов из звуков данного слова. | 1 | |
Гласные звуки. | 1 | ||
Согласные звуки. | 1 | ||
Сложные формы звукового анализа | 4 | ||
II. Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне | |||
Работа со слогоритмическими схемами слов. | Совершенствовать умение выделять ударную гласную и ударный слог в слове. Совершенствовать лексическую сторону речи, обогащать словарный запас. Совершенствовать умение использовать при записи слов графические схемы на примере слов-синонимов. Закрепить знания о словах с противоположным значением (антонимах). Формировать умение записывать слова с проговариванием на примере слов-омонимов. Формировать умение распространять предложение по схеме, соединять части разорванного предложения по смыслу, выделять слова в слитном тексте предложения | 1 | |
Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения в устной речи. | 1 | ||
Выделение в устной речи и на письме ударных и безударных слогов. | 1 | ||
Однокоренные слова, разбор слов по составу | 2 | ||
Синонимы | 1 | ||
Антонимы | 1 | ||
Омонимы | 1 | ||
Предлоги (выделение предлогов). | 2 | ||
Приставки (выделение приставок). | 2 | ||
Дифференциация предлогов и приставок. | 3 | ||
III. Коррекционная работа на фонетическом уровне | |||
Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства (звонкие, глухие). | Знакомство с гласными I ряда. Знакомство с гласными II ряда. Дифференциация понятий звук — буква. Дифференциация твердых и мягких согласных. Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А—Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.Знакомство с мягким знаком. Соотнесение мягкого знака с символом. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака в словах при обозначении мягкости и при разделении. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой. | 3 | |
Гласные 2-го ряда в начале слова и после гласных. | 1 | ||
Дифференциация А-Я | 1 | ||
Дифференциация Э-Е | 1 | ||
Дифференциация У-Ю | 1 | ||
Дифференциация О-Ё | 1 | ||
Обозначение мягкости согласного на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак) | 2 | ||
Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства. | 5 | ||
IV. Коррекционная работа на синтаксическом уровне работа над связной речью | |||
Текст-описание | Составление рассказов из предложений. Составление рассказа по опорным словам (существительным и глаголам). Составление рассказа по сюжетной картине. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Составление рассказа по вопросной схеме, пересказ). | 2 | |
Текст-повествование | 2 | ||
Текст-рассуждение | 2 | ||
Составление рассказа по опорным словам | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 | ||
Обследование | Обследование устной и письменной речи | 4 | |
ИТОГО | 68 |
Календарно-тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими недостатки чтения и письма
Ф.И.: Протасов Денис
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
Обследование | 4 | ||
Преодоление недостатков произносительной стороны речи | |||
Дифференциация свистящих и шипящих звуков | 3 | ||
Постановка звука [Р] | 2 | ||
Автоматизация звука [Р] | 2 | ||
Подготовительный этап работы | |||
1 | Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | 2 | |
2 | Звуки | 2 | |
3 | Гласные и согласные звуки | 2 | |
Коррекция фонематических процессов | |||
4 | Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е | 2 | |
5 | Дифференциация гласных А-Я | 2 | |
6 | Дифференциация гласных У-Ю | 2 | |
7 | Дифференциация гласных О-Ё | 2 | |
8 | Дифференциация гласных Ы-И | 2 | |
9 | Дифференциация гласных Э-Е | 2 | |
10 | Мягкий знак | 1 | |
11 | Звонкие и глухие согласные | 2 | |
12 | Звуки Б-Б’, П-П’ | 1 | |
13 | Звуки В-В’, Ф-Ф’ | 1 | |
14 | Звуки Г-Г’, К-К’, Х-Х’ | 1 | |
15 | Звуки Д-Д’, Т-Т’ | 1 | |
16 | Звуки З-З’, С-С’ | 1 | |
17 | Звуки Ж-Ш | 1 | |
18 | Лабиализованные гласные. Звуки О-У | 2 | |
19 | Лабиализованные гласные. Буквы Ё-Ю | 2 | |
20 | Дифференциация соноров. Звуки Р-Р’-Л-Л’ | 2 | |
21 | Звуки Л-Л’-Й | 2 | |
22 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | 2 | |
23 | Звуки С-С’, Ш | 2 | |
24 | Звуки З-З’, Ж | 2 | |
25 | Звуки С-С’, Ц | 2 | |
26 | Звуки ТС-Ц | 2 | |
27 | Звуки Ч-Щ | 1 | |
28 | Звуки Ч-ТЬ | 1 | |
29 | Звуки Ч-Ш | 1 | |
30 | Звуки Ч-Ц | 1 | |
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков | |||
Коррекционная работа на синтаксическом уровне | |||
31 | Развитие связной речи | 4 | |
32 | Обследование | 4 | |
ИТОГО | 68 |
Календарно-тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими недостатки чтения и письма
Ф.И.: Сичинава Алексей
№ | Тема занятия | Содержание | Количество часов |
Обследование | Обследование устной и письменной речи | 4 | |
Преодоление недостатков произносительной стороны речи | |||
Постановка звука [Р] | Воспитание правильного звучания изолированного звука. Объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикулярного аппарата. Создать артикуляционную базу звука [Р], с добавлением воздушной струи и голоса. Формирование умения дифференцировать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. | 2 | |
Автоматизация звука [Р] | 3 | ||
Дифференциация Р-Л | 3 | ||
I. Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне | |||
Развитие языкового анализа и синтеза | |||
Развитие анализа структуры предложения | Деление предложений на отдельные слова и определение их количества. Придумывание предложений по заданным графическим схемам. | 1 | |
Составление графических схем предложений. | 1 | ||
Определение места данного слова в предложении. | 1 | ||
Развитие слогового анализа и синтеза: | |||
Слоги. | Деление слов на слоги при помощи слоговых схем. Подбор нескольких слов к заданной графической схеме. Составление графической схемы к каждому из данных слов. Составление слов из слогов данных вразбивку.Придумывание нескольких слов с первым (последним, средним) слогом. | 1 | |
Слоговые схемы слов | 1 | ||
Развитие слогового синтеза | 2 | ||
Развитие слогового анализа | 2 | ||
Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. | 1 | ||
Развитие звукового анализа и синтеза: | |||
Звуки и буквы. | Определение количества звуков в слове. Определение последовательности звуков в слове. Определение места звука в слове. Придумывание слова, состоящего из четырех (трех, пяти и т.д.) звуков. Составление слов из звуков, данных в беспорядке. Составление из данного слова нового путем добавления к нему первого звука. Составление слов из звуков данного слова. | 1 | |
Гласные звуки. | 1 | ||
Согласные звуки. | 1 | ||
Сложные формы звукового анализа | 2 | ||
II. Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне | |||
Работа со слогоритмическими схемами слов. | Совершенствовать умение выделять ударную гласную и ударный слог в слове. Совершенствовать лексическую сторону речи, обогащать словарный запас. Совершенствовать умение использовать при записи слов графические схемы на примере слов-синонимов. Закрепить знания о словах с противоположным значением (антонимах). Формировать умение записывать слова с проговариванием на примере слов-омонимов. Формировать умение распространять предложение по схеме, соединять части разорванного предложения по смыслу, выделять слова в слитном тексте предложения | 1 | |
Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения в устной речи. | 1 | ||
Выделение в устной речи и на письме ударных и безударных слогов. | 1 | ||
Однокоренные слова, разбор слов по составу | 3 | ||
Синонимы | 2 | ||
Антонимы | 2 | ||
Омонимы | 2 | ||
Предлоги (выделение предлогов). | 2 | ||
Приставки (выделение приставок). | 2 | ||
Дифференциация предлогов и приставок. | 3 | ||
III. Коррекционная работа на фонетическом уровне | |||
Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства (звонкие, глухие). | Знакомство с гласными I ряда. Знакомство с гласными II ряда. Дифференциация понятий звук — буква. Дифференциация твердых и мягких согласных. Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А—Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.Знакомство с мягким знаком. Соотнесение мягкого знака с символом. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака в словах при обозначении мягкости и при разделении. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой. | 2 | |
Гласные 2-го ряда в начале слова и после гласных. | 1 | ||
Дифференциация А-Я | 1 | ||
Дифференциация Э-Е | 1 | ||
Дифференциация У-Ю | 1 | ||
Дифференциация О-Ё | 1 | ||
Обозначение мягкости согласного на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак) | 1 | ||
Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства. | 5 | ||
IV. Коррекционная работа на синтаксическом уровне работа над связной речью | |||
Текст-описание | Составление рассказов из предложений. Составление рассказа по опорным словам (существительным и глаголам). Составление рассказа по сюжетной картине. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Составление рассказа по вопросной схеме, пересказ). | 1 | |
Текст-повествование | 1 | ||
Текст-рассуждение | 1 | ||
Составление рассказа по опорным словам | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 | ||
Обследование | Обследование устной и письменной речи | 4 | |
ИТОГО | 68 |
Календарно-тематическое планирование индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими недостатки чтения и письма
Ф.И.: Смирнов Константин
№ | Тема занятия | Содержание | Количество часов |
Обследование | Обследование устной и письменной речи | 4 | |
Преодоление недостатков произносительной стороны речи | |||
Дифференциация свистящих и шипящих | Формирование умения дифференцировать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи | 3 | |
Дифференциация Р-Л | 3 | ||
I. Коррекционная работа на лексико-синтаксическом уровне | |||
Развитие языкового анализа и синтеза | |||
Развитие анализа структуры предложения | Деление предложений на отдельные слова и определение их количества. Придумывание предложений по заданным графическим схемам. | 1 | |
Составление графических схем предложений. | 1 | ||
Определение места данного слова в предложении. | 1 | ||
Развитие слогового анализа и синтеза: | |||
Слоги. | Деление слов на слоги при помощи слоговых схем. Подбор нескольких слов к заданной графической схеме. Составление графической схемы к каждому из данных слов. Составление слов из слогов данных вразбивку.Придумывание нескольких слов с первым (последним, средним) слогом. | 1 | |
Слоговые схемы слов | 1 | ||
Развитие слогового синтеза | 2 | ||
Развитие слогового анализа | 2 | ||
Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. | 1 | ||
Развитие звукового анализа и синтеза: | |||
Звуки и буквы. | Определение количества звуков в слове. Определение последовательности звуков в слове. Определение места звука в слове. Придумывание слова, состоящего из четырех (трех, пяти и т.д.) звуков. Составление слов из звуков, данных в беспорядке. Составление из данного слова нового путем добавления к нему первого звука. Составление слов из звуков данного слова. | 1 | |
Гласные звуки. | 1 | ||
Согласные звуки. | 1 | ||
Сложные формы звукового анализа | 2 | ||
II. Коррекционная работа на лексико-грамматическом и грамматико-орфографическом уровне | |||
Работа со слогоритмическими схемами слов. | Совершенствовать умение выделять ударную гласную и ударный слог в слове. Совершенствовать лексическую сторону речи, обогащать словарный запас. Совершенствовать умение использовать при записи слов графические схемы на примере слов-синонимов. Закрепить знания о словах с противоположным значением (антонимах). Формировать умение записывать слова с проговариванием на примере слов-омонимов. Формировать умение распространять предложение по схеме, соединять части разорванного предложения по смыслу, выделять слова в слитном тексте предложения | 1 | |
Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения в устной речи. | 1 | ||
Выделение в устной речи и на письме ударных и безударных слогов. | 1 | ||
Однокоренные слова, разбор слов по составу | 3 | ||
Синонимы | 2 | ||
Антонимы | 2 | ||
Омонимы | 2 | ||
Предлоги (выделение предлогов). | 2 | ||
Приставки (выделение приставок). | 2 | ||
Дифференциация предлогов и приставок. | 3 | ||
III. Коррекционная работа на фонетическом уровне | |||
Дифференциация фонем, имеющих акустические сходства (звонкие, глухие). | Знакомство с гласными I ряда. Знакомство с гласными II ряда. Дифференциация понятий звук — буква. Дифференциация твердых и мягких согласных. Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А—Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.Знакомство с мягким знаком. Соотнесение мягкого знака с символом. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака в словах при обозначении мягкости и при разделении. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой. | 3 | |
Гласные 2-го ряда в начале слова и после гласных. | 1 | ||
Дифференциация А-Я | 1 | ||
Дифференциация Э-Е | 1 | ||
Дифференциация У-Ю | 1 | ||
Дифференциация О-Ё | 1 | ||
Обозначение мягкости согласного на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак) | 2 | ||
Дифференциация букв, имеющих оптические и кинетические сходства. | 5 | ||
IV. Коррекционная работа на синтаксическом уровне работа над связной речью | |||
Текст-описание | Составление рассказов из предложений. Составление рассказа по опорным словам (существительным и глаголам). Составление рассказа по сюжетной картине. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Составление рассказа по вопросной схеме, пересказ). | 1 | |
Текст-повествование | 1 | ||
Текст-рассуждение | 1 | ||
Составление рассказа по опорным словам | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 | ||
Обследование | Обследование устной и письменной речи | 4 | |
ИТОГО | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 1-3 КЛАССОВ
Данная программа направлена на преодоление ОНРНВ у учащихся младшей школы. Написана на основе программы А.В.Ястребовой....
Логопедические занятия с детьми 1-4 классов.
Логопедические занятия по преодалению дисграфии в начальной школе....
Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся 1-7 классов с умственной отсталостью.
Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ под редакцией В.В. Воронковой, допущенных Министерством образования Российской Федерации для данного типа школы VIII вида.Логопедическая ра...
Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся 1-7 классов с умственной отсталостью.
Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ под редакцией В.В. Воронковой, допущенных Министерством образования Российской Федерации для данного типа школы VIII вида.Логопедическая ра...
Конспект логопедического занятия с детьми 2-3 класса с ОВЗ (ЗПР)
Конспект логопедического занятия по теме дифференциация звуков А-Я, для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), 2-3 классы...
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми 2 "Б" класса, "Морское путешествие"
Занятие с использованием нейропсихологической методики....
Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся 3-7 классы
Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся 3-7 классы...