Программа коррекционных логопедических занятий в первых классах.
методическая разработка (1 класс) на тему

Михайлова Наталья Александровна

Преодаление фонетико-фонематического и общего недорозвития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено:

Директор МБОУДОД «ДОО(сп)Ц»

Гончарова О.И.

               

«___»____________2013 г. Исх. №_____

ПРОГРАММА

 КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

В ПЕРВЫХ КЛАССАХ

СОСТАВЛЕНО ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЖИЛЕНКО Е.А.

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ И СЛОВ»

ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОГО

 И ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.

г.Владимир,

МБОУДОД «ДОО(сп)Ц»

учитель – логопед

Михайлова Н.А.

2013 – 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста имеет ряд специфических особенностей, которые связаны с теми изменениями, которые происходят с ребенком в связи с поступлением в школу. Во-первых, изменяется социальный статус ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. Во-вторых, изменяется ведущий тип деятельности ребенка: на смену игровой приходит учебная деятельность. В-третьих, изменяется социальное окружение ребенка, расширяются межличностные связи. В-четвертых, изменяется эмоциональная сфера ребенка, в связи с адаптацией к школьным требованиям.

Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в низкой способности различать (дифференцировать) звуки, сходные по акустическим признакам, в затруднении анализа и синтеза звукового состава слова. У некоторых детей наблюдается недостаточная четкость и выразительность речи. Для этих детей характерны неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений, недостаточная сформированность произвольности в деятельности. Словарный запас беден и качественно неполноценен. Грамматический строй речи недостаточно сформирован, имеют место аграмматизмы. Все это затрудняет усвоение общеобразовательной программы.

Именно поэтому коррекционная работа  на стадии фронтальных занятий является продолжительной и включает в себя логопедические занятия в 1 классе. Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Цели и задачи, направленные на преодоление ОНР:

  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

  • навыки анализа и синтеза звуко – слогового состава слова;
  • представление о звуко - буквенном составе слова;
  •  правильное звукопроизношение (при наличии проблемы у конкретного ребенка).

Принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

  • Принцип гуманизма – вера в возможности ребенка, позитивного подхода;
  • Деятельностного подхода – опоры коррекционно – развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
  • Системного подхода – взаимосвязь коррекционно – развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Программы предусматривает следующие блоки:

  1. Блок ознакомительных занятий  (1 занятие).
  2. Блок подготовительных занятий (5 занятий).
  3. Блок дифференциации гласных звуков и букв (3 занятия).
  4. Блок дифференциации согласных звуков и букв (24 занятия).
  5. Блок итоговых занятий (2 занятия).

Используемые методы и формы.

В процессе обучения предполагается использование:

-различных методов активного обучения (беседа, ролевая игра, рассказ, чтение учителем – логопедом, дыхательные  и двигательные  упражнения);

- анализ конкретных понятий и ситуаций;

- тренировка и др. виды заданий;

- творческие работы детей.

Условия проведения.

Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.

Содержание программы

Выбор тем коррекционных занятий обусловлен основной задачей этапа - формирование фонетических обобщений. Именно на этом этапе происходит формирование фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового анализа слова. На  этом же этапе происходит работа по формированию правильного звукопроизношения. Программа предполагает следующее содержание коррекционно - воспитательной работы:

  1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
  • Устойчивость внимания;
  • Наблюдательность (особенно к языковым явлениям);
  • Способность к запоминанию;
  • Способность к переключению;
  • Навыки и приемы самоконтроля;
  • Познавательная активность;
  1. Формирование полноценных учебных умений:
  • Планирование предстоящей деятельности;
  • Принятие учебной задачи;
  • Активное осмысление материала;
  • Выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения цели;
  • Контроль за ходом своей деятельности;
  • Работа в определенном темпе;
  • Применение знаний в новых ситуациях;
  • Анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

 В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:

1. Развитие  и совершенствование коммуникативной компетентности:

  • Умение внимательно слушать и слышать учителя – логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;
  • Умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
  • Умение владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
  • Умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда.

2.Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности и развитие познавательной сферы:

  • Ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
  • Ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии;
  • Ответы 2 – 3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
  • Применение инструкции (схемы) при подготовке связного высказывания по ходу и итогам учебной работы;
  • Употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
  • Обращение к учителю – логопеду или товарищу за разъяснением;
  • Пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;
  • Развернутый рассказ о последовательности выполнения работы, подведение итога занятия;
  • Формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
  • Соблюдение речевого этикета;
  • Составление устных связных высказываний с элементами творчества;
  • Развитие памяти, внимания и мышления.

Методика организации логопедического занятия.

Коррекционное обучение на этом этапе, в частности, в 1 классе, осуществляется преимущественно в процессе устной речи.

Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

  1.  оргмомент;
  2.  сообщение темы занятия;
  3.  характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;
  4.  произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;
  5.  произношение звуков в словах;
  6.  физминутка;
  7.  работа над предложением;
  8.  произношение звука в связной речи;
  9.  обучение элементам грамоты;

10) итог занятия.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные:

  • задания на развитие функции языкового анализа и синтеза;
  • подготовка к обучению грамоте;
  •  лексико-грамматические задания;
  • физпаузы, голосовые, дыхательные, мимические упражнения;
  • имитация движений и действий, происходящих по ходу развития сюжета; творческие задания;
  • словотворчество;
  • игры и упражнения на развитие познавательных процессов;
  • стихи, диалоги и др.

 Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их введение, кроме того, обусловлено не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых в занятии. Они дополняют содержание занятия и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка.

Предполагаемый результат.

К завершению этапа коррекционно – развивающего  обучения у детей должно быть:

  • Сформирована общая направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
  • Уточнены первоначальные представления о звуко – буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
  • Поставлены и отдифференцированы все звуки;
  • Уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
  • Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова – термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые – мягкие согласные, звонкие – глухие согласные, предложение и т.д.

Далее в Программе приведено планирование логопедических занятий для 1 класса.

блок

тема

Грамматические  понятия, используемые на занятиях

I

1.

Обследование речи. Знакомство с логопедическим кабинетом.

Речь.

Предложение.

Слово.

Звуки и буквы.

Гласные и согласные.

Ударение.

Комплекс –слияние.

Твердые и мягкие согласные.

Звонкие и

II

2.

3.

4.

5.

6.

Формирование представления о звуках. В мире звуков.

Знакомство со словом. Сад. Лес. Звуковые замки.

Слова-действия. Игрушки. Животные.

Слова-признаки. Овощи.

Знакомство с предложением. Лес. Сад. Огород.

III

7.

8.

     9.

Гласные звуки.

Звуки и буквы а, у, и, э, о, ы. Лесная школа.

Сравнение гласных и согласных.

IV

10.

Звуки п, п' и буква п. У нас в гостях поросята

глухие

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

Пик, Пак и Пока.

Звуки б, б' и буква б. Клоуны Бим и Бом.

Звук т, т' и буква т. В гостях у медвежонка Топа.

Звуки д, д' и буква д. Наши друзья —

Домовой и Домовенок.

Звуки к, к' и буква к. Домашние животные.

Звуки г, г' и буква г. У нас в гостях гномы Гога и Гена.

Звуки в, в' и буква в. Похищение буквы в'.        

Звуки ф, ф' и буква ф. Незнайка-фотограф.        

Звуки н, н' и буква н. Три поросенка.

Звуки м, м' и буква м. Семья.

Звуки л, л' и буква л. Прогулка в лесу.

Звуки р, р′ и буква р. Как звук р к нам попал.

Звуки х, х'. Хомяк-хвастун.

Звуки з, з′ и буква з. В гостях у Зои.

Звуки с, с′ и буква с. Снеговик и Саша.        

Звук и буква ш. День рождения куклы Маши.

Дифференциация звуков с, ш. Приключения звуков с, ш.        

Звук и буква ж. Страна Жужжандия.

Дифференциация звуков ш, ж.

Звук и буква ц. Цыпленок Цып.        

Звук и буква ч. Наш гость Чипполино.

Звук и буква щ. Вместе с Незнайкой.

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.

согласные.

Двойные согласные.

V

34.

35.

Контроль за развитием навыков.

Итоговое занятие. Цирк.

Литература

Ванюхина Г.В. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. — Екатеринбург, 1993.

Волина В.В. Занимательное азбуковедение. — М., 1991.

Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. — Чебоксары, 1980.

Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. — М., 1996.

Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. Вып. 1, вып. 2. — М., 1981, 1987.

Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. — М., 1995.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – С.- Пб., 2008.

Пожиленко Е.А. О комплексном методе коррекции речевых и психофизических нарушений у дошкольников / Дошкольное воспитание. 1994. № 10. — С. 24-28.

Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников / Дефектология. 1995. № 3. — С. 76-81.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1983.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 1-3 КЛАССОВ

Данная программа направлена на преодоление ОНРНВ у учащихся младшей школы. Написана на основе программы А.В.Ястребовой....

рабочая программа подгрупповых логопедических занятий для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа составлена в соответствии с программой «Коррекция дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2010 г)....

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР.

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР....

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи).

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи)....

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи.

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи....

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии.

Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии....

Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». (для детей с ТМНР) 1-4 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...