Программа коррекционных логопедических занятий в первых классах.
методическая разработка (1 класс) на тему
Преодаление фонетико-фонематического и общего недорозвития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено:
Директор МБОУДОД «ДОО(сп)Ц»
Гончарова О.И.
«___»____________2013 г. Исх. №_____
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
В ПЕРВЫХ КЛАССАХ
СОСТАВЛЕНО ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЖИЛЕНКО Е.А.
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ И СЛОВ»
ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
И ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.
г.Владимир,
МБОУДОД «ДОО(сп)Ц»
учитель – логопед
Михайлова Н.А.
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста имеет ряд специфических особенностей, которые связаны с теми изменениями, которые происходят с ребенком в связи с поступлением в школу. Во-первых, изменяется социальный статус ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. Во-вторых, изменяется ведущий тип деятельности ребенка: на смену игровой приходит учебная деятельность. В-третьих, изменяется социальное окружение ребенка, расширяются межличностные связи. В-четвертых, изменяется эмоциональная сфера ребенка, в связи с адаптацией к школьным требованиям.
Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в низкой способности различать (дифференцировать) звуки, сходные по акустическим признакам, в затруднении анализа и синтеза звукового состава слова. У некоторых детей наблюдается недостаточная четкость и выразительность речи. Для этих детей характерны неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений, недостаточная сформированность произвольности в деятельности. Словарный запас беден и качественно неполноценен. Грамматический строй речи недостаточно сформирован, имеют место аграмматизмы. Все это затрудняет усвоение общеобразовательной программы.
Именно поэтому коррекционная работа на стадии фронтальных занятий является продолжительной и включает в себя логопедические занятия в 1 классе. Основным направлением программы на этом этапе является работа над преодолением фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.
Цели и задачи, направленные на преодоление ОНР:
- развитие сенсорных и моторных функций;
- формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).
Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
- навыки анализа и синтеза звуко – слогового состава слова;
- представление о звуко - буквенном составе слова;
- правильное звукопроизношение (при наличии проблемы у конкретного ребенка).
Принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- Принцип гуманизма – вера в возможности ребенка, позитивного подхода;
- Деятельностного подхода – опоры коррекционно – развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- Системного подхода – взаимосвязь коррекционно – развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Программы предусматривает следующие блоки:
- Блок ознакомительных занятий (1 занятие).
- Блок подготовительных занятий (5 занятий).
- Блок дифференциации гласных звуков и букв (3 занятия).
- Блок дифференциации согласных звуков и букв (24 занятия).
- Блок итоговых занятий (2 занятия).
Используемые методы и формы.
В процессе обучения предполагается использование:
-различных методов активного обучения (беседа, ролевая игра, рассказ, чтение учителем – логопедом, дыхательные и двигательные упражнения);
- анализ конкретных понятий и ситуаций;
- тренировка и др. виды заданий;
- творческие работы детей.
Условия проведения.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.
Содержание программы
Выбор тем коррекционных занятий обусловлен основной задачей этапа - формирование фонетических обобщений. Именно на этом этапе происходит формирование фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового анализа слова. На этом же этапе происходит работа по формированию правильного звукопроизношения. Программа предполагает следующее содержание коррекционно - воспитательной работы:
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- Устойчивость внимания;
- Наблюдательность (особенно к языковым явлениям);
- Способность к запоминанию;
- Способность к переключению;
- Навыки и приемы самоконтроля;
- Познавательная активность;
- Формирование полноценных учебных умений:
- Планирование предстоящей деятельности;
- Принятие учебной задачи;
- Активное осмысление материала;
- Выделение главного, существенного в учебном материале, определение путей и средств достижения цели;
- Контроль за ходом своей деятельности;
- Работа в определенном темпе;
- Применение знаний в новых ситуациях;
- Анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
В программу включена работа по созданию коммуникативных навыков:
1. Развитие и совершенствование коммуникативной компетентности:
- Умение внимательно слушать и слышать учителя – логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;
- Умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- Умение владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- Умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда.
2.Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности и развитие познавательной сферы:
- Ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- Ответы на вопросы по ходу учебной работы с использованием усвоенной терминологии;
- Ответы 2 – 3 фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
- Применение инструкции (схемы) при подготовке связного высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- Употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- Обращение к учителю – логопеду или товарищу за разъяснением;
- Пояснение инструкции, учебной задачи с использованием нужной терминологии;
- Развернутый рассказ о последовательности выполнения работы, подведение итога занятия;
- Формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
- Соблюдение речевого этикета;
- Составление устных связных высказываний с элементами творчества;
- Развитие памяти, внимания и мышления.
Методика организации логопедического занятия.
Коррекционное обучение на этом этапе, в частности, в 1 классе, осуществляется преимущественно в процессе устной речи.
Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:
- оргмомент;
- сообщение темы занятия;
- характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;
- произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;
- произношение звуков в словах;
- физминутка;
- работа над предложением;
- произношение звука в связной речи;
- обучение элементам грамоты;
10) итог занятия.
Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные:
- задания на развитие функции языкового анализа и синтеза;
- подготовка к обучению грамоте;
- лексико-грамматические задания;
- физпаузы, голосовые, дыхательные, мимические упражнения;
- имитация движений и действий, происходящих по ходу развития сюжета; творческие задания;
- словотворчество;
- игры и упражнения на развитие познавательных процессов;
- стихи, диалоги и др.
Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Их введение, кроме того, обусловлено не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых в занятии. Они дополняют содержание занятия и направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка.
Предполагаемый результат.
К завершению этапа коррекционно – развивающего обучения у детей должно быть:
- Сформирована общая направленность внимания на звуковую сторону речи;
- Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
- Уточнены первоначальные представления о звуко – буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
- Поставлены и отдифференцированы все звуки;
- Уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
- Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова – термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые – мягкие согласные, звонкие – глухие согласные, предложение и т.д.
Далее в Программе приведено планирование логопедических занятий для 1 класса.
блок | № | тема | Грамматические понятия, используемые на занятиях |
I | 1. | Обследование речи. Знакомство с логопедическим кабинетом. | Речь. Предложение. Слово. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Ударение. Комплекс –слияние. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и |
II | 2. 3. 4. 5. 6. | Формирование представления о звуках. В мире звуков. Знакомство со словом. Сад. Лес. Звуковые замки. Слова-действия. Игрушки. Животные. Слова-признаки. Овощи. Знакомство с предложением. Лес. Сад. Огород. | |
III | 7. 8. 9. | Гласные звуки. Звуки и буквы а, у, и, э, о, ы. Лесная школа. Сравнение гласных и согласных. | |
IV | 10. | Звуки п, п' и буква п. У нас в гостях поросята | глухие |
11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. | Пик, Пак и Пока. Звуки б, б' и буква б. Клоуны Бим и Бом. Звук т, т' и буква т. В гостях у медвежонка Топа. Звуки д, д' и буква д. Наши друзья — Домовой и Домовенок. Звуки к, к' и буква к. Домашние животные. Звуки г, г' и буква г. У нас в гостях гномы Гога и Гена. Звуки в, в' и буква в. Похищение буквы в'. Звуки ф, ф' и буква ф. Незнайка-фотограф. Звуки н, н' и буква н. Три поросенка. Звуки м, м' и буква м. Семья. Звуки л, л' и буква л. Прогулка в лесу. Звуки р, р′ и буква р. Как звук р к нам попал. Звуки х, х'. Хомяк-хвастун. Звуки з, з′ и буква з. В гостях у Зои. Звуки с, с′ и буква с. Снеговик и Саша. Звук и буква ш. День рождения куклы Маши. Дифференциация звуков с, ш. Приключения звуков с, ш. Звук и буква ж. Страна Жужжандия. Дифференциация звуков ш, ж. Звук и буква ц. Цыпленок Цып. Звук и буква ч. Наш гость Чипполино. Звук и буква щ. Вместе с Незнайкой. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. | согласные. Двойные согласные. | |
V | 34. 35. | Контроль за развитием навыков. Итоговое занятие. Цирк. |
Литература
Ванюхина Г.В. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. — Екатеринбург, 1993.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. — М., 1991.
Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. — Чебоксары, 1980.
Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. — М., 1996.
Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. Вып. 1, вып. 2. — М., 1981, 1987.
Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. — М., 1995.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – С.- Пб., 2008.
Пожиленко Е.А. О комплексном методе коррекции речевых и психофизических нарушений у дошкольников / Дошкольное воспитание. 1994. № 10. — С. 24-28.
Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников / Дефектология. 1995. № 3. — С. 76-81.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 1-3 КЛАССОВ
Данная программа направлена на преодоление ОНРНВ у учащихся младшей школы. Написана на основе программы А.В.Ястребовой....
рабочая программа подгрупповых логопедических занятий для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа составлена в соответствии с программой «Коррекция дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2010 г)....
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР.
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ЛГНР....
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи).
Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи)....
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи.
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 1 класса по формированию звукопроизношения и развитию связной речи....
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии.
Индивидуальная программа коррекционно-логопедических занятий для обучающегося 2 класса по преодолению дизорфографии....
Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». (для детей с ТМНР) 1-4 класс
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...