Конспект логопедического занятия-игры "Зрительно-слуховая дифференциация рукописных букв ш-щ в словах, словосочетаниях."
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме

Белозерцева Татьяна Васильевна
Логопедическое занятие-игра по коррекции оптической дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_differenciaciya_bukv_sh-shch.docx635.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по коррекции оптической дисграфии

2 «А» класс

      Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация рукописных букв Ш  – Щ 

                                                в словах, словосочетаниях.

      Лексическая тема:  Путешествие.        

     

       Грамматическая тема: Ударение.

       Цель: Дифференциация рукописных  букв Ш – Щ на письме.

       Задачи:  Образовательные:

                         - Учить различать буквы Ш-Щ на письме.

                         - Научить конструировать буквы  Ш, Щ.

                         - Закреплять знания учащихся об ударении, ударной гласной, ударном слоге.

                           

                        Коррекционные: 

                           - Развитие зрительно-пространственных восприятия, представлений и ориентировки.

                         - Развитие зрительного  гнозиса и мнезиса.

                         - Научить дифференцировать понятия «правый» - «левый».

                         - Развитие конструктивной деятельности.

                         - Становление графо-моторных навыков.

                         - Развитие языкового анализа и синтеза.

                         - Развитие фонематического анализа и синтеза.

                         - Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.

                         - Развивать орфографическую зоркость.        

                         - Активизировать словарь по лексической теме занятия: «Путешествие».

                         - Развитие умения составлять словосочетания.

                         - Развивать диафрагмальное дыхание.

                         - Развитие зрительного, слухового внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов.

                         - Развитие общей и мелкой моторики рук.

                         - Развитие мышечных ощущений, воображения и чувств.

                         - Тренировка в направлении и задержании внимания на собственных ощущениях.

                     

                         Воспитательные:

                         - Развитие навыка самоконтроля.

                         - Воспитание умения слушать и слышать друг друга, работать в команде.

                         - Воспитание вежливого отношения к товарищу.

     

      Оборудование: Магнитная доска, демонстрационные картинки с изображением героев занятия

                                  (Незнайка, Синеглазка, Пончик, Пилюлькин, Шпунтик, Гусля, Чудовище),

                                  магнитные фишки синего и  зелёного цвета, магнитные цифры 3 и 4,

                                  буквы Ш -Щ (на доске), бумажные элементы букв «Ш» и «Щ», карточки с

                                  заданиями для индивидуальной работы, карточки с зашифрованными именами,

                                  текст записки Коротышек, таблица – гимнастика для глаз «Облака»,

                                  пособие «Путешествие», следы с буквами, ёмкости с водой, ящик с песком,

                 полоски для игры с песком, карта, фигурки-игрушки для игры в песке (камни,

                 ёлки, дуб, зеркало).

                              Содержание занятия

I. Организационный момент. Психологический настрой «Цепочка дружбы».

 - Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы». Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

  1. Развитие слогового анализа, синтеза.

 На рабочих местах учащихся разложены карточки – примеры с зашифрованными именами.

- Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место.

Задание: Решить примеры со слогами.

2 + 2: лампа + каша

1 + 1 + 1: изюм + люди + шалун

2 + 2: вода + няня

1 + 2: диван + схема

Какие получились имена?

  2. Сообщение логопедической темы.

- Сегодня я по электронной почте получила зашифрованное ….    Отгадайте, что это?

- По команде зачеркните синим карандашом все цифры 3, зелёным карандашом – все цифры 4.

43С34О4ОБ334Щ43Е44НИ34Е3

- Запишите это слово в тетрадь. Поставьте в слове ударение.

 У каждого ученика – текст сообщения:

                  РЕБЯТИЩКИ!

НУЖНА ВАЩА ПОМОШЬ! ПОХИШЕНЫ НАЩИ ВЕШИ.

                    КОРОТЫЩКИ ИЗ ЦВЕТОЧНОГО ГОРОДА.

                                       

- Прочитайте его и определите, какие ошибки допустили Коротышки?

- Ребята, давайте разберёмся, почему Коротышки перепутали буквы ш – щ и попробуем им помочь в поиске пропавших вещей.

(На доску выставляются буквы Ш – Щ).

- Запишите тему занятия в тетрадь.

II. Основная часть.

1. Знакомство с героями занятия. Буквенная арифметика.

1) – Сначала узнаем имена коротышек.

На доске – карточки с зашифрованными именами.

ШПИЛЬ-ИЛЬ+УН+ТИК =

СИНЬ-Ь+Е+ГЛАЗ+КА =

ПИЛЮЛЯ-Я+Ь+КИН =

НЕ+ЗНАТЬ-ТЬ+Й+КА =

ГУСЬ-Ь+ЛЯ =

ПОНИ-И+ЧИК =

   

(На доске выставляются картинки главных героев.)

-Запишите в тетрадь слово «Коротышки». Поставьте в слове ударение.

2)- Теперь узнаем, как зовут похитителя. Он оставил свои следы.

      (На доске следы с перепутанными буквами. )

       

(На доске выставляется картинка Чудовища.)

- Запишите в тетрадь слово «Чудовище». Поставьте в слове ударение.

2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

- В сообщении коротышек – просьба о помощи. Я была уверена, что Вы согласитесь им помочь.  Отправим ответ на сообщение. Я составила предложение, только слова  высыпались и потеряли свои места.

  СЛОВА:

                    ПОМОЩЬ    СПЕШАТ    РЕБЯТА    НА

- Составьте предложение по схеме.

На доске – схема:

- Запишите предложение в тетрадь. Поставьте в словах ударение.

3. Развитие пространственных представлений. «Иди по стрелке» (чтение слова).

- Посмотрите на стрелки и назовите направления нарисованных стрелок.

- Мы отправляемся …

(На доске:

                         Е

ПУ                                                      ТЕ

                     

ШЕСТ        

                                                  ВИ    

-А на каком транспорте мы отправимся? (На доске  - ИЗОГРАФ)

4. Развитие пространственных представлений и конструктивной деятельности.

- Вам необходимо подготовить шар к полёту. Сложите разрезную картинку.

5. Уточнение связи звука и буквы.

1) Соотнесение букв с соответствующими звуками.

- Пока шар набирает высоту, дайте характеристику звукам Ш – Щ.

(Учащиеся на карточках проводят линии от букв к характеристикам).

согласный

Ш            Щ

гласный

звонкий           глухой

твёрдый            мягкий             

2) Сравнение букв занятия Ш – Щ по начертанию.

- Буквы Ш – Щ имеют сходство и различия в начертании. Вместе попробуем разобраться в этом вопросе.

- В чем сходство?

 (У букв Ш и Щ одинаковые элементы –  прямая линия с закруглением вправо).

- В чём различие?

(У буквы Ш - 3 прямых линии с закруглением вправо, у Щ – 3 линии  + 1 прямая линия с петлёй).

3) Выбор символов для обозначения.

- Буквы Ш-Щ отличаются количеством элементов. Цифрой 3 будем обозначать букву Ш. Цифрой 4 будем обозначать букву Щ.

6. Произнесение и письмо букв  в воздухе ручкой.

7. Конструирование букв.

 А) Выбрать нужные элементы для букв, сложить буквы.

 

     - Какие элементы нужны для букв Ш и Щ ?

8. Работа по развитию слухового внимания.

- Во время полёта на воздушном шаре внимательно прислушиваемся к звукам, которые нас окружают…

 Я буду называть звуки, слоги, слова, а вы заполните слева - направо клетки квадрата крестиками и точками. Если услышите звук [Ш] – точка, звук [Щ] – Х.

( Ряд звуков:    Ш Щ Ш Щ Ш

  Ряд слогов:   ША-ЩА-ЩО-ЩУ-ШУ

                         ШУ-ШО-ЩИ-ША-ШИ

  Ряд слов:       ШИПЫ, ШАПКА, ЩИТ, ШОРОХ, ТИШЬ

                        ШУТ, ШАГ, ЩАВЕЛЬ, ЯЩИК, ШОК)

- Изображение какого предмета  получилось? (КЛЮЧ).

- Ключ пригодится нам при поиске пропавших вещей.

.

Х

.

Х

.

.

Х

Х

Х

.

.

.

Х

.

.

.

.

Х

.

.

.

.

Х

Х

.

               

9. Развитие высших психических процессов.

- Надо определить направление движения воздушного шара.

- Мы двигаемся в правильном направлении нашего маршрута.

10. Гимнастика для глаз.

- Меняются погодные условия. Впереди по курсу – ОБЛАЧНОСТЬ. Надо быть осторожнее. На нашем пути необычные облака. В них спрятаны буквы.  

(На доске – облака с буквами Ш – Щ.

 Найдите все спрятанные буквы, обведите их глазами.      

                                                                   

11. Психогимнастика + водотерапия.

Психолог проводит психогимнастику на снятие физического и эмоционального напряжения в сочетании с водотерапией.

«Дети, из-за плохих погодных условий нам необходимо приземлиться. Посмотрите вокруг. Какой красивый лес (показываем на деревья за окном), какие растения (показываем на комнатные растения) красивые! Из-за облака выглянуло солныШко, согревает нас своим теплом. Шумно в лесной чаЩе. Шумят зверуШки, ШурШат деревья, Шелестят листвой. Давайте вместе с деревьями помаШем руками, будто ветвями.

Вот пролетаюЩая птица Шумит своими крыльями. И мы с вами вместе с птицей взлетаем, маШем, маШем своими руками, словно крыльями. СолныШко всё сильнее нас согревает своими лучами. И вот мы потягиваемся, будто котята. Спинку выгибаем, Шейку тянет.

О!!! Да в этом прекрасном лесу есть озеро. Вот мы сейчас искупаемся. Приготовьтесь нырнуть (складываем руки, как для ныряния). Погружаем руки в воду, будто плывём, рассматриваем рыбок (Щук, леЩей, ерШей), водоросли, лягуШек.

ХороШо отдохнули, пора и за дела браться».

12. Дифференциация букв Ш  – Щ на уровне слова.

1) Развитие зрительного внимания.

- Продолжаем путешествие по лесу. Хотите узнать, что пропало у коротышек?

(Каждому ученику выдаётся карточка с силуэтами предметов, наложенных друг на друга. Учащиеся должны их узнать и назвать).

2)Развитие умения составлять словосочетания.

- Как вы думаете, кому какая вещь принадлежит?

- Подберите к словам-предметам слова-признаки.

3) (Каждый ученик получается карточку со словами, в которых пропущены буквы Ш – Щ и с закодированным в виде точек рисунком).

- Вставьте в слова пропущенные буквы Ш – Щ.

Если в слове пропущена буква Ш, найдите числа, указанные в колонке «Ш». Если в слове пропущена буква Щ, найдите числа, указанные в колонке «Щ». На рисунке отыщите точки, которые стоят около этих чисел. Соедините точки прямыми линиями. Соединив все точки, вы получите рисунок и сможете узнать, в каком предмете чудовище спрятало вещи коротышек.

 Запишите слово «мешок» на пустой строке в таблице.

- Определите ударение в каждом слове. В 1-ой колонке обведите цифру 1, 2 или 3.

УДАРЕНИЕ

СЛОВА

ш

щ

1  2  3

ГАРМО ... КА

1 – 2

1 - 4

1  2  3

ПЛА …

2 - 5

2 - 3

1  2  3

… ПРИЦ

3 – 4  

3 - 5

1  2  3

… ЛЯПА

4 – 5

4 - 6

1  2  3

КЛЕ … И

6 – 8

5 - 6

1  2  3

… ОКОЛАД

6 – 7

6 - 8

1  2  3

… ЁТКА

7 - 9

7 - 8

1  2  3

Я … ИК

8 - 9

8 -9

1  2  3

ВЕ … АЛКА

9 -3

9 - 2

1  2  3

3 - 1

1 - 2

                     

13. Преобразование слов. Работа со словами-паронимами.

- Шли, шли мы по лесу и подошли к …

П

О

У

Е

Р

А

Щ

Е

И

Х

 Х

Х

 Х

 Х

 Х

 

 

- Живёт в пещере чудовище,

  Хранит в лапищах Сокровище.

  Охраняет своё жилище.

  Пробираться надо все тише.

- Мы перед пещерой. Чудовище отдаст вещи коротышек после выполнения задания. Превратить каждое слово в другое, заменив букву Ш буквой Щ и наоборот. Объяснить значение слов.

ПЛЮ3 –

ЧА4А –

ПОМЕ4АТЬ –

ЗА3ИТА –

ПРО4ЕНИЕ -

(Плюш – шерстяная, шёлковая или х\б ткань с ворсом.

Плющ – вьющееся по опорам растение.

Чаща – густой, частый лес, заросль.

Чаша – округлый сосуд.

Помещать – найти, определить место для чего-нибудь.

Помешать – 1. Создавать препятствие в чем-нибудь.

2. Переворачивать, взбалтывать круговым движением с помощью чего-то.

Зашита – соединить швом концы чего-нибудь, починить.

Защита – ограждение от опасности.

Прошение – письменное ходатайство, официальная просьба.

Прощение – то же, что и извинение.)

14. Закрепление пространственных представлений: вверх, вниз, вправо, влево + развитие мелкой моторики.

(Выставляется изображение карты с двумя маршрутами).

- Чудовище хочет, чтобы мы сами отыскали мешок с вещами коротышек.

(Выставляется ящик с песком и фигурками: водоём, ёлки, дуб, камни, скелет неизвестного животного, пещера).

- Используя карту, определить правильный путь к мешку с вещами.

Подсказка: цвет маршрута связан с буквами и звуками нашего занятия.

15. Игра «Найди, что спрятано». Развитие диафрагмального дыхания.

- Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

(Картинка мешка с замком засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок достаёт картинку).

16. Развитие умения составлять словосочетания.

-Коротышки благодарят Вас за помощь. Им надо возвращаться в Цветочный город. Во время путешествия вся их обувь пришла в негодность.

- Найти каждому коротышке его пару новых ботиночек и прочитать словосочетания. Вставить пропущенные буквы Ш-Щ.

           

III. Итог занятия.

- Давайте, объясним Коротышкам, в чём была их ошибка в сообщении?

          - Какие буквы сравнивали?

          - Какие элементы нужны для буквы «Ш»? «Щ»?

          - Какова роль ударения в слове?

- Спасибо за работу!

Примерные ответы учащихся

Учащиеся отгадывают ребусы-имена и садятся на свои рабочие места.

- Паша, Илюша, Даня, Дима.

- СООБЩЕНИЕ.

- Сообщение: «Ребятишки! Нужна Ваша помощь! Похищены наши вещи. Коротышки из Цветочного города».

- Коротышки  перепутали в сообщении буквы ш – щ.

Учащиеся записывают тему занятия в тетради:

Буквы Ш – Щ.

Учащиеся решают буквенные примеры и называют имена героев: ШПУНТИК, СИНЕГЛАЗКА, ПИЛЮЛЬКИН, НЕЗНАЙКА, ГУСЛЯ, ПОНЧИК.

Учащиеся переставляют следы с буквами и читают слово – ЧУДОВИЩЕ.

Учащиеся составляют предложение, переставляя карточки со словами:

РЕБЯТА СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ.

Учащиеся читают слово по стрелкам – ПУТЕШЕСТВИЕ.

Учащиеся читают слово – ШАР.

Учащиеся коллективно складывают разрезную картинку воздушного шара.

Учащиеся работают на индивидуальных карточках.

- Буква Ш – обозначает согласный звук [ш], глухой, твёрдый.

- Буква Щ – обозначает согласный звук [щ], глухой, мягкий.

- В букве Ш – 3 элемента, у Щ – 4 элемента.

Учащиеся работают с элементами букв Ш – Щ.

Учащиеся отбирают прямые линии с закруглением вправо и прямую линию с петлёй.

Учащиеся выполняют задание на индивидуальных карточках.

-КЛЮЧ.

Учащиеся выполняют задание на индивидуальных карточках.

- В облаках спрятаны буквы

Ш – Щ.

Учащиеся обводят глазами буквы

Ш – Щ.

 

Учащиеся выполняют различные движения за психологом.

-ЩЁТКА, ПЛАЩ, ШПРИЦ, ЯЩИК, ШОКОЛАД, КЛЕЩИ, ВЕШАЛКА, ГАРМОШКА, ШЛЯПА.

- Непромокаемый плащ, одноразовый шприц, деревянный ящик, железные клещи, широкая шляпа, горький шоколад, жёсткая щётка, громкая гармошка, удобная вешалка.

-Вещи коротышек спрятаны в мешке.

- Подошли к пещере.

Учащиеся работают на индивидуальных карточках.

Плюш – плющ

Чаща – чаша

Помещать – помешать

Зашита – защита

Прощение - прошение

Учащиеся записывают слова в тетрадь, ставят в словах ударение.

Звук Ш – твёрдый, звук Щ – мягкий.

Учащиеся выбирают маршрут с сине-зелёными линиями и прокладывают путь с помощью полосок синего и зелёного цвета.

Учащиеся выполняют задание коллективно.

Учащиеся выполняют задание коллективно.

Учащиеся выполняют задание коллективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия-игры "Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п – т в словах, предложениях, тексте."

Логопедическое занятие -игра "Преступление" с использованием интерактивной доски, традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий....

Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах и предложениях»

Представленный материал будет полезен логопедам с работе по дифференциации звуков [С] - [Ш]....

Конспект логопедического занятия на этапе дифференциации звука [Л] и [Л’] в словах и предложении.

Цель: формировать умение дифференцировать звуки [Л] и [Л’] в словах, фразах.Задачи : Коррекционно-образовательные: - закрепить навык  дифференциации звуков [Л] и [Л’].Коррекционн...

Технологическая карта логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [С] и [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях".

Изложена информация по дифференциации данных звуков у обучающихся 1-х классов (ТНР) -2 год обучения....