Содержание занятия I. Организационный момент. Психологический настрой «Цепочка дружбы». - Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы». Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!
1. Развитие слогового анализа, синтеза. На рабочих местах учащихся разложены карточки – примеры с зашифрованными именами. - Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место. Задание: Решить примеры со слогами.
2 + 2: лампа + каша 1 + 1 + 1: изюм + люди + шалун 2 + 2: вода + няня 1 + 2: диван + схема Какие получились имена?
2. Сообщение логопедической темы. - Сегодня я по электронной почте получила зашифрованное …. Отгадайте, что это? - По команде зачеркните синим карандашом все цифры 3, зелёным карандашом – все цифры 4. 43С34О4ОБ334Щ43Е44НИ34Е3 - Запишите это слово в тетрадь. Поставьте в слове ударение. У каждого ученика – текст сообщения:
РЕБЯТИЩКИ! НУЖНА ВАЩА ПОМОШЬ! ПОХИШЕНЫ НАЩИ ВЕШИ. КОРОТЫЩКИ ИЗ ЦВЕТОЧНОГО ГОРОДА. |
- Прочитайте его и определите, какие ошибки допустили Коротышки? - Ребята, давайте разберёмся, почему Коротышки перепутали буквы ш – щ и попробуем им помочь в поиске пропавших вещей. (На доску выставляются буквы Ш – Щ). - Запишите тему занятия в тетрадь. II. Основная часть. 1. Знакомство с героями занятия. Буквенная арифметика. 1) – Сначала узнаем имена коротышек. На доске – карточки с зашифрованными именами.
ШПИЛЬ-ИЛЬ+УН+ТИК = СИНЬ-Ь+Е+ГЛАЗ+КА = ПИЛЮЛЯ-Я+Ь+КИН = НЕ+ЗНАТЬ-ТЬ+Й+КА = ГУСЬ-Ь+ЛЯ = ПОНИ-И+ЧИК = (На доске выставляются картинки главных героев.) -Запишите в тетрадь слово «Коротышки». Поставьте в слове ударение. 2)- Теперь узнаем, как зовут похитителя. Он оставил свои следы. (На доске следы с перепутанными буквами. )
(На доске выставляется картинка Чудовища.) - Запишите в тетрадь слово «Чудовище». Поставьте в слове ударение.
2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. - В сообщении коротышек – просьба о помощи. Я была уверена, что Вы согласитесь им помочь. Отправим ответ на сообщение. Я составила предложение, только слова высыпались и потеряли свои места. СЛОВА: ПОМОЩЬ СПЕШАТ РЕБЯТА НА - Составьте предложение по схеме.
На доске – схема: - Запишите предложение в тетрадь. Поставьте в словах ударение.
3. Развитие пространственных представлений. «Иди по стрелке» (чтение слова). - Посмотрите на стрелки и назовите направления нарисованных стрелок. - Мы отправляемся … (На доске:
-А на каком транспорте мы отправимся? (На доске - ИЗОГРАФ) 4. Развитие пространственных представлений и конструктивной деятельности. - Вам необходимо подготовить шар к полёту. Сложите разрезную картинку.
5. Уточнение связи звука и буквы. 1) Соотнесение букв с соответствующими звуками. - Пока шар набирает высоту, дайте характеристику звукам Ш – Щ. (Учащиеся на карточках проводят линии от букв к характеристикам). согласный Ш Щ гласный звонкий глухой твёрдый мягкий 2) Сравнение букв занятия Ш – Щ по начертанию. - Буквы Ш – Щ имеют сходство и различия в начертании. Вместе попробуем разобраться в этом вопросе. - В чем сходство? (У букв Ш и Щ одинаковые элементы – прямая линия с закруглением вправо). - В чём различие? (У буквы Ш - 3 прямых линии с закруглением вправо, у Щ – 3 линии + 1 прямая линия с петлёй). 3) Выбор символов для обозначения. - Буквы Ш-Щ отличаются количеством элементов. Цифрой 3 будем обозначать букву Ш. Цифрой 4 будем обозначать букву Щ.
6. Произнесение и письмо букв в воздухе ручкой.
7. Конструирование букв. А) Выбрать нужные элементы для букв, сложить буквы. - Какие элементы нужны для букв Ш и Щ ?
8. Работа по развитию слухового внимания. - Во время полёта на воздушном шаре внимательно прислушиваемся к звукам, которые нас окружают… Я буду называть звуки, слоги, слова, а вы заполните слева - направо клетки квадрата крестиками и точками. Если услышите звук [Ш] – точка, звук [Щ] – Х. ( Ряд звуков: Ш Щ Ш Щ Ш Ряд слогов: ША-ЩА-ЩО-ЩУ-ШУ ШУ-ШО-ЩИ-ША-ШИ Ряд слов: ШИПЫ, ШАПКА, ЩИТ, ШОРОХ, ТИШЬ ШУТ, ШАГ, ЩАВЕЛЬ, ЯЩИК, ШОК) - Изображение какого предмета получилось? (КЛЮЧ). - Ключ пригодится нам при поиске пропавших вещей.
. | Х | . | Х | . | . | Х | Х | Х | . | . | . | Х | . | . | . | . | Х | . | . | . | . | Х | Х | . |
9. Развитие высших психических процессов. - Надо определить направление движения воздушного шара. - Мы двигаемся в правильном направлении нашего маршрута.
10. Гимнастика для глаз. - Меняются погодные условия. Впереди по курсу – ОБЛАЧНОСТЬ. Надо быть осторожнее. На нашем пути необычные облака. В них спрятаны буквы. (На доске – облака с буквами Ш – Щ. Найдите все спрятанные буквы, обведите их глазами.
11. Психогимнастика + водотерапия. Психолог проводит психогимнастику на снятие физического и эмоционального напряжения в сочетании с водотерапией. «Дети, из-за плохих погодных условий нам необходимо приземлиться. Посмотрите вокруг. Какой красивый лес (показываем на деревья за окном), какие растения (показываем на комнатные растения) красивые! Из-за облака выглянуло солныШко, согревает нас своим теплом. Шумно в лесной чаЩе. Шумят зверуШки, ШурШат деревья, Шелестят листвой. Давайте вместе с деревьями помаШем руками, будто ветвями. Вот пролетаюЩая птица Шумит своими крыльями. И мы с вами вместе с птицей взлетаем, маШем, маШем своими руками, словно крыльями. СолныШко всё сильнее нас согревает своими лучами. И вот мы потягиваемся, будто котята. Спинку выгибаем, Шейку тянет. О!!! Да в этом прекрасном лесу есть озеро. Вот мы сейчас искупаемся. Приготовьтесь нырнуть (складываем руки, как для ныряния). Погружаем руки в воду, будто плывём, рассматриваем рыбок (Щук, леЩей, ерШей), водоросли, лягуШек. ХороШо отдохнули, пора и за дела браться».
12. Дифференциация букв Ш – Щ на уровне слова. 1) Развитие зрительного внимания. - Продолжаем путешествие по лесу. Хотите узнать, что пропало у коротышек?
(Каждому ученику выдаётся карточка с силуэтами предметов, наложенных друг на друга. Учащиеся должны их узнать и назвать). 2)Развитие умения составлять словосочетания. - Как вы думаете, кому какая вещь принадлежит? - Подберите к словам-предметам слова-признаки.
3) (Каждый ученик получается карточку со словами, в которых пропущены буквы Ш – Щ и с закодированным в виде точек рисунком). - Вставьте в слова пропущенные буквы Ш – Щ. Если в слове пропущена буква Ш, найдите числа, указанные в колонке «Ш». Если в слове пропущена буква Щ, найдите числа, указанные в колонке «Щ». На рисунке отыщите точки, которые стоят около этих чисел. Соедините точки прямыми линиями. Соединив все точки, вы получите рисунок и сможете узнать, в каком предмете чудовище спрятало вещи коротышек. Запишите слово «мешок» на пустой строке в таблице.
- Определите ударение в каждом слове. В 1-ой колонке обведите цифру 1, 2 или 3.
УДАРЕНИЕ | СЛОВА | ш | щ | 1 2 3 | ГАРМО ... КА | 1 – 2 | 1 - 4 | 1 2 3 | ПЛА … | 2 - 5 | 2 - 3 | 1 2 3 | … ПРИЦ | 3 – 4 | 3 - 5 | 1 2 3 | … ЛЯПА | 4 – 5 | 4 - 6 | 1 2 3 | КЛЕ … И | 6 – 8 | 5 - 6 | 1 2 3 | … ОКОЛАД | 6 – 7 | 6 - 8 | 1 2 3 | … ЁТКА | 7 - 9 | 7 - 8 | 1 2 3 | Я … ИК | 8 - 9 | 8 -9 | 1 2 3 | ВЕ … АЛКА | 9 -3 | 9 - 2 | 1 2 3 |
| 3 - 1 | 1 - 2 |
13. Преобразование слов. Работа со словами-паронимами. - Шли, шли мы по лесу и подошли к …
- Живёт в пещере чудовище, Хранит в лапищах Сокровище. Охраняет своё жилище. Пробираться надо все тише.
- Мы перед пещерой. Чудовище отдаст вещи коротышек после выполнения задания. Превратить каждое слово в другое, заменив букву Ш буквой Щ и наоборот. Объяснить значение слов.
ПЛЮ3 – ЧА4А – ПОМЕ4АТЬ – ЗА3ИТА – ПРО4ЕНИЕ - (Плюш – шерстяная, шёлковая или х\б ткань с ворсом. Плющ – вьющееся по опорам растение. Чаща – густой, частый лес, заросль. Чаша – округлый сосуд. Помещать – найти, определить место для чего-нибудь. Помешать – 1. Создавать препятствие в чем-нибудь. 2. Переворачивать, взбалтывать круговым движением с помощью чего-то. Зашита – соединить швом концы чего-нибудь, починить. Защита – ограждение от опасности. Прошение – письменное ходатайство, официальная просьба. Прощение – то же, что и извинение.)
14. Закрепление пространственных представлений: вверх, вниз, вправо, влево + развитие мелкой моторики. (Выставляется изображение карты с двумя маршрутами).
- Чудовище хочет, чтобы мы сами отыскали мешок с вещами коротышек. (Выставляется ящик с песком и фигурками: водоём, ёлки, дуб, камни, скелет неизвестного животного, пещера). - Используя карту, определить правильный путь к мешку с вещами. Подсказка: цвет маршрута связан с буквами и звуками нашего занятия.
15. Игра «Найди, что спрятано». Развитие диафрагмального дыхания. - Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой. (Картинка мешка с замком засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок достаёт картинку).
16. Развитие умения составлять словосочетания. -Коротышки благодарят Вас за помощь. Им надо возвращаться в Цветочный город. Во время путешествия вся их обувь пришла в негодность. - Найти каждому коротышке его пару новых ботиночек и прочитать словосочетания. Вставить пропущенные буквы Ш-Щ. III. Итог занятия. - Давайте, объясним Коротышкам, в чём была их ошибка в сообщении? - Какие буквы сравнивали? - Какие элементы нужны для буквы «Ш»? «Щ»? - Какова роль ударения в слове?
- Спасибо за работу!
| Примерные ответы учащихся
Учащиеся отгадывают ребусы-имена и садятся на свои рабочие места.
- Паша, Илюша, Даня, Дима.
- СООБЩЕНИЕ.
- Сообщение: «Ребятишки! Нужна Ваша помощь! Похищены наши вещи. Коротышки из Цветочного города».
- Коротышки перепутали в сообщении буквы ш – щ. Учащиеся записывают тему занятия в тетради: Буквы Ш – Щ.
Учащиеся решают буквенные примеры и называют имена героев: ШПУНТИК, СИНЕГЛАЗКА, ПИЛЮЛЬКИН, НЕЗНАЙКА, ГУСЛЯ, ПОНЧИК.
Учащиеся переставляют следы с буквами и читают слово – ЧУДОВИЩЕ.
Учащиеся составляют предложение, переставляя карточки со словами: РЕБЯТА СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ.
Учащиеся читают слово по стрелкам – ПУТЕШЕСТВИЕ.
Учащиеся читают слово – ШАР.
Учащиеся коллективно складывают разрезную картинку воздушного шара.
Учащиеся работают на индивидуальных карточках. - Буква Ш – обозначает согласный звук [ш], глухой, твёрдый. - Буква Щ – обозначает согласный звук [щ], глухой, мягкий.
- В букве Ш – 3 элемента, у Щ – 4 элемента.
Учащиеся работают с элементами букв Ш – Щ. Учащиеся отбирают прямые линии с закруглением вправо и прямую линию с петлёй.
Учащиеся выполняют задание на индивидуальных карточках.
-КЛЮЧ.
Учащиеся выполняют задание на индивидуальных карточках.
- В облаках спрятаны буквы Ш – Щ. Учащиеся обводят глазами буквы Ш – Щ.
Учащиеся выполняют различные движения за психологом.
-ЩЁТКА, ПЛАЩ, ШПРИЦ, ЯЩИК, ШОКОЛАД, КЛЕЩИ, ВЕШАЛКА, ГАРМОШКА, ШЛЯПА.
- Непромокаемый плащ, одноразовый шприц, деревянный ящик, железные клещи, широкая шляпа, горький шоколад, жёсткая щётка, громкая гармошка, удобная вешалка.
-Вещи коротышек спрятаны в мешке.
- Подошли к пещере.
Учащиеся работают на индивидуальных карточках.
Плюш – плющ Чаща – чаша Помещать – помешать Зашита – защита Прощение - прошение
Учащиеся записывают слова в тетрадь, ставят в словах ударение.
Звук Ш – твёрдый, звук Щ – мягкий.
Учащиеся выбирают маршрут с сине-зелёными линиями и прокладывают путь с помощью полосок синего и зелёного цвета.
Учащиеся выполняют задание коллективно.
Учащиеся выполняют задание коллективно.
Учащиеся выполняют задание коллективно.
|