Содержание занятия I. Организационный момент. Приветствие. 1. Развитие фонематического анализа, синтеза. На рабочих местах учащихся разложены карточки – ребусы с зашифрованными именами. - Здравствуйте! Сегодня Вам предстоит найти своё рабочее место. Задание: Запомнить первые буквы названий предметов, изображенных на карточке. Какие получились имена?
2. Сообщение логопедической темы. - Сегодня я по почте получила …. Отгадайте, что это? - Сначала З, потом А, потом ПЬ, потом И, потом С, потом К, потом А. (У каждого ученика – текст записки:
Еахватил Злену Премудрую. Емей Горыныч. |
- Прочитайте её и определите, какие ошибки допустил Змей Горыныч? - Ребята, давайте разберёмся, почему Змей Горыныч перепутал буквы Е – З и попробуем освободить Елену Премудрую. (На доску выставляются буквы Е – З). - Запишите тему занятия в тетрадь. II. Основная часть.
1. Развитие пространственных представлений. «Иди по стрелке» (чтение слова). - Посмотрите на стрелки и назовите направления нарисованных стрелок. - Мы отправляемся … (На доске: - Закройте глаза. 1,2,3,4,5. Откройте глаза. Мы попали в Сказочную страну. (На доске – карта Сказочной страны). - В этом путешествии нам поможет цветик – семицветик. На его лепестках загаданы имена наших помощников. Назовите цвета лепестков. (В руках логопеда – цветик–семицветик).
- Белый лепесток сорвёт тот, имя которого начинается с согласной В. На обратной стороне лепестка – задание. - Прочитай и отгадай загадку. «Вымолвил словечко – Покатилась печка, Прямо из деревни К царю и царевне. И за что, не знаю, Повезло лентяю». (Выставляется изображение Емели). 2. Уточнение связи звука и буквы.
1. Сравнение букв занятия Е – З по начертанию.
- Буквы Е – З имеют сходство и различия в начертании. Вместе с Емелей попробуем разобраться в этом вопросе. - В чем сходство? (У букв Е и З элементы – полуовалы).
- В чём различие? (У буквы Е правые полуовалы, у З – левые полуовалы).
2. Соотнесение букв с соответствующими звуками.
-Емеля просит дать характеристику звукам. (Учащиеся на карточках проводят линии от букв к характеристикам). СОГЛАСНЫЙ БЕЗУДАРНЫЙ ТВЁРДЫЙ МЯГКИЙ УДАРНЫЙ ЗВОНКИЙ Е З ГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ |
3. Выбор символов для обозначения.
- Емеля пришёл не с пустыми руками, со стрелками (красная, чёрная). - Как вы думаете, для чего?
(Стрелки выставляются под буквами Е – З).
4. Произнесение и письмо букв в воздухе ручкой. 5. Конструирование букв. А) Выбрать нужные элементы для букв, сложить буквы. - Какие элементы нужны для букв Е и З ?
В тетрадях учащихся и на магнитной доске – таблица: - Определить род слова «Емеля». - Записать слово «Емеля» в соответствующий столбик.
3. Дифференциация букв занятия изолированно.
- Двигаемся дальше по Сказочной стране. Золотой лепесток сорвёт тот, в имени которого между Ю и Я находится Л.
На обратной стороне лепестка – задание. - Назвать имя сказочного героя – девушка с золотыми волосами. (Выставляется изображение Златовласки). - Златовласка предлагает задание: Посмотрите на стрелочки в таблице. Раскрасьте их соответствующими цветами. Напишите над каждой стрелкой соответствующую букву.
- Каких стрелок больше? - Правильно, двигаемся дальше по карте направо.
- Определить род слова «Златовласка». - Записать слово «Златовласка» в соответствующий столбик.
4. Гимнастика для глаз. - Подул мощный ветер. Он рисует в воздухе загадочные фигуры. (Логопед показывает, учащиеся повторяют движения). - На что похожи эти фигуры?
5. Развитие логического мышления. - Двигаемся дальше по Сказочной стране. Оранжевый лепесток сорвёт тот, в имени которого после Л стоит Ё.
1) Грамматическая арифметика.
На обратной стороне лепестка – задание: Реши грамматический пример, и ты узнаешь имя следующего сказочного героя. На доске – запись примера: ЗНАК – К + Й + КА = (Выставляется изображение Знайки). 2) Кроссворд. - Отгадайте слова кроссворда и узнаете, что изучает Знайка. На доске – кроссворд: 1. Огромные раскалённые газовые шары, находящиеся на небе. 2. Название страны, в которой находятся гробницы фараонов. 3. Загадка: По земле ползёт, а к себе не подпускает. 4. Загадка: Что летом и зимой в рубашке одной? 5. Загадка: На гору бегом, а с горы кувырком. 6. Название планеты. (ОТВЕТЫ: Звёзды, Египет, Змея, Ель, Заяц, Земля).
- Определить род слова «Знайка». - Записать слово «Знайка» в соответствующий столбик.
6. Динамическая пауза. Развитие общей моторики. Закрепление пространственных представлений: правый, левый.
- Двигаемся дальше по Сказочной стране. Желтый лепесток сорвёт тот, имя которого заканчивается на согласный звук.
На обратной стороне лепестка – задание: Подчеркните лишнюю букву. Сложите слово из букв и узнаете имя следующего сказочного героя. З С Т Ш р Л ч к Д В О П (Выставляется изображение Зло). - Зло очень вредное и укажет нам дальнейший путь после игры «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу».
- Определить род слова «Зло». - Записать слово «Зло» в соответствующий столбик.
7. Дифференциация букв занятия на уровне слова. Закрепление правописания слов, обозначающих имена собственные. - Двигаемся дальше по Сказочной стране. Голубой лепесток сорвёт тот, имя которого состоит из 3-х букв.
На обратной стороне лепестка – задание: С помощью ключа прочитать имя сказочного героя.
(Выставляется изображение королевича Елисея). - Елисей записал имена своих друзей. Вставьте буквы Е – З в слова. Указать направления написания букв. Найдите имена, которые отличаются одной буквой (в зависимости от рода). __катерина | __вгения | __лата | __ахар | __ва | __инаида | __лена | __фим | __вгений |
- Как пишутся имена собственные?
- Определить род слова «Елисей». - Записать слово «Елисей» в соответствующий столбик.
- Елисей просит передать волшебный букет цветов Елене Премудрой, который поможет освободить её из лап коварного Змея Горыныча.
8. Развитие высших психических процессов. - Двигаемся дальше по Сказочной стране. Зелёный лепесток сорвёт тот, имя которого начинается с первой буквы алфавита.
На обратной стороне лепестка – задание: Определите направление пути. 9. Развитие умения составлять словосочетания. - Двигаемся дальше по Сказочной стране. Красный лепесток сорвёт тот, имя которого начинается с буквы, относящейся к нашей теме занятия.
На обратной стороне лепестка – задание: С помощью следов отгадать имя сказочного героя. - Переставить следы с буквами, прочитать имя сказочного героя. (Выставляется изображение Золушки). - Определить род слова «Золушка». - Записать слово «Золушка» в соответствующий столбик.
- Золушка приготовила нам волшебные рубашки, которые помогут нам справиться с сильным Змеем Горынычем. - Собрать половинки рубашек и прочитать словосочетания. Вставить пропущенные буквы.
(Логопед раздаёт учащимся карточки в виде разрезанных на две половинки рубашек. Если кусочки соединены верно, то можно прочитать словосочетание). Проверка.
III. Итог занятия. - - Ребята, мы подошли к пещере Змея Горыныча.
(Выставляются изображения Змея Горыныча и Елены Премудрой). - Определить род слов «Елена Премудрая», «Змей Горыныч». - Записать слова «Елена Премудрая» и «Змей Горыныч» в соответствующие столбики.
2) - Выполним просьбу Елисея. Передадим букет цветов Елене Премудрой и освободим её.
- Найти и раскрасить карандашом красного цвета цветок, у которого на всех лепестках написана буква Е. - Елена Премудрая освобождена. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. 3) - Давайте, объясним Змею Горынычу, в чём была его ошибка. - Какие буквы сравнивали? - Какие элементы нужны для буквы «Е»? «З»? - Как пишутся слова, обозначающие имена собственные? - Какие три рода есть у имён существительных? - Как определить род имён существительных?
- Спасибо за работу! | Примерные ответы учащихся
Учащиеся отгадывают ребусы-имена и садятся на свои рабочие места.
- Егор, Вика, Алёша, Юля.
- Записка.
- Записка: «Захватил Елену Премудрую. Змей Горыныч». - Змей Горыныч перепутал в записке буквы Е – З.
Учащиеся записывают тему занятия в тетради: Буквы Е – З.
Учащиеся читают слово по стрелкам – ПУТЕШЕСТВИЕ.
- Жёлтый, красный, золотой, зелёный, голубой, белый, оранжевый.
- Белый лепесток срывает Вика.
- Отгадка – Емеля.
- Буквы Е – З состоят из одинаковых элементов.
- Буква Е пишется вправо и обозначает гласную букву, буква – З – влево, обозначает согласную.
Учащиеся работают на индивидуальных карточках. - Буква Е – обозначает гласный звук [э], бывает ударный, безударный. - Буква З – обозначает согласный звук [з], звонкий, бывает твёрдый, мягкий.
.
- Стрелки нужны для обозначения букв занятия: красная, направлена вправо – буква Е; чёрная, направлена влево – З.
Учащиеся работают с элементами букв Е – З. Учащиеся отбирают правые полуовалы, левые полуовалы.
- Емеля – мужской род.
- Золотой лепесток срывает Юля.
- Златовласка.
Учащиеся работают на индивидуальных карточках.
- Стрелок, которые направлены вправо больше, на одну стрелку. - Златовласка – женский род.
- Фигуры напоминают буквы Е – З. Учащиеся обводят глазами загадочные фигуры.
- Оранжевый лепесток срывает Алёша.
- Знайка
Учащиеся выходят к доске, вписывают слова в кроссворд, отгадывают ключевое слово – ЗЕМЛЯ.
- Знайка – мужской род.
-Желтый лепесток срывает Егор.
Учащиеся работают на индивидуальных карточках. - 1 строка – З (1 звонкий, остальные – глухие) - 2 строка – Л (Л – заглавная) - 3 строка – О (О – гласный)
Учащиеся выполняют различные движения за логопедом.
- Зло – средний род.
- Голубой лепесток срывает Юля.
- Елисей.
Учащиеся вставляют буквы Е - З, указывают направления написания букв. - «Евгения» и «Евгений» отличаются одной буквой.
- С заглавной буквы.
- Елисей – мужской род.
- Зелёный лепесток срывает Алёша.
Учащиеся работают на индивидуальных карточках.
- Красный лепесток срывает Егор.
- Золушка
- Золушка – женский род.
Задание выполняется коллективно.
- Емеля добродушный, Золушка бедная, Елисей терпеливый, Знайка любознательный, Елена Премудрая умная, Златовласка прекрасная, Змей Горыныч огнедышащий, Зло безобразное.
- Елена Премудрая – женский род. - Змей Горыныч – мужской род.
Учащиеся работают на индивидуальных карточках.
|