Содержание занятия I. Организационный момент. Приветствие. (На полу кабинета - разные по размеру следы неизвестного человека.) 1. Развитие фонематических процессов. - Здравствуйте! Ребята, сегодня ночью кто-то пробрался ко мне в кабинет. Посмотрите на пол. Сколько следов? Кто это мог быть? Расположите следы в следующем порядке – от большого к маленькому. Переверните следы и прочитайте слово.
2. Закрепление знания временных отношений. - Первым сядет тот за стол, кто назовёт месяц, следующий за январём. - Вторым сядет тот, кто назовёт второй день недели. - Третьим сядет тот, кто назовёт год предшествующий 2013 году. - Четвёртым сядет тот, кто назовёт число, стоящее между 27 и 29. 3. Сообщение логопедической темы. 1) Развитие пространственных представлений. «Иди по стрелке» (чтение слова). - Помогите мне разобраться в этом непростом запутанном деле. Необходимо провести тщательное … ?
(По кабинету развешены отпечатки рук неизвестного человека)
- Ребята, посмотрите, сколько отпечатков своих рук жулик оставил в кабинете? - Помогите обнаружить следы преступления. - Первый отпечаток руки жулика находится под зеркалом и возьмёт его тот, в чём имени 5 звуков. - Прочитай на обратной стороне отпечатка задание, которое необходимо выполнить.
2) Работа с деформированным словом. (Учащиеся соотносят буквы с цифрами по порядку и узнают имя жулика.)
- Откроем тетради и запишем число.
4. Уточнение связи звука и буквы. 1). Характеристика звуков. - Второй отпечаток руки бандита находится слева от интерактивной доски и возьмёт тот, в чём имени 1 звук совпадает с 1-м звуком грабителя. - Прочитай на обратной стороне отпечатка задание, которое необходимо выполнить.
- Имя бандита – Патрик. Какой звук на первом месте в слове? - Дать характеристику звуку [п]. - Какая строчная буква обозначает звук [п]?
- Какой звук на третьем месте в слове? - Дать характеристику звуку [т]. - Какая строчная буква обозначает звук [т]? (Учащиеся в тетрадях на карточках проводят линии от букв к характеристикам.)
ПРОВЕРКА.
- Определите тему занятия.
2). Сравнение букв п – т по начертанию. - Посмотрите на букву п. Из каких элементов состоит эта буква? (На магнитной доске – строчные рукописные буквы п – т).
- Посмотрите на букву т. Из каких элементов состоит эта буква?
- Какие элементы букв одинаковые?
- В чём отличие?
3). Произнесение и письмо букв в воздухе ручкой. 4). Условные обозначения букв «п» - 2, «т» - 3. (На магнитной доске под буквами п – т выставляется цифра 2 и цифра 3.)
5). Конструирование и реконструирование букв. -Разбойник, идя на преступление, взял с собой инструменты для вскрытия замков. Некоторые из них он забыл в кабинете. (У каждого учащегося – бумажный набор элементов букв.) А) Выбрать нужные элементы для букв, сложить буквы. Б) Разобрать, оставить только одинаковые элементы. - Какие элементы нужны для букв п и т ?
II. Основная часть. - Развитие пространственных представлений и конструктивной деятельности. Работа со словом-исключением.
- Третий отпечаток руки находится над зеркалом и возьмём его тот, в чём имени 3-й звук [М]. - Прочитай на обратной стороне отпечатка задание, которое необходимо выполнить.
- С помощью какого устройства грабитель оказался в школе? (На доске - ИЗОГРАФ)
ПАРАШЮТ – заимств. в 19 в. из греч. «пара» - против, из франц. «шют» - падение, в переводе (приспособление против падения). Устройство (из ткани) с раскрывающимся в воздухе куполом и стропами для прыжка с самолёта или спуска с высоты груза, устройства для замедления движения предмета в воздухе.
(Орфограмма: После шипящих Ж,Ч, Ш, Щ не пишутся Ы, Ю, Я, а пишутся И, У, А. Исключения: жюри, брошюра, парашют)
- Сложите разрезную картинку. - Что получилось? (парашют).
2. Работа по развитию слухового внимания. - Во время совершения разбойного нападения разбойник внимательно прислушивался к звукам, которые его окружали. Я буду называть звуки, слоги, слова, а вы заполните слева - направо клетки квадрата крестиками и точками. Если услышите звук [П] – точка, звук [Т] – Х. Выполнив задание, вы узнаете куда пытался проникнуть злодей. (Ряд звуков: Т Т Т Т П Т Ряд слогов: ТА-ТО-ТУ ПО-ПУ-ТИ Ряд слов: ПАЛКА, ТАНК, ПОЛКА ТИНА, ПОРОХ, СПИНА) - Изображение какой цифры получилось? - Грабитель проник в кабинет № 9.
3. Динамическая пауза. Зрительная гимнастика. - Проникнув в школу, разбойник хотел унести с собой некоторые предметы. К сожалению, изображения предметов не видны полностью. Выставляется пособие «Муха» с 9-ю предметами. По инструкции логопеда учащиеся отгадывают предмет по незаконченному контуру. Если в названии предмета - [П], ученик подпрыгивает, [Т]-приседает. Выставляются условные обозначения: П - Т - (Предметы: пылесос, самолёт, гитара, сапоги, телефон, пиджак, лампа, автомобиль, пила). По инструкции логопеда учащиеся отгадывают предмет по незаконченному контуру. Если в названии предмета - [П] ученик подпрыгивает, [Т]-приседает. Выставляются условные обозначения: П - Т - (Предметы: пылесос, самолёт, гитара, сапоги, телефон, пиджак, лампа, автомобиль, пила.)
4. Дифференциация букв п – т на уровне слова.
1) Развитие мелкой моторики рук, зрительного внимания. - Не удалось преступнику унести задуманные предметы. Вместо этого он спрятал другие предметы. (Выставляется ящик с фасоль. Учащиеся по очереди находят в ящике предметы).
(Каждый ученик получает карточку со словами, в которых пропущены буквы п – т и с закодированным в виде точек рисунком). - Вставьте в слова пропущенные буквы п – т. Если в слове пропущена буква п, найдите цифры, указанные в колонке «п». Если в слове пропущена буква т, найдите цифры, указанные в колонке «т». На рисунке отыщите точки, которые стоят около этих цифр. Соедините точки прямыми линиями. Соединив все точки, вы получите рисунок и сможете узнать, какой опасный предмет был у преступника во время ограбления. Запишите слово «пистолет» на пустой строке в таблице, поставьте ударение. СЛОВА | п | т | ГРАНА ... А | 1 – 4 | 1 - 2 | … ЕРО | 2 - 3 | 2 - 5 | МОНЕ … А | 3 – 5 | 3 - 4 | БУ … ЫЛКА | 4 – 6 | 4 - 5 | КОМ … АС | 5 – 6 | 4 - 6 | ЦЕ … Ь | 6 – 7 | 6 - 8 | БО … ИНОК | 7 - 9 | 7 - 8 | … УШКА | 8 - 9 | 9 -8 |
|
|
|
5. Развитие мыслительных процессов. - Четвёртый отпечаток руки находится справа от зеркала и возьмём его тот, в чём имени 3-й звук [Т]. - Прочитай на обратной стороне отпечатка задание, которое необходимо выполнить.
- Разбойник решил избавиться от оружия и спрятал его. А где? Вы узнаете, расшифровав ребус.
6. Закрепление пространственных представлений: вверх, вниз, вправо, влево + развитие мелкой моторики. Развитие мыслительных процессов. (Выставляется ящик с песком и фигурками-игрушками: ёлки, дуб, камни, птицы. На слайде 11 – три дорожки: №2, №3, №2-3.)
- Используя карту, определить правильный путь к спрятанному оружию. Подсказка: номер дорожки связан с количеством элементов у букв п-т .
Учащиеся выкладывают полоски синего цвета по песку, ориентируясь по карте. 7. Игра «Найди, что спрятано». Развитие диафрагмального дыхания. - Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой. (Игрушка «пистолет» засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок достаёт игрушку.)
8. Развитие оптико-пространственных представлений и навыков слогового и звукобуквенного анализа и синтеза. - Пятый отпечаток руки находится на левой дверце мебельной стенки и возьмём его тот, в чём имени последний звук [С]. - Прочитай на обратной стороне отпечатка задание, которое необходимо выполнить.
- Грабитель ходил на тренировочные стрельбы … А куда? Отгадайте. (Перед учащимися игра «Ромб».) - Прослушав инструкцию, попробуйте составить слово из букв, которые находятся в ромбах. Нижний ромб – буква посередине, левый ромб – буква внизу, правый ромб – буква слева.
9. Гимнастика для глаз. - Перед Вами мишень. Сейчас прозвучат выстрелы из пистолета разбойника. Внимательно проследите глазами за движением каждой пули. Запомните количество выстрелов и направление движения каждой пули. После просмотра по памяти зарисуйте в тетради с помощью стрелок направление движения каждой пули.
10. Работа с деформированными пословицами. - Мне хочется, чтобы Патрик встал на путь исправления. Я подготовила карточки с пословицами, но в них перепутались начало и конец предложений.
- Помогите вставить буквы п - т, собрать пословицы и объяснить их смысл. Поставить в словах ударение.
11. Дифференциация букв п – т на уровне текста. - Я подготовила послание для бандита, но в нём перепутались буквы п – т. Исправьте ошибки и объясните смысл моего стихотворения. (У каждого ученика – карточка с посланием.) Все законы соблюдапь И трава не нарушапь - Эпо взрослые и депи Должны свяпо вытолняпь! Проверка.
12. Развитие логического мышления. - Пятый отпечаток руки находится справа от интерактивной доски, и возьмём его тот, в чём полном имени 3 слога. - Прочитай на обратной стороне отпечатка задание, которое необходимо выполнить.
- По электронной почте я получила фото бандитов. Определите разбойника Патрика по описанию. Он не в женском костюме, на его лице нет усов, он не имеет головного убора.
III. Итог занятия. 1) - В течение занятия Патрика я называла жуликом, мошенником, грабителем, разбойником, злодеем, бандитом. - Как называются эти слова? - Ряд синонимов называется синонимическим рядом. - Подберите синоним, который является главным, основным в этом ряду. - Кто такие преступники? - Какие звуки сравнивали? буквы? - Какие элементы нужны для буквы «п»? «т»?
- Спасибо за работу! | Примерные ответы учащихся
Учащиеся выполняют инструкцию логопеда и читают слово – ЖУЛИК.
Учащиеся отвечают на вопросы и садятся на свои рабочие места.
СЛАЙД 1.
(Учащиеся читают по стрелкам слово – РАССЛЕДОВАНИЕ)
- Денис
- «Прочитать имя жулика».
СЛАЙД 2.
- Имя жулика – Патрик. (Запись имени в тетрадь. Постановка ударения.)
- Паша.
-Дать характеристику звуков.
- Звук [п] - [п] – согласный, глухой, твёрдый, парный. - Буква п.
- Звук [т] - [т] – согласный, глухой твёрдый, парный. - Буква т. СЛАЙД 3.
СЛАЙД 4.
- Буквы п - т.
- Прямая линия и прямая линия с закруглением с двух сторон. - Прямая линия, прямая линия с закруглением с одной стороны и прямая линия с закруглением с двух сторон. - У букв п – т одинаковые 1-й и 3-й элементы. - Буквы п – т отличаются количеством элементов (п – 2 элемента, т – 3 элемента).
СЛАЙД 5.
Учащиеся работают с элементами букв п – т.
-Сима. - Прочитать изограф.
СЛАЙД 6.
- ПАРАШЮТ. (Запись слова в тетрадь, постановка ударения.)
СЛАЙД 7.
СЛАЙД 8.
Учащиеся складывают разрезную картинку парашюта.
Учащиеся выполняют задание на индивидуальных карточках.
- Цифра ДЕВЯТЬ.
(Запись слова в тетрадь, постановка ударения.)
СЛАЙД 9.
(Учащиеся выполняют задание устно.)
- БУТЫЛКА, БОТИНОК, МОНЕТА, ГРАНАТА, ПЕРО, ЦЕПЬ, КОМПАС, ПУШКА. (Постановка ударения в словах).
- Опасный предмет – ПИСТОЛЕТ.
- Наташа.
- Отгадать ребус.
СЛАЙД 10.
- Слово «ПЕСОК». (Запись слова в тетрадь, постановка ударения). СЛАЙД 11.
- В слове «пистолет» три буквы нашей темы: п-т-п. В букве п – 2 элемента, в т – 3 элемента. Значит, выбираем маршрут синего цвета.
- Денис.
- Собрать слово.
СЛАЙД 12.
- Слово «ТИР». (Запись слова в тетрадь, постановка ударения).
СЛАЙД 13.
«Легко воровать – тяжело отвечать». «Воровство – последнее ремесло». «Украсть – в беду попасть».
Задание выполняется в тетрадях.
Учащиеся выполняют задание на карточках.
- Наталья. - Определить фото грабителя. СЛАЙД 14.
- Синонимы. (Слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения). - Преступники (люди, которые совершают или совершили преступление.
Преступление – общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. |