Конспект логопедического занятия "Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв о - а в словах, предложениях, тексте. Прогулка по Санкт-Петербургу".
план-конспект урока по логопедии (4 класс) по теме
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozova_yu.e.zritelno-sluhovaya_differenciaciya_strochnyh_rukopisnyh_bukv_o_-a.doc | 535.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Розова Юлия Евгеньевна
ГОУ школа-интернат № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии
4 класс
Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв о -а
в словах, предложениях, тексте.
Лексическая тема: Санкт – Петербург.
Грамматическая тема: Большая буква в написании имен собственных.
Цель: Дифференциация рукописных букв о - а на письме.
Задачи:
Образовательные:
- Учить различать звуки [о – а], буквы о - а на письме.
- Совершенствовать конструктивную деятельность путем конструирования и реконструирования букв о – а.
- Автоматизировать графокинетический образ букв о – а на материале слов, предложений и текста.
- Закреплять правописание имен собственных.
Коррекционные:
- Развитие зрительно-пространственных восприятия, представлений и ориентировки.
- Развитие зрительного гнозиса и мнезиса.
- Развитие конструктивной деятельности.
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
- Активизировать словарь по лексической теме занятия: «Санкт - Петербург».
- Развитие внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов.
- Развитие общей и мелкой моторики рук.
- Развитие навыка самоконтроля.
Воспитательные:
- Воспитание умения слушать и слышать друг друга.
- Воспитание вежливого отношения к товарищу.
- Прививать любовь к родному городу.
Оборудование: индивидуальные рабочие листы к уроку, магнитная доска, буквы-магниты, памятка условного обозначения букв о-а, проволока, карточки с ребусами и пиктограммами (слова: собор, мост, река, канал, остров, площадь, ворота, колонна), таблицы для составлений предложений, макеты архитектурных памятников Санкт- Петербурга, план игрового поля, контейнер с песком, компас, монеты, составляющие слово «знания», массажные коврики.
Содержание занятия | Примерные ответы учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки. Логопед дает указание учащимся: - Сядьте так, чтобы между Сашей и Катей сидел Алексей, а Илья сидел рядом с Катей. II. Сообщение темы. - Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда, мы должны узнать. Прочитайте буквы красного цвета. Что у вас получилось? Н О Н А Л Э Ш С Ц ГЁ В Б О И Р О С О Н Л Д Д - Назовите ударные гласные в этих словах. - Верно. Сегодня мы отправимся на прогулку по нашему родному городу – Санкт – Петербургу, а помогать нам в этом будут буквы о – а. - Запишите тему урока. (Число записано заранее) |
Учащиеся садятся на свои места в указанном порядке: Саша, Алексей, Катя, Илья.
Учащиеся выделяют буквы определенного цвета и читают: - Наш город. - а, о. Добро пожаловать!
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Основная часть. 1) Уточнение связи звука и буквы. А).Уточнение характеристики звуков, соотнесение звуков с буквами. Зрительный гнозис букв.
- Вспомните, как мы произносим звуки /о/ - /а/?
( У логопеда в руках строчные буквы «о, а»). - В какой руке я держу букву «о», «а»?
А) Какой элемент одинаковый? Б) Каким элементом отличаются? В) С какой стороны у буквы «а» палочка с закруглением?
Б). Конструирование и реконструирование букв на фланелеграфе с помощью ниток с уточнением их пространственного расположения на строке. - Выложите буквы о-а. Какую цветом проволоку возьмем? Игра «Кто самый внимательный?» - Переставьте один элемент так, чтобы слева получилась буква а, справа – о. - Сделайте так, чтобы остались одинаковые буквы. И т.д. 2) Дифференциация букв о-а на уровне слова. - Мы отправимся с вами не в простое путешествие, а на поиски. Что будем искать, мы узнаем, разгадав слово. Для этого выделите общий звук в словах: 1) КОНЬ, МАК, КРИК 2) ЛАК, ВОЛ, ПИЛЫ 3)АИСТ, РАК, ИГЛА 4) ДОМ, ДУБ, САДЫ Магнитные буквы выставляются учениками на доске. - Верно. Но чтобы найти клад, нам придется постараться и преодолеть различные препятствия и найти четыре символа нашего города. Для того, чтобы узнать, сколько их будет, определите, сколько звуков в слове клад. Работа с таблицей. Учащиеся разгадывают ребусы, пиктограммы слов: остров, собор, река, канал, мост, ворота, площадь, колонна. Пиктограммы и ребусы расположены на доске, как в игре «муха», учащиеся открывают карточки по координатам учителя. Записывают их в колонку «слова», выделяют ударную гласную, составляют рисунок по координатам, приведенным в таблице. На доске написаны названия, вставить пропущенную букву, прочитать, написать напротив соответствующего объекта. Уточняется правописание имен собственных. КА Л С Р Т О В РЕ А А НН ЛО КО РОТА
- Кораблик – это наша первая подсказка. Найдите на нашем игровом поле здание, на котором находится корабль. - Посмотрим, что под этим зданием? Мы прошли первое испытание достойно. (Кораблик находят на игровом поле(контейнер с песком, на котором расположены макеты архитектурных памятников Санкт-Петербурга). 3) Динамическая пауза. Выполняется на массажных ковриках. Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать. Невский – раз, Зимний – два, три – красавица Нева. А четыре – мост Дворцовый, пять – гуляю по Садовой, Шесть – из-за поворота вижу Нарвские ворота. (1 стр. – ходьба на месте, 1,2,3 – поднимать и опускать руки, 4,5,6 – приседать)
4) Зрительная гимнастика. Выполнить задание по схеме. - Вспомните, какую достопримечательность мы посетили последней на физминутке? Мы преодолели второе испытание. Найдите второй символ. 5) Дифференциация букв о-а на уровне предложения. - Исправьте ошибки в предложениях. Прочитайте, что получилось. Найдите в предложениях имена собственные, объясните их правописание. Петроповловский собар украшоет онгел. Прозрочной синевай встречоет нос Нево. - Выберите предложение, которое соответствует схеме.(на доске) . - Найдите на нашем игровом поле памятник, о котором идет речь. Это третий шаг к нашему кладу. 6) Дифференциация букв о-а на уровне текста. - Чтобы добраться до клада, нам необходимо составить текст. А) – Составьте первое предложение по координатам слов.
1. В-1 ; А-2 ; А-3 ; Б-4 ; Б-2 - Верно. Запишите это предложение. Б) – Составьте второе предложение по подсказке-рисунку.
В) – Составьте третье предложение по подсказке-цвету.
- Прочитайте текст. О чем он? Кто такие грифоны? - Найдите среди этих предложений то, в котором в первом слове семь звуков, а в последнем – пять. Оно подскажет нам, где клад. -Где мы можем увидеть грифонов? - Четыре препятствия мы преодолели. Но грифоны надежно охраняют клад. Кому поставлен этот памятник? Почему? - Верно. Он поможет нам найти клад. -Во втором предложении подчеркните буквы о-а согласно условным обозначениям. Сколько в предложении букв а, столько шагов идти на север, сколько о, столько шагов на запад от Банковского моста. - Но что это за клад, сложите монеты согласно их достоинствам. Какое слово получилось? IV. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Организованное окончание урока. - Правильно. На любом занятии вы находите ценный клад – знания, которые всегда останутся с вами и помогут в трудную минуту. - Что нового вы узнали сегодня на занятии? - Какие звуки и буквы мы сравнивали? -Спасибо за работу. Вы все сегодня молодцы. | Ученики дают полную характеристику звуков. - Когда мы произносим /о/ - рот круглый, звук поется - это гласный. (Выставляется сигнал.) и т.д. - В левой – «о», в правой – «а». - Овал. -Палочкой с закруглением внизу. («крючком»). - С правой. Выполняют задание. На рабочем листе: о - а
Выполняют задание. - Красную. Звуки «о-а» гласные.
- Это слово клад.
- Мы согласны. - В слове клад 4 звука, нам надо найти 4 символа. - Остров, река, канал, собор, мост, ворота, площадь, колонна.
- Корабль – словарное слово. - Кораблик- это символ нашего города, он находится на шпиле Адмиралтейства. - 1символ – кораблик. - Выполняют движения. - Нарвские ворота. 2 символ – герб города. - Петропавловский собор украшает ангел. Прозрачной синевой встречает нас Нева. - Это схема к 1 предложени - Петропавловский собор. 3 символ – ангел. - Банковский мост украшают грозные грифоны. - Грифоны сторожат золото и клады. - Раньше около моста был банк. - Это второе предложение. Оно о грифонах. - На Банковском мосту. 4символ – Медный всадник. Это памятник царю Петру I. - Там записка: А – север, о – запад. Нашли клад. - Знания. |
Ф.И. ______________________________ класс_____________ число____________
- _________________________
______________________________
№ п/п | НАЗВАНИЯ | СЛОВА | О | А |
1 |
| 1-2 | 1-3 | |
2 | 2-3 | 2-4 | ||
3 | 3-5 | 3-4 | ||
4 | 3-4 | 4-5 | ||
5 | 5-1 | 5-6 | ||
6 | 1-7 | 6-7 | ||
7 | 7-8 | 7-1 | ||
8 | 8-6 | 1-2 |
4.
Петроповловский собар украшоет онгел.
Прозрочной синевай встречоет нос Нево.
5.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИГРОВОЕ ПОЛЕ
4
3
2
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...
Мультимедийная презентация-игра "Поиски пиратских сокровищ" к логопедическому занятию "Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях".
Презентация-игра для работы на интерактивной доске....
Мультимедийная презентация "Преступление" к логопедическому занятию-игре "Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п – т в словах, предложениях, тексте."
Мультимедийная презентация к логопедическому занятию по коррекции оптической дисграфии....
Конспект логопедического занятия-игры "Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п – т в словах, предложениях, тексте."
Логопедическое занятие -игра "Преступление" с использованием интерактивной доски, традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий....
Конспект логопедического занятия "Зрительно-слуховая дифференциация заглавных рукописных букв Е-З в словах, словосочетаниях"
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии для 3 класса....
Конспект логопедического занятия "Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв и-у в слогах, словах".
Конспект сопровождается презентацией для интерактивной доски....
логопедическое занятие " Дифференциация строчных рукописных букв о-а в слогах, словах, предложениях"
Конспект логопедического занятия может использоваться в работе учителей-логопедов...