Индивидуальное коррекционное логопедическое занятие по автоматизации звука "р" в словах со слогом "ра".
методическая разработка по логопедии (2 класс) по теме
Занимательное коррекционное логопедическое занятие с использованием приёмов сказкотерапии и пескотерапии., картинного наглядного и речевого материала. Доступные и интересные упражнения на развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа и синтеза слов, подбора рифмы и решения ребуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_individualnogo_zanyatiya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кокина Надежда Александровна учитель-логопед
МАОУ ДПОС «Ресурсный центр» г.о. Тольятти
КОНСПЕКТ
индивидуального коррекционно - развивающего занятия
Тема. Звук «р» в словах со слогом «ра».
Цель. Автоматизировать звук «р» в словах со слогом «ра».
Задачи.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Правильно произносить звук «р» в словах с ударением и без ударения на слог «ра».
- Развивать звуковой и слоговой анализ и синтез слов.
- Упражнять в умении выделять общую основу слов и подбирать слова в рифму.
Оборудование. Песочница с песком; мелкие игрушки, в названии которых есть слог «ра»; картинки к ребусу; картинки героев сказки «Золотой ключик»; предметные картинки со слогом «ра», карточки с заданиями, геометрические фигуры, мяч.
Ход занятия
- Организационный момент
Логопед:
- Здравствуй, Максим! Сегодня мы совершим удивительное путешествие в сказочный город и познакомимся с его жителями.
II. Основная часть
Работа в песочнице.
- Итак, в одном волшебном городе текла река (логопед проводит по песку рукой). Покажи, Максим, как она текла. И были у той реки крутые берега: берег правый и берег левый. На правом берегу реки в своём домике жил гномик Раф (предлагается ребёнку поставить домик в правой стороне песочницы). Как звали гномика?
Ребёнок:
- Раф.
Логопед:
- У него был фруктовый сад и цветник, где росла только астра (ребёнок выставляет макеты деревьев и цветов). Астра была красивая красная и другая разная. Раф любил ухаживать за астрами и собирать из них букеты. За какими цветами ухаживал Раф?
Ребёнок:
- За астрами.
Логопед:
- Какая астра была?
Ребёнок:
- Красная и другая разная.
Логопед:
- А на левом берегу реки в своём домике жил его брат – гномик Рад (ребёнок ставит макет домика). Каждое утро он выходил на крыльцо своего домика и радовался солнышку. «Ра – ра – ра! Я очень рад!» - пел гномик. Как пел гномик? Повтори!
Ребёнок:
- Ра – Ра – Ра! Я очень рад!
Логопед:
- Братья очень любят играть в игру «Эхо» с мячом. Один гномик говорил слово и бросал мяч, а другой – ловит мяч и повторял слово. И мы сейчас поиграем с тобой в эту игру. Повторяй за мной правильно!
- Рак, рама, раки, рано, рана, радио, радуга, работа, ракушка, раковина, ракета, ракетка.
- Муравей, муравейник, каравай, караван, парашют, каракатица, карандаш, карамель, курага, курабье, макраме, буран, баран, карась, гараж, барабан, баранки, фотография.
- Юра, Кира, Ира, Шура, Вера, Жора, Тамара, дыра, гора, кора, нора, пара, штора, шпора, конура, канистра.
Логопед:
- Однажды братья услышали, что злой волшебник Звукоед спрятал в городе клад и забыл куда. Давай поможем братьям отыскать сокровища.
Ребёнок отыскивает в песке мелкие игрушки, в названии которых есть слог «ра» и называет их.
Логопед:
- Гномики любят выполнять разные задания и хотят, чтобы ты тоже их выполнил. Но карточки с заданиями надо сначала отыскать. (Логопед даёт инструкции, а ребёнок отыскивает карточки, отмеченные геометрическими фигурами).
Игра «Буква потерялась».
- Посмотри на карточку (задание №1) и скажи, какой буквы не хватает в этих словах. Произнеси слова с нужным звуком.
...адуга, ...акушка, му...авей, ка...андаш, бу...ан, ба...ан, га...аж.? Повтори эти слова.
- Раздели на слоги слово «конура». Произнеси слово без слога «ну».
Ребёнок:
- Конура — кора.
Логопед:
- Замени звук [к] на звук [н]. (Нора.) Переставь сло ги в слове нора. (Рано.) Замени звук [о] на звук [а]. (Рана.)
- А сейчас поиграем в игру «Слово в слове» (на карточке задание № 2). Посмотри внимательно и скажи: какое слово находится в слове.
Радуга ... (дуга.) Какой слог исчез из слова? (Ра), ракета (рак, кета), пират (пир, тир), барабан (бар, рана, раб), баранка (баран, ранка), ракушки (рак, ушки). - ----- Переставь буквы (на карточке задание № 3). Рад — дар. Гора — рога. Мара — рама.
- Реши ребус.
- Назови предметы (рыба, арбуз, краб). Выдели первый звук в их названиях. Составь слово из этих звуков. (Рак.)
- Назови самое длинное слово. Сколько звуков в каждом слове? (на карточке задание № 4)
Рак, рана, рамка, радуга, ракушка, раковина.
- Какая общая часть есть в словах «баран, баранка, барабан»? (баран)
- Подскажи конец чистоговорки.
Аш-аш-аш, есть у Ромы ... (карандаш).
Ши-ши-ши, на столе ... (карандаши).
Шом-шом-шом, рисует Рома ... (карандашом).
Вей-вей-вей, несет травинку ... (муравей).
Раном-раном-раном, баран бодается с ... (бараном).
- Замени первый звук в слове. Гора — пора — нора — кора.
- «Поучим размышлять». Что общего между раком, карасём и ракушкой? (слог «ра»)
- Посмотри на картинки и назови предметы, которые отвечают на вопрос «Кто это?» ( картинки из сказки «Золотой ключик») Карабас-Барабас, Буратино. Кто быстрее убежит от Карабаса-Барабаса — Буратино или Артемон? Почему? (ребёнок отвечает).
- Назови картинки со слогом «ра» (предметные картинки).
- Молодец, Максим, с заданием ты справился хорошо!
III. Итог занятия.
- Вот и закончилось наше сказочное путешествие.
- Задание на дом: придумай пять слов, которые начинаются со слога « ра».
- Спасибо! На занятии ты старался! Молодец!
Задание № 1.
а) Игра «Буква потерялась». Посмотри на карточку и скажи: какой буквы не хватает в словах. Произнеси эти слова.
...адуга, ...акушка, му...авей, ка...андаш, бу...ан, ба...ан, га...аж.? Повтори эти слова.
б) Раздели на слоги слово конура. Отхлопай по слогам. Произнеси слово без слога «ну».
- Замени звук «к» на звук «н».
- Переставь слоги в слове «нора».
- Замени звук «о» на звук «а».
Задание № 2
Игра «Слово в слове». Посмотри внимательно и скажи: какое слово находится в слове.
- Радуга ... Какой слог исчез из слова?
- Ракета…
- Пират …
- Барабан …
- Баранка
- Ракушки
Задание № 3
а) Переставь буквы.
- Рад — ….
- Гора — ….
- Мара — ….
б) Реши ребус. Назови предметы на картинках. Выдели первый звук. Составь слово из этих звуков.
Задание № 4
а) Назови самое длинное слово. Сколько звуков в каждом слове?
- Рак,
- рана,
- рамка,
- радуга,
- ракушка,
- раковина.
б) Какая общая часть в словах: баран, баранка, барабан.
в) Подскажи конец чистоговорки.
Аш – аш – аш, есть у Ромы …
Ши – ши – ши, на столе…
Шом – шом – шом, рисуем…
Вей – вей – вей, несёт травинку…
Раном – раном – раном, баран бодается с …
г) Поучимся размышлять. Что общего между раком, карасём и ракушкой?
д) Назови картинки из сказки «Золотой ключик». Скажи: «кто быстрее убежит от Карабаса – Барабаса – Буратино или Артемон? Почему?
е) Назови картинки со слогом «ра».
Список используемой литературы
- Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. Издательство «Библиополис». Санкт - Петербург, 1995 г.
- Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков «с», «ш», «р», «л». Издательство «КАРО». Санкт – Петербург, 2006 г.,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия на тему: "Автоматизация звука Р в словах и фразе"
Занятие по автоматизации звука Р в словах и фразе для ребенка 7 лет с дизартирей....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [ш] в слогах и словах
Индивидульное логопедическое занятие с ученицей 1 класса с ОВЗ...
Тема. Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в слогах и словах.
Программное содержание: 1. Автоматизировать звук Л в слогах, словах. 2. Совершенствовать мелкую моторику рук, зрительное восприятие. 3. Совершенствовать пространственную ориентировку. 4. Продолжат...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах на тему «В гости к Смешарикам!»
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах.на тему «В гости к Смешарикам!»...
Конспект НОД (открытого) в подготовительной к школе группе Индивидуально-подгрупповое занятие по автоматизации звука [л] в слогах, словах, предложениях и связной речи. Тема: «Лунтик в гостях у ребят»
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия«Лунтик в гостях у ребят» по автоматизации звука [Л] Цель: автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях и связ...
План-конспект индивидуального занятия на тему " Автоматизация звука[ш ] в начале и середине слова
Цель: правильно и чётко произносить звук[ш ] в слогах,словах, предложениях.Задачи: развивать фонематическое восприятие,зрительное внимание,логическое мышление; воспитывать навыки самоконтроля, положит...
Конспект индивидуального мотивационного занятия по автоматизации звука ЛЬ в словах.
Конспект индивидуального мотивационного занятия по автоматизации звука ЛЬ в словах....