Индивидуальное коррекционное логопедическое занятие по автоматизации звука "р" в словах со слогом "ра".
методическая разработка по логопедии (2 класс) по теме

 

Занимательное коррекционное логопедическое занятие с использованием приёмов сказкотерапии и пескотерапии., картинного наглядного и речевого материала. Доступные и интересные упражнения на развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа и синтеза  слов, подбора  рифмы и  решения ребуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_individualnogo_zanyatiya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кокина Надежда Александровна  учитель-логопед

МАОУ ДПОС «Ресурсный центр» г.о. Тольятти

КОНСПЕКТ

индивидуального коррекционно - развивающего занятия

Тема.  Звук «р» в словах со слогом «ра».

Цель. Автоматизировать звук «р» в словах со слогом «ра».

Задачи.

  1. Развивать  фонематическое восприятие.
  2. Правильно произносить звук «р» в словах с ударением и без ударения на слог «ра».
  3. Развивать звуковой и слоговой анализ  и синтез слов.
  4. Упражнять в умении выделять общую основу слов и подбирать слова в рифму.

Оборудование.  Песочница с песком; мелкие игрушки, в названии которых есть слог «ра»; картинки к ребусу; картинки героев сказки «Золотой ключик»; предметные картинки со слогом «ра»,  карточки с заданиями, геометрические фигуры, мяч.

Ход занятия

  1. Организационный  момент

Логопед:

- Здравствуй, Максим! Сегодня мы совершим удивительное путешествие в сказочный город и познакомимся с его жителями.

II. Основная часть

Работа в песочнице.

- Итак, в одном волшебном городе текла река (логопед проводит по песку рукой). Покажи, Максим, как она текла. И были у той реки крутые берега: берег правый и берег левый. На правом берегу реки в своём домике жил гномик Раф (предлагается ребёнку поставить домик в правой стороне песочницы). Как звали гномика?

 Ребёнок:

- Раф.

Логопед:

- У него был фруктовый сад и цветник, где росла только астра (ребёнок выставляет макеты деревьев и цветов). Астра была красивая красная и другая разная. Раф любил ухаживать за астрами и собирать из них букеты. За какими цветами ухаживал Раф?

Ребёнок:

- За астрами.

Логопед:

- Какая астра была?

Ребёнок:

- Красная и другая разная.

Логопед:

- А на левом берегу реки в своём домике жил его брат – гномик Рад (ребёнок ставит макет домика).  Каждое утро он выходил на крыльцо своего домика и радовался солнышку.  «Ра – ра – ра! Я очень рад!» - пел гномик. Как пел гномик? Повтори!

     Ребёнок: 

     - Ра – Ра – Ра! Я очень рад!

     Логопед:

- Братья очень любят играть в игру «Эхо» с мячом. Один гномик говорил слово и бросал  мяч, а другой – ловит мяч и повторял  слово. И мы сейчас поиграем с тобой в эту игру. Повторяй за мной правильно!

-  Рак, рама, раки, рано, рана, радио, радуга, работа, ракушка, раковина, ракета,      ракетка.

- Муравей, муравейник, каравай, караван, парашют, каракатица, карандаш, карамель, курага, курабье, макраме, буран,  баран, карась, гараж, барабан, баранки, фотография.

  - Юра, Кира, Ира, Шура, Вера, Жора, Тамара, дыра, гора, кора, нора, пара,     штора, шпора, конура, канистра.

      Логопед:

      - Однажды братья услышали, что  злой волшебник  Звукоед     спрятал в городе клад и забыл куда. Давай поможем братьям отыскать сокровища.

 Ребёнок отыскивает в песке мелкие игрушки,  в названии которых есть слог «ра» и называет их.

        Логопед:

  - Гномики любят выполнять разные задания и хотят, чтобы ты тоже их выполнил. Но карточки с заданиями надо сначала отыскать. (Логопед даёт инструкции, а ребёнок отыскивает карточки, отмеченные геометрическими фигурами).

   Игра «Буква потерялась».

- Посмотри на карточку (задание №1) и скажи, какой буквы не хватает в этих словах. Произнеси слова с нужным звуком.

...адуга, ...акушка, му...авей, ка...андаш, бу...ан, ба...ан, га...аж.? Повтори эти слова.

- Раздели на слоги слово «конура». Произнеси слово без слога «ну».

Ребёнок:

 - Конура — кора.

Логопед:

- Замени звук [к] на звук [н]. (Нора.) Переставь сло ги в слове нора. (Рано.) Замени звук [о] на звук [а]. (Рана.)

- А сейчас поиграем в игру «Слово в слове» (на карточке задание № 2). Посмотри внимательно и скажи: какое слово находится в слове.

 Радуга ... (дуга.) Какой слог исчез из слова? (Ра),  ракета (рак, кета), пират (пир, тир), барабан (бар, рана, раб), баранка (баран, ранка), ракушки (рак, ушки). - ----- Переставь буквы (на карточке задание № 3). Рад дар. Гора рога. Мара рама.

 - Реши  ребус.

 - Назови предметы (рыба, арбуз, краб). Выдели первый звук в их названиях. Составь слово из этих звуков. (Рак.)

 - Назови самое длинное слово. Сколько звуков в каждом слове? (на  карточке задание № 4)

     Рак, рана, рамка, радуга, ракушка, раковина.

- Какая общая часть есть в словах «баран, баранка, барабан»? (баран)

-  Подскажи  конец чистоговорки.

Аш-аш-аш, есть у Ромы ... (карандаш).

Ши-ши-ши, на столе ... (карандаши).

Шом-шом-шом, рисует Рома ... (карандашом).

Вей-вей-вей, несет травинку ... (муравей).

            Раном-раном-раном, баран бодается с ... (бараном).

     -   Замени первый звук в слове. Гора пора нора кора.

    -  «Поучим  размышлять». Что общего между раком, карасём и ракушкой? (слог «ра»)

     - Посмотри на картинки и назови предметы, которые отвечают на вопрос «Кто это?» ( картинки из сказки «Золотой ключик») Карабас-Барабас, Буратино. Кто быстрее убежит от Карабаса-Барабаса — Буратино или Артемон? Почему? (ребёнок отвечает). 

-  Назови картинки со слогом «ра» (предметные картинки).

- Молодец, Максим, с заданием ты справился хорошо!

III. Итог занятия.

-  Вот и закончилось наше сказочное путешествие.

-  Задание на дом: придумай пять слов, которые начинаются со слога « ра».

- Спасибо! На занятии ты старался! Молодец!

Задание № 1.

а) Игра «Буква потерялась». Посмотри на карточку и скажи: какой буквы не хватает  в словах. Произнеси эти слова.

...адуга, ...акушка, му...авей, ка...андаш, бу...ан, ба...ан, га...аж.? Повтори эти слова.

  б)  Раздели на слоги слово конура.  Отхлопай по слогам. Произнеси слово без слога   «ну».

- Замени звук «к» на звук «н».

- Переставь слоги в слове «нора».

- Замени звук «о» на звук «а».

Задание № 2

 Игра «Слово в слове». Посмотри внимательно и скажи: какое слово находится в слове.

  1. Радуга ... Какой слог исчез из слова?
  2. Ракета
  3. Пират …
  4. Барабан …
  5. Баранка
  6. Ракушки

Задание № 3

а)  Переставь буквы.

  1. Рад — ….
  2. Гора — ….
  3. Мара — ….

  б)  Реши ребус. Назови предметы на картинках. Выдели первый звук. Составь      слово из этих звуков.

Задание № 4

а)  Назови самое длинное слово. Сколько звуков в каждом слове?

  1. Рак,
  2. рана,
  3. рамка,
  4. радуга,
  5. ракушка,
  6. раковина.

б)  Какая общая часть в словах: баран, баранка, барабан.

   в)  Подскажи конец чистоговорки.

       Аш – аш – аш, есть у Ромы …

       Ши – ши – ши, на столе…

        Шом – шом – шом, рисуем…

        Вей – вей – вей, несёт травинку…

        Раном – раном – раном, баран бодается с …

    г)  Поучимся размышлять. Что общего между раком, карасём и ракушкой?

    д)  Назови картинки из сказки «Золотой ключик». Скажи: «кто быстрее убежит       от Карабаса – Барабаса – Буратино или Артемон? Почему?

е)  Назови картинки со слогом  «ра».

Список используемой литературы

  1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. Издательство «Библиополис». Санкт - Петербург, 1995 г.
  2. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков «с», «ш», «р», «л». Издательство «КАРО». Санкт – Петербург, 2006 г.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на тему: "Автоматизация звука Р в словах и фразе"

Занятие по автоматизации звука Р в словах и фразе для ребенка 7 лет с дизартирей....

Тема. Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в слогах и словах.

Программное содержание: 1. Автоматизировать звук Л в слогах, словах. 2. Совершенствовать мелкую моторику рук, зрительное восприятие. 3. Совершенствовать пространственную ориентировку. 4. Продолжат...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах на тему «В гости к Смешарикам!»

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах.на тему «В гости к Смешарикам!»...

Конспект НОД (открытого) в подготовительной к школе группе Индивидуально-подгрупповое занятие по автоматизации звука [л] в слогах, словах, предложениях и связной речи. Тема: «Лунтик в гостях у ребят»

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия«Лунтик в гостях у ребят» по автоматизации звука [Л] Цель: автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях и связ...

План-конспект индивидуального занятия на тему " Автоматизация звука[ш ] в начале и середине слова

Цель: правильно и чётко произносить звук[ш ] в слогах,словах, предложениях.Задачи: развивать фонематическое восприятие,зрительное внимание,логическое мышление; воспитывать навыки самоконтроля, положит...

Конспект индивидуального мотивационного занятия по автоматизации звука ЛЬ в словах.

Конспект индивидуального мотивационного занятия по автоматизации звука ЛЬ в словах....