Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [ш] в слогах и словах
план-конспект по логопедии на тему

Индивидульное логопедическое занятие с ученицей 1 класса с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_oreshinoy_t.n.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Южное окружное управление образования

ГБОУ Центр инклюзивного образования «Южный»

                                                                              Конспект

Индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия по теме:

« Автоматизация звука «ш» в слогах и словах ».

Составитель:

учитель-логопед

Орешина Т. Н.

                                                                     

                                                           

                                                          Москва,  2016

Конспект занятия

Тема: Фонетическая –автоматизация звука «ш» в слогах и словах.

Цели: 1. Продолжать автоматизировать звук «ш» в слогах и словах.

Задачи:

Образовательные:

1.Работать над закреплением правильного произношения звука  «ш»   в слогах и  словах.

2. Тренировать навык чтния и письма.

3.Проверить усвоение орфограммы " ШИ пиши с гласной И".

4.Расширять словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать зрительное  восприятие.
  • Корригировать и развивать фонематическое восприятие внимание.
  • Продолжать формирование артикуляционной базы.
  • развивать общую и мелкую моторику
  • Профилактика дисграфии.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать, сотрудничая  со взрослым.
  • Воспитывать интерес к занятиям.
  • Прививать любовь к порядку.

Здоровьесберегающие:

  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
  • Следить за правильной посадкой ребенка.
  • Чередовать статические и динамические задания.
  • Соблюдать режим охраны зрения

Оборудование:

  • Картинки для артикуляционной гимнастики.
  • Звуковые дорожки  из пособия  Т.А. Ткаченко «Логопедический альбом. Правильно произносим звук Ш»
  • Предметные картинки с буквами на магнитах.  
  • Игра "Лабиринт" из пособия Л.А. Комаровой "Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях".
  • Предметные картинки из пособия И.Л. Лебедевой "Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш.Ж.Щ".
  • Рабочая тетрадь в узкую линейку, синяя ручка.
  • Тренажер для зрительной гимнастики.

Этапы занятия и виды деятельности на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I. Организационный этап.

Педагог приветствует ребенка и гостей, предлагает ребенку сесть за парту и вспомнить о правилах посадки за рабочим местом.

Ребенок здоровается с гостями, садится и рассказывает о том, как необходимо сидеть за партой.

- организовать ребенка

- уточнить знания о правильной посадке за партой

II.1 Подготовка к работе над фонетической темой.

- Дидактическая игра «Ловишки»

Педагог предлагает поиграть  и объясняет правила игры ребенку: «Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук Ш». Затем такая же игра проводится со слогами и словами.

Ребенок выслушивает инструкцию педагога и выполняет задание.

- способствовать созданию благоприятного психологического климата

- корригировать и  развивать фонематическое восприятие ребенка

Подготовка артикуляционной базы

Педагог перед настольным зеркалом проводит артикуляционную гимнастику, используя картинки и стихотворное сопровождение к ним, контролирует правильность выполнения упражнение.

Ребенок выполняет упражнения, контролируя себя с помощью зеркала.

-продолжать формирование артикуляционной базы

Фонетическая зарядка.

Педагог предлагает ребенку провести пальцем по дорожке, произнося звук Ш.

Ребенок выслушивает инструкцию и  выполняет упражнения

-закрепление произношения изолированного звука Ш.

II.3 Изучение нового материала.

Динамическая пауза «Запускаем ракету!»

Педагог предлагает ребенку встать друг напротив друга и повторять за ним движения.  С каждым движением произносить слог, а в конце поднять руки над головой, хлопнуть в ладоши и сказать слово.

 ША-ША-ША-ШАПКА

ШО-ШО=ШО-ШОВ

ШУ-ШУ-ШУ-ШУБА

ШИ-ШИ-ШИ-ШИНА

Ребенок внимательно выслушивает инструкцию, запоминает движения, слоги и слова, затем выполняет задание самостоятельно.

- автоматизировать звук Ш в слогах и словах

- развивать общую моторику

-чередовать статические и динамические задания.

- воспитывать интерес к учебным занятиям

Дидактическая игра  «Лабиринт»

Педагог приглашает ребенка сесть за парту и выкладывает перед ребенком игру. Объясняет, что нужно называть картинки и передвигать фишку по стрелке на следующую картинку.

Ребенок садится за парту, выслушивает педагога и выполняет задание, выделяя голосом звук Ш.

-продолжить автоматизацию звука Ш в словах.

-воспитывать умение работать, сотрудничая со взрослым.

- корригировать и развивать зрительное восприятие

II.4 Закрепление изученного материала.

Дидактическая игра

«Порядок»

Педагог выкладывает перед ребенком картинки со звуком Ш, называя их (каша, подушка, конюшня, макушка).

Педагог говорит, что бабушка наводит порядок и кладет вещи по своим местам.

Педагог выкладывает второй ряд картинок (ложка, кошка, лошадка, шапка) и читает стихотворение:

Бабушка Алла

Весь день прибирала.

В кашу – ложку,

На подушку – кошку,

В конюшню – лошадку,

На макушку – шапку.

Педагог рассказывает, что к бабушке пришел внук и разбросал все вещи.

Затем педагог собирает второй ряд картинок, перемешивает их  и предлагает ребенку разложить картинки неправильно и рассказать стихотворение.

Ребенок повторяет за педагогом названия картинок.

Ребенок слушает объяснения педагога, повторяет за ним стихотворение. Затем ребенок берет картинки,  раскладывает  их неправильно и рассказывает новое стихотворение по картинкам.

- закрепить произношение звука Ш в словах.

-способствовать созданию благоприятного психологического климата.

- воспитывать у ребенка любовь к порядку.

Зрительная гимнастика

Педагог предлагает проследить глазами за лягушкой, которая прыгает за разными предметами.

Ребенок слушает инструкцию  и переводит взгляд на названый педагогом предмет.

-соблюдать режим охраны зрения.

II.5 Контроль знаний и умений.

Чтение слогов и слов.

Педагог на доске выкладывает  слоги с буквой Ш , используя карточки с буквами на магнитах. И просит ребенка прочитать вслух.

Ребенок читает  слоги и слова на доске.

-проконтролировать произвольность произношения звука Ш и процесса формирования навыка чтения. В слогах и простых словах

Пальчиковая гимнастика

«Шарик»

Педагог предлагает соединить пальцы щепоткой на обеих руках, соединить щепотки между собой и надувать шарик, дуя на пальцы и произнося звук Ш. С каждым выдохом пальцы раскрываются и на четвертый раз расходятся в разные стороны - шарик лопнул.

Ребенок складывает пальцы, как педагог, и надувает шарик.

- развивать мелкую моторику кистей рук

-тренировать звук Ш

Письмо букв и слогов.

Педагог предлагает ребенку открыть рабочую тетрадь и достать из пенала синюю ручку. Педагог объясняет, что буква Ш состоит из трех крючков, и пишет её на доске, сначала заглавную, затем строчную. Далее педагог  предлагает написать слоги ША. ШО. ШУ, ШИ самостоятельно.

Ребенок открывает тетрадь, берет ручку, выслушивает объяснения педагога и пишет буквы в тетрадь. Затем ребенок самостоятельно пишет слоги в тетрадь.

- профилактика дисграфии

-контроль усвоения ребенком орфограммы «ЖИ. ШИ»

III.1.Подведение итогов и оценка

Педагог задает ребенку вопросы:

- Какой звук  мы учились правильно произносить сегодня на занятии?

- Какие задания мы выполняли на занятии?

Затем педагог просит ребенка дать оценку своей деятельности.

После этого педагог оценивает деятельность ребенка и вручает, приклеивает в его тетрадь смайлик.

Ребенок отвечает на вопросы педагога, оценивает свою деятельность на занятии, затем слушает оценку педагога.

- развивать долговременную память

- развивать умение объективно оценивать свою деятельность

III.2 Домашнее задание.

Педагог объясняет ребенку домашнее задание.

Ребенок слушает педагога.

- закрепить знания, полученные  на занятии, дома

                                                ГБОУ «ЦИО «Южный»

Самоанализ индивидуального логопедического занятия

Дата «16» марта 2016г.

1. Ф.И.О. Орешина Татьяна Николаевна

      2.Возраст, фамилия, имя ребенка : Чеботарёва Людмила 11лет. 1 А класс

3. Особенность занятия: индивидуальное занятие на фонетическую тему

4. Тема занятия: Автоматизация звука Ш в слогах и словах

  1. Место данного занятия в системе занятий по теме: в соответствии с планом

Анализ темы, целей и задач занятия:

       соответствие темы занятия перспективному плану   - соответствует

       правильность постановки целей и задач   - в соответствии с программой  

       единство коррекционно – развивающей, образовательной и воспитательной целей - соблюдено

       степень достижения поставленных целей и задач – цели практически реализованы, задачи в основном решены.

Анализ структуры и организации занятия:

        соответствие структуры занятия теме, целям, задачам – занятие построено в соответствии с поставленными целями и задачами.

       основные этапы занятия, их последовательность и взаимосвязь  - все этапы взаимосвязаны и логически перетекают от предыдущего к последующему.

       целесообразность распределения времени между этапами занятия  - соответствовало нормативам.

      здоровьесберегающие технологии – применялись различные приемы, способствующие снятию эмоционального и  физического напряжения.

       подготовка к занятию педагога, детей, кабинета – подготовлены в соответствии с заявленными целями и задачами

Анализ работы детей на занятии:

  Характеристика   ребёнка, данная учителем - логопедом :    

  • активность  в процессе занятия +
  • устойчивость внимания  на протяжении всего занятия +
  • оценка речевой и неречевой деятельности +

Удовлетворённость или неудовлетворённость учителем - логопедом занятием (его отдельными частями)

 В целом занятие прошло в соответствии с планом. Включённость в работу была у ребенка высокая. Удалось заинтересовать и замотивировать ребенка на учебную деятельность.
. Меры, намечаемые учителем - логопедом по устранению недостатков в занятии:

 применение на занятии компьютерных технологий.

Оценка  результатов проведённого занятия: занятие прошло в хорошем темпе, цели  достигнуты, задачи выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект идивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш в слогах, словах.

Представлен вашему вниманию конспект идивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш....

Подгрупповое логопедическое занятие Тема «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях»

Подгрупповое  логопедическое занятиеТема  «Автоматизация звука  [р]   в слогах, словах, предложениях»...

Тема. Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в слогах и словах.

Программное содержание: 1. Автоматизировать звук Л в слогах, словах. 2. Совершенствовать мелкую моторику рук, зрительное восприятие. 3. Совершенствовать пространственную ориентировку. 4. Продолжат...

Конспект и презентация подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях.

Подгрупповое логопедическое занятие по закреплению навыка произнесения звука с использованием элементов игровой технологии  (сборка автомобиля)....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения)."Звук и буква М"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения) "Звук и буква М"...