Технологическая карта урока ИЗО "Театральные маски"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Технологическая карта урока по ИЗО "Театаральные маски" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnye_maski.docx | 230.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Щербакова Ксения Игоревна
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 3
Тема: «Театральные маски» | Тип урока: открытия новых знаний | ||||
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с историей театральной маски и создание изделия. | |||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные Знать: понятия: маска, театр, художник, актер, грим. Понимать: какие бывают маски. Применять: применять полученные знания для создания собственной маски. Анализ: анализ заданий и материала. Синтез: объяснение роли маски в театре и на празднике. Оценка: полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности. | Метапредметные: Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; - учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: - преобразовывать информацию из одной формы в другую; - делать выводы в результате работы. Коммуникативные: - развитие умения слушать и понимать речь других; - оформлять свои мысли в устной форме; - уметь пользоваться языком изобразительного искусства. | Личностные - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - развитие художественного вкуса и способности к эстетической оценке произведений; - овладение навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно - творческих заданий; - развитие умения высказывать своё отношение к проделанной работе, выражать эмоции; - формирование способности к художественному познанию мира. | |||
Межпредметные связи: технология, музыка | |||||
Основные понятия: маска, театр, художник, актер | |||||
Технологии: совместного целеполагания, здоровьесберегающие технологии | |||||
Ресурсы урока: | |||||
Для учителя: учебник «Изобразительное искусство» 3 кл Горяева Н.А., Неменская Л.А, презентация, музыкальное произведение, различные виды масок, пример готовой работы | Для учащихся: учебник «Изобразительное искусство» 3 кл Горяева Н.А., Неменская Л.А, картон, цветная бумага, ножницы, карандаш простой, клей, краски, кисть. | ||||
Ход урока: | |||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||
1. Организация учебной деятельности. | |||||
– Добрый день, ребята! Проверим готовность к уроку. На парте должен лежать учебник и папка с канцелярскими принадлежностями и материалом для уроков ИЗО. – Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши улыбки. Успехов вам и удач! – Тихонько сели девочки. Тихонько сели мальчики. | Здороваются, проверяют рабочее место. | ||||
2. Актуализация необходимых знаний | |||||
Сообщение темы и цели урока. Наденешь ее- и тебя не узнать, Ты – рыцарь, бродяга, ковбой... Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать. А снимешь –вновь станешь собой. | Ответ: маска. | ||||
3. Организация познавательной деятельности | |||||
Вводная беседа. Ребята, актёр играет в театре разные роли. Что помогает ему постоянно перевоплощаться? Как вы думаете, какая тема нашего урока? ( Театральные маски). Слайд 1. А какую цель мы поставим? Перед тем как изготавливать маски, давайте побольше о них узнаем. С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол. слайд 2. Когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. То разбойником или пиратом, то феей – колдуньей или принцессой. Достаточно вообразить себя кошкой, надеть маску, мяукнуть – и … начался театр. Слайд 3 Как вы думаете, что можно назвать маской? Маска - это второе лицо, которое делает нас загадочными и помогает превратиться в кого-то или во что-то. Как вы думаете, из чего можно изготовить маски? Маски изготавливались из разных материалов: глины, ткани, древесины, золота и других металлов. Некоторые из них представляют собой настоящие произведения искусства. Слайд 4 Обычай надевать маски уходит своими корнями в глубокую древность. Впервые у актеров маски, как считается, появились в Античности. Ребята, а что это за термин такой – Античность? Но еще задолго до этого первобытные люди использовали маски животных, чтобы представать в их образе. Танцуя в масках перед началом охоты, они надеялись умилостивить добрых духов и отпугнуть злых. Слайд 5 Маска могла использоваться для устрашения не только злых духов, но и противника. Например, в битвах. Но чаще маска рассматривалась как средство именно защиты от злых духов. Самой популярной и самой загадочной вещью во времена античности, когда в театральном представлении участвовало всего 2-3 актёра являются, безусловно, маски. Мужские и женские, трагические и комические, безобразные и прекрасные, маски как бы оживают под взглядом зрителя. Так в театрах Древней Греции и Рима с огромными зрительными залами маски стали необходимы для актёра. Изготовлялись они из дерева или гипса, имели преимущественно карикатурные черты. Как вы думаете, что такое карикатурные черты? Часто эти маски передавали портретное сходство, но были тяжелы и неудобны. В спектаклях переодевания были частым явлением, поэтому появились сдвоенные, строенные маски, позволяющие моментально менять один сценический облик на другой из доброго в злого, из старого в молодого, из весёлого в грустного. Актёры играли только в масках с лицами больше головы. Как вы думаете для чего делали настолько большие маски? Слайд 6 Маски делались и из холста; с помощью гипса им придавалась различная форма, при этом оставлялись прорези для глаз и рта. Затем маски раскрашивали и сверху крепили парик. В те времена никаких микрофонов не существовало, но люди придумали как сделать так, чтобы маски усиливали звук голоса, ведь это было чрезвычайно важно при представлениях на обширных амфитеатрах. Амфитеатром у древних греков и римлян считалось круглое сооружение для зрелищ под открытым небом без крыши. Рот маски отделывался металлом, а иногда сплошь подкладывался изнутри медью или серебром — для усиления звука, в устах же у маски помешался рупор. Слайд 7 Ребята, что такое рупор, кто знает? Слайд 8 Также, как и в античные времена, маски средних веков (эпоха в истории от V до XV века) продолжали пользоваться популярностью и спросом. И не только в театре для принятия облика кого-либо, но и для скрытности личности от людей. Так, например, в молодости король Франции Людовик XIV Слайд 9 охотно принимал участие в придворных балетах, но во избежание нарушения этикета являлся замаскированным. Равным образом иногда и палач при исполнении своих обязанностей облекался в маску. Слайд 10 Во все времена и во всех странах маска, надеваемая на общественных празднествах, давала право на возможность отхода от норм и правил поведений в обществе. Во Франции лицам, допущенным на бал под маской, обычай разрешал приглашать на танцы незамаскированных, будь то даже члены царствующего дома. Так, например, на одном из придворных балов у Людовика XIV, замаскированный простолюдин пригласил на танец герцогиню Бургундскую — и та, не считая возможным нарушить обычай, пошла танцевать с незнакомцем. Слайд 11 Ребята, вы уже многое узнали о масках, а как вы думаете какие виды масок существуют? Какие вы знаете? Слайд 12
Карнавальные маски могут полностью закрывать лицо, либо часть лица –это будет полумаска. Если дорогие венецианские маски делаются из гипса, то более доступные карнавальные маски могут создаваться из пластика или папье-маше. Ребята, а вы знаете что такое папье-маше?
Теперь в большинстве европейских стран актёры не надевают масок на сцене, но сценический облик актёра в образе конкретного героя, как и в древние времена, определяет художник. Таким образом, цель работы художника в театре – помочь актёру. А как вы думаете чем сейчас заменили маски? (гримом). Слайд 15 Совершенно верно. Искусство изменения внешности – грим- возникло как продолжение искусства маски. Как называется художник накладывающий на актёров грим?(гримёр). Ребята, а все таки мы с вами еще можем использовать различные маски? Где и когда? (на праздниках, в театре). Правильно. Когда вы готовитесь к какому-либо празднику – Новому году, Рождеству, школьному балу, масленице, то обязательно или покупаете, или сами мастерите маскарадную маску. Ведь этот обычай появляться в масках и особых костюмах появился давным-давно. Здесь вновь необходимо упомянуть наших предков. ФИЗМИНУТКА Вот помощники мои, (вытягиваем ручки вперед) Их как хочешь поверни. (поворачиваем кистями в разные стороны) Раз, два, три, четыре, пять. Постучали, повертели (хлопаем в ладоши) И работать захотели. Тихо все на место сели. (дети садятся за парты) Как я уже говорила, что маски готовили из разного материала. Но мы сегодня будем делать маски из картона. Прежде чем приступить к изготовлению масок, давайте вспомним правила работы с ножницами и клеем (передавать ножницы кольцами вперёд…). Сейчас нам понадобится: картон, цветная бумага, карандаш, ножницы, клеенка, клей. | Маски, костюмы Театральные маски Изготовить собственную театральную маску. Маска – это специальная накладка с каким-либо изображением (человеческого лица, звериной мордой или головой мифологического существа и др.), надеваемая на лицо человека. Бумага, картон… Анти́чность (лат. antiquitas «древность») — термин, означающий греко-римскую древность — цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм. Карикату́ра (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать), юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением неприятных, ужасных черт. Маски делались большими, чтобы их было хорошо видно многочисленным зрителям. Труба с расширяющимся концом, служащая для усиления звука. Папье-маше – это масса, получаемая из бумаги (обычно, но не только можно смешивать с гипсом) и клея. В перевод с французского буквально означает «жеваная бумага». Гримом Гримёр Да На праздниках, балах, в театре | ||||
4. Педагогический показ | |||||
На слайде вы можете еще раз посмотреть разные примеры масок, также я продемонстрирую вам уже готовые работы детей и настоящую итальянскую маску. Слайд 18 | |||||
5. Практическая работа. | |||||
Планирование работы: Перед выполнением маски, необходимо представить себе тот образ, который вы хотите изобразить, его характер. Любая задумка художника должна начинаться с эскиза – предварительного рисунка, по которому выполняется задуманное, “черновик” художника. Чтобы сделать маску: Слайд 19
А сейчас приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы. Во время работы звучит спокойная музыка. | |||||
6. Рефлексия. Итог урока. | |||||
Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу. Давайте устроим выставку наших масок. Чья маска вам нравится больше всех? Почему? А что можно сделать с нашими масками, чтобы они стали ещё красивее? Итак, давайте подведём итог урока: Какова была тема сегодняшнего урока? Кто первыми применял маски? Из чего изготавливали маски? Какие возможности давала маска актерам в античные времена? Что придумали люди делать с маской для усиления звука голоса актера? Какие виды масок вам запомнились? Чем в современном театре заменены маски? И насколько оправдана такая замена? Что вам наиболее запомнилось при изготовлении собственной маски? Какие эмоции вы испытывали, когда создавали свою маску? Удалось ли вам передать задуманный характер вашей маске? Рефлексия: 20 слайд Дети выбирают маску, с которой они могут себя ассоциировать в конце урока. Урок окончен. Всем спасибо. | «Театральные маски» Первобытные люди Драгоценные металлы, кожа, дерево... Быстрое перевоплощение (сдвоенные, строенные маски), усиление голоса. Рот маски отделывался металлом, а иногда сплошь подкладывался изнутри медью или серебром — для усиления звука, в устах же у маски помешался рупор. Ответы детей. Гримом, оправдана тем, что помогает создавать более разнообразных существ, более удобен в ношении актеру, более реалистично выглядит... Ответы детей. | ||||
Диагностика достижения планируемых результатов: | |||||
Создание собственной маски, активные ответы детей при подведении итогов урока по беседе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока на тему: "Театральные маски" 3 класс
Изобразительное искусство...
Технологическая карта урока изобразительного искусства:"Театральная маска. Маска к сказке "Колобок"" 3 класс
Конспект урока (ШР)...
Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Театральные маски" 3 класс "Перспектива"
"Театральные маски"...
Технологическая карта урока изобразительное искусство по теме «Маска ( виды масок)»
Цель урока: формирование представления об истоках театральных, карнавальных, маскарадных масокЗадачи урокаДидактические:- продолжить знакомство с ролью художника в театре- формировать представление об...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Театральная маска (завершение работы над образом героя)" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тема: "Театральная маска (завершение работы над образом героя)"Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: продолжить ознакомление учащихся с историей театральной маски, формир...
Технологическая карта урока изобразительного искусства: «Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски»(УМК "Перспектива,2 класс)"
Тема урока: «Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: Формирование ценностного отношения к традициям разных народов мир...
Технологическая карта урока по технологии на тему "Изделие из бумаги. Новогодняя маска" 3 класс
Цель урока: создание условий для формирования умений изготовления маски из бумаги с помощью шаблона....