урок по изобразительному искусству "Времена года"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Васильева Александра Анатольевна

технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по изобразительному искусству

 «Времена года»

 4 класс

МБОУ «СОШ№115 г.Челябинска»

Васильева А.А.

2019г.

Тема: Времена года

Цель урока:  Расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи художников, используя понятия тёплые и холодные цвета. Продолжить овладение техникой гуаши.

Задачи урока: - ознакомить с творчеством И.И. Левитана, И. И. Бродского, формировать эстетическое отношение к произведениям искусства;  
- учить использовать свойства линейной и воздушной перспективы, обучать навыкам передачи настроения через цвет; 
- воспитывать любовь к своей родине. 
Оборудование: художественные принадлежности для рисования гуашью; 
- репродукции картин И.И. Левитана, И.И. Бродского

ватман

Тип урока: Урок «открытие» новых знаний

Формируемые УУД:

Личностные

  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
  • не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Познавательные

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания;

Коммуникативные

  • активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
  •  ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;
  • работать консультантом и помощником для других ребят;

Регулятивные

  • принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
  •  участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе пары;
  •  оценивать результаты индивидуальной работы

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Самоопределение к деятельности.

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

1. Проверим на месте ли

-«разноцветные сестрицы, которые заскучали без водицы» (гуашь).

 Покажите их.

2. Сегодня вам не обойтись без той, которая

- «Над бумажным над листом машет весело хвостом.

   И не просто машет, а бумагу мажет.

   Красит в разные цвета.

   Ух, какая красота!» (кисть). Покажите её.

ответы учащихся

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

II. Фиксация затруднений в деятельности.

Русская природа красива в любое время года. Русские художники всегда ценили родную землю и поэтому часто изображали ее на своих картинах. Кто-то чаще рисует осень, кто-то зиму, а есть художники, которые изображают природу в любое время года. 

Каждый день мы проходим мимо удивительной красоты, порой даже не замечая ее. Великолепные закаты и восходы, осенние парки, прекрасные летние лужайки с цветами, весеннее пробуждение природы... Все это находится вокруг нас, а мы часто проходим мимо и не замечаем ничего не обычного.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы.

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

III. Постановка учебной задачи.

Любовь художников к природе очень глубока. Например, известно, что художники относятся к деревьям, как к живым существам, которые радуются и тянутся к солнцу весной и печалятся, роняя листья осенью.

Какую цель мы поставим перед собой?

Попробуйте определить тему нашего урока с помощью отгадывания загадок:

1.Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

2.Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года.

3.Зеленеют луга,

В небе — радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето:

Всех зовет купаться...

4)Солнцу теплому не верьте -

Впереди метели.

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами.

  - О чем эти загадки?

- Сейчас мы с вами разделимся на группы, по названиям времен года, у каждой группы чуть позже будет возможность всем вместе нарисовать данное время года на ватмане, который находится перед вами.

ответы учащихся

Нужно изучить работу художника, попробовать изобразить осень на листе бумаги

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

IV.  Построение проекта выхода из затруднения.

Внимание на экран. Рассмотрите картины великих русских художников

-  Левитан, Остроухов, Мешков, Борисов- Мусатов, Жуковский

(Просмотр по слайдам)

-Какие чувства пробуждают в вас эти картины?

-Какие картины возникают в вашем воображении?

-Как называется картина на которой изображена природа?

-Что означает слово пейзаж?

Перед вами на доске слова. Попробуйте их составить и сформулировать точное значение этого слова.

-Как называют художников, изображающих природу?

Физминутка (2мин)

ответы учащихся

 Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются различные уголки природы.

Пейзажисты

Регулятивные:

 - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ответственности).

V. Первичное закрепление нового материала.

Подготовка к реализации замысла.

Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с другом цветов, (показ палитры времен года)

- Смотрим внимательно на картины, после показа каждый стол ответит мне на один вопрос:

 -Какие цвета преобладают у вашего времени года?

- Сегодня на уроке мы любовались пейзажами природы в разное время года.

-  Вам предстоит побывать в роли художников-пейзажистов. Вы будете изображать красками на бумаге осенний пейзаж родной природы.

- Что вам понадобится для изображения пейзажа?

- Как изменить цвет гуаши, если это вам понадобится?

Мы не просто будем писать  пейзаж, а постараемся изобразить его разноплановым. Разместим объекты не по одной линии, а те, которые находятся близко, нарисуем в нижней части листа. Это будет передний план.

А вы помните, как надо изображать ближние предметы?

Другие объекты мы нарисуем чуть дальше, т.е. выше на листе (чуть меньше). Это средний план.

И, наконец, изобразим предметы, которые находятся вдали, в верхней части листа. Это дальний план.

 Как нарисуем дальние предметы  

Объяснение сопровождаю показом на образце.

Посмотрите на рисунок.

ответы учащихся

-  дети перечисляют

С помощью смешивания цвета

(крупно, ярко, с прорисовкой мелких деталей).

(мелко, без прорисовки деталей).

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

VI.Самостоятельная работа .

Реализация замысла.

 Самостоятельная работа учащихся по изображению пейзажа родной природы.

(во время работы звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»)

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

VII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Сегодня вы прикоснулись к миру искусства, став художниками – пейзажистами.

 Давайте посмотрим на ваши работы.

Насколько вам удалось передать красоту русской природы, её удивительный и загадочный мир ,предлагаю оформить выставку из выполненных вами работ.  

- Что нового сегодня узнали на уроке?

- Какие  задания выполняли?

- Чему научились?

- Всё ли получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

-Что показалось трудным?

-За что вы себя можете похвалить?

- Давайте оценим свои успехи

Выставка работ учащихся

Ответы учащихся

Регулятивные:

-оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль.

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Времена года. Последовательность смены времён года и месяцев в них" ( 1 класс).Презентация.Приложения к уроку.

Данный урок строится в соответствии с требованиями  системно - деятельностного подхода, поэтому на данном уроке используются различные методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблем...

Конспект урока по изобразительного искусства: «Открытка к Новому году» (УМК "Школа России", 2 класс)

Конспект урока по изобразительному искусствуТема: «Открытка к Новому году»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представление о празднике, воспитывать аккуратность, ин...

урок по теме " Времена года" изобразительная деятельность для детей с синдромом дауна 1 класс

Урок рисования подходит для проведения в коррекционном классе. В ходе урока ребята закрепляют знания о временах года: осень, зима, весна, лето. Учатся находить отличительные признаки каждого времени г...

Конспект урока по изобразительному искусству "Времена года", 3 класс

Данный урок составлен в форме путешествия по временам года....

Открытый урок по изобразительному искусству 1 б класс Тема: Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве.

Урок был представлен в рамках методического семинара. Цель: создать условия для знакомства с основными и составными цветами и научить получать цветовые смеси с помощью трех красок  чере...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по теме: "Златоустовская гравюра на стали" (4 класс, УМК «Изобразительное искусство» под ред. Б. М. Неменского)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: познакомить детей с промыслом «Златоустовская гравюра на стали» и выполнить эскиз тарелки.Задачи урока:Дидактические:1) дать пред...