Конспект урока по изобразительному искусству "Времена года", 3 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Данный урок составлен в форме путешествия по временам года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass_konspekt_uroka_vremena_goda.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по изобразительному искусству в 3 классе.

Тема: «Времена года» (изображение пейзажа).

Тип урока: урок – путешествие

на лесную поляну.

Учитель: Панина Л.В.  МАОУ СШ №1

г. Павлово,  Нижегородская обл.

Цели урока:

  1. Научить изображать состояние природы в различные времена года;
  2. Закрепить знания о пейзаже, о законах линейной и воздушной перспективы;
  3. Познакомить с музыкальным произведением П.И.Чайковского «Времена года»;
  4. Развитие художественного мышления, памяти, воображения;
  5. Воспитание аккуратности, самостоятельности в работе, чувства коллективизма, взаимопомощи.

Тип урока: 

урок-путешествие.

Оборудование: 

репродукции картин художников с изображением времен года, карточки с цветами, пособие для изучения законов линейной и воздушной перспективы, жетоны, грамота.

Методы и приемы: 

беседа, игра, иллюстрация, рассказ, групповая работа, самостоятельная работа.

Межпредметные связи:

урок музыки («Творчество П.И.Чайковского»), урок литературы.

Основные понятия:

жанр, подмалевок, линейная и воздушная перспектива.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Мотивационная часть

Учитель: Ранним летним утром Тюбик и Незнайка, взяв альбомы, отправились на любимую лесную поляну. Их поджидало много друзей. Лес встретил всех веселым щебетом птиц, ароматом душистых цветов и трав, ласковым ветерком.

Незнайка: Как кругом красиво! Я бы хотел в своих картинах передать всю красоту природы.

Тюбик: Природа будет сегодня нашим учителем, она расскажет нам много удивительного и интересного, она продолжит знакомить нас с жанром пейзажа.

Незнайка: А что же такое жанр?

Тюбик: Давай спросим у ребят. Ребята, что такое жанр?

(Несколько признаков, принадлежащих произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других)

Незнайка: А какие жанры изобразительного искусства вы знаете?

(Пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр)

Незнайка: А что же такое пейзаж?

(Это изображение природы)

Незнайка: Что изображают в пейзажах?

(Деревья, реки, дома, горы, травы, цветы)

Тюбик: Недавно эту полянку посетили наши друзья Кузя и Маркеша. Они так залюбовались природой вокруг, что забыли на полянке картины. Давайте найдем среди них тот жанр, который нас интересует.

(Среди картин разных жанров дети находят пейзаж)

Тюбик: Сегодня природа приготовила нам интересные конкурсы и задания, чтобы выявить лучших знатоков пейзажа. У нас будет четыре команды. Каждая команда выберет себе капитана и придумает название, связанное с природой. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать жетон. Чья команда наберет больше жетонов, та и будет победителем. Но, чтобы победить, нужно очень внимательно слушать задания, верно их выполнять, помогать товарищам по команде.

Учащиеся выбирают капитана и придумывают названия команд.

Незнайка: Сколько удивительного преподносит нам природа. Природа, как и мы, носит разные одежды. Летом – в ярких цветочных ситцах, зимой – в белой пушистой шубке. И все известные, настоящие художники в своих картинах не только рисуют природу, но и передают ее настроение, ее характер, всю ее красоту и многообразие. Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о каких художниках в нем идет речь.

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга,

У осин заснеженных

Ветки, как рога.

У второго – синее

Небо и ручьи,

В синих лужах плещутся

Стайки воробьи,

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева,

Первые проталины,

Первая трава.

На картине третьего

Красок и не счесть:

Желтая, зеленая,

Голубая есть.

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые, пушистые в небе облака.

А четвертый золотом

Расписал сады.

Нивы урожайные, спелые плоды.

Всюду бусы-ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам.

(Это времена года: зима, весна, лето, осень)

Незнайка: Верно. Сегодня на уроке мы с вами выполним пейзаж, где изобразим различные времена года.

3. Актуализация знаний

Тюбик: Красота природы, смена времен года всегда были источником вдохновения для художников. Есть художники, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Мы называем их пейзажистами. Каких русских пейзажистов вы знаете?

(Саврасов, Шишкин, Левитан, Юон, Поленов)

Здесь представлены картины русских художников, на которых изображены времена года. Какое настроение вызывают у вас эти картины?

(Ответы детей)

Посмотрите внимательно на картины и скажите, какие цвета используют художники для изображения различных времен года.

(Ответы детей)

Как мы можем назвать цвета, которые авторы используют для изображения летнего времени года?

(Теплые)

Как мы можем назвать цвета, которые авторы используют для изображения зимнего времени года?

(Холодные)

Незнайка: Мы сейчас попробуем представить себя настоящими художниками и подберем цвета, которыми можно изобразить зимний, весенний, летний и осенний пейзажи. Каждая команда получит пейзаж, выполненный в карандаше, в котором изображено какое-либо время года и набор карточек с цветами. Вам нужно будет подобрать ту карточку, цвета которой соответствуют данному времени года. Чья команда сделает это быстрее и правильнее, та и получит жетон.

(Учащиеся выполняют задание, вместе с учителем анализируют правильность его выполнения)

- Какое время года изображено в пейзаже?

- Почему эти цвета соответствуют данному времени года?

Тюбик: Что еще нужно знать, чтобы правильно изобразить пейзаж?

(Законы перспективы)

Слово «перспектива»  в переводе с латинского языка означает «ясно вижу».

- Как располагаются предметы при изображении пейзажа?

(На переднем плане крупнее, а на дальнем мельче)

Крупное изображение предметов на переднем плане и мелкое на дальнем называется линейной перспективой.

- Чем еще отличаются передний и дальний планы?

(На переднем плане предметы прорисованы четко со всеми мелкими деталями, а на дальнем –  обобщенно)

- Такой закон называется воздушной перспективой. Этот вид перспективы дает возможность передать пространство и воздух.

Тюбик: Сейчас мы проверим, чья команда лучше запомнила эти законы. Капитаны команд должны будут составить пейзаж из данных элементов, применяя законы перспективы. Кто выполнит задание быстрее и правильнее, тот и получит жетон.

(Из разрезных элементов дети составляют пейзаж, соблюдая законы линейной и воздушной перспективы)

- Посмотрите на четыре пейзажа и скажите, какой из них выполнен наиболее удачно.

Незнайка: Но не только художники, но и поэты и музыканты в своих произведениях изображали смену времен года в природе. Например, очень известный композитор П.И.Чайковский написал двенадцать музыкальных произведений, которые объединил в альбоме под названием «Времена года». Давайте очень внимательно послушаем его музыку и попробуем догадаться, какое время года изобразил в ней композитор.

(Учащиеся слушают отрывки из произведений Чайковского, анализируют их)

Тюбик: Художники, как и композиторы, сочиняют свои произведения по определенным правилам. Как называют расположение всех элементов и частей произведения в определенной последовательности?

(Композиция)        

Какие виды композиции вы знаете?

(Композиция по прямой, по кругу, по треугольнику)

Незнайка: Композиция картины состоит из частей, причем, в пейзаже должно быть ограниченное число частей, чтобы он не казался перегруженным. Если пейзаж перегружен, то мы не видим, что же главное в нем, что наиболее привлекло внимание художника. Если в композиции пейзажа слишком мало составных частей, то такой пейзаж смотрится неинтересно, бедно.

А теперь посмотрите на доску. Среди трех картин выберите ту, в которой композиция более удачна.

Какие ошибки допущены художником в двух других картинах?

(Первый пейзаж слишком перегружен, во втором слишком мало составных частей)

4. Алгоритм действий:

Тюбик: А теперь, зная законы линейной и воздушной перспективы, законы композиции, мы можем приступать к изображению пейзажа. Сегодня мы будем изображать пейзаж по памяти. Каждая команда будет изображать определенное время года: первая команда – зиму, вторая – лето, третья – осень, четвертая – весну.

а) рисование пейзажа начинаем с эскиза, который выполняем в правом верхнем углу;

б) определяем линию горизонта;

в) намечаем основные части изображения. Если эскиз будет удачным, то переносим его на плоскость листа;

г) выполняем работу в цвете.

Незнайка: Давайте вспомним последовательность выполнения работы в цвете.

С чего начинаем работу?

(Прокрывает пейзаж основным цветом)

Это называется подмалевком.

Что сначала прокрываем основным цветом?

(Небо и землю)

Что потом?

(Деревья, дома)

Какой последний этап?

(Детальная проработка)

Тюбик: Давайте еще раз повторим план нашей работы.

5. Гимнастика для глаз

6. Практическая часть

Тюбик: Приступайте к работе, не забывайте о законах перспективы, о композиции и цвете.

(Самостоятельная работа учащихся)

7. Анализ работ

Тюбик: - Правильно ли выполнена работа? Почему?

- Что автору работы удалось, что не совсем получилось?

- Что вам больше всего понравилось в этой работе?

8. Итог урока

Незнайка: Тюбик, мы так много интересного узнали сегодня о пейзаже.

Тюбик: Мы-то узнали, а вот запомнили ли все это наши друзья?

Незнайка: Давай проверим.

- Что такое пейзаж?

(Изображение природы)

- Тюбик: Каких русских пейзажистов вы знаете?

(Саврасов, Левитан, Юон)

Незнайка: Что нужно знать, чтобы правильно изобразить пейзаж?

Законы линейной, воздушной перспективы и композиции)

Незнайка: На вопросы вы ответили хорошо, а сейчас подведем итоги нашего конкурса.

(Каждая команда подсчитывает количество жетонов, победителю вручается грамота)

Тюбик: Сегодня вы все очень хорошо работали, активно участвовали в конкурсе, верно отвечали на вопросы и выполнили великолепные пейзажи.

Незнайка: Да, какой интересный урок провел с нами наш учитель:  природа хотя и не говорит, а только показывает – смотри и учись!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по изобразительному искусству 2 класс

Класс 2 Вид занятия: декоративное рисованиеТема: Филимоновская игрушка....

Конспект урока по изобразительному искусству (2 класс)

Урок по теме: Выражение характера человека в изображении. Женский образ русских сказок....

Конспект урока по изобразительному искусству, 3 класс. Тема: Учимся видеть. Русский музей.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образова...

Конспект урока по изобразительному искусству, 1 класс. Тема: Знакомство с мастером Воображения. Цветы.

Цель урока:Научить учащихся рисовать основной силуэт цветка.Задачи урока:расширение эстетического опыта учащихся, т. е. умения наблюдать явления окружающего мира, удивляться его красоте и разнообразию...

Конспект урока по изобразительному искусству 1 класс "Мир полон украшений"

Конспект урока по изобразительному искусству 1 класс "Мир полон украшений"...