Календарно-тематический план по ИЗО,
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Календарно тематическое планирование уроков изобразительного искусства во 2 классе , Кузин В.С., Кубышкина Э.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_2_klass_po_izo_kuzin.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||
Мы рисуем осень – 9ч | ||||||
1. | «Моё лето». Рисование на темы. | Комбинированный | Учащиеся научатся: выполнять изображения на темы. Рассматривать портреты кисти И.Репина, В.Серова. Выбирать согласно замыслу формат бумаги, продумывать формат, цветовую гамму задуманной композиции. Беседовать о красоте осенних листьев. Анализировать форму и цвет листьев. | Подобрать интересные фотографии на тему «Незабываемое лето». | ||
2. | «И снова осень к нам пришла» Рисование с натуры | Комбинированный | Учащиеся научатся писать акварелью осенний букет на основе цветового контраста. Познакомятся с натюрмортом как жанре ИЗО, рассмотрят натюрморты на репродукциях картин, самостоятельно выполнят рисунок в цвете, поупражняются в быстрой работе с красками, выполнят две-три ступени светлоты в рисунке. | Подобрать иллюстрации с натюрмортом. | ||
3. | «Осень – пора грибная» Рисование с натуры | Комбинированный | Учащиеся научатся выполнять с натуры наброски грибов разной формы, при рисовании использовать ось симметрии, выберут художественный материал, передающий фактуру грибов, рассмотрят фрагменты картин А. Пластова, И.Шишкина. | Нарисовать картину «Сказка про грибы» | ||
4 | «Сыплются с дерева листья поблёкшие» Рисование с натуры. | Комбинированный | Учащиеся научатся рассматривать изображения осенних листьев, анализировать форму и цвет листьев, называть основные цвета и оттенки, составить из этюдов осенних листьев единую композицию, используя памятку на стр.13 | Подобрать коллекцию осенних листьев и засушить их. | ||
5 | «Осень. Музыка дождя» Рисование на темы. | Комбинированный | Учащиеся научатся рассматривать пейзажи русских художников К.Маковского И.Шишкина, А.Саврасова об осени, о дожде, рассказывать каким видят дождь художники, выбирать художественный материал для написания в цвете композиции «Под дождём» | Составить рассказ по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы» | ||
6. | «Красота обычных вещей. Цилиндр». Худож.констр. и дизайн. | Комбинированный | Учащиеся научатся определять форму вазы, решать какие цветы смогут в ней стоять, украшать вазу согласно художественному замыслу. Рассмотрят на картинках предметы цилиндрической формы, найдут их в классе, дома, | С помощью пластилина превратить пластиковую бутылку в вазу для цветов. | ||
7. | «Осенние подарки природы» Лепка. | Комбинированный | Учащиеся научатся передавать пластилином форму и окраску овощей и фруктов. Рассмотрят натюрморты на репродукциях картин И.Машкова, выяснят, как предметы располагаются в натюрморте, выявят специфику цветового решения. Побеседуют о богатстве осеннего урожая, о сельских тружениках и осенних работах. Самостоятельно выполнят лепку. | Составить дома из предметов натюрморт, сфотографировать его | ||
8. | «Осенний натюрморт» Рисование с натуры | Урок введения новых знаний | Учащиеся научатся рассматривать натюрморты на репродукциях картин и получат представление о сельском труде. Узнают о натюрморте как жанре ИЗО, изучат формы овощей и фруктов. Поупражняются в быстрой работе с красками, самостоятельно выполнят рисунок в цвете. | Нарисовать любимые овощи и фрукты | ||
9. | «Мы рисуем сказочную веточку» Декоративное рисование. | Урок введения новых знаний | Учащиеся рассмотрят образцы полохов - майданской росписи, определят в ритме рисунка растительные композиции, выявят специфику цветового решения, узнают об истории развития и специфических особенностях полхов-майданской росписи. Самостоятельно выполнят работу. | Проект . Собрать информацию о натюрморте-жанре изобразительного искусства. | ||
Мы рисуем сказку -7ч | ||||||
10. | «Весёлые узоры» Декоративная работа. Лепка. | Комбинированный | Учащиеся узнают об истории развития и специфических особенностях филимоновской игрушки, рассмотрят образцы филимоновской росписи , научатся выполнять элементы узоров: ёлочка. круг и т.д., пластилином передадут форму и узоры свистулек | Особенности лепки игрушек-свистулек. | ||
11. | «Сказка про осень» Рисование по памяти. | Комбинированный | Учащиеся научатся рассматривать произведения художников про осень, описывать цветовое решение каждого пейзажа, выбирать художественный материал согласно своему замыслу. Напишут осенний пейзаж «Сказка про осень». | Найти информацию о жизни художника Ф.Васнецова | ||
12 | «Мы готовимся к рисованию сказки». Рисование по памяти. | Комбинированный | Учащиеся научатся рассматривать произведения художника –анималиста Василия Ватагина, анализировать и сравнивать формы животных, птиц, изображать строение и цветовую окраску. Рисовать птицу, ёжика или пушистого кролика пером и тушью. | Нарисовать карандашом несколько набросков лисицы в разных положениях. | ||
13 | «Мы рисуем сказку» Иллюстрирование | Комбинированный | Учащиеся научатся подбирать средства выразительности, последовательность выполнения иллюстрации к сказке Д. Мамина- Сибиряка «Серая Шейка» Из беседы узнают о средствах выразительности художника. Выполнят тренировочное упражнение по силуэтному изображению птиц в полёте. Самостоятельно выполнят работу по иллюстрированию сказки. | Выполнить иллюстрацию к русской народной сказке «Гуси-лебеди» | ||
14 | «Мы рисуем сказочную птицу». Декоративная работа. | Комбинированный | . Учащиеся научатся приёмам декоративной работы, передавать объём и пропорции волшебных птиц, рассматривать изображения сказочных птиц : Жар-птица, Царевна- лебедь, Синяя птица. Создадут свою сказочную птицу с использованием цветовых контрастов. | Узнать, какие изображения птиц являются оберегами. | ||
15. | «Архангельский рождественский пряник». Лепка. | Комбинированный | Учащиеся познакомятся с произведениями и историей развития Архангельского рождественского пряника «козули». Научатся рассказывать о сказочных силуэтах «козуль», об элементах и цвете при украшении пряников. Выполнят упражнения на элементы пряника. Самостоятельно выберут сюжет декоративного рисунка сказочной ветки и выполнят его. | Вылепить силуэт пряника, украсить его. | ||
16 | «Готовимся к встрече сказки - празднику Нового года» Художественное конструирование и дизайн. | Комбинированный | Учащиеся познакомятся с историей весёлого рождественского обычая, когда появились первые маски и зачем они были нужны. Изготовят карнавальные маски и раскрасят их по своему замыслу, используя памятку. Рассмотрят маски (настоящие и фотографии). Продолжат самостоятельную работу над заданием в цвете. | Проект с.56 Выполнить серию иллюстраций к своей любимой сказке. | ||
Мои друзья – 9 ч | ||||||
17 | «Зимние развлечения с друзьями» Рисование на темы. | Комбинированный | Учащиеся научатся рисовать на заданную тему, передавая пространственные отношения между предметами. Беседуя по картинам, обобщат представления о зимнем лесе, красоте зимней природы. Расскажут о впечатлении от картин художников-пейзажистов. | Рассказать в каких зимних играх принимал участие в зимние каникулы. | ||
18 | «Богородская игрушка» Лепка по представлению. | Комбинированный | Учащиеся познакомятся с произведениями и историей развития Богородской игрушки. Научатся рассказывать о любимых героях богородских мастеров мужике и медведе, об элементах и цвете при украшении игрушек. Выполнять упражнения по памятке с.67. Самостоятельно выберут сюжет декоративного рисунка и выполнят его. | Узнать новые сведения о богородской игрушке | ||
19 | «Наши друзья – животные» Рисование по памяти. | Комбинированный | Учащиеся закрепят знания о животных, научатся грамотно подбирать цветовые оттенки. Узнают, кто такие художники -анималисты (Писатель –анималист Е.И. Чарушин «Детки в клетке»). Научатся смешивать цвета для получения нужного оттенка. Уяснят последовательность работы над изображением рыбок с.71 «Памятка» | Принести книгу об аквариумных рыбках. | ||
20 | «Любимые сказки моих друзей» Иллюстрирование | Комбинированный | Учащиеся рассмотрят иллюстрации художников А.Дейнеки, И.Билибина, В.Серова. Силуэт как выразительное средство в графике, живописи и декоративно- прикладном искусстве. Роль чёрного цвета в силуэте. | Выполнить силуэты животных. | ||
21 | «Красота обычных вещей. Куб. Параллелепипед» Художественное конструирование и дизайн. | Комбинированный | Учащиеся рассмотрят на картинках предметы кубической формы, найдут их в классе, дома, определят форму коробки, сундука, шкатулки, решат,как коробку превратить в шкатулку, украсят её согласно художественному замыслу. | Нарисовать предмет кубической формы | ||
22 | «Защитники Земли Русской» Рисование на темы. | Комбинированный | Учащиеся рассмотрят иллюстрацию художника В.Васнецова «Богатыри» . Опишут выразительные средства, которыми художник показывает богатырскую удаль своих героев. Научатся пользоваться палитрой, составлять сложные цвета, подбирать средства выразительности для своих рисунков. Нарисуют портрет богатыря-защитника земли Русской. | Закончить рисунок в цвете. | ||
23 | «Красота обычных вещей. Конус» Художественное конструирование и дизайн. | Комбинированный | Учащиеся рассмотрят на картинках предметы конической формы, найдут такие предметы в классе, дома, определят какое геометрическое тело лежит в основании таких предметов, придумают игрушки из конусов, добавят детали, украсят их согласно художественному замыслу. | Придумать игрушки из конусов. | ||
24 | «Моя семья – забота и любовь». Рисование на темы. | Комбинированный | Учащиеся познакомятся иллюстрациями художницы З.Серебряковой о семье, о детях. (Описание одежды, окружающих предметов, состояния людей, отраженные в каждой из картин), узнают понятие фон. Выполнят портрет по одному из эскизов. | Нарисовать детский портрет | ||
25 | «Мои друзья – птицы» Рисование по памяти. | Комбинированный | Учащиеся научатся выполнять наброски птиц, живущих в нашей местности, обращая внимание на форму туловища. головы, размер, цвет, научатся включать в свой рисунок элементы пейзажа и располагать его так, чтобы они усиливали выразительность всего рисунка. | Проект «Словарь художника в картинках» | ||
С чего начинается Родина – 9 ч | ||||||
26 | «Главные художественные музеи страны» Беседы об искусстве. | Комбинированный | Учащиеся познакомятся с главными музеями России (Государственная Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж в Санкт-Петербурге) Опишут произведения, которые больше всего понравились в музеях нашей республики. Беседа на тему «Главные художники России». | Подобрать открытки, иллюстрации о музеях РТ. | ||
27 | «Весенний солнечный день» Рисование на темы. | Комбинированный | Учащиеся познакомятся с произведениями К.Юона (городские улицы, жизнь горожан, праздничные гулянья). Объяснят, что является композиционным центром в картине. Узнают приёмы рисования формы куполов храмов, научатся выбирать сочетание цветов в росписи куполов. | Закончить рисунок в цвете. | ||
28 | «Мы готовимся к рисованию сказки» Рисование с натуры | Комбинированный | Учащиеся научатся включать в свой рисунок элементы пейзажа и располагать его так, чтобы они усиливали выразительность всего рисунка, проанализируют выполненные на прошлом уроке рисунки в карандаше. Обдумают, какие элементы пейзажа включать в свой рисунок. Сформируют пространственные представления, объёмное видение изображаемого объекта. Определят этапы работы, самостоятельно выполнят работу. | Прочитать сказки «Гуси- лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | ||
29 | «Мы рисуем русскую народную сказку» Иллюстрирование. | Комбинированный | Учащиеся познакомятся с произведениями художников – сказочников В.Васнецовым, И.Билибиным. (Беседа о средствах выразительности художников). Обучатся передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции, подбору средств выразительности, последовательности выполнения иллюстрации к сказке. Выполнят тренировочное упражнение на силуэтного изображения птиц в полёте. Самостоятельная работа по иллюстрированию сказки. | Выполнить иллюстрацию к сказке в цвете. | ||
30 | «Красота окружающего мира. Насекомые». Рисование с натуры. | Комбинированный | Учащиеся рассмотрят рисунки насекомых: форму, величину, окраску их крыльев. Научатся рисовать симметричные предметы, соблюдать последовательность работы над рисунком, гармоничное сочетание оттенков крыльев и тельца бабочки, понимать красоту формы, строения , цветовой окраски . | Нарисовать понравившееся насекомое. | ||
31 | «Цветы нашей Родины» Рисование с натуры. | Комбинированный | Учащиеся научатся выбирать художественный материал, продумают композицию «Мои любимые цветы» и нарисуют с натуры букет цветов в вазе сразу кистью без наметки карандашом. Познакомятся с картинами выдающихся художниках, изображавших цветущие растения.. | Подобрать открытки, рисунки красивых цветов. | ||
32 33 | «Проект детской площадки» Художественное конструирование и дизайн. | Комбинированный | Учащиеся выполнят проект детской площадки (отобразят в рисунке свой замысел), разработают из упаковки элементы для своей площадки, научатся передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. Применят основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. Изучат приёмы симметричного вырезания из бумаги. Выполнят макет детской площадки. | Проект «Симметрия в архитектуре» Композиция «Русь белокаменная» | ||
34 | «С чего начинается Родина» Рисование на темы. | Обобщающий | Учащиеся самостоятельно выберут сюжет, формат, художественный материал для рисунка на предложенную тему. Рассмотрят картины русского пейзажиста Николая Ромадина, поразмышляют о произведениях искусства на эту тему, ответят на вопрос, что мы имеем в виду, когда говорим: «Как прекрасен этот пейзаж» | Нарисовать картину «Лето красное» |
Пример викторины:
- Ответьте на вопросы. Правильный ответ — 1 балл.
- Как называется наука, которая рассказывает о цвете? (Цветоведение)
- Как называется картина, на которой изображается природа? (Пейзаж)
- Какой жанр называется «мертвая натура»? (Натюрморт)
- Изображение лица человека называется жанром ... (Портрет)
Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку.
- Решение кругового кроссворда.
Слово в ответе на вопрос начинается с такой же буквы, как и последняя буква в слове предыдущего ответа.
а) тот, кто придумывает внешний облик зданий. (Архитектор)
б) что получается у тебя на альбомном листе в конце урока? (Рисунок)
в) произведение художника-модельера. (Костюм)
г) пейзаж, его разновидность с изображением моря. (Марина)
д) изображение животных в живописи. (Анималистика)
е) разновидность красок, разведенных водой, - отсюда и название. (Акварель)
ж) время года, часто изображаемое художниками-пейзажистами. (Лето)
з) глина, обработанная особым образом. (Обжиг)
и) то, что придумывает художник по геральдике. (Герб)
к) основа для изображения, материал, на котором рисуют художники, и вы тоже. (Бумага)
- Игра «Угадай героя и нарисуй его».
Можно провести соревнование между командами-рядами.
Она красива и мила,
Хоть имя ей дала зола. (Золушка)
Любит маленьких детей,
Любит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит)
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш ... (Малыш)
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? (Буратино)
- Упражнение «Найди недостаток в портрете».
Цель: закрепить знания о составных частях лица: лоб, брови, веки, ресницы, нос, рот, уши, волосы и другие.
Материал: таблица с изображением одного лица с разными недостатками.
- Мозаика «Натюрморт».
Задание: собрать натюрморт из разрезанных частей карточки — лото подготовить из репродукций известных картин в жанре натюрморта, можно из ксерокопий тех репродукций, что висят в классе.
- Задание: «Симметрия».
Дорисовать вторую половинку рисунка, повторяя первую. Игру можно провести, дорисовывая рисунок на плакате, или один ученик рисует на доске одну половину (бабочка, лист, ваза, лицо и т.п.), а другой (из другой команды) дорисовывает, сохраняя симметричность.
- Какое слово здесь лишнее?
Кисть, палитра, пенал, акварель, бумага
(Пенал)
8. Вид изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения, называется… (Скульптура).
9. Какое слово здесь лишнее?
Человек, портрет, художник, архитектура, портретист.
(Архитектура)
Пример тестирования:
Фамилия участника ___________________________________________________
Из предложенных ответов выберите правильные и подчеркните.
№ п/п | Вопрос | Ответы | Баллы |
1. | Художник И. Левитан рисовал: | А) натюрморты Б) пейзажи В) портреты | |
2. | Композиция рисунка – это: | А) проведение тонких линий Б) карандашный набросок В) размещение предметов на листе бумаги | |
3. | Какие цвета являются «теплыми»? | А) красный, желтый, оранжевый Б) голубой, синий, фиолетовый В) красный, желтый, синий Г) оранжевый, зеленый, фиолетовый | |
4. | Перечисли основные цвета: | А) голубой, фиолетовый, коричневый Б) черный, белый, серый В) красный, синий, желтый Г) розовый, зеленый, оранжевый | |
5. | Основными видами изобразительного искусства являются: | А) скульптура Б) рисование В) живопись Г) лепка Д) графика |
При подведении итогов выявляются две позиции:
- неточность ответа, которая оценивается как ноль баллов
- точность ответа оценивается в 1 балл
Общий подсчет баллов:
Первый уровень…………………………………….. меньше 4 баллов
Второй уровень ………………………………………от 5 до 6 баллов
Третий уровень ……………………………………....от 7 до 8 баллов
I уровень (фрагментарно-исполнительский)
Тестируемый имеет представление об изобразительном искусстве, но в пределах обыденного его понимания. Знания его неглубоки, а вот интерес к конкретным навыкам и умениям в определенных видах изобразительного искусства выражен сильнее. Этому обучающемуся надо, посоветовать, больше заниматься художественно-творческой деятельностью, для того, чтобы почувствовать вкус к самому творческому процессу.
II уровень (художественного мастерства)
Тестируемый неплохо ориентируется в области изобразительного искусства, владеет общими искусствоведческими знаниями и хорошо знаком со спецификой отдельных видов народных промыслов, хорошо ориентируется в видах изобразительного искусства.
III уровень (творческий)
У тестирующего есть глубина представлений о природе художественного процесса, и он хорошо знаком со средствами выразительности изобразительного искусства, с его видами. У него есть интерес к различным видам деятельности (изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной).
Пример кроссворда:
4 | 5 | 6 | ||||||||||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
7 | 10 | |||||||||||
3 | 8 | 9 | ||||||||||
По горизонтали: 1- название красок, изобразительного материала; 2- рисунки к тексту сказок, рассказов, стихотворений и т. д.;3 – элемент городецкого узора.
По вертикали: 4 – название народного промысла; 5 – живописное произведение, самостоятельное по назначению; 6 – подготовительный рисунок к произведению, отражающий поиски наилучшей композиции; 7 – название красок, изобразительного материала; 8 – принадлежность художника; 9 – известный художник-анималист; 10 – инструмент художника, изобразительный материал.
Ответы на кроссворд. По горизонтали: гуашь, иллюстрация, купавка. По вертикали: гжель, картина, эскиз, акварель, палитра, Ватагин, карандаш
Список литературы:
- Кузин, В. С., Э. И. Кубышкина. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник,– М.: Дрофа, 2011 (с электронными приложениями)
- Кузин, В. С., Э. И. Кубышкина. Изобразительное искусство. 2 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2012.
- Кузин, В. С. Изобразительное искусство: книга для учителя. – М.: Дрофа, 2012.
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Программа курса «Изобразительное искусство» 1 - 4 класс. – М.: Дрофа, 2012.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования..
Цели обучения
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание примерной программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В примерной программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю с I по IV класс. Всего – 34 часа. Из них 20% – резерв свободного учебного времени, который может быть использован разработчиками авторских программ по своему усмотрению для наполнения указанных содержательных линий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-приклад-ного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 ч)
Мир изобразительных (пластических) искусств
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.А.Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта ван Рейна); пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.А. Шишкина, И.Э.Грабаря, И.И.Левитана, К.Ф.Юона, К.Моне, В.Ван Гога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки, А.А.Пластова и др.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение навыками бумагопластики. Моделирование предметов бытового окружения человека (игровой площадки, микрорайона, города, мебели для пластилиновых человечков, елочных игрушек, посуды, машин и др.) – связь с «Технологией».
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрику или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).
Планируемые результаты по изобразительному искусству во 2 классе.
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Ожидаемые результаты к концу 2 года обучения
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- называть основные жанры и виды художественных произведений изобразительного искусства;
- называть некоторые известные центры народных художественных ремесел России;
- называть ведущие художественные музеи России;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников; называть их авторов;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения).
Виды учебной деятельности учащихся
- Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
- решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;
Виды и формы контроля
- выполнение учащимися продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно – тематический план по предупреждению и коррекции нарушений письменной и устной речи.
Календарно – тематический план по предупреждению и коррекции нарушений письменной и устной речи....
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты»....