Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс система Л. В. Занкова
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» составлена на основе государственного образовательного стандарта, программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» в начальной школе /авторы: В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов/, соответствующей образовательной области «Искусство» и базисному учебному плану.
Изучение курса «Изобразительное искусство» направлено на получение значительного объема знаний в области изобразительного искусства; усвоение целого ряда понятий: рисунок, живопись, натура, орнамент, декоративно-прикладное искусство, декоративное обобщение, композиция; - воспитание интереса и любви к искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по изобразительному искусству. Система Л. В. Занкова | 41.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Изобразительное искусство
Пояснительная записка
(4класс)
Роль и место дисциплины | Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» составлена на основе государственного образовательного стандарта, программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» в начальной школе /авторы: В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов/, соответствующей образовательной области «Искусство» и базисному учебному плану. Изучение курса «Изобразительное искусство» направлено на получение значительного объема знаний в области изобразительного искусства; усвоение целого ряда понятий: рисунок, живопись, натура, орнамент, декоративно-прикладное искусство, декоративное обобщение, композиция; - воспитание интереса и любви к искусству. |
Кому адресована программа | Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных школ |
Соответствие Государственному образовательному стандарту | Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по начальной школе. |
Нормативные акты, на основании которых разработана учебная программа. |
|
Основные содержательные линии курса «Изобразительное искусство» | Содержание курса структурировано в 4-х основных разделах: 1 раздел: Истоки родного искусства – 9 часов 2 раздел: Древние города нашей земли – 7 часов 3раздел: Каждый народ-художник – 10 часов 4раздел: Искусство объединяет народы – 7 часов |
Цели и задачи курса «Изобразительное искусство» | Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки, аппликации. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства (понимания прекрасного); Воспитание интереса и любви к искусству. Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности. |
Специфика программы «Изобразительное искусство» | В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся происходит формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием. Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и формам самого искусства. Виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве красоте окружающего мира. Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года, интересов учащихся, событий общественной жизни. Методические приемы: освоение возможностей художественных материалов (изобразительная азбука), отработка изобразительных техник, коллективное творчество, беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и работ учащихся, межпредметные связи. Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки. |
Структура программы «Изобразительное искусство» | Рисование с натуры, по памяти и по представлению (рисунок, живопись): - Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. - Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Рисование на темы: - Рисование тематической композиции. - Иллюстрирование произведений литературы: русских народных сказок, стихотворений, рассказов. Декоративная работа: - Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву, фарфору, русской народной вышивкой, глиняной игрушкой. - Выполнение узоров в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементов декоративно-сюжетной композиции. Аппликация: - Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов). - Вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона). - Составление сюжетной аппликации. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас: - Прекрасное вокруг нас; - Родная природа в творчестве русских художников; - Городские и сельские пейзажи; - Художественно-выразительные средства живописи и графики (цвет, мазок, линии, пятно, цветовой и световой контрасты); - Композиция в изобразительном искусстве; - Художники-сказочники; русские художники второй половины 19века; - Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве; - Главные художественные музеи России. |
Планируемые результаты по курсу «Изобразительное искусство» | Учащиеся должны ознакомиться: - с основными видами и жанрами изобразительного искусства и получить начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.); - основными средствами композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра); - простейшими сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.п.; - начальными сведениями о светотени (свет, тень, полутень, блик, собственные и падающие тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения; - делением цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета; - начальными сведениями о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека; - начальными сведениями о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне; - понятием о видах изобразительного искусства; - ролью фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника; - с особенностями работы акварельными красками и гуашевыми красками, а также должны знать назначение палитры и как использовать ее в работе. Учащиеся должны уметь: - высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник); - верно, и выразительно передавать в рисунке форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; - правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме изображаемого предмета; - определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги; - передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения; - передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов; - выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм; - лепить простые объекты (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению; - составлять несложные аппликационные композиции из разных материалов. |
Формы организации образовательного процесса курса «Изобразительное искусство» | Программа предусматривает: Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а так же нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий и др. Использование фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся. |
Оценка достижений планируемых результатов курса «Изобразительное искусство» | В оценочной деятельности используются три вида оценивания: - Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования. - Итоговое оценивание происходит в конце обучения в 4 классе в форме целенаправленного сбора данных, в том числе, по итогам комплексной работы для 4 класса. |
Объем и сроки изучения курса «Изобразительное искусство» | Согласно годовому календарному графику работы ОУ на ______ учебный год фактически рабочих недель __, следовательно, с учетом календарных и праздничных дней программа рассчитана на __ часа. Программа осуществляется полностью за счет резервных часов. |
Учебно-методическая литература | - учебник «Изобразительное искусство» 4 класс (авторы: В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина), -М.:«Дрофа»,2012г.; - Современная энциклопедия начальной школы. Изобразительное искусство. Н.В.Курбатова., ООО «Филологическое общество «Слово»», 2009г. - Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы «Изобразительное искусство», авторы В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов.2012год. |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
- Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
- Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы «Изобразительное искусство», авторы В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов
- Энциклопедии по искусству, справочные пособия.
- Книги о художниках и художественных музеях.
- Словарь искусствоведческих терминов
- Печатные пособия:
- Портреты русских и зарубежных художников.
- Информационно-коммуникационные средства:
- Мультимедийные обучающие художественные программы.
- Технические средства обучения:
- Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением.
- Мультимедийный проектор.
- Мультимедийная доска.
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.
- Модели и натурный фонд:
- Муляжи фруктов и овощей.
- Гербарии.
- Керамические изделия (вазы, кринки и др.)
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
- Драпировки.
- Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)
- Учебно-практическое оборудование:
- Краски акварельные, гуашевые.
- Бумага А3, А4
- Кисти беличьи № 5, 10, 20.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Критерии оценивания практической работы по изобразительному искусству(живопись)
Оценка | Критерии оценивания |
«5» - отлично | - выполнено композиционное размещение рисунка в листе с учётом всех законов; - выявлен характер и пропорции натурной постановки; - найдены соответствующие натурной постановке большие локальные цветовые отношения; - выявлен объём и форма предметов тонально и по цвету; - раскрыты технические особенности выбранного художественного материала; - работа обладает цельностью и создаёт положительное художественное впечатление |
«4» - хорошо | - композиционное размещение рисунка в листе выполнено с незначительными отклонениями; - нарушены пропорциональные соотношения в конструкции объектов; - незначительные отклонения в выборе общего цветового строя композиции; - объём предметов вылеплен обобщённо, но без разрушения формы объектов; - раскрыты технические особенности художественного материала; - общее художественное впечатление нарушается недостаточной сбалансированностью тональных соотношений в композиции |
«3» - удовлетворительно | - нарушены пропорциональные соотношения объектов постановки и пространства листа; - построение предметов и пространства выполнено с серьёзными ошибками или отсутствует; - изменены крупные цветовые соотношения; - объём и форма предметов выполнены лишь тонально; - грубое нарушение техники работы с выбранным художественным материалом - общее художественное впечатление от работы разрушается дробностью цветовых пятен или отсутствием гармоничных цветовых соотношений |
«2» - неудовлетворительно | - отсутствие навыков композиционного размещения рисунка в листе; - отсутствие конструктивного построения натюрморта; - не найдены общие цветовые отношения; - пластические характеристики предметов не читаются, объём не выявлен; - грубое нарушение техники работы с выбранным материалом; - общее художественное впечатление от работы разрушено отсутствием единства композиции как пластически, так и по цвету |
Критерии оценивания практической работы по изобразительному искусству (рисунок)
Оценка | Критерии оценивания |
«5» - отлично | - грамотное нахождение композиции в листе; - использование законов перспективы; - выявление пластических особенностей предметов; - передачи объема и формы предметов; - хорошее владение графическими средствами и материалами; - общее художественное впечатление от работы |
«4» - хорошо | - композиция рисунка имеет некоторые неточности; - законы перспективы соблюдены, нарушения незначительные; - конструктивные особенности изображены с нарушениями пропорций; - объем и формы предметов постановки имеют искажения; - владение графическими средствами и материалами убедительно, помарки и погрешности незначительные; - общее художественное впечатление от работы нарушено неравномерной проработкой отдельных частей рисунка |
«3» - удовлетворительно | - композиция рисунка нарушена; - законы перспективы условны или не соблюдены; - объем плохо читается; - владение графическими средствами на начальном уровне, без учета особенностей материалов и фактур; - работа не завершена |
«2» - неудовлетворительно | - отсутствие понимания сути композиционной работы; - законы перспективы не используются; - пропорции нарушены и нет единого композиционного центра; - объем не читается; - владение графическими средствами не наблюдается; - работа не завершена, грязь, неаккуратность |
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 4 классе | ||||||||
№ по теме | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды учебной деятельности | Планируемый результат | |
План | факт | |||||||
Истоки родного искусства 9 часов | ||||||||
Осенний вернисаж | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны учиться умению работать с гуашью и акварелью. | Индивидуальная | Осваивать умение отражать в рисунке природные явления. | |||
Пейзаж родной земли | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны учиться определять средства выразительности настроения и чувств в искусстве, рисовать по памяти. | Самостоятельная | Уметь передавать несложную форму, строение, цвет. Сравнивать цвета и оттенки цветов. | |||
Гармония жилья с природой | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой. | Индивидуальная | Знать характерные черты родного пейзажа, образ русской избы. Уметь нарисовать пейзаж по памяти. | |||
Деревня - деревянный мир | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны учиться определять средства художественной выразительности, используемые в своих работах. | Самостоятельная | Уметь передавать и изображать форму предметов, их пропорции, пространственное построение, цвет. | |||
Образ русского человека (женский образ) | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны учиться показать отражение пропорций и мимики лица в портрете, творческую фантазию. | Индивидуальная | Уметь передавать и изображать женские образы, их пропорции, пространственное построение. | |||
Образ русского человека (мужской образ) | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны совершенствовать навыки работы с гуашью, последовательность операций при выполнении работы. | Самостоятельная | Уметь передавать и изображать мужские образы, их про порции, пространственное построение. | |||
Воспевание труда в искусстве | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны совершенствовать навыки изображения человека в движении, в трудовой деятельности. | Индивидуальная | Уметь совершенствовать навыки изображения человека в движении, в трудовой деятельности. | |||
Народные праздники | 1 | комбинированный | Продолжать совершенствовать навыки изображения людей в движении. | Самостоятельная | Знать календарные праздники, способы работы с композицией. Уметь использовать художественный материал6 гуашь, акварель | |||
Ярмарка. Обобщение по теме «историки родного искусства» | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны учиться подбирать художественные приемы для изображения задуманного. | Коллективная | Уметь передавать в рисунке несложную форму народных игрушек. | |||
Древние города нашей земли. 7 часов | ||||||||
Древнерусский город крепость. | 1 | комбинированный | Обучающиеся рисуя должны учиться определять пропорции крепостной башни. | Индивидуальная | Знать понятие вертикаль и горизонталь. Уметь изображать крепостные башни, ворота, согласно форме изображенного предмета. | |||
Древние соборы | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны освоить особенности архитектуры, учиться рисовать по памяти. | Самостоятельная | Знать конструкцию, символику частей храма, украшения храма. | |||
Древний город и его жители | 1 | комбинированный | Совершенствовать навык рисовать по памяти и представлению. | Индивидуальная | Знать организацию внутреннего пространства кремля. Уметь моделировать жилое наполнение города. | |||
Древнерусские воины – защитники | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны развивать навыки изображения человека, эмоциональное, эстетическое, образное восприятие. | Самостоятельная | Знать, как жили князь и его люди, как одевались. Уметь изображать древнерусских воинов. | |||
Города русской земли | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны развивать навыки графики, композиционного мышления. | Индивидуальная | Знать конкретный образ и облик старинных русских городов. Уметь изображать живописно или графически древнерусский город. | |||
Узорочье теремов | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны учиться выражать настроение в живописи. | Самостоятельная | Знать конкретный образ и облик старинных русских городов. Уметь изображать живописно или графически древнерусский город. | |||
Праздничный пир в теремных палатах. Урок – обобщение. | 1 | комбинированный | Развивать у обучающихся изобразительные навыки, творчество, композиционное мышление. | Коллективная | Уметь передавать в рисунках пространственные отношения предметов. | |||
Каждый народ-художник. 10 часов | ||||||||
Образ японских построек. | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны развивать воображение, творчество; совершенствовать изобразительные навыки. | Индивидуальная | Знать особенности японской культуры: графичность, хрупкость. Уметь изобразить природу через детали (ветка, трава) | |||
Отношение к красоте природы в японской культуре | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны усвоить классическую пейзажную живопись Японии, которая выражает величие природы. | Самостоятельная | Знать особенности легких конструкций, постройках. Уметь сравнивать бытовую постройку и храм-пагоду | |||
Образ человека, характер одежды в японской культуре | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны развивать умения работы с акварелью, воспитывать уважение к культуре другого народа. | Индивидуальная | Вызвать интерес к культуре зарубежных стран; знать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. | |||
Искусство народов степей | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны учиться соблюдать пропорции в изображении человека, животных и жилья. | Самостоятельная | Уметь цветом передавать пространственные планы. Сравнивать цвета и оттенки цветов. | |||
Образ художественной культуры Средней Азии | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны продолжать учиться рисовать по памяти и воображению. | Индивидуальная | Вызвать интерес к культуре Средней Азии; знать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Средней Азии | |||
Образ красоты древнегреческого человека | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны учиться развивать навыки изображения человека в движении. | Самостоятельная | Знать значение искусства Древней Греции для развития мирового искусства, образ греческой природы. | |||
Древнегреческая архитектура | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны совершенствовать конструктивный и изобразительный навык. | Индивидуальная | Знать значение искусства Древней Греции для развития мирового искусства, образ греческой природы. Уметь изображать древнегреческий храм. | |||
Олимпийские игры в древней Греции | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны совершенствовать изобразительный навык и глазомер. | Самостоятельная | Уметь изображать олимпийских спортсменов. | |||
Средневековая архитектура Европы. Средневековые готические костюмы | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны учиться изображать постройки, соблюдая их пропорции. | Индивидуальная | Знать образы готических городов средневековой Европы, готические витражи. Уметь цветом передавать пространственные планы. | |||
Обобщение по теме «Каждый народ-художник» | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны сделать общие выводы по предыдущей теме. | Коллективная | Знать общее представление образов городов разных стран, их жителей. Уметь отличать образы городов, анализировать отличие. | |||
Искусство объединяет народы. 6 часов | ||||||||
Искусство всех народов объединяет людей в радости и в горе. | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны развивать навык рисования по представлению. | Индивидуальная | Уметь показать отражение пропорций и мимики лица в портрете, творческую фантазию. | |||
Все народы воспевают материнство. | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны совершенствовать навыки рисования по представлению, навыки изображения человека. | Самостоятельная | Знать, как в разные времена разные народы воспевали материнство. Уметь изображать мать и детя. | |||
Все народы воспевают мудрость старости | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны учиться определять средства художественной выразительности. | Индивидуальная | Знать, что красота старости – в мудрости. Уметь найти хорошее в повседневной жизни стариков, изображать любимую бабушку и дедушку. | |||
Сопереживание-великая тема искусства | 1 | комбинированный | Обучающиеся должны совершенствовать графические навыки. | Самостоятельная | Знать о героической теме в искусстве. Уметь создавать эскиз на тему подвига. | |||
Герои -борцы и защитники | 1 | комбинированный | Развивать у обучающихся умение уловить и передать пропорции, соотношение масс частей тела, компоновать части в единое целое. | Коллективная | Знать основные события, оставшиеся в памяти людей о Великой Отечественной войне. Уметь выполнять работу на военную тему. | |||
Юность и надежды | 1 | комбинированный | Продолжить формирование у обучающихся навыки изображения людей. | Самостоятельная | Знать об искусстве изображения детства разных народов. | |||
Искусство народов мира | 1 | комбинированный | Продолжить формирование у обучающихся навыки изображения людей. | Самостоятельная | Знать об искусстве разных народов. Уметь расширять возможности восприятия красоты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 3 класс (система Л. В. Занкова)
В программе представлена пояснительная записка, а также подробное тематическое планирование учебного материала...
Рабочая программа по математике 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы И. И. Аргинской «Математика» (система развивающего о...
Рабочая программа по технологии 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по технологии для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Т.Н. Просняковой «Технология» (система развива...
Рабочая программа по математике 3 класс, система Л.В. Занкова, в рамках ФГОС НОО
Рабочая программа по математике 3 класс составлена Евдокимовой Г.Ю. с учётом требований ФГОС НОО . Программа разработана на основе авторской программы И.И. Аргинской, С.Н. Кормишиной. Данная разработк...
Рабочая программа по математике. 1 класс. Система Л.В.Занкова.
Рабочая программа по математике (1 класс) составлена на основе авторской программы курса И. И. Аргинской «Математика»...
Рабочая программа по математике, 2 класс (система Л.В.Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по предмету "Математика" для 2 класса разработаны на основе примерной программы по математике в рамках ФГОС, авторской программы Аргинской И.И...
рабочая программа по технологии, 2 класс, система Л.В.Занкова
рабочая программа по технологии для 2 класса для учителей, работающих по системе Л.Занкова....