Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс система Л. В. Занкова
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Савельева Любовь Александровна

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» составлена на основе государственного образовательного стандарта, программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» в начальной школе /авторы: В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов/, соответствующей образовательной области «Искусство»  и базисному учебному плану.

     Изучение курса «Изобразительное искусство» направлено  на  получение значительного объема знаний в области изобразительного искусства; усвоение целого ряда понятий: рисунок, живопись, натура, орнамент, декоративно-прикладное искусство, декоративное обобщение, композиция; - воспитание интереса и любви к искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Изобразительное искусство

Пояснительная записка

(4класс)

Роль и место дисциплины

    Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» составлена на основе государственного образовательного стандарта, программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» в начальной школе /авторы: В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов/, соответствующей образовательной области «Искусство»  и базисному учебному плану.

     Изучение курса «Изобразительное искусство» направлено  на  получение значительного объема знаний в области изобразительного искусства; усвоение целого ряда понятий: рисунок, живопись, натура, орнамент, декоративно-прикладное искусство, декоративное обобщение, композиция; - воспитание интереса и любви к искусству.

 Кому адресована программа

  Программа адресована обучающимся начальных классов  общеобразовательных школ                                                      

Соответствие Государственному образовательному стандарту

    Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по начальной школе.

Нормативные акты,  на основании которых разработана учебная программа.

  1. Федеральный компонент государственного стандарта образования. Стандарт начального общего образования.
  2. Закон «Об образовании РФ»
  3. Программа начального, общего среднего образования по системе Л.В.Занкова.

 Основные содержательные линии курса «Изобразительное искусство»

Содержание курса структурировано в 4-х основных разделах:

1 раздел:  Истоки родного искусства – 9 часов

2 раздел: Древние  города  нашей  земли – 7 часов

3раздел: Каждый  народ-художник – 10 часов

4раздел: Искусство  объединяет народы – 7 часов

 Цели и задачи курса «Изобразительное искусство»

Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки, аппликации.

Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства (понимания прекрасного);

Воспитание интереса и любви к искусству. Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства

Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

 Специфика  программы «Изобразительное искусство»

  В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся происходит формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием. Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и формам самого искусства.

Виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве  красоте окружающего мира.

Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года, интересов учащихся, событий общественной жизни.

Методические приемы: освоение возможностей художественных материалов (изобразительная азбука), отработка изобразительных техник, коллективное творчество, беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и работ учащихся, межпредметные связи.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки.

 Структура программы  «Изобразительное искусство»

Рисование с натуры, по памяти и по представлению (рисунок, живопись):

- Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов.

 - Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры.

Рисование на темы:

- Рисование тематической композиции.

- Иллюстрирование произведений литературы: русских народных сказок, стихотворений, рассказов.

Декоративная работа:

- Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву, фарфору, русской народной вышивкой, глиняной игрушкой.

- Выполнение узоров в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементов декоративно-сюжетной композиции.

Аппликация:

- Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов).

- Вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).

- Составление сюжетной аппликации.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас:

- Прекрасное вокруг нас;

- Родная природа в творчестве русских художников;

- Городские и сельские пейзажи;

- Художественно-выразительные средства живописи и графики (цвет, мазок, линии, пятно, цветовой и световой контрасты);

- Композиция в изобразительном искусстве;

- Художники-сказочники; русские художники второй половины 19века;

- Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве;

- Главные художественные музеи России.

Планируемые результаты по курсу «Изобразительное искусство»

Учащиеся должны ознакомиться:

 -  с основными видами и жанрами изобразительного искусства и получить начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);

- основными средствами композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);

- простейшими сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.п.;

- начальными сведениями о светотени (свет, тень, полутень, блик, собственные и падающие тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

- делением цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;

- начальными сведениями о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;

- начальными сведениями о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;

- понятием о видах изобразительного искусства;

- ролью фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;

- с особенностями работы акварельными красками и гуашевыми красками, а также должны знать назначение палитры и как использовать ее в работе.

Учащиеся должны уметь:

- высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);

 - верно, и выразительно передавать в рисунке форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме изображаемого предмета;

- определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;

- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

- передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;

- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;

- лепить простые объекты (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;

- составлять несложные аппликационные композиции из разных материалов.

Формы организации образовательного процесса курса «Изобразительное искусство»

          Программа предусматривает:

Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков:  традиционных уроков, обобщающих,  а так же нетрадиционных форм  уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий  и др.

Использование фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах.

Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы  обучающихся.

Оценка достижений планируемых результатов курса «Изобразительное искусство»

В оценочной деятельности используются три вида оценивания:

- Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов,  работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.

-  Итоговое оценивание происходит в конце обучения в 4  классе в форме  целенаправленного сбора данных, в том числе, по итогам комплексной работы для 4 класса.

 Объем и сроки изучения курса «Изобразительное искусство»

   Согласно годовому календарному графику работы ОУ на ______ учебный год фактически рабочих недель __, следовательно, с учетом календарных и праздничных дней программа рассчитана на __ часа. Программа осуществляется полностью за счет резервных часов.

Учебно-методическая литература

- учебник «Изобразительное искусство» 4 класс (авторы: В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина), -М.:«Дрофа»,2012г.;

- Современная энциклопедия начальной школы. Изобразительное искусство. Н.В.Курбатова., ООО «Филологическое общество «Слово»», 2009г.

- Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы «Изобразительное искусство», авторы В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов.2012год.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
  1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
  2. Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы «Изобразительное искусство», авторы В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов
  3. Энциклопедии по искусству, справочные пособия.
  4. Книги о художниках и художественных музеях.
  5. Словарь искусствоведческих терминов
  1. Печатные пособия:
  1. Портреты русских и зарубежных художников.
  1. Информационно-коммуникационные средства:
  1. Мультимедийные обучающие художественные программы.
  1. Технические средства обучения:
  1. Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Мультимедийная доска.
  4. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.
  5. Модели и натурный фонд:
  1. Муляжи фруктов и овощей.
  2. Гербарии.
  3. Керамические изделия (вазы, кринки и др.)
  4. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
  5. Драпировки.
  6. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)
  1. Учебно-практическое оборудование:
  1. Краски  акварельные, гуашевые.
  2. Бумага  А3, А4
  3. Кисти беличьи  № 5, 10, 20.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Критерии оценивания практической работы по изобразительному искусству(живопись)

Оценка

Критерии оценивания

«5» - отлично

- выполнено композиционное размещение рисунка в листе с учётом всех законов;

- выявлен характер и пропорции натурной постановки;

- найдены соответствующие натурной постановке большие локальные цветовые отношения;

- выявлен объём и форма предметов тонально и по цвету;

- раскрыты технические особенности выбранного художественного материала;

- работа обладает цельностью и создаёт положительное художественное впечатление

«4» - хорошо

- композиционное размещение рисунка в листе выполнено с незначительными отклонениями;

- нарушены пропорциональные соотношения в конструкции объектов;

- незначительные отклонения в выборе общего цветового строя композиции;

- объём предметов вылеплен обобщённо, но без разрушения формы объектов;

- раскрыты технические особенности художественного материала;

- общее художественное впечатление нарушается недостаточной сбалансированностью тональных соотношений в композиции

«3» - удовлетворительно

- нарушены пропорциональные соотношения объектов постановки и пространства листа;

- построение предметов и пространства выполнено с серьёзными ошибками или отсутствует;

- изменены крупные цветовые соотношения;

- объём и форма предметов выполнены лишь тонально;

- грубое нарушение техники работы с выбранным художественным материалом

- общее художественное впечатление от работы разрушается дробностью цветовых пятен или отсутствием гармоничных цветовых соотношений

«2» - неудовлетворительно

- отсутствие навыков композиционного размещения рисунка в листе;

- отсутствие конструктивного построения натюрморта;

- не найдены общие цветовые отношения;

- пластические характеристики предметов не читаются, объём не выявлен;

- грубое нарушение техники работы с выбранным материалом;

- общее художественное впечатление от работы разрушено отсутствием единства композиции как пластически, так и по цвету

Критерии оценивания практической работы по изобразительному искусству (рисунок)

Оценка

Критерии оценивания

«5» - отлично

- грамотное нахождение композиции в листе;

- использование законов перспективы;

- выявление пластических особенностей предметов;

- передачи объема и формы предметов;

- хорошее владение графическими средствами и материалами;

- общее художественное впечатление от работы

«4» - хорошо

- композиция рисунка имеет некоторые неточности;

- законы перспективы соблюдены, нарушения незначительные;

- конструктивные особенности изображены с нарушениями пропорций;

- объем и формы предметов постановки имеют искажения;

- владение графическими средствами и материалами убедительно, помарки и погрешности незначительные;

- общее художественное впечатление от работы нарушено неравномерной проработкой отдельных частей рисунка

«3» - удовлетворительно

- композиция рисунка нарушена;

- законы перспективы условны или не соблюдены;

- объем плохо читается;

- владение графическими средствами на начальном уровне, без учета особенностей материалов и фактур;

- работа не завершена

«2» - неудовлетворительно

- отсутствие понимания сути композиционной работы;

- законы перспективы не используются;

- пропорции нарушены и нет единого композиционного центра;

- объем не читается;

- владение графическими средствами не наблюдается;

- работа не завершена, грязь, неаккуратность

Календарно-тематическое планирование уроков  изобразительного искусства в 4 классе

№ по теме

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к  уровню подготовки  обучающихся

Основные виды учебной деятельности

Планируемый

результат

План

факт

Истоки родного искусства 9 часов

Осенний вернисаж

1

комбинированный

Обучающиеся должны учиться умению работать с гуашью и акварелью.

Индивидуальная

Осваивать умение отражать в рисунке природные явления.

Пейзаж родной земли

1

комбинированный

Обучающиеся должны учиться определять средства выразительности настроения  и чувств в искусстве, рисовать по памяти.

Самостоятельная

Уметь  передавать несложную форму, строение, цвет.

Сравнивать цвета и оттенки цветов.

Гармония жилья с природой

1

комбинированный

Обучающиеся должны раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой.

Индивидуальная

Знать характерные черты родного пейзажа, образ русской избы.

Уметь нарисовать пейзаж по памяти.

Деревня - деревянный мир

1

комбинированный

Обучающиеся должны учиться определять средства художественной выразительности, используемые в своих работах.

Самостоятельная

Уметь  передавать  и изображать форму предметов, их пропорции, пространственное построение, цвет.

Образ русского человека (женский образ)

1

комбинированный

Обучающиеся должны учиться показать отражение пропорций и мимики лица в портрете, творческую фантазию.

Индивидуальная

Уметь  передавать  и изображать женские образы, их пропорции, пространственное построение.

Образ русского человека (мужской образ)

1

комбинированный

Обучающиеся должны совершенствовать навыки работы с гуашью, последовательность операций при выполнении работы.

Самостоятельная

Уметь  передавать  и изображать мужские образы, их про порции, пространственное построение.

Воспевание труда в искусстве

1

комбинированный

Обучающиеся должны совершенствовать навыки изображения человека в движении, в трудовой деятельности.

Индивидуальная

Уметь   совершенствовать навыки изображения человека в движении, в трудовой деятельности.

Народные праздники

1

комбинированный

Продолжать совершенствовать навыки изображения людей в движении.

Самостоятельная

Знать календарные праздники, способы работы с композицией.

Уметь использовать художественный материал6 гуашь, акварель

Ярмарка. Обобщение  по теме «историки родного искусства»

1

комбинированный

Обучающиеся должны учиться подбирать художественные приемы для изображения задуманного.

Коллективная

Уметь  передавать в рисунке несложную форму народных игрушек.

Древние  города  нашей  земли. 7 часов

Древнерусский город крепость.

1

комбинированный

Обучающиеся рисуя должны учиться определять пропорции крепостной башни.

Индивидуальная

Знать понятие вертикаль и горизонталь. Уметь  изображать крепостные башни, ворота, согласно форме изображенного предмета.

Древние соборы

1

комбинированный

Обучающиеся должны освоить особенности архитектуры, учиться рисовать по памяти.

Самостоятельная

Знать конструкцию, символику частей храма, украшения храма.

Древний город и его жители

1

комбинированный

Совершенствовать навык рисовать по памяти и представлению.

Индивидуальная

Знать организацию внутреннего пространства кремля.

Уметь моделировать жилое наполнение города.

Древнерусские воины – защитники

1

комбинированный

Обучающиеся должны развивать навыки изображения человека, эмоциональное, эстетическое, образное восприятие.

Самостоятельная

Знать, как жили князь и его люди, как одевались.

Уметь изображать древнерусских воинов.

Города русской земли

1

комбинированный

Обучающиеся должны развивать навыки графики, композиционного мышления.

Индивидуальная

Знать конкретный образ и облик старинных русских городов.

Уметь изображать живописно или графически древнерусский город.

Узорочье теремов

1

комбинированный

Обучающиеся должны учиться выражать настроение в живописи.

Самостоятельная

Знать конкретный образ и облик старинных русских городов.

Уметь изображать живописно или графически древнерусский город.

Праздничный пир в теремных палатах. Урок – обобщение.

1

комбинированный

Развивать у  обучающихся изобразительные навыки, творчество, композиционное мышление.

Коллективная

Уметь передавать в рисунках пространственные отношения предметов.

Каждый  народ-художник. 10 часов

Образ японских построек.

1

комбинированный

Обучающиеся должны развивать воображение, творчество; совершенствовать изобразительные навыки.

Индивидуальная

Знать особенности японской культуры: графичность, хрупкость.

Уметь изобразить природу через детали (ветка, трава)

Отношение к красоте природы в японской культуре

1

комбинированный

Обучающиеся должны усвоить классическую пейзажную живопись Японии, которая выражает величие природы.

Самостоятельная

Знать особенности легких конструкций, постройках.

Уметь сравнивать бытовую постройку и храм-пагоду

Образ человека, характер одежды в японской культуре

1

комбинированный

Обучающиеся должны развивать умения работы с акварелью, воспитывать уважение к культуре другого народа.

Индивидуальная

Вызвать интерес к культуре зарубежных стран; знать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Искусство народов степей

1

комбинированный

Обучающиеся должны учиться соблюдать пропорции в изображении человека, животных и жилья.

Самостоятельная

Уметь цветом передавать пространственные планы.  Сравнивать цвета и оттенки цветов.

Образ художественной культуры Средней Азии

1

комбинированный

Обучающиеся должны продолжать учиться рисовать по памяти и воображению.

Индивидуальная

Вызвать интерес к культуре Средней Азии; знать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Средней Азии

Образ красоты древнегреческого человека

1

комбинированный

Обучающиеся должны учиться развивать навыки изображения человека в движении.

Самостоятельная

Знать значение искусства Древней Греции для развития мирового искусства, образ греческой природы.

Древнегреческая архитектура

1

комбинированный

Обучающиеся должны совершенствовать конструктивный и  изобразительный навык.

Индивидуальная

Знать значение искусства Древней Греции для развития мирового искусства, образ греческой природы.

Уметь изображать древнегреческий храм.

Олимпийские игры в древней Греции

1

комбинированный

Обучающиеся должны  совершенствовать изобразительный навык и глазомер.

Самостоятельная

Уметь изображать олимпийских спортсменов.

Средневековая архитектура Европы.  Средневековые готические костюмы

1

комбинированный

Обучающиеся должны учиться изображать постройки, соблюдая их пропорции.

Индивидуальная

Знать образы готических городов средневековой Европы, готические витражи.

Уметь цветом передавать пространственные планы.

Обобщение по теме «Каждый народ-художник»

1

комбинированный

Обучающиеся должны сделать общие выводы по предыдущей теме.

Коллективная

Знать общее представление образов городов разных стран, их жителей.

Уметь отличать образы городов, анализировать отличие.

Искусство  объединяет народы. 6 часов

Искусство всех народов объединяет людей  в радости и в горе.

1

комбинированный

Обучающиеся должны развивать навык рисования по представлению.

Индивидуальная

Уметь  показать отражение пропорций и мимики лица в портрете, творческую фантазию.

Все народы воспевают материнство.

1

комбинированный

Обучающиеся должны совершенствовать навыки рисования по представлению, навыки изображения человека.

Самостоятельная

Знать, как в разные времена разные народы воспевали материнство. Уметь изображать мать и детя.

Все народы воспевают мудрость старости

1

комбинированный

Обучающиеся должны учиться определять средства художественной выразительности.

Индивидуальная

Знать, что красота старости – в мудрости.

Уметь найти хорошее в повседневной жизни стариков, изображать любимую бабушку и дедушку.

Сопереживание-великая тема искусства

1

комбинированный

Обучающиеся должны совершенствовать графические навыки.

Самостоятельная

Знать о героической теме в искусстве.

Уметь создавать эскиз на тему подвига.

Герои -борцы и защитники

1

комбинированный

Развивать у  обучающихся умение уловить и передать пропорции, соотношение масс частей тела, компоновать части в единое целое.

Коллективная

Знать основные события, оставшиеся в памяти людей о Великой Отечественной войне.

Уметь выполнять работу на военную тему.

Юность и надежды

1

комбинированный

Продолжить формирование у  обучающихся навыки изображения людей.

Самостоятельная

Знать об искусстве изображения детства разных народов.

Искусство народов мира

1

комбинированный

Продолжить формирование у  обучающихся навыки изображения людей.

Самостоятельная

Знать об искусстве разных народов.

Уметь расширять возможности восприятия красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 3 класс (система Л. В. Занкова)

В программе представлена пояснительная записка, а также подробное тематическое планирование учебного материала...

Рабочая программа по математике 3 класс (Система Л.В. Занкова)

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы И. И. Аргинской «Математика» (система развивающего о...

Рабочая программа по технологии 3 класс (Система Л.В. Занкова)

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по технологии  для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Т.Н. Просняковой «Технология» (система развива...

Рабочая программа по математике 3 класс, система Л.В. Занкова, в рамках ФГОС НОО

Рабочая программа по математике 3 класс составлена Евдокимовой Г.Ю. с учётом требований ФГОС НОО . Программа разработана на основе авторской программы И.И. Аргинской, С.Н. Кормишиной. Данная разработк...

Рабочая программа по математике. 1 класс. Система Л.В.Занкова.

Рабочая программа по математике (1 класс) составлена на основе авторской программы курса И. И. Аргинской «Математика»...

Рабочая программа по математике, 2 класс (система Л.В.Занкова)

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по предмету "Математика" для 2 класса разработаны на основе примерной программы по математике в рамках ФГОС, авторской программы Аргинской И.И...

рабочая программа по технологии, 2 класс, система Л.В.Занкова

рабочая программа по технологии для 2 класса для учителей, работающих по системе Л.Занкова....