Программа факультатива "Информатика" для обучающихся 3-х классов.
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему
Данный факультатив «Информатика » входит образовательную область математика и информатика.
Главной целью факультатива является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения информатики:
Формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;
Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности;
Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике.
- Овладение способами индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности.
- Освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенций и компетенций личностного саморазвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_3_a_n.e.docx | 73.13 КБ |
Предварительный просмотр:
1) Пояснительная записка
Данная программа факультатива « Информатика» адресована педагогическому коллективу МБОУ «СОШ № 72», обучающимся 3 А класса и их родителям.
Программа факультатива «Информатика» для 3 А класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования , Образовательная системы «Школа 2100», авторской программы А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах», утвержденной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Учебник «Информатика» А.В. Горячев - М.:Баласс,2013 рекомендован к использованию в образовательном процессе Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует федеральному перечню учебников.
Концепция (основная идея) УМК «Школа 2100» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности. В этой деятельности учебник как равноправный участник процесса образования выступает то в роли обучаемого, то обучающего, то в роли организатора этого процесса. Изучение информатики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения информационным языком помогут ему при обучении в основной школе, а так же пригодятся в жизни.
Логические связи данного предмета. Предмет «Информатика» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: алгебры, геометрии, информатики.
Обоснованность (актуальность, новизна) учебно-методического комплекта обоснована желанием родителей и возможностей учащихся, успешно усваивать учебный материал курса. Программа факультатива составлена в соответствии с нормативными требованиями. Данная программа предназначена для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества
Данный факультатив «Информатика » входит образовательную область математика и информатика.
Главной целью факультатива является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения информатики:
Формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;
Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности;
Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике.
- Овладение способами индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности.
- Освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенций и компетенций личностного саморазвития.
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения в 3 классе, в котором будет осуществляться учебный процесс, который формирует понимание происхождения и значимости понятий информатики и информационных технологий, роли информатики в системе наук, развивает мыслительные операции, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, рассуждать по аналогии, обеспечивает духовное, творческое и личностное развитие детей.
Сроки реализации программы 2014- 2015 учебный год
Общая характеристика учебного процесса: является выбор учителем рациональной системы методов и приёмов обучения, её оптимизация с учётом возраста учащихся, уровня их математической подготовки, развития общеучебных умений. В зависимости от указанных факторов необходимо рационально сочетать традиционные и новые методы обучения, устных и письменных видов работ, как при изучении теории, так и при решении задач. Необходимо особое внимание обратить на развитие речи учащихся, формирования у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.
Методы учебной деятельности:
- простейшие наблюдения и исследования объектов, способов их обработки, конструкций, их свойств.
- моделирование.
- решение доступных конструкторско-технологических задач.
- простейшее проектирование
В основе методического аппарата данной программы лежит проблемно-диалогическая технология, позволяющая формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. Деятельностный подход ( технология деятельностного метода) – основной способ получения знаний.
В тексте рабочей программы используется следующая система условных обозначений:
УУД – универсальные учебные действия
ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт.
К.р. - Контрольная работа
2) Общая характеристика учебного предмета, курса
Данная программа создана на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников начальной школы, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Для современного предмета информатики приоритетным можно считать, развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.
На ступени начальной школы задачи учебных занятий определены как, формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Инновационное развитие методики преподавания информатики ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся.
В рабочей программе сконцентрировано основное внимание на развитие логического и алгоритмического мышления и на освоение ими практической работы.
3) Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом факультатив «Информатика» изучается с 1 по 4 класс по1 часу в неделю.
Количество часов в год в 3 классе - 32 часа.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по информатике, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
С учетом специфики класса выстроена система уроков, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения ( планируемые результаты).
4) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
1.Технологический компонент
Обучению творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования.
Заложенный в основу изучения новых технологий выбор из предлагаемых жизненных ситуаций или возможность придумывать свою тематику жизненных ситуаций, завершающиеся созданием творческих работ с применением изучаемых технологий, позволяют ориентировать учащихся на формирование:
-основ гражданской идентичности на базе чувств сопричастности и гордости за сою Родину, народ, историю;
-ценности семьи и общества и их уважение;
-чувство прекрасного и эстетических чувств;
-способности к организации своей учебной деятельности;
-целеустремленности и настойчивости в достижении цели.
2.Логико-алгоритмический компонент
Развитие логического и алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений областях, связанных с информатикой.
Ориентация курса на осознание множества моделей окружающей деятельности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
5) Содержание учебного предмета
Тематический план
Последовательность изучения учебного материала (разделов) | Распределение учебного времени по разделам | Контроль |
Раздел I. Алгоритмы | 8 | К. р. -1 |
Раздел II. Объекты | 7 | К. р. -1 |
Раздел III. Множества и графы | 10 | К.р. -1 |
Раздел IV. Аналогичная закономерность | 7 | К.р. -1 |
ИТОГО: | 32 | К.р. - 4 |
6)Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Раздел учебного курса, кол-во часов | УУД разделов |
Раздел I. Алгоритмы. 8 часов | Личностные результаты К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести: - критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; -уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; - осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; - начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия: -освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; -формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы; - оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия: - поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, вфедеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; - использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач. Коммуникативные универсальные учебные действия: - создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения; - подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой Предметные результаты: В результате обучения информатики и ИКТ ученик будет знать/понимать: Область применения и назначения компьютера; Основные источники информации; Назначение основных устройств компьютера Правил безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером. Уметь: называть признаки, состав и действия предметов; ориентироваться в пространстве; находить предмет на координатной сетке; определять действие, его результат и обратное действие; составлять алгоритм, алгоритм с ветвлением; называть множество, элементы множества, сравнивать множества; уметь решать задачи путем отображения множеств; кодировать слова разными способами; находить пересечение, объединение, включение множеств; определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или»; чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения несложных учебных и практических задач с применением возможностей компьютера; поиска информации с использованием простейших запросов; изменения и создания информационных объектов на компьютере. |
Раздел II. Объекты 7 часов | Личностные результаты К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести: - критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; -уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; - осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; - начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия: -освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; -формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы; - оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия: - поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, вфедеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; - использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач. Коммуникативные универсальные учебные действия: - создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения; - подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой Предметные результаты: В результате обучения информатики и ИКТ ученик будет знать/понимать: Область применения и назначения компьютера; Основные источники информации; Назначение основных устройств компьютера Правил безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером. Уметь: называть признаки, состав и действия предметов; ориентироваться в пространстве; находить предмет на координатной сетке; определять действие, его результат и обратное действие; составлять алгоритм, алгоритм с ветвлением; называть множество, элементы множества, сравнивать множества; уметь решать задачи путем отображения множеств; кодировать слова разными способами; находить пересечение, объединение, включение множеств; определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или»; чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения несложных учебных и практических задач с применением возможностей компьютера; поиска информации с использованием простейших запросов; изменения и создания информационных объектов на компьютере. |
Раздел III. Множества и графы . 10 часов | Личностные результаты К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести: - критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; -уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; - осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; - начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия: -освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; -формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы; - оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия: - поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, вфедеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; - использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач. Коммуникативные универсальные учебные действия: - создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения; - подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой Предметные результаты: В результате обучения информатики и ИКТ ученик будет знать/понимать: Область применения и назначения компьютера; Основные источники информации; Назначение основных устройств компьютера Правил безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером. Уметь: называть признаки, состав и действия предметов; ориентироваться в пространстве; находить предмет на координатной сетке; определять действие, его результат и обратное действие; составлять алгоритм, алгоритм с ветвлением; называть множество, элементы множества, сравнивать множества; уметь решать задачи путем отображения множеств; кодировать слова разными способами; находить пересечение, объединение, включение множеств; определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или»; чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения несложных учебных и практических задач с применением возможностей компьютера; поиска информации с использованием простейших запросов; изменения и создания информационных объектов на компьютере. |
Раздел IV. Аналогичная закономерность 7 часов | Личностные результаты К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести: - критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; -уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; - осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; - начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями. Метапредметные результат Регулятивные универсальные учебные действия: -освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; -формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы; - оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия: - поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, вфедеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; - использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач. Коммуникативные универсальные учебные действия: - создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения; - подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой Предметные результаты: В результате обучения информатики и ИКТ ученик будет знать/понимать: Область применения и назначения компьютера; Основные источники информации; Назначение основных устройств компьютера Правил безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером. Уметь: называть признаки, состав и действия предметов; ориентироваться в пространстве; находить предмет на координатной сетке; определять действие, его результат и обратное действие; составлять алгоритм, алгоритм с ветвлением; называть множество, элементы множества, сравнивать множества; уметь решать задачи путем отображения множеств; кодировать слова разными способами; находить пересечение, объединение, включение множеств; определять истинные и ложные высказывания, смысл понятий «и» и «или»; чертить графы и деревья, решать с их помощью задачи. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения несложных учебных и практических задач с применением возможностей компьютера; поиска информации с использованием простейших запросов; изменения и создания информационных объектов на компьютере. |
8) Система оценки достижений обучающихся; инструментарий для оценивания результатов
В качестве критериев оценивания результатов учеников в программе обозначены 3 уровня успешности:
Необходимый уровень( базовый) – решение типовой задачи, когда используются отработанные действия и усвоенные знания – «хорошо, но не отлично».
Повышенный уровень ( программный) – решение нестандартной задачи – действие в новой , непривычной ситуации и ( или) использование новых знаний по только изучаемой теме – «отлично».
Максимальный уровень (Необязательный) – решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе – «превосходно».
Уровни успешности применяются только при проверке контрольных работ, в которых каждое задание уже соотнесено авторами с тем или иным уровнем успешности. По желанию учителя – при оценивании любого задания на уроке, когда нужно совместно с учениками определять его уровень.
Таблица перевода уровня успешности в предметную отметку.
Уровни успешности | 5 – бальная шкала |
Не достигнут необходимый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача | «2» ( или 0) – ниже нормы, неудовлетворительно |
Необходимый ( базовый) уровень Решение типовой задачи, подобно тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания | «3» - норма, зачет, удовлетворительно. Частично успешное решение с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения. |
«4» - хорошо. Полностью успешное решение, без ошибок и полностью самостоятельно. | |
Повышенный ( программный) уровень Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знания по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации | «4+» - близко к отлично. Частично успешное решение с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения. |
«5» - отлично. Полностью успешное решение, без ошибок и полностью самостоятельно. | |
Максимальный( необязательный) уровень. Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения | «5+» Частично успешное решение с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения. «5 и 5» - превосходно. Полностью успешное решение, без ошибок и полностью самостоятельно. |
Т.к. в первый год обучения в данном классе использовалась 15 – бальная шкала в оценочной деятельности, в 2013/2014 учебном году, работая по 5-ти бальной шкале, учитель при оценивании и выставлении отметок за выполненные письменные работы и устные ответы обучающихся опирается на критерии оценки 2012/2013 учебного года.
Критерии текущей оценки учебно-познавательной деятельности учащихся
Характеристика учебно-познавательной деятельности обучающихся | Отметка 2014/2015 уч.год | Баллы 2012/2013 уч.год |
1.Изложение учебного материала неполное, бессистемное. Преобладают простейшие (обыденные) представления об изучаемых фактах, явлениях, объектах. Ответы обучающегося односложные, механически воспроизводящие отдельные сведения. При ответах допускаются существенные ошибки, исправленные с помощью одноклассников или педагога. Неумение производить простейший анализ и синтез, делать обобщение и выводы, выделять элементы изучаемого материала. | «1»,«2-», «2» | 1-3 |
2.Изложение полученных знаний неполное, но это не препятствует усвоению последующего программного материала. Обучающийся допускает отдельные существенные ошибки которые исправляет самостоятельно или с минимальной помощью. Испытывает затруднения при выделении существенных признаков изученного, при выявлении причинно-следственных связей и формулировке выводов. При применении знаний в практической деятельности проявляется недостаточная самостоятельность (нуждается в наводящих вопросах). Безошибочно выполняет только задания воспроизводящего характера. Познавательная деятельность характеризуется пассивностью при выполнении новых или более сложных заданий. | «3-», «3», «3+» | 4-6 |
3.Имеющиеся у обучающихся знания соответствуют минимальному объему содержания предметной подготовки. Изложение знаний в устной и письменной форме полное, системное в соответствии с требованиями учебной программы. Обучающийся воспроизводит материал по памяти, приводит примеры, выделяет причинно-следственные связи с посторонней помощью в какой-то момент ответа. Допускает несущественные ошибки при формулировке выводов. Самостоятельно выполняет задания воспроизводящего характера, с помощью педагога- творческого характера. | «4-», «4», «4+» | 7-9 |
4. Имеющиеся у обучающихся знания соответствуют минимальному объему содержания предметной подготовки. Изложение знаний в устной и письменной форме полное, системное в соответствии с требованиями учебной программы. Обучающийся воспроизводит материал по памяти, приводит примеры, выделяет причинно-следственные связи.. Самостоятельно выполняет задания воспроизводящего характера, с помощью педагога- творческого характера. | «5-», «5», «5+» | 10-12 |
4.Имеющиеся знания превышают минимальный объем содержания предметной подготовки за счет самостоятельно усвоенных дополнительных сведений. Обучающийся уверенно воспроизводит элементы знания в учебном материале, свободно оперирует ими, дает характеристику их сущности, выделяет элементы межпредметных связей и отношений приводит собственные примеры и внепрограммный материал. Самостоятельно применяет знания при выполнении заданий , допущенные ошибки замечает и исправляет самостоятельно. Познавательная деятельность характеризуется устойчивостью и эффективностью. | «5+!» или «5.Превосходно! » | 13-15 |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Характеристика качества выполнения домашней работы обучающегося | Отметка 2014/2015 уч.год | Баллы 2012/2013 уч.год |
1.При выполнении отдельных заданий домашней работы не может восстановить ход своих рассуждений, допускает существенные ошибки. При многоуровневом характере работы выполняет без ошибок только воспроизводящие задания с опорой на образец (примеры, задачи, упражнения, задания из учебника, аналог заданий на уроке) | «1»,«2-», «2» | 1-3 |
2.При выполнении отдельных заданий домашней работы способен описать ход своих рассуждений, ошибки носят несущественный характер и могут быть исправлены самостоятельно. | «3-», «3», «3+» | 4-6 |
3.Обучающийся безошибочно воспроизводит все задания домашней работы. Встречающиеся ошибки являются описками. Однако существуют затруднения при воспроизведении заданий на комбинирование алгоритмов и правил. | «4-», «4», «4+» | 7-9 |
4.Обучающийся безошибочно воспроизводит все задания домашней работы. Встречающиеся ошибки являются описками. | «5-», «5», «5+» | 10-12 |
5. Опираясь на опыт, способен выполнять новые задания, которые требуют использования нескольких известных алгоритмов или для выполнения которых требуется привлечение дополнительных источников. | «5+!» или «5» Превосходно! | 13-15 |
9)Предполагаемые результаты
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: совершенствование навыков речевого общения, развитие коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной компетенции учащихся. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка.
Это определило необходимость выделить в капендарно-тематическом планировании не только содержание знаний, которые должны быть предъявлены ученику (обязательный минимум) и сформированы у него (требования), но и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний..
Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос: что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и набор конкретных способов деятельности - ответ на вопрос: что ученик должен делать, чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по информатике, и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня. С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Общие учебные умения, навыки предполагают повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса информатики.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания наблюдение, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр.
При выполнении творческих работ формируется:
умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности;
искать оригинальные решения.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, составлять план, таблицы, схемы, графы. На уроках учащиеся могут:
участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
приводить примеры;
подбирать аргументы;
перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);
формулировать выводы.
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, энциклопедическими материалами. При развивающем обучении стимулируются активные формы познания:
наблюдение;
опыты;
обсуждение разных мнений, предположений;
учебный диалог и пр.
Большую значимость имеет информационно-коммуникативная Деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (схема, таблица и др.), отделения основной информации от второстепенной.
Учащиеся должны овладеть следующими учебными действиями:
обосновывать суждения;
давать определения;
приводить доказательства (в том числе от противного);
объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
точно выполнять действия под диктовку учителя;
отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
Личностными результатами изучения информатики являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения информатики и ИКТ является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения информатики и ИКТ являются доступные по возрасту начальные сведения о компьютере, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Содержание контрольных работ находится в методическом пособии: Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика. 3 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2013.
10) Учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Учебно-тематическое планирование
№ урока | Раздел учебного курса, кол-во часов | Последовательность уроков в теме | Учебные единицы | Виды контроля за уровнем усвоения учебной единицы | Характеристика деятельности учащихся раздела | Примечание |
1 | Раздел I. Алгоритмы. 8 часов | Алгоритм | Этапы действий, алгоритм действия, команда алгоритма. | Знать: алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели; формы записи алгоритмов: блок- схема, построчная запись; линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы; правила поведения в компьютерном классе; что такое компьютерные программы; рабочий стол. Понимать: построчную запись алгоритмов и с помощью блок-схем; Уметь: выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии; включать и выключать компьютер, открывать некоторые компьютерные программы. | ||
2 | Схема алгоритма | Алгоритм, вложенность алгоритмов, схема алгоритма | ||||
3 | Ветвление в алгоритме | Алгоритм, ветвление алгоритма, схема алгоритма | ||||
4 | Цикл в алгоритме | Ветвление в алгоритме, цикл в алгоритме. | ||||
5 | Алгоритмы с ветвлениями и циклами | Ветвления и циклы в алгоритме | ||||
6 | Подготовка к контрольной работе | Линейный алгоритм, последовательность команд в алгоритме, нелинейный алгоритм, ветвление и цикл алгоритма. | ||||
7 | Контрольная работа по теме «Линейный и нелинейный алгоритм». | К.р. | ||||
8 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | |||||
9 | Раздел II. Объекты 7 часов | Состав и действия объекта | Объект, предмет, существо, явление. | Знать: общие названия и отдельные объекты; разные объекты с общим названием; разные общие названия одного отдельного объекта; состав и действия объектов с одним общим названием; отличительные признаки; значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе; имена объектов; Уметь: описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия; находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов); именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп; записывать значения признаков в виде таблицы; описывать особенные свойства предметов из подгруппы | ||
10 | Группа объектов. Общее название. | Общие имена. Класс, группа объектов. | ||||
11 | Общие свойства объектов группы. Особенные свойства объектов подгруппы. | Объект, объекты группы и объекты подгруппы. | ||||
12 | Единичное имя объекта. Отличные признаки объектов. | Объект, общие и единичные имена объектов предмет, существо, явление., . | ||||
13 | Единичное имя объекта. Отличные признаки объектов. | |||||
14 | Контрольная работа «Объекты» | К.р. | ||||
15 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | |||||
16 | Раздел III. Множества и графы . 10 часов | Множество. Число элементов множества. Подмножество. | Множество, элемент множества, подмножество. | Знать: понятия множество, подмножество; высказывания со элементами, не принадлежащими множеству. Пересечение множеств. Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; – установление причинно- следственных связей; – построение логической цепи рассуждений; – анализировать условия учебной задачи; – умение оценивать работу в соответствии с критериями; – признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; словами «все», «не все», «никакие»; отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность); истинность высказываний со словом «не»; истинность высказываний со словами «и», «или»; графы и их табличное описание; пути в графах; деревья; Уметь: определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству); определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств); отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания; строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ»; определять истинность составных высказываний; выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; | ||
17 | Элементы, не принадлежащие множеству. Пересечение множеств. | Отрицание, карта множеств, множество, подмножество, пересечение. Слова «не», «и», «или» на карте множеств. | ||||
18 | Пересечение и объединение множеств. | Объединение двух множеств, карта множеств, элементы множества, пересечение. Слова «не», «и», «или» на карте множеств. | ||||
19 | Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «НЕ» | Истинность высказывания. Отрицание. Истинность высказывания со словом «НЕ» | ||||
20 | Истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ». | Высказывание, сложное высказывание, истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ». | ||||
21 | Граф. Вершины и ребра графа. | Граф, предметы, существа. | ||||
22 | Граф с направленными ребрами | Граф, граф с направленными ребрами, словесное описание Высказывание, сложное высказывание, истинность высказывания со словами «И», «ИЛИ».. Отрицание. Истинность высказывания со словом «НЕ» | ||||
23 | Граф с направленными ребрами | |||||
24 | Контрольная работа по теме «Множества и графы» Урок проверки знаний и умений | К.Р. | ||||
25 | Разбор контрольной работы. Повторение. | |||||
26 | Раздел IV. Аналогичная закономерность 7 часов | Аналогия. | Аналогия, аналогичный. Действия, признаки, пары с аналогичным составом. | Знать: понятие аналогии; понятие закономерности; аналогичные закономерности; способы решения задач по аналогии; анализ игры с выигрышной стратегией. Уметь: находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками; находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы; располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной; находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию | ||
27 | Закономерность | Закономерность расположения объектов, элементы цепочки и таблицы, нарушенная закономерность, аналогичная закономерность. Аналогия, аналогичный . Действия, признаки, пары с аналогичным составом. | ||||
28 | Аналогичная закономерность | |||||
29 | Аналогичная закономерность | |||||
30 | Контрольная работа по теме «Аналогичная закономерность»» | К.Р. | ||||
31 | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного материала. | |||||
32 | Выигрышная стратегия | Выигрышная стратегия, секрет выигрыша | ||||
ИТОГО: 32 | К.р. - 4 |
11)Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы включает в себя:
- Методические и учебные пособия для учителя и учащихся
- Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика. 3 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2012-180 с..
- А.В.Горячев. Информатика в играх и задачах. учебник-тетрадь в 2 частях. 3 класс” А.В. Горячев, 2012. - М.: Баласс., 2013. – 86 с.
- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа в 2-х книгах. Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2011. – 432 с.
- Информационно-коммуникативные средства:
- «Академия младшего школьника», 1-4 классы ( СD)
- «Начальная математика», интерактивные наглядные пособия для интерактивных досок по четырем тематическим разделам: Числа; Алгебра; Форма, пространство, измерения; Управление данными; ( СD)
- Наглядные пособия:
1.Изобразительные наглядные пособия ( рисунки, геометрические фигуры, схематические таблицы)
2.Раздаточный материал: раздаточный геометрический материал, карточки с заданиями.
3. Измерительные приборы: сантиметровые линейки, циркуль.
- Технические средства обучения:
1. Интерактивная доска, ноутбук, проектор
2.Колонки для компьютера
3.Компьютеры для обучающихся
- Учебно-практическое оборудование:
1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.
2. Шкафчик для хранения таблиц.
3.Орг.техника ( Принтер, сканер, ксерокс).
- Специализированная мебель:
Компьютерный стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа сопровождения обучающихся 4-х классов
Рабочая программа по сопровождению обучающихся и подготовка к переходу в 5-ый класс...
Индивидуальная рабочая программа Предмет : Адаптивная физкультура Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Рабочая программаПредмет: адаптивная физкультурадля обучающегося с интеллектуальными нарушениями (с ТМНР)...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Альтернативное чтение Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Альтернативное чтениеВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Графика и письмо Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Предмет: Графика и письмоВид программы: АООП УО (ИН) ТМНР вариант 2Класс: 7...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Музыка и движение Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Музыка и движениеВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Ручной труд Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Ручной трудВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для обучающейся 2 «б» класса с ЗПР вариант 7.2 2019/2020 учебный год
Программа является коррекционно-развивающей, направленная на преодоление проблем и компенсацию недостатков коммуникативной и эмоциональной сферы, развитию произвольной регуляции, коррекцию и развитие ...