Индивидуальная рабочая программа Предмет: Альтернативное чтение Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
рабочая программа по чтению
Индивидуальная рабочая программа
Предмет: Альтернативное чтение
Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР
Класс: 7
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alternativnoe_chtenie1.docx | 37.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Цели рабочей программы:
Основная цель – невербальное средство общения, способствующее развитие языковой компетенции, расширяющее возможности общения и образования.
Цель программы состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
2.Задачи программы:
- формирование представлений учащихся о том, что книга имеет вид нескольких сброшюрованных листов, печатного материала, обычно в обложке или переплете;
− формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах;
- знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
- приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях;
- развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
- создавать условия для пробуждения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения книг-картинок, книг типа «Азбука» в специально созданных ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;
- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний) по содержанию прочитанного или рассказанного;
- развивать фразовую речь;
- формировать умение пересказывать прочитанное с помощью педагога;
- знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям;
- использовать в процессе «чтения» «комментированное» рисование для лучшего понимания содержания литературных произведений;
- формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности, учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с различными учебными предметами направлениями коррекционной работы входе реализации задач коррекционно-развивающей области, прежде всего, с логопедической работой с учащимися.
3.Информация о программе и внесенных коррективах и их обоснование.
В 7 классе на изучение предмета «Альтернативное чтение» отводится 68 часов в год, из них обязательная нагрузка составляет 34 часа в год (1 раз в неделю), самостоятельная работа – 34 часа в год. С учетом выходных и праздничных дней программа может быть скорректирована.
4. Информация об используемом учебнике.
Используются учебные пособия и дополнительная развивающая литература, рекомендованные Программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под. ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.-480 с.
5. Планируемый уровень достижения обучающимися овладения образовательной программой. Результатом обучения по «Программе» должна стать социальная адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.
6.. Содержание учебного предмета, курса.
Данная рабочая программа включает в себя следующие разделы:
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.
Работа с пиктограммами. Создание тематических пиктографических стендов. «Чтение» информации (с помощью учителя), представленной на этих стендах, на уроках.
Чтение учителем литературных произведений, совместное рассматривание с учащимися иллюстраций и картин, выполнение этюдов, отражающих состояние деревьев в разное время года.
Игры типа «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку», «Покажи то, о чем я говорю», с использованием пиктограмм «облако», «солнце» и др.
Работа с пиктограммами по рабочим тетрадям.
Игровые ситуации, рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок, иллюстраций по темам: «Посещение врача», «Медицинские процедуры», «Труд людей разных профессий и в разное время года» и др. Обыгрывание содержания картин и картинок с помощью различных моделей.
Разыгрывание вместе с учащимися детских спектаклей по сказкам и стихотворениям.
«Аудиальное чтение».
Слушание аудиокассет и узнавание различных звуков природы, улицы и.т.п.
Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их.
Слушание аудиокниг в различном формате.
Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов. Обучение сопряженному договариванию стихов в ходе их прослушивания, а затем и самостоятельному рассказыванию их, используя все доступные средства общения.
Чтение букв и слов («Глобальное чтение»).
Знакомство учащихся с буквами Т,Д (Буквы размером 5 и 3см вырезаны по контуру, нанесены рельефно на карточки, написаны на карточках).
Дидактические упражнения: выбор карточек с буквами среди картинок и цифр, соотнесение знакомых слов с предметами, картинками, пиктограммами.
«Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам. Раскладывание карточек с этими словами на определенные картинки.
Упражнения на развитие фонематического восприятия.
Упражнения на узнавание букв и слогов в изученных словах.
Последовательное соединение букв в слог-слияние, обратный слог. Выделение слогов из знакомых слов
7. Характеристика ученика.
Обращенную речь понимает с трудом, собственная речь – отдельные звуки. Не понимает последовательности событий. Концентрация внимания слабая. Требует постоянного контроля. Длительность активного внимания не продолжительная, память механическая. Ограниченный объём памяти. Эмоционально холоден. Может вести себя импульсивно. Любит слушать музыку, музыкальные инструменты, смотреть мультфильмы. Требуется постоянное сопровождение взрослого в учебном процессе.
- Календарно-тематическое планирование:
Обязательная нагрузка:
Тема (раздел) | Дата план | Коррекция даты | Наименование темы урока | Кол-во часов |
1 четверть | ||||
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах | 05.09 | Пиктограммы «Еда. Режим дня. | 1 | |
12.09 | Пиктограмма «Собирать. Срывать. Поливать» | 1 | ||
19.09 | Покажи, что я назову. Найди одинаковые картинки. | 1 | ||
26.09 | Чтение сказок и рассматривание иллюстраций и картин. | 1 | ||
03.10 | .Состояние деревьев в разное время года. Береза. Рисунки. | 1 | ||
10.10 | Игра с использованием пиктограмм «облако», «солнце», «луна»,снег» | 1 | ||
Аудиальное чтение | 17.10 | Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы. | 1 | |
24.10 | Упражнение- игра «Дай мне то, что я изображу». | 1 | ||
2 четверть | ||||
Музыкально-дидактические упражнения и игры с музыкальными игрушками. | 1 | |||
| Упражнения и игры на развитие восприятия речи. | 1 | ||
Знакомство учащихся с буквами о,у,м.н . Игра «Найди картинку». | 1 | |||
Чтение букв и слов («глобальное чтение»): | Дидактические упражнения, в которых ребенок должен выбрать карточки с буквами А,О,У,М,Н среди картинок. | 1 | ||
| Чтение слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам, раскладывание карточек с этими словами. | 2 | ||
Чтение слов, подписанных под пиктограммами: дом, нос, окно, доска, и накладывание букв А,О,У к этим же буквам в словах. | 2 | |||
3 четверть | ||||
Аудиальное чтение | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах | 1 | ||
Рассматривание и рассказ по картинкам «Посещение врача», «На приеме у врача»-игра. | 2 | |||
Соотнесение с пиктограммами и называние с использованием невербальных и вербальных средств общения. | 1 | |||
| Рассматривание журналов и их «чтение». (Кроха,50 художников) | 1 | ||
Упражнение-игра «Покажи, где лежит журнал». «Что такое иллюстрация? Что такое текст? | 2 | |||
Упражнения в выборе детских книг с иллюстрациями, повествующих о правилах гигиены, о труде взрослых. | 1 | |||
Упражнения в выборе информационных предупреждающих и запрещающих знаков. | 1 | |||
Чтение сигналов 3-х и 2-х секционного светофора.. | 1 | |||
4 четверть | ||||
«Аудиальное чтение» | Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти и закрепление связи действий и движений с глаголами/ | 2 | ||
Слушание с учащимися аудиокниг | 1 | |||
Чтение сказки, рассказа, стихотворения. | 1 | |||
Разыгрывание театрализованных игр с использованием вербальных и невербальных средств общения. | 1 | |||
Чтение букв и слов («глобальное чтение»): | Знакомство учащихся с буквами: и, э, ы. Упражнение «Знакомое слово- предмет» | 1 | ||
| Последовательное соединение букв в слог-слияние.(ма.му.мы.мо.ми). Обратные слоги. | 1 | ||
Выделение слогов из знакомых слов. Упражнение «Слог-слово» | 1 |
9-Тематическое планирование:
Часы самостоятельной работы:
Тема раздела | Тема уроков | Кол-во часов |
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах: | «Ребенок и его дом», «Ребенок и мир растений» и.т.д. | 1 |
«Найди нужные изображения», «Найди лишнее изображение». | 1 | |
«Чтение» изображений на картинах, картинках и пиктограммах. | 1 | |
Упражнения на узнавание продуктов питания по их изображению на иллюстрации, по упаковке, по описанию. | 1 | |
Упражнения на узнавание продуктов питания по их изображению, по описанию. | 1 | |
Упражнения с пиктограммами. | 1 | |
Рассматривание сюжетно-бытовых картинок о питании в столовой. Рассказ по картинке. | 1 | |
Рассказ по картинке «Труд работников общественного питания». | 1 | |
Упражнение-игра «Покажи, где лежит газета, журнал». Иллюстрация, текст. | 1 | |
Что такое иллюстрация, текст. | 1 | |
Обучение последовательному рассматриванию журналов. Стимулирование желания вступать в контакт во время просмотра. | 1 | |
Ситуационные упражнения. «Покажи, где напечатан заголовок», «Найди автора статьи» и.т.д. | 1 | |
Ситуационные упражнения. | 1 | |
Практическая работа. Выпуск газеты. | 1 | |
Аудиальное чтение | Сопряженное договаривание стихов в ходе прослушивания, рассказывание их с использованием всех доступных средств общения. | 1 |
Музыкально-дидактические упражнения и игры с музыкальными игрушками для развития аудиального чтения | 1 | |
Слушание сказок. Театрализованные игры по прочитанным произведениям. | 1 | |
Упражнения и игры на развитие восприятия речи. Изображение действий по прочитанным сказкам. | 1 | |
Чтение букв и слов («глобальное чтение») | «Чтение» обозначения артикуляции гласных звуков соответствующими значками. Произнесение звуков с разной силой голоса. | 1 |
Дидактические упражнения, в которых ребенок должен выбрать карточки с буквами среди картинок. | 1 | |
Чтение слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам. | 1 | |
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах | Работа с пиктограммами по рабочим тетрадям. | 1 |
Рассматривание сюжетно-бытовых картинок с доступным содержанием. Обыгрывание содержания с помощью наглядных моделей. | 1 | |
Вместе с учащимися рассматривание журналов и их «чтение». | 1 | |
Упражнение-игра «Покажи, где лежит журнал». «Покажи, где лежит газета» и.т.п. | 1 | |
Упражнения выборе детских книг с иллюстрациями, повествующих о правилах гигиены, о предметах домашнего быта. | 1 | |
Упражнения в выборе информационных, предупреждающих и запрещающих знаков: | 1 | |
Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти и закрепление связи действий и движений с глаголами. | 1 | |
Слушание аудиокниг в различном формате. | 1 | |
Чтение сказки, рассказа, стихотворения с последующим проведением игр. | 1 | |
Разыгрывание театрализованных игр с использованием вербальных и невербальных средств общения. | 1 | |
Чтение букв и слов («глобальное чтение»): | «Чтение» по артикуляции: узнавание и воспроизведение гласных А,О,У,И,Э,Ы на основе восприятия их беззвучной артикуляции. | 1 |
Выделение слогов из знакомых слов. | 1 |
Лист коррекции.
Дата | Внесенные изменения | Примечание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета « Альтернативное чтение».
Рабочая программа учебнго предмета "Альтернативное чтение", для учащихся 1 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью....
Рабочая программа по предмету "альтернативное чтение", для ученика надомного обучения 8 вид(2 вар.)
Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» для учащихся 6-го класса «Особый ребенок» является адаптированной, в ее основе лежит Проект программы «Программа образования учащихся ...
Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» (2 класс)
Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Альтернативное чтение» образовательной области «Родная речь» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 уче...
Конспект урока по предмету альтернативное чтение по программе коррекционных образовательных учреждений VIII вида 2-ой вариант "Вот это кино..."
Данный конспект урока будет интересен педагогам работающим с обучающимися с ТМНР старших классов,на этом уроке использованы средства АДК....
Рабочая программа Предмет: альтернативное чтение
.Рабочая программа Предмет...
Индивидуальная рабочая программа Предмет : Адаптивная физкультура Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Рабочая программаПредмет: адаптивная физкультурадля обучающегося с интеллектуальными нарушениями (с ТМНР)...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Ручной труд Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Ручной трудВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...