Шатунова Надежда Евгеньевна

Сайт учителя начальных классов и преподавателя менеджмента

Каждый ученик единственный и неповторимый.

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Деятельностный подход в образовании.

Увлечения: Волейбол, туризм, психология.

Регион: Удмуртская Республика

Населенный пункт: г.Ижевск

Место работы: МБОУ "СОШ № 72"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/nadezhda-evgenevna-shatunova
Никогда не самоутверждайся за счет ребенка. Не старайся его подавить. Просто помоги раскрыться бутону его «Я», и перед твоими глазами возникнет чудеснейший цветок открытия человека. Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
А.Барбюс

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возросло внимание к деятельностному подходу в образовании (системно-деятельностный подход лежит в основе Стандарта). Школьному же учителю приходится сталкиваться с понятиями «деятельностный подход», «технология реализации деятельностного подхода», «деятельностный метод обучения», «технология деятельностного метода».

      Так как на данном этапе моей профессиональной деятельности я занимаюсь изучением особенностями деятельностного подхода в обучении, то сразу хотелось бы разграничить данные понятия.

      Системно-деятельностный подход – это методологическая основа, на которой строится система образования. В ФГОС этот подход включает и ориентацию на результаты образования, и признание решающей роли содержания образования, и учет индивидуальных, психологических, физиологических особенностей обучающихся и др.

    Понятие деятельностный подход в образовании можно соотнести с различными аспектами образования, когда внимание акцентируется на деятельность субъектов образовательного процесса.

    Технология реализации деятельностного подхода – особенности реализации развивающего обучения в рамках той или иной образовательной системы ( система «Школа 2100», система Л.В.Занкова и др.)

    Деятельностный метод обучения – рассматривается как метод, при котором ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности; при этом освоение знаний сопровождается формированием соответствующих умений.

     Применительно к способу реализации деятельностного метода может использоваться термин «технология деятельностного метода» : технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон, технология Б.Д.Эльконина – В.В.Давыдова и т.д.

     Обратимся к понятию «деятельность». Деятельность – это специфическая форма отношений к окружающему миру…; включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Иными словами, структурными элементами деятельности являются : цель – процесс (действия), предполагающий использование тех или иных средств – результат. По сути те же составляющие деятельности: цель, мотив-способ действия – результат- называются и в словаре психологических понятий.

      В традиционном (объяснительно-иллюстративном) варианте обучения и цель, и способы действий, и оценка результатов определяются учителем. Дети, являясь объектом обучения, в определении цели, оценке результатов не участвуют. При деятельностном же методе и в определении цели, и в выборе способов действий, и в оценке достигнутых результатов участвуют сами дети. Дети становятся субъектом образовательного процесса. Таким образом, принципиальным отличием технологии деятельностного метода обучения является то, что структура деятельности отражает деятельность не столько учителя, сколько деятельность учащихся.

     Итак, для того, чтобы ученик включился в деятельность, он должен осознавать цель, способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат. То есть осуществление деятельностного метода включает в себя последовательную реализацию, как минимум, следующих УУД:

  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование
  • Познавательные УУД: анализ, синтез, классификация, моделирование и др.
  • Регулятивные УУД: оценка достигнутых результатов.

                    В образовательном процессе учебная деятельность осуществляется в следующих вариантах: собственно учебная деятельность, учебно-проектная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, игровая деятельность.

О себе

Высшее образование: УдГУ, исторический факультет и ГСХА, экономический факультет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Дейл Карнеги "Как завоевывать друзей" , Сигер Робин "Искусство побеждать".

Мой взгляд на мир

Как-то раз преподаватель философии пришел в аудиторию с большим стеклянным сосудом и несколькими ведрами. В одном из ведер лежали камни размером с апельсин.

- Сколько камней поместится в стеклянный сосуд? – спросил педагог студентов.

   И чтобы доказать, что вопрос не риторический, преподаватель начал слоями укладывать камни. Когда он положил последний, немного возвышающийся над краями сосуда, все, кто предполагал, что в емкость войдет около четырнадцати-пятнадцати камней, удовлетворенно зашептались.

   Учитель подвел итог:

- Итак, четырнадцать камней. А вы уверены, что больше ни один камень в сосуд не поместится?

   Все студенты утвердительно кивнули головой.

- Так вот, вы ошибаетесь! – сказал преподаватель и достал из-под стола еще одно ведро – уже с галькой.

   Мелкие камешки проскальзывали между большими камнями, заполняя пустоты. Студенты наградили аплодисментами своего гениального педагога. Заполнив весь сосуд галькой, он отставил ведро в сторону и вновь задал своим ученикам тот же вопрос:

- Для вас очевидно, что сосуд действительно заполнен?

- На этот раз да, - ответили довольные студенты.

    Но тут преподаватель достал еще одно ведро, наполненное мелким белым песком. Столовой ложкой он стал насыпать песок в сосуд, заполняя промежутки между камнями.

- Вот теперь мы можем с полным правом сказать, что сосуд заполнен камнями, - заявил преподаватель. _ Но какой урок мы можем извлечь из этого примера?

    В аудитории раздался гул. Студенты говорили о хитрости и изобретательности, о том, что внешность обманчива, и о многих других очень символичных вещах.

  - Все это правильно, - сказал преподаватель, - но из этой истории можно сделать и более серьезный вывод.

  Педагог выдержал театральную паузу, затем продолжил:

- Всему свое время! Важно делать сначала то, что необходимо выполнить в первую очередь, а потом все остальное. Не нужно спешить работать как попало, в ажиотаже. Ведь если бы я начал с песка, большие камни в сосуд просто не поместились бы.

 

    Мы должны научиться добираться до цели, не сбиваясь с пути. Для этого необходимо расставить приоритеты, отделить главное от второстепенного. Нужно быть терпеливым в своих желаниях и отдавать предпочтение действительно важному, игнорируя мелочи. И даже если вам захочется взвалить на себя всю работу, то сначала непременно должны определить, что делать в первую очередь, а что – потом.

Моё портфолио

     Несмотря на трудности, осознавая все возможные осложнения и риски, а также превозмогая боль оттого, что не все удается, Вы не должны сомневаться в конечном результате. Он будет именно таким, какой вам нужен. В самых сложных обстоятельствах, когда кажется, что Вы сбились с пути, уверенность в конечном результате – именно то, что поможет восстановить силы для работы и придаст смелости.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы