Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для обучающейся 2 «б» класса с ЗПР вариант 7.2 2019/2020 учебный год
рабочая программа (2 класс)

Программа является коррекционно-развивающей, направленная на преодоление проблем и компенсацию недостатков коммуникативной и эмоциональной сферы, развитию произвольной регуляции, коррекцию и развитие познавательной деятельности.

Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию когнитивной и эмоционально-волевой сферы для ребенка с задержкой психического развития состоит из серии специально организованных занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его

возрастных и индивидуальных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_anya.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                   Зам. директора по УВР                                                                   Приказ_________ от «____» _____________ 2019г.

                                  _____________ Матюшенко Е.Е.                                                    Директор МАОУ «Гимназия им. Н.В.Пушкова»

                                 « ____» _____________ 2019 г.                                                         ___________________ Тимошенко Н.А.

                                   

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия им. Н.В.Пушкова»

                 

                       Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

                                для обучающейся 2 «б» класса с ЗПР вариант 7.2

                                                   2019/2020 учебный год

                                       составитель:

                                                                                                                                                          Максимова Е.А.

                                                                                                                                                        педагог-психолог

Пояснительная записка.

Программа является коррекционно-развивающей, направленная на преодоление проблем и компенсацию недостатков коммуникативной и эмоциональной сферы, развитию произвольной регуляции, коррекцию и развитие познавательной деятельности.

Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию когнитивной и эмоционально-волевой сферы для ребенка с задержкой психического развития состоит из серии специально организованных занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его

возрастных и индивидуальных особенностей.

         В данной программе за основу взят принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, который раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание "зоны ближайшего развития" для ребенка. Коррекция по принципу "сверху вниз" носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.

Коррекционная программа включает задания и упражнения:

  • по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;
  • на работу с эмоционально мотивационной сферой;
  • на развитие свойств внимания;
  • на развитие объема механической и смысловой памяти;
  • ориентацию в пространстве тела;
  • отвлечённую ориентировку в пространстве;
  • пространственную ориентировку в плане;
  • пространственную ориентировку в листе бумаги;
  • на обучение самоконтролю;
  • на развитие произвольности;

Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание

является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности

Основная цель: оптимизация интеллектуальной деятельности младших школьников с ЗПР за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

     

 Основные задачи курса:

  • стимулировать познавательную активность;
  • содействовать формированию произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
  • формировать способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих

            трудностей, учить запрашивать и использовать помощь взрослого;

  •  способствовать развитию разных форм коммуникации;
  • формировать навыки социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.

Программа строится на следующих принципах:

  • Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка,

            учитывая «зону его ближайшего развития».

  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
  • Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания
  • Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
  • Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые

            облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию

положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка

            Описание места данного курса в учебном плане. Программа рассчитана на 62часа. Занятия проводятся индивидуально, 2 раза в неделю в течение учебного года. Продолжительность занятия 35-40 минут.

Содержание программы:

  • Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);
  • Формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
  • Формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).

Ожидаемые результаты

Личностные результаты освоения коррекционной программы:

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

           Метапредметные результаты освоения коррекционной программы:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной

Тематическое планирование.

№ п/п

Темы

Содержание занятий

Объем часов

1

Формирование положительной

 «Я-концепции»

Формирование самоуважения и самопринятия; осознание и переживание уважения и принятия со стороны других; создание условий для формирования уверенного поведения. Профилактика и коррекция завышенной и заниженной самооценки. навыков адекватного выражения эмоций и сообщения о своих чувствах с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации

2

2

Формирование положительной концепции другого человека.

Осознание положительных качеств других; уважение и сопереживание другим; формирование умения говорить о других в положительном ключе; поведение, демонстрирующее уважение к другим.

2

3

Формирование мотивации достижения успеха

Осознание наличия собственных достижений; осознание необходимости приложения усилий для достижения успеха, чувство гордости за них; переживание социальной оценки (уважения и принятия) собственных достижений.

4

4

Формирование эмоциональной сферы.  Знакомство с чувства. Умение понимать свои чувства и чувства других людей.

Знакомство с фундаментальными эмоциями: интерес, радость, удивление, печаль (страдание), гнев, страх. Ситуации их возникновения, особенности интонации, мимики, пантомимики и жестов в различных эмоциях. Создание условий для понимания детьми собственных эмоций. Обучение умению говорить о своих чувствах. Обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки. Создание условий для овладения детьми средствами эмоциональной выразительности. Обучение детей пониманию эмоционального состояния других. Создание условий для формирования механизма эмоциональной регуляции поведения ребенка.

8

5

Формирование компетентности в общении. Коммуникативные навыки.

Понимание базовых коммуникативных умений: приветствие и прощание, обращение, просьба о помощи (услуге, поддержке), оказание помощи (услуги, поддержки), благодарность, отказ, слушать другого, говорить перед другими, управлять, подчиняться, сотрудничать. Понимание множественности возможностей поведения в одной и той же ситуации.  Навыков социального поведения: умения проявить вежливость, поделиться чем-либо, выразить чувство привязанности, оказать помощь другим людям, утешить их, когда они расстроены и т.д.;

2

6

Формирование самоконтроля

Умение работать по инструкции выполняя устные и письменные инструкции.

3

7

Умение справляется с деструктивными эмоциями

Обучение приемам контроля над негативными эмоциями.

8

Формирование адаптивного поведения (адаптация)

Знакомство с новыми правилами, принятие нового социального статуса.

Проигрывание и прорисовка сценариев  

поведения в различных ситуациях.

7

9

Развитие пространственно-временных представлений.

-Формировать умение ориентироваться в собственном теле;

-Автоматизация навыков ориентировки в правых и левых частях тела, в тетради, на листе бумаги;

-Расширять представлений ученика о сутках, днях недели и времени года;

-Развитие зрительного восприятия;

-Формировать умение ориентироваться по схеме;

10

10

Развитие произвольности психических процессов и деятельности

-Контроль и самоконтроль действий и поведения;

-Понимание и принятие инструкции, удержание правила действий.

-развитие произвольности памяти, внимания, мышления;

- умение доводить работу до конца.

12

11

Развитие учебно-познавательных интересов

-умение ставить реально достижимые цели;

-развивать навыки самоанализа и саморефлексии;

-понимать и принимать свои сильные и слабые стороны;

- готовность прилагать волевые усилия для достижения цели.

8

12

Подведение итогов

Обсуждение и анализ проведенных занятий. Оценка достижений.

2

Всего часов:

62

Материально-техническое оснащение:

  • учебный материал (методики с необходимым стимульным материалом для диагностики познавательной и эмоциональной сфер личности, поведения;
  • методики с необходимым оснащением для проведения психокоррекционной работы по отдельным направлениям;
  • мебель и оборудование (стол и стул для психолога; шкаф для пособий и техники);
  • технические средства обучения;
  • набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).

Список литературы:

  1. Белинская Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников» - СПб.: Речь, 2006г.
  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.1966. № 6.
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.
  4. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. – М.: смысл, 2012. – 264 с.
  5. Глозман Ж.М., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста. М.: Смысл, 2013. -166 с.
  6. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2001г.
  7. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М., «Академия развития», 2002
  8. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа для развития когнитивной

сферы учащихся 1-4 классов). - М., «Академия развития», 2008.

9.   Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер,2013. – 288 с.

10.  Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.:       Книголюб, 2007.

11.  Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для обучающейся 1в класса с ТНР вариант 5.2 (1 отделение).

Рабочая программа разработана и составлена в соответствии с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными в...

Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (УО (ИН) вариант 1) 1-4 классы

Программа коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)...

Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (УО (ИН) вариант 2) 2, 4 классы

Программа коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)...

Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с ОВЗ (нарушение интеллекта вариант 1) 2 класс. Тема: «Домашние животные»

Цель: расширение и систематизация знаний детей о домашних животных.Задачи:- Уточнить, расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (особенности поведения, чем пита...

Рабочая программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

    Актуальность и практическая значимость программы курса «Коррекционно-развивающие занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общеп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.1)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ТНР по АООП (вариант 5.1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ТНРпо АООП (вариант 5.1)...