Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для обучающейся 2 «б» класса с ЗПР вариант 7.2 2019/2020 учебный год
рабочая программа (2 класс)
Программа является коррекционно-развивающей, направленная на преодоление проблем и компенсацию недостатков коммуникативной и эмоциональной сферы, развитию произвольной регуляции, коррекцию и развитие познавательной деятельности.
Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию когнитивной и эмоционально-волевой сферы для ребенка с задержкой психического развития состоит из серии специально организованных занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его
возрастных и индивидуальных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_anya.docx | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Приказ_________ от «____» _____________ 2019г.
_____________ Матюшенко Е.Е. Директор МАОУ «Гимназия им. Н.В.Пушкова»
« ____» _____________ 2019 г. ___________________ Тимошенко Н.А.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия им. Н.В.Пушкова»
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
для обучающейся 2 «б» класса с ЗПР вариант 7.2
2019/2020 учебный год
составитель:
Максимова Е.А.
педагог-психолог
Пояснительная записка.
Программа является коррекционно-развивающей, направленная на преодоление проблем и компенсацию недостатков коммуникативной и эмоциональной сферы, развитию произвольной регуляции, коррекцию и развитие познавательной деятельности.
Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию когнитивной и эмоционально-волевой сферы для ребенка с задержкой психического развития состоит из серии специально организованных занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его
возрастных и индивидуальных особенностей.
В данной программе за основу взят принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, который раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание "зоны ближайшего развития" для ребенка. Коррекция по принципу "сверху вниз" носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.
Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.
Коррекционная программа включает задания и упражнения:
- по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;
- на работу с эмоционально мотивационной сферой;
- на развитие свойств внимания;
- на развитие объема механической и смысловой памяти;
- ориентацию в пространстве тела;
- отвлечённую ориентировку в пространстве;
- пространственную ориентировку в плане;
- пространственную ориентировку в листе бумаги;
- на обучение самоконтролю;
- на развитие произвольности;
Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание
является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности
Основная цель: оптимизация интеллектуальной деятельности младших школьников с ЗПР за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
Основные задачи курса:
- стимулировать познавательную активность;
- содействовать формированию произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
- формировать способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, учить запрашивать и использовать помощь взрослого;
- способствовать развитию разных форм коммуникации;
- формировать навыки социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
Программа строится на следующих принципах:
- Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка,
учитывая «зону его ближайшего развития».
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
- Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания
- Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
- Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые
облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию
положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка
Описание места данного курса в учебном плане. Программа рассчитана на 62часа. Занятия проводятся индивидуально, 2 раза в неделю в течение учебного года. Продолжительность занятия 35-40 минут.
Содержание программы:
- Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);
- Формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- Формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
Ожидаемые результаты
Личностные результаты освоения коррекционной программы:
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Метапредметные результаты освоения коррекционной программы:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
Тематическое планирование.
№ п/п | Темы | Содержание занятий | Объем часов |
1 | Формирование положительной «Я-концепции» | Формирование самоуважения и самопринятия; осознание и переживание уважения и принятия со стороны других; создание условий для формирования уверенного поведения. Профилактика и коррекция завышенной и заниженной самооценки. навыков адекватного выражения эмоций и сообщения о своих чувствах с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации | 2 |
2 | Формирование положительной концепции другого человека. | Осознание положительных качеств других; уважение и сопереживание другим; формирование умения говорить о других в положительном ключе; поведение, демонстрирующее уважение к другим. | 2 |
3 | Формирование мотивации достижения успеха | Осознание наличия собственных достижений; осознание необходимости приложения усилий для достижения успеха, чувство гордости за них; переживание социальной оценки (уважения и принятия) собственных достижений. | 4 |
4 | Формирование эмоциональной сферы. Знакомство с чувства. Умение понимать свои чувства и чувства других людей. | Знакомство с фундаментальными эмоциями: интерес, радость, удивление, печаль (страдание), гнев, страх. Ситуации их возникновения, особенности интонации, мимики, пантомимики и жестов в различных эмоциях. Создание условий для понимания детьми собственных эмоций. Обучение умению говорить о своих чувствах. Обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки. Создание условий для овладения детьми средствами эмоциональной выразительности. Обучение детей пониманию эмоционального состояния других. Создание условий для формирования механизма эмоциональной регуляции поведения ребенка. | 8 |
5 | Формирование компетентности в общении. Коммуникативные навыки. | Понимание базовых коммуникативных умений: приветствие и прощание, обращение, просьба о помощи (услуге, поддержке), оказание помощи (услуги, поддержки), благодарность, отказ, слушать другого, говорить перед другими, управлять, подчиняться, сотрудничать. Понимание множественности возможностей поведения в одной и той же ситуации. Навыков социального поведения: умения проявить вежливость, поделиться чем-либо, выразить чувство привязанности, оказать помощь другим людям, утешить их, когда они расстроены и т.д.; | 2 |
6 | Формирование самоконтроля | Умение работать по инструкции выполняя устные и письменные инструкции. | 3 |
7 | Умение справляется с деструктивными эмоциями | Обучение приемам контроля над негативными эмоциями. | |
8 | Формирование адаптивного поведения (адаптация) | Знакомство с новыми правилами, принятие нового социального статуса. Проигрывание и прорисовка сценариев поведения в различных ситуациях. | 7 |
9 | Развитие пространственно-временных представлений. | -Формировать умение ориентироваться в собственном теле; -Автоматизация навыков ориентировки в правых и левых частях тела, в тетради, на листе бумаги; -Расширять представлений ученика о сутках, днях недели и времени года; -Развитие зрительного восприятия; -Формировать умение ориентироваться по схеме; | 10 |
10 | Развитие произвольности психических процессов и деятельности | -Контроль и самоконтроль действий и поведения; -Понимание и принятие инструкции, удержание правила действий. -развитие произвольности памяти, внимания, мышления; - умение доводить работу до конца. | 12 |
11 | Развитие учебно-познавательных интересов | -умение ставить реально достижимые цели; -развивать навыки самоанализа и саморефлексии; -понимать и принимать свои сильные и слабые стороны; - готовность прилагать волевые усилия для достижения цели. | 8 |
12 | Подведение итогов | Обсуждение и анализ проведенных занятий. Оценка достижений. | 2 |
Всего часов: | 62 |
Материально-техническое оснащение:
- учебный материал (методики с необходимым стимульным материалом для диагностики познавательной и эмоциональной сфер личности, поведения;
- методики с необходимым оснащением для проведения психокоррекционной работы по отдельным направлениям;
- мебель и оборудование (стол и стул для психолога; шкаф для пособий и техники);
- технические средства обучения;
- набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).
Список литературы:
- Белинская Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников» - СПб.: Речь, 2006г.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.1966. № 6.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.
- Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. – М.: смысл, 2012. – 264 с.
- Глозман Ж.М., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста. М.: Смысл, 2013. -166 с.
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2001г.
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М., «Академия развития», 2002
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа для развития когнитивной
сферы учащихся 1-4 классов). - М., «Академия развития», 2008.
9. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер,2013. – 288 с.
10. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии сб. игр и игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Книголюб, 2007.
11. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для обучающейся 1в класса с ТНР вариант 5.2 (1 отделение).
Рабочая программа разработана и составлена в соответствии с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными в...
Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (УО (ИН) вариант 1) 1-4 классы
Программа коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)...
Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (УО (ИН) вариант 2) 2, 4 классы
Программа коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)...
Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с ОВЗ (нарушение интеллекта вариант 1) 2 класс. Тема: «Домашние животные»
Цель: расширение и систематизация знаний детей о домашних животных.Задачи:- Уточнить, расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (особенности поведения, чем пита...
Рабочая программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность и практическая значимость программы курса «Коррекционно-развивающие занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общеп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ЗПР по АООП (вариант 7.1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ЗПРпо АООП (вариант 7.1)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с ТНР по АООП (вариант 5.1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной (логопедической) работы по курсу внеурочной деятельности(коррекционно-развивающей области)для обучающихся с ТНРпо АООП (вариант 5.1)...