Рабочая программа по физической культуре,3 класс.
календарно-тематическое планирование по физкультуре (3 класс) по теме
Рабочая программа по физической культуре,3 класс.
(3 час)
Номинация: физическая культура и здоровье человека
Название работы: Авторская программа кружка «Народная игра»
Программа «Народная игра» имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Новизна программы в том, что она объединила в себе теоретические сведения об игровых традициях русского народа и других народов, учитывает потребность детей младшего школьного возраста в двигательной активности. Позволяет формировать осознанный выбор здорового образа жизни, создает эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача учителя сделать этот вид деятельности частью жизни детей. Практическая значимость данной программы заключается в том, что она создаёт условия возрождения народных подвижных игр и помогает делать досуг детей содержательным и полезным.
Цель данной программы:
приобщить детей через народную игру к русской национальной культуре и дать представление о других национальных культурах. К концу занятий учащиеся должны:- научиться активно и самостоятельно играть во внеурочное время;- знать народные игры и уметь играть в игры разных народов;- уметь взаимодействовать с товарищами в процессе игры.
1.Пояснительная записка
Программа «Народная игра» имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Новизна программы в том, что она объединила в себе теоретические сведения об игровых традициях русского народа и других народов, учитывает потребность детей младшего школьного возраста в двигательной активности. Позволяет формировать осознанный выбор здорового образа жизни, создает эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача учителя сделать этот вид деятельности частью жизни детей.
Практическая значимость данной программы заключается в том, что она создаёт условия возрождения народных подвижных игр и помогает делать досуг детей содержательным и полезным.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Подвижные игры - самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода»- гиподинамии. Эти игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость. Народные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к родной стране.
Представленная программа «Народная игра» построена с учётом требований «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1–11-х классов» /В.И. Лях Она предусматривает закрепление в игровых заданиях двигательных навыков полученных на уроке физкультуры.
Цель
-приобщить детей через народную игру к русской национальной культуре и дать представление о других национальных культурах.
Задачи:
обучающие
ü познакомить детей с многообразием народных игр;
ü приобщить к национальной культуре России;
ü научить детей самостоятельно и с удовольствием играть;
воспитательные
ü воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, навыков здорового образа жизни.
развивающие
ü развитие навыков совместной деятельности, умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей, навыков толерантного поведения
Отличительной особенностью данной программы является то, что она даёт возможность: закрепить навыки, полученные на уроках физкультуры; увеличить двигательную активность детям с разными физическими возможностями, позволяя им реализовать потребность в движении и общении со сверстниками; увеличить пребывание на свежем воздухе; дать представление о русских народных играх, составляющих основу национальной культуры России ;познакомить с играми других народов, сформировать навыки толерантного поведения детей.
Содержание и организационные формы реализации ,предложенные в программе разработаны на основе следующих принципов здоровьесберегающей педагогики:
- принцип оздоровительной направленности;
- принцип «Не навреди!»;
- принцип активности;
- принцип доступности и индивидуализации.
- принцип успешности;
Программа рассчитана на детей с 6 до 10 лет. Психологической особенностью младшего школьного возраста является сензитивность для :
1)раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
2)развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
3)становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
4)усвоения социальных норм, нравственного развития;
5)развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Набор в группу свободный, состав постоянный, количество детей 15 человек.
Срок реализации дополнительной образовательной программы «Народная игра» один год.
Первый этап обучения тема «Русские народные игры», дети знакомятся с разнообразием русских народных игр;
Второй этап обучения тема « Пятнадцать затей наших друзей», дети знакомятся с разнообразием народных игр других народов и убеждаются, что в них много общего с русскими народными играми;
Все игры доступны учащимся начальной школы. При подборе игр учитывается возрастные особенности детей младшего школьного возраста, необходимость постепенного перехода от простых игр к более сложным, чередования активных игр с играми малой подвижности.
Занятия проводятся 2 раз в неделю по одному часу во внеурочное время Общее количество занятий 73 часа. Групповые занятия проходят в форме игры, беседы, экскурсии.
Подразумевается, что по окончании занятий учащиеся будут обладать определенной суммой знаний по культурно-историческому наследию русского народа и других народов, а также приобретут навыки самостоятельной организации и проведения народных подвижных игр в своё свободное время.
К концу занятий учащиеся должны:
- научиться активно и самостоятельно играть во внеурочное время;
- знать народные игры и уметь играть в игры разных народов;
- уметь взаимодействовать с товарищами в процессе игры.
Итогом работы по программе «Народная игра» может стать праздник «День любимых игр»
2.Учебно-тематический план.
Кол-во часов: 34 часа
Занятия проводятся 1 час в неделю.
№ |
Тема | Общее кол-во часов | Теоретические (час) | Практические (час) |
Вводное занятие. «Здравствуй игра!»(инструктаж № 8 «Правила поведение на кружке».) | 1 | 1 |
| |
«Гуси – лебеди», считалки - «Камень, ножницы бумага», «Мама, папа есть хочу», « Блуждающий мяч». | 1 |
|
| |
«Путаница», «У медведя во бору», «Мяч по кругу», «Прятки». | 1 |
|
| |
«Сборщик», «Земля воздух», «Филин и пташки», «Куры». | 1 |
|
| |
«Паровозик», «Прорыв цепи», «Горелки», «Краски». | 1 |
|
| |
«Иностранец», «Картошка», «Жмурки», «Пятнашки». | 1 |
|
| |
«Через», «Большой мяч», «Ляпка», «Почта». | 1 |
|
| |
«Изобрази сказку», «Шлёпанки», «Коршун», «Пчёлы и ласточки». | 1 |
|
| |
«Испорченный телефон», «Иголка, нитка и узелок», «Птицелов», «Садовник». | 1 |
|
| |
День любимых игр. | 1 |
|
| |
Таджикские нарджные игры: « Кто быстрее?»(Гир-гиракон?), «Охота на куропаток»(Кабк широк) | 1 |
|
| |
«Съедобное – не съедобное», «Подними платок», «Вороны – воробьи», «Чепуха». | 1 |
|
| |
«Я знаю», «Заря», «Два мороза», «Фанты». | 1 |
|
| |
«Зоопарк», «Игровая», «Охотник и сторож», «Тише едешь». | 1 |
|
| |
«Второй лишний», «Море – волнуется» «3,15,. «Двенадцать записок». | 1 |
|
| |
«Совушка», «Царь», «Рыбак и рыбки», «Обыкновенные жмурки». | 1 |
|
| |
«Перелёт птиц», «Вышибалы», «Догонялки с мячом». | 1 |
|
| |
День любимых игр. Экскурсия в музей «Русская изба» | 1 | 1 |
| |
Таджикские народные игры) « Кто быстрее?»(Гир-гиракон?), «Охота на куропаток»(Кабк широк) | 1 |
|
| |
«Не ходи на гору», «Гонки снежных комов». | 1 |
|
| |
«Салки со снежками», «Льдинка». | 1 |
|
| |
«Золотое зернятко», «Чай чай выручай». | 1 |
|
| |
«Мыршим», «Поймай свой хвост». | 1 |
|
| |
«Решето»(Сиетс), «Кольцо»(Гредзенс) ,«Стая уток»(Пилю барс ) (латышские нар.угры) «Стая уток»(Пилю барс ) | 1 |
|
| |
«Рало! Рало!», «Жмурки – носильщики». | 1 |
|
| |
«Займи место», «Угадай и догони» | 1 |
|
| |
«Водяной», «Игра в мяч». | 1 |
|
| |
День любимых игр. Экскурсия в городской исторический музей | 1 | 1 |
| |
«Куропатки и охотники», «Льдинка, ветер и мороз». | 1 |
|
| |
«Ворота», «Сокол и синица». | 1 |
|
| |
Игры народов Коми: «Ловля оленя» (Коръясос куталом), «Льдинка, ветер и мороз», «Стой, олень» (Сувт кор).
| 1 |
|
| |
Украинские народные игры: «Хлебец»(Хлибчик), «Перепёлочка». | 1 |
|
| |
Белорусские народные игры: «Мороз» (Мароз»), «Ежик и мыши»(Вожык и мыши), «Колечко»(Пярсцёнак), «Хлоп, хлоп, убегай» (Ляся,ляся,уцякай) | 1 |
|
| |
«Мороз», «Жмурки», «Колечко». | 1 |
|
|
Итого: 34 3 34
3.Содержание программы являются народные подвижные игры
Раздел 1.
Разминочные игры.
Используют, как подготовку к предстоящей игре. Считалки, «камень, ножницы, бумага», «равновесие», « змея», «координация».
Раздел 2. Игры на общение и взаимопонимание.
Эти игры направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, на развитие языковых жестов, мимики, внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям.
«Путаница», «Сборщик», «Паровозик», «Иностранец», «Через стекло», «Изобрази сказку», «Испорченный телефон», «Съедобное несъедобное», «Я знаю», «Зоопарк».
Раздел 3. Игры в круге.
Эти игры для того, чтобы играть одной большой командой. Здесь все вместе и каждый за себя. Умение быть в коллективе и вместе с тем постоять за себя очень ценное качество.
«Мяч по кругу», «Земля воздух», «Прорыв цепи», «Картошка», «Большой мяч», «Мячик кверху», «Блуждающий мяч», «Шлепанки», «Иголка, ниточка и узелок». «Подними платок», «Заря», «Игровая», «Совушка», «Вышибалы», «Охотник и утки», «3,15..», «Муха», «Рыбы, птицы, звери».
Раздел 4.Поисковые игры.
Эти игры интригующие: здесь есть место и тайне, и разгадке.
«Палочка выручалочка», «Прятки», «Жмурки», «Двенадцать записок»
Раздел 5. Игры-догонялки
«Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Филин и пташки», «Горелки», «Кот и мыши», «Пятнашки», «Ляпка», «Коршун», «Пчелы и ласточки», «Птицелов», «Вороны-воробьи», «Два мороза», «Охотник и сторож», «Второй лишний», «Царь», «Рыбак и рыбки», «Перелет птиц», «Догонялки с мячом», «Чай-чай выручай», «Поймай свой хвост».
Раздел 6. Спокойные игры.
«Краски», «Почта», «Садовник», «Съедобное - несъедобное», «Чепуха», «Глухой телефон», «Море волнуется», «Фанты», «Тише едешь, дальше будешь», «Ворота».
Раздел 7.Пятнадцать затей наших друзей
Мороз» (Мароз»), «Ежик и мыши»(Вожык и мыши), «Колечко»(Пярсцёнак), «Хлоп, хлоп, убегай» (Ляся,ляся,уцякай)(белорусские народные игры)
«Лошадки»(Де-а каий), «Овцы и волк»,(Оиле ши лупул) «Сбей кушму» (молдавские нар. игры)
«Кошка и мышка»(Катинелис ир пэлэле), «Цветы»(Гелес), «Кот»(Катинас) (литовские нар. игры)
«Решето»(Сиетс), «Кольцо»(Гредзенс), «Стая уток»(Пилю барс ) (латышские нар.игры)
«Ловля оленя»(Коръясос куталом), «Льдинка, ветер и мороз», «Стой, олень» (Сувт кор), (игры народов Коми).
« Кто быстрее?»(Гир-гиракон?), «Охота на куропаток»(Кабк широк) (таджикские народные игры)
Раздел 8. Игры зимой на воздухе.
Зимой с детьми организуется катание на санках, игры в снежки, сооружение построек.
«Не ходи на гору», «Скатывание шаров», «Гонки снежных комов», «Салки со снежками».
4.Методическое обеспечение программы
Программа реализуется через проведение практических и теоретических занятий. Занятия проводятся в игровой форме.
Каждое занятие включает в себя следующие этапы:
1. Орг. момент и сообщение целей занятия, инструктаж.
2. Игры малой подвижности (повторение изученных игр, разучивание новой игры).
3. Подвижные игры (повторение изученных игр, разучивание новой игры).
4. Игры малой подвижности
5. Итог занятия.
Независимо от способов организации занятия сохраняются требования к оптимальной двигательной нагрузке учащихся в зависимости от их подготовленности и с учетом техники безопасности для предупреждения травм на занятии. Занятия проходят в игровой форме. В занятие включаются игры из разных разделов. При объяснении игры, подразумевает знакомство детей с историей её возникновения.
Игра должна приносить радость. Не заставляем ребенка играть, а создаем условия для возникновения интереса. Создаем в игре непринужденную обстановку. Не сдерживаем двигательную активность детей. Не навязываем детям игровой материал. Хвалим ребенка за успехи. Строим свое взаимоотношение с детьми на взаимном доверии, искренне разделяем с ним радость. Игры проводятся в проветренном помещении или на свежем воздухе. Некоторые игры планируются на осенний период, другие на зимний, весенний.
Объяснение правил игры должно быть кратким, четким, но понятным, ярким и образным. Сопровождается показом, демонстрацией отдельных этапов игры.
В конце каждой четверти, во время каникул, проводится «День любимых игр»- это занятие - праздник, который является своеобразным итогом работы. Ребята играют в понравившиеся игры, рассказывают об истории возникновения игр.
Для реализации программы необходимо помещение спортивного зала, спортивная площадка. Для многих игр нужны: мяч, скакалка, мел.
5. Литература:
1. Большая энциклопедия игр- М.: издательство «Росмен-пресс», 2002-352с.
2.Детские подвижные игры народов СССР\ сост.А.В.Кенеман – М.:Просвещение, 1989 .- 239 с.
3. Игры в школе\Для шк.возраста.- Минск: Харвест.М.: изд.АСТ 2000.
4. Игры \ энциклопедия – Челябинск 1995 г
5.Кузнецов В.С.Физкультурно оздоровительная работа в школе.М.,2003
6. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И. Лях., Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2006.
7. Минскин Е. М. Игры и развлечение в группе продлённого дня. Пособие для учителя – 3-е изд.М.: просвещение.1995г.
8.Степаненкова Э.Я.Теория и методика физического воспитания и развитии младшего школьника. М.,2001.
9.Эльконин Д.Б. Психология игры - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре 2 класс по программе В.И. Лях
Рабочая программа по физической культуре для 2 класса по программа В.И. Лях....
Рабочая программа по физической культуре 2 класс на основе авторской программы В.И. Лях
Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по физической культуре для 4 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы» автор Лях В.И.
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной образовательной программы, Комплексной п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО физической культуре Вторая группа раннего развития. Образовательная область «Физическое развитие»
Рабочая программа по физической культуре для детей второй группы раннего возраста (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ...
рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс
рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...
Рабочая программа по физической культуре 1 класс с КТП на основе авторской программы по физической культуре А.П. Матвеева .
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...