Открытый урок литературного чтения
план-конспект урока (2 класс)

Фатина Людмила Фёдоровна

Тема: Л. Н. Толстой «Филипок».

Тип урока: урок изучения нового материала

Задачи урока:

  • Познакомить с новыми фактами биографии Л.Н. Толстого;
  • Познакомить с содержанием рассказа Л. Н. Толстого;
  • Учить восстанавливать текст произведения по сюжетным рисункам;
  • Учить определять главную мысль рассказа Л.Н. Толстого.
  • Работать над навыками осмысленного, правильного чтения.
  • Учить работать с текстом.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научатся воспринимать на слух произведение;
  • Научатся давать характеристику героям;
  • Научатся соотносить смысл пословицы с текстом;
  • Научатся давать характеристику героям.

Метапредметные:

  • Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • Определять степень успешности своей работы на уроке.

Личностные:

  • Умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Проявлять интерес к чтению.
  • Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, смайлики для рефлексии, выставка «Читаем книги Л. Н. Толстого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_filipok.docx41.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дракинская средняя общеобразовательная школа».

Открытый урок

Литературного чтения,

проведённого во 2 классе.

Провела

на заседании РМО

учителей начальных классов

Фатина Л. Ф.,

учитель начальных классов.

Ноябрь

2023/2024 учебный год

Тема: Л. Н. Толстой «Филипок».

Тип урока: урок изучения нового материала

Задачи урока:

  • Познакомить с новыми фактами биографии Л.Н. Толстого;
  • Познакомить с содержанием рассказа Л. Н. Толстого;
  • Учить восстанавливать текст произведения по сюжетным рисункам;
  • Учить определять главную мысль рассказа Л.Н. Толстого.
  • Работать над навыками осмысленного, правильного чтения.
  • Учить работать с текстом.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научатся воспринимать на слух произведение;
  • Научатся давать характеристику героям;
  • Научатся соотносить смысл пословицы с текстом;
  • Научатся давать характеристику героям.

Метапредметные:

  • Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • Определять степень успешности своей работы на уроке.

Личностные:

  • Умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Проявлять интерес к чтению.
  • Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, смайлики для рефлексии, выставка «Читаем книги Л. Н. Толстого.

Ход урока

  1. Организационная часть.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха.

- Присаживайтесь.

- Какой урок у нас начался?

(Урок литературного чтения) Слайд 1.

  1. Актуализация знаний.

А) Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам.

- С произведениями какого писателя вы познакомились на прошлом уроке?

(Ответы обучающихся).

- У кого в жизни был случай, похожий на случай, рассказанный в рассказе «Правда всего дороже?»

(Ответы обучающихся)

- За что отец поблагодарил сына?

(Ответы обучающихся)

- Понравился ли вам поступок мальчика и почему?

(Это было очень смело. Мальчик сумел побороть свой страх. Он был готов

ответить за свой поступок.)

Работа в парах. Соотнесение начала и конца пословицы.

- Соотнесите начало и окончание пословиц и определите, какая пословица походит к нашему рассказу.

Всякий правду любит,

а она всё наружу выйдет.

За одну правду хвалят,

да не всякий её скажет.

Засыпь правду золотом, затопчи в грязь

а за другую бьют.

Б. Мотивация учебной деятельности.

Организация познавательной деятельности.

Отгадывание загадок о школе

Отметки, замечания

Учитель пишет в нем.

Уроков расписание

Мы тоже в нем найдем.

Хранит и бережет его

Примерный ученик.

Пятерок в нем полным полно-

Как документ … (дневник)

Шел урок, а он молчал.

Перемену, видно, ждал.

Только кончился урок,

Сразу прозвенел… (звонок).

Будем весь урок писать,

Пригодится нам … (тетрадь).

- Что общего между всеми этими загадками?

(все загадки о школе)

-Где мы с вами находимся?

 (Ответы обучаюшихся)

-Как называют детей, которые учатся в школе?

(ответы детей)

- Зачем вы ходите в школу?

(Ответы обучающихся)

В) Речевая разминка Слайд 2.

Ученик учил уроки-

У него в чернилах щёки.

- Прочитайте жужжащим чтением.

- Почитайте с радостью.

- Прочитайте скороговоркой.

- О чем мы сегодня будем читать новое произведение?

(о школе)

Слайд №3.

-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л. Н Толстого. Мы перенесемся в то время когда он жил. Тогда было ещё очень мало школ, а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться.

Слайд №4

Г) Введение в тему урока

Беседа по картине

Перед вами репродукция картины Н.П. Богданова-Бельского. Рассмотрите её.

- Кого вы видите на картине?

(Ответы обучающихся)

- Где они находятся?

  (в школе)

(Ответы обучающихся)

-Была ли в то время у детей школьная форма?

(Ответы обучающихся)

      - Так выглядели ученики в 19 веке.

      - в городе или в селе находится эта школа?

-Сейчас мы узнаем, как связан с деревенской школой Л. Н. Толстой.

Г) Введение в тему урока

Вступительная беседа (сообщение обучающихся).

Л. Н. Толстой открыл  в усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей.

Книг для детей, простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда  много работы, он нашёл время для детских учебных книг, написал учебник для ребятишек и сам учил их.

    В школе Л. Н. Толстого дети учились читать, писать, считать.

Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был перерыв. После занятий Л. Н. Толстой рассказывал что-нибудь интересное, показывал гимнастические упражнения, играл с ребятами в городки, летом ходил в лес или на речку, зимой катался на санях с горки. Дети любили своего учителя и с удовольствием ходили в школу.

Школу посещали от 30 до 40 человек детей разного возраста от 7 до 14 лет.

Л. Н. Толстой был не только писателем, а и педагогом-наставником для детей. Эта тема сегодня актуальна. Потому что 2023 год в нашей стране объявлен годом педагога и наставника.

После открытия школы в Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой помог открыть ещё 20 школ в ближайших деревнях.

  1. Постановка учебной цели и задачи.

- По названию первых букв из древнерусского алфавита составьте слово, которое будет являться названием произведения, которое  мы будем изучать на уроке.

ФЕРТ

ИЖЭ

ЛЮДИ

ИЖЭ

ПОКОЙ

ОН

КАКО

Ф

и

л

и

п

о

к

- Кто такой Филипок?

(Ответы обучающихся)

- Почему вы так решили?

(Автор его называет ласково: Филипок).

- Цель нашего урока – узнать кто такой Филипок, какими чертами характера он обладает, и подумать, обладаете ли вы такими качествами.

  1. Работа над  новым материалом.

           «Открытие нового знания»

          А) Первичное восприятие текста

- Я буду читать произведение, вы внимательно слушайте, так как после чтения мы определим, кто из вас был более точен при прогнозировании.

- О ком эта история?

- Подтвердились ли ваши предположения?

В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе. Это рассказ-быль.

  1. Физкультминутка

(Дети встают, размахивают руками, качаются в разные стороны, поют).

Вдоль по улице метелица метет,

Скоро все она дорожки замете.

Ай, жги, жги , жги говори.

Скоро все она дорожки заметет.

(Дети делают руками быстрые движения, как будто что-то надевают или пристегивают)

Запрягаем мы в сани лошадей.

В лес поедем за дровами поскорей.

Ай, жги, жги, жги говори.

В лес поедем за дровами поскорей.

(Дети вприпрыжку бегут все скорее и скорее).

Рысью друг за другом поспешим

И скорёхонько до леса докатим.

Ай, жги, жги, жги, говори

И скорёхонько до леса докатим.

(Внезапно остановились, пошли медленнее. Это приехали в лес.

Топорами мы ударим дружно в ряд.\

Только щепочки по лесу полетят.

(Руками дети показывают, как рубили лес.В конце концов все устали от работы.).

А из леса мы тихонько пойдём.

И в ладоши так прихлопывать начнём.

А ногами-то притоптывать все враз.

Ну теперь мороз не страшен-то для нас.

  1. Повторное чтение и углубленный анализ произведения.

- Давайте перечитаем текст еще раз и попробуем ответить на вопрос: «Каков Филипок?»

1 часть – чтение «цепочкой».

Какие действующие лица появились здесь? (Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята).

Что узнали о матери?

Что узнали об отце?

Что узнали о бабушке?

Что узнали о ребятах?

Что узнали о Филипке?

Филипок хотел идти в школу, просился, просился у матери, чтобы она отдала его учиться.

- А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе.)

- Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делает молча, никому не говоря.)

Словарная работа Слайд №6

Падённая работа – оплачиваемая по дням, производимая за рабочий день.

2) 2 часть – чтение с остановками.

    Школа была за селом у церкви. Когда  Филипп шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой - большая собака Волчок.

Словарная работа

«Слобода» -большое село, деревня

-Что сделал Филиппок?

    Филиппок бросился бежать, собаки за ним. Филиппок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: «Куда ты, пострелёнок, один бежишь?»

Филиппок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

Словарная работа

Пастрелёнок – непоседа, шалун
Полы – нижняя часть раскрывающейся впереди одежды

Во весь дух – очень быстро

-Куда побежал Филиппок?

Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят.

На Филиппка нашёл страх: «Что как учитель меня прогонит?» И стал он

думать, что ему делать. Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится.

-Что же было дальше?

    Шла мимо школы баба с ведром и говорит: «Все учатся, а ты что тут стоишь?» Филиппок пошёл в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь.

Какие новые действующие лица появились? (Мужик, баба с ведром).

Что вы можете сказать о мужике, какой он?

Что можно сказать о бабе?

Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу? (Он боялся).

3 часть – чтение подготовленного ученика,

- Как вошел Филипок в школу?

 (Он снял шапку, вошел тихо.)

- Какие чувства он испытывал? Докажите словами из текста.

(«А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал.»)

-Почему на вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал?

- А какие чувства испытали бы вы, окажись на месте Филипка?

4 часть чтение по ролям

- Как вел себя Филипок после похвалы учителя?

- Что он сказал? ("Я бедовый...")

Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что он сможет учиться )

Словарная работа

Бедовый – шустрый. смелый, сообразительный.

- Какая черта характера ещё проявляется в Филипке?

(Хвастовство)

Что изменилось в жизни Филипка в конце?

Филипок стал ходить с ребятами в школу.

7 Составление словесного портрета героя.

У вас на столе лежат карточки со словами. Выберите те слова, которые говорят нам  о том, каков Филипок.

Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышлёный, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, серьёзный, целеустремлённый.

(Смелый (один отправился в школу), бесстрашный (не испугался собак), робкий (смутился перед незнакомым человеком), любознательный и смышлёный (научился складывать буквы, когда брат читал), целеустремлённый (очень хотел учиться), весёлый.)

- Каким вы представляете себе учителя?

 ( Учитель добрый, не прогнал мальчика, погладил его по голове, стал спрашивать, слушал его внимательно, засмеялся, когда Филиппок читал своё имя, пообещал поговорить с мамой, чтобы та отпускала мальчика в школу).

  1. Работа над главной идеей произведения.

- Какие ещё качества есть у Филиппка, они  просматривается во всех частях произведения? ( настойчивость, упорство, стремление к достижению целей)

На доске фразы из произведения о Филипке. Давайте составим словесный портрет Филипка, вспомнив то, что уже говорили и добавив что-то новое. В этом вам поможет текст- подсказка. Работать будем коллективно.

Слайд №7.

Филиппок это … … мальчик. ( маленький, деревенский)

Жил в … семье. (крестьянской)

У него были мама, …, …, старший  … . (папа, бабушка, брат)

Костюшка ходил в школу.

Филиппок был … и тоже хотел … . (любознательный, учиться)

Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя.(смелым и настойчивым)

Он упорно добивался своей цели.

Учитель … Филиппку … в школе. (разрешил, учиться)

- Как вы думаете, как будет учиться этот мальчик?

- Кто хотел бы быть похожим на него?

- А что для этого надо? (Стремление, старание).

- Какая у него цель?

(Хорошая, благородная.)

- Мог ли писатель дать другое название рассказу?

- Как относится автор к своему герою?  

( по-доброму, одобряет поступок Филиппка)

- Чему научил вас  этот текст    

(добиваться своей цели, не бояться)

  1. Итог урока.

А) Работа с пословицами Слайд №8.

-Какая из предложенных пословиц подходит к этому произведению?

  • Один за всех, а все за одного.
  • Друзья познаются в беде.
  • Грамоте учиться всегда пригодится.
  • Добра желаешь – добро и делай.

Б) беседа по вопросам

- Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?

- Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?

10.  Рефлексия.

- Что понравилось на уроке?

- Как бы вы оценили свою работу?

Красный смайлик - всё понял, понравилась работа в парах и группах;

Жёлтый - некоторые моменты на уроке были непонятны, не всегда был согласен с мнением товарищей;

Синий – на уроке ничего не понял, работа в парах и группах не понравилась, был не согласен с мнением одноклассников.

Домашнее задание.

 Какое бы домашнее задание хотели  выполнить вы? (Чтение по ролям, картинный план.)

Домашнее задание:(вытягивание тетрадочки):

Красный - подготовить рассказ о Филиппке и нарисовать его.

Синий – читать, пересказывать весь текст.

Зелёный – составить вопросы к тексту.  

Я предлагаю вам написать письмо Филипку о себе, о своей школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения.Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер «Стихи и сказки»

Тема:  Внеклассное  чтение   Б. Заходер  « Стихи и сказки»Цели:ознакомить с творчеством писателя,  главными героями которых являются животные;развивать навыки выразительн...

Открытый урок литературного чтения на этапе обучения чтению

Ценностные ориентиры. Формирование нравственного смысла учения.Прогнозируемые результаты обучения. Личностные. Осознание языка как основного средства человеческого общения.Метапредметные. Умение испол...