Открытый урок литературного чтения
план-конспект урока (2 класс)
Тема: Л. Н. Толстой «Филипок».
Тип урока: урок изучения нового материала
Задачи урока:
- Познакомить с новыми фактами биографии Л.Н. Толстого;
- Познакомить с содержанием рассказа Л. Н. Толстого;
- Учить восстанавливать текст произведения по сюжетным рисункам;
- Учить определять главную мысль рассказа Л.Н. Толстого.
- Работать над навыками осмысленного, правильного чтения.
- Учить работать с текстом.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Научатся воспринимать на слух произведение;
- Научатся давать характеристику героям;
- Научатся соотносить смысл пословицы с текстом;
- Научатся давать характеристику героям.
Метапредметные:
- Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- Определять степень успешности своей работы на уроке.
Личностные:
- Умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Проявлять интерес к чтению.
- Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, смайлики для рефлексии, выставка «Читаем книги Л. Н. Толстого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rasskazu_filipok.docx | 41.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Дракинская средняя общеобразовательная школа».
Открытый урок
Литературного чтения,
проведённого во 2 классе.
Провела
на заседании РМО
учителей начальных классов
Фатина Л. Ф.,
учитель начальных классов.
Ноябрь
2023/2024 учебный год
Тема: Л. Н. Толстой «Филипок».
Тип урока: урок изучения нового материала
Задачи урока:
- Познакомить с новыми фактами биографии Л.Н. Толстого;
- Познакомить с содержанием рассказа Л. Н. Толстого;
- Учить восстанавливать текст произведения по сюжетным рисункам;
- Учить определять главную мысль рассказа Л.Н. Толстого.
- Работать над навыками осмысленного, правильного чтения.
- Учить работать с текстом.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Научатся воспринимать на слух произведение;
- Научатся давать характеристику героям;
- Научатся соотносить смысл пословицы с текстом;
- Научатся давать характеристику героям.
Метапредметные:
- Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- Определять степень успешности своей работы на уроке.
Личностные:
- Умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Проявлять интерес к чтению.
- Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, смайлики для рефлексии, выставка «Читаем книги Л. Н. Толстого.
Ход урока
- Организационная часть.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха.
- Присаживайтесь.
- Какой урок у нас начался?
(Урок литературного чтения) Слайд 1.
- Актуализация знаний.
А) Проверка домашнего задания
Беседа по вопросам.
- С произведениями какого писателя вы познакомились на прошлом уроке?
(Ответы обучающихся).
- У кого в жизни был случай, похожий на случай, рассказанный в рассказе «Правда всего дороже?»
(Ответы обучающихся)
- За что отец поблагодарил сына?
(Ответы обучающихся)
- Понравился ли вам поступок мальчика и почему?
(Это было очень смело. Мальчик сумел побороть свой страх. Он был готов
ответить за свой поступок.)
Работа в парах. Соотнесение начала и конца пословицы.
- Соотнесите начало и окончание пословиц и определите, какая пословица походит к нашему рассказу.
Всякий правду любит, | а она всё наружу выйдет. |
За одну правду хвалят, | да не всякий её скажет. |
Засыпь правду золотом, затопчи в грязь | а за другую бьют. |
Б. Мотивация учебной деятельности.
Организация познавательной деятельности.
Отгадывание загадок о школе
Отметки, замечания
Учитель пишет в нем.
Уроков расписание
Мы тоже в нем найдем.
Хранит и бережет его
Примерный ученик.
Пятерок в нем полным полно-
Как документ … (дневник)
Шел урок, а он молчал.
Перемену, видно, ждал.
Только кончился урок,
Сразу прозвенел… (звонок).
Будем весь урок писать,
Пригодится нам … (тетрадь).
- Что общего между всеми этими загадками?
(все загадки о школе)
-Где мы с вами находимся?
(Ответы обучаюшихся)
-Как называют детей, которые учатся в школе?
(ответы детей)
- Зачем вы ходите в школу?
(Ответы обучающихся)
В) Речевая разминка Слайд 2.
Ученик учил уроки-
У него в чернилах щёки.
- Прочитайте жужжащим чтением.
- Почитайте с радостью.
- Прочитайте скороговоркой.
- О чем мы сегодня будем читать новое произведение?
(о школе)
Слайд №3.
-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л. Н Толстого. Мы перенесемся в то время когда он жил. Тогда было ещё очень мало школ, а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей вообще не могли учиться.
Слайд №4
Г) Введение в тему урока
Беседа по картине
Перед вами репродукция картины Н.П. Богданова-Бельского. Рассмотрите её.
- Кого вы видите на картине?
(Ответы обучающихся)
- Где они находятся?
(в школе)
(Ответы обучающихся)
-Была ли в то время у детей школьная форма?
(Ответы обучающихся)
- Так выглядели ученики в 19 веке.
- в городе или в селе находится эта школа?
-Сейчас мы узнаем, как связан с деревенской школой Л. Н. Толстой.
Г) Введение в тему урока
Вступительная беседа (сообщение обучающихся).
Л. Н. Толстой открыл в усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей.
Книг для детей, простых и понятных, было очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы, он нашёл время для детских учебных книг, написал учебник для ребятишек и сам учил их.
В школе Л. Н. Толстого дети учились читать, писать, считать.
Уроки в школе начинались в восемь часов утра и зачастую продолжались до двух часов дня; с двух до пяти часов был перерыв. После занятий Л. Н. Толстой рассказывал что-нибудь интересное, показывал гимнастические упражнения, играл с ребятами в городки, летом ходил в лес или на речку, зимой катался на санях с горки. Дети любили своего учителя и с удовольствием ходили в школу.
Школу посещали от 30 до 40 человек детей разного возраста от 7 до 14 лет.
Л. Н. Толстой был не только писателем, а и педагогом-наставником для детей. Эта тема сегодня актуальна. Потому что 2023 год в нашей стране объявлен годом педагога и наставника.
После открытия школы в Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой помог открыть ещё 20 школ в ближайших деревнях.
- Постановка учебной цели и задачи.
- По названию первых букв из древнерусского алфавита составьте слово, которое будет являться названием произведения, которое мы будем изучать на уроке.
ФЕРТ | ИЖЭ | ЛЮДИ | ИЖЭ | ПОКОЙ | ОН | КАКО |
Ф | и | л | и | п | о | к |
- Кто такой Филипок?
(Ответы обучающихся)
- Почему вы так решили?
(Автор его называет ласково: Филипок).
- Цель нашего урока – узнать кто такой Филипок, какими чертами характера он обладает, и подумать, обладаете ли вы такими качествами.
- Работа над новым материалом.
«Открытие нового знания»
А) Первичное восприятие текста
- Я буду читать произведение, вы внимательно слушайте, так как после чтения мы определим, кто из вас был более точен при прогнозировании.
- О ком эта история?
- Подтвердились ли ваши предположения?
В основу произведения положен случай, который сам Лев Николаевич наблюдал в своей школе. Это рассказ-быль.
- Физкультминутка
(Дети встают, размахивают руками, качаются в разные стороны, поют).
Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дорожки замете.
Ай, жги, жги , жги говори.
Скоро все она дорожки заметет.
(Дети делают руками быстрые движения, как будто что-то надевают или пристегивают)
Запрягаем мы в сани лошадей.
В лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги, жги, жги говори.
В лес поедем за дровами поскорей.
(Дети вприпрыжку бегут все скорее и скорее).
Рысью друг за другом поспешим
И скорёхонько до леса докатим.
Ай, жги, жги, жги, говори
И скорёхонько до леса докатим.
(Внезапно остановились, пошли медленнее. Это приехали в лес.
Топорами мы ударим дружно в ряд.\
Только щепочки по лесу полетят.
(Руками дети показывают, как рубили лес.В конце концов все устали от работы.).
А из леса мы тихонько пойдём.
И в ладоши так прихлопывать начнём.
А ногами-то притоптывать все враз.
Ну теперь мороз не страшен-то для нас.
- Повторное чтение и углубленный анализ произведения.
- Давайте перечитаем текст еще раз и попробуем ответить на вопрос: «Каков Филипок?»
1 часть – чтение «цепочкой».
Какие действующие лица появились здесь? (Мальчик Филипп, мать, отец, бабушка, ребята).
Что узнали о матери?
Что узнали об отце?
Что узнали о бабушке?
Что узнали о ребятах?
Что узнали о Филипке?
Филипок хотел идти в школу, просился, просился у матери, чтобы она отдала его учиться.
- А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе.)
- Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делает молча, никому не говоря.)
Словарная работа Слайд №6
Падённая работа – оплачиваемая по дням, производимая за рабочий день.
2) 2 часть – чтение с остановками.
Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой - большая собака Волчок.
Словарная работа
«Слобода» -большое село, деревня
-Что сделал Филиппок?
Филиппок бросился бежать, собаки за ним. Филиппок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: «Куда ты, пострелёнок, один бежишь?»
Филиппок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.
Словарная работа
Пастрелёнок – непоседа, шалун
Полы – нижняя часть раскрывающейся впереди одежды
Во весь дух – очень быстро
-Куда побежал Филиппок?
Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят.
На Филиппка нашёл страх: «Что как учитель меня прогонит?» И стал он
думать, что ему делать. Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится.
-Что же было дальше?
Шла мимо школы баба с ведром и говорит: «Все учатся, а ты что тут стоишь?» Филиппок пошёл в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь.
Какие новые действующие лица появились? (Мужик, баба с ведром).
Что вы можете сказать о мужике, какой он?
Что можно сказать о бабе?
Почему мальчик без этого «подталкивания» не входил в школу? (Он боялся).
3 часть – чтение подготовленного ученика,
- Как вошел Филипок в школу?
(Он снял шапку, вошел тихо.)
- Какие чувства он испытывал? Докажите словами из текста.
(«А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал.»)
-Почему на вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал?
- А какие чувства испытали бы вы, окажись на месте Филипка?
4 часть чтение по ролям
- Как вел себя Филипок после похвалы учителя?
- Что он сказал? ("Я бедовый...")
Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий. Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что он сможет учиться )
Словарная работа
Бедовый – шустрый. смелый, сообразительный.
- Какая черта характера ещё проявляется в Филипке?
(Хвастовство)
Что изменилось в жизни Филипка в конце?
Филипок стал ходить с ребятами в школу.
7 Составление словесного портрета героя.
У вас на столе лежат карточки со словами. Выберите те слова, которые говорят нам о том, каков Филипок.
Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышлёный, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, серьёзный, целеустремлённый.
(Смелый (один отправился в школу), бесстрашный (не испугался собак), робкий (смутился перед незнакомым человеком), любознательный и смышлёный (научился складывать буквы, когда брат читал), целеустремлённый (очень хотел учиться), весёлый.)
- Каким вы представляете себе учителя?
( Учитель добрый, не прогнал мальчика, погладил его по голове, стал спрашивать, слушал его внимательно, засмеялся, когда Филиппок читал своё имя, пообещал поговорить с мамой, чтобы та отпускала мальчика в школу).
- Работа над главной идеей произведения.
- Какие ещё качества есть у Филиппка, они просматривается во всех частях произведения? ( настойчивость, упорство, стремление к достижению целей)
На доске фразы из произведения о Филипке. Давайте составим словесный портрет Филипка, вспомнив то, что уже говорили и добавив что-то новое. В этом вам поможет текст- подсказка. Работать будем коллективно.
Слайд №7.
Филиппок это … … мальчик. ( маленький, деревенский)
Жил в … семье. (крестьянской)
У него были мама, …, …, старший … . (папа, бабушка, брат)
Костюшка ходил в школу.
Филиппок был … и тоже хотел … . (любознательный, учиться)
Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя.(смелым и настойчивым)
Он упорно добивался своей цели.
Учитель … Филиппку … в школе. (разрешил, учиться)
- Как вы думаете, как будет учиться этот мальчик?
- Кто хотел бы быть похожим на него?
- А что для этого надо? (Стремление, старание).
- Какая у него цель?
(Хорошая, благородная.)
- Мог ли писатель дать другое название рассказу?
- Как относится автор к своему герою?
( по-доброму, одобряет поступок Филиппка)
- Чему научил вас этот текст
(добиваться своей цели, не бояться)
- Итог урока.
А) Работа с пословицами Слайд №8.
-Какая из предложенных пословиц подходит к этому произведению?
- Один за всех, а все за одного.
- Друзья познаются в беде.
- Грамоте учиться всегда пригодится.
- Добра желаешь – добро и делай.
Б) беседа по вопросам
- Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?
- Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?
10. Рефлексия.
- Что понравилось на уроке?
- Как бы вы оценили свою работу?
Красный смайлик - всё понял, понравилась работа в парах и группах;
Жёлтый - некоторые моменты на уроке были непонятны, не всегда был согласен с мнением товарищей;
Синий – на уроке ничего не понял, работа в парах и группах не понравилась, был не согласен с мнением одноклассников.
Домашнее задание.
Какое бы домашнее задание хотели выполнить вы? (Чтение по ролям, картинный план.)
Домашнее задание:(вытягивание тетрадочки):
Красный - подготовить рассказ о Филиппке и нарисовать его.
Синий – читать, пересказывать весь текст.
Зелёный – составить вопросы к тексту.
Я предлагаю вам написать письмо Филипку о себе, о своей школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения.Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер «Стихи и сказки»
Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер « Стихи и сказки»Цели:ознакомить с творчеством писателя, главными героями которых являются животные;развивать навыки выразительн...
конспект открытого урока литературного чтения Л.Кассиль "У классной доски", с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Данный урок проводился в 4 классе с использованием приемов технологии развития критического мышления...
Открытый урок литературного чтения на этапе обучения чтению
Ценностные ориентиры. Формирование нравственного смысла учения.Прогнозируемые результаты обучения. Личностные. Осознание языка как основного средства человеческого общения.Метапредметные. Умение испол...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Презентация для открытого урока литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе
Презентация кейс-заданий...