Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
материал (4 класс)

Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дополнительные материалы914.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                                                                                                                                             

                                                                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 3                                                                        

                                                                                                                                                                                                       

В.А. Осеева «Волшебное слово».

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.

— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...

— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик. — Я скоро совсем убегу из дому.

— Убежишь?

— Убегу! Из-за одной Ленки убегу — Павлик сжал кулаки — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...

Павлик засопел от обиды.

— Пустяки! — сказал старик.— Один поругает, другой пожалеет.

— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

— Что же, не берет тебя брат?

— А почему вы всё спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду.

— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...

Павлик раскрыл рот

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь...

— А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки Он прошептал что-то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймет волшебное слово!»

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал: — Лена, дай мне одну краску. . пожалуйста...

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола она смущённо пробормотала:

— Какую тебе?

— Мне синюю. — робко сказал Павлик.Он взял краску, подержал её в руках походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими рукам повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.

Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, глазах, в улыбке...

— Горяченького... горяченького 3axoтел голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щёки.

«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

— Возьми меня, пожалуйста.

За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

— Возьми его, — вдруг сказала сестра — Что тебе стоит.

— Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.

— Пожалуйста, — повторил Павлик.

Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

«Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

                                                                                                                                                     

                                                                                                             

                                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ситуация для 1 группы.

Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Вы именинник и как поэтому себя поведете?

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

1.Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание.)

2.Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок - не важно, себе - лучший. (Конкуренция.)

3.Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.)

4.Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.)

5.Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он

весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы

бы съели. (Компромисс.)

Выполните задания.

1.Прочитайте ситуацию

2.Обсудите её

3.Выберите стратегию поведения при решении данной ситуации из предложенных вариантов.  

Ответьте на вопросы.

-Почему вы выбрали именно эту стратегию поведения?

- Кто остался в выигрыше?                                                                                         

                                                                                                           

                                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ситуация для 2 группы.

 Родители отправляют тебя выполнять домашнее задание, а ты хочешь играть в компьютерные игры

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

  1.  Остаешься за компьютером, и не идёшь делать уроки. (Конкуренция.)
  2.  Чтобы родители остались спокойны и дали поиграть и в дальнейшем, быстро делаешь все уроки. (Избегание).
  3. Сохраняешь игру и идешь делать уроки, затем снова садишься за компьютер. (Сотрудничество).

  1.  Без большого желания отправляешься сразу выполнять домашнее задание. ( Приспособление).

  1. Еще немного играешь, выключаешь компьютер и садишься за    уроки (Компромисс).

Выполните задания.

1.Прочитайте ситуацию

2.Обсудите её

3.Выберите стратегию поведения при решении данной ситуации из предложенных вариантов.  

Ответьте на вопросы.

-Почему вы выбрали именно эту стратегию поведения?

- Кто остался в выигрыше?

                                                                                             

                                                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 Ситуация для 3 группы.

 У твоего друга серьезные проблемы с решением задач по математике, поэтому он постоянно просит у тебя списать. И ты разрешаешь ему списывать. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она вызвала тебя и сказала, что ты оказываешь другу «Медвежью услугу». И если еще раз ты дашь ему списать, то  у тебя и твоего друга  будут отрицательные оценки.

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

 1. С этого дня ты ни разу не дашь списать задачи. (Конкуренция).

2. Обещаешь другу, что подумаешь над тем, дать или нет ему списать  задание. (Избегание).

 3. Предлагаешь не списывать готовое решение задачи, а позаниматься с ним, объяснить, как решать такие задачи. (Сотрудничество).

 4. Продолжаешь давать списывать, несмотря на предупреждения учителя. (Приспособление).

 5. Даешь другу списать начало, а дальше пусть он решает сам. (Компромисс).

Выполните задания.

1.Прочитайте ситуацию

2.Обсудите её

3.Выберите стратегию поведения при решении данной ситуации из предложенных вариантов.  

Ответьте на вопросы.

-Почему вы выбрали именно эту стратегию поведения?

- Кто остался в выигрыше?

                                                                                                           

                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ситуация для 4 группы.

 Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и поэтому поздно ложишься спать. Они запретили тебе заниматься за компьютером и даже стали забирать, уходя из дома, сетевой шнур. Тебя это не устраивает.

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

 1. В тайне найдешь шнур и продолжишь играть.( Конкуренция).

 2. Обещаешь исправиться и просишь шнур. (Избегание).

 3. Предлагаешь родителям вовремя ложиться спать, соблюдать режим. (Сотрудничество).

 4. Безоговорочно идешь на условия родителей. (Приспособление).

 5. Просишь шнур взамен на условия родителей. (Компромисс).

 

 Выполните задания.

1.Прочитайте ситуацию

2.Обсудите её

3.Выберите стратегию поведения при решении данной ситуации из предложенных вариантов.  

Ответьте на вопросы.

-Почему вы выбрали именно эту стратегию поведения?

- Кто остался в выигрыше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "В.Осеева-Волшебное слово"

Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока:В.Осеева «Волшебное слово»Цели: познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой "волшебное слово": развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои ...

2 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: В. Осеева. «Волшебное слово».

Тема: В. Осеева. «Волшебное слово».Тип: открытие нового знания.Цель: ознакомить детей с рассказом В. А. Осеевой «Волшебное слово».Планируемые результаты:Личностные: научатся осознавать свои возможност...

• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)

Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения  в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...