конспект открытого урока литературного чтения Л.Кассиль "У классной доски", с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Ирина Ананьевна Шигина

 Данный урок проводился в 4 классе с использованием приемов технологии развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx34.71 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет Литературное чтение 

Урок  №2

Тема урока:_Лев Кассиль «У классной доски»-продолжение

Тип урока:  Урок  обобщения и систематизации знаний с использование приемов технологии критического мышления

Деятельностная цель: создать условия для  полноценного восприятия идейно-художественного смысла произведения Л Кассиля «У классной доски»

Образовательная цель: продолжать развивать умение анализировать прочитанное произведение

Формирование УУД:

Личностные результаты:

1. Развивать умение высказывать своё мнение, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3.Проявление интереса и желания познавать во время чтения и слушания произведения.

4.Терпимое отношение к мнению других читателей.

5. Воспитание патриотизма

Познавательные УУД

1.  Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

2. Находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД

1.Развивать умение слушать, вступать в диалог, умение рассуждать и понимать речь других.

2.Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопрос.

4.Умение работать  в группах, принимать участие в коллективном

обсуждении проблем.

5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться высказывать своё предположение (версию) .

3. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности

№ п/п

Этапы

Содержание урока

Деятельность обучающихся

УУД

1

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок - к нам в класс пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Спасибо, присаживайтесь.

приветствуют   гостей

Личностные УУД

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

Самоорганизация и организация своего рабочего места.

Коммуникативные  УУД

 Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2

Проверка домашнего задания

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, с каким произведением мы познакомились ? (Л.Кассиль «У классной доски»).

 - Верно. Назовите главных героев? (Учительница Ксения Андреевна, Костя Рожков, его  одноклассники -Сеня Пичугин, Шура Капустина)

-Что вы приготовили к сегодняшнему уроку? ( рисунки главных героев, словесный портрет учительницы 

Выставка портретов героев рассказа.

Озвучивание словесного портрета учительницы Ксении Андреевны

Познавательные  УУД

Находить  и выделять  необходимую информацию в  учебнике

Находить ответы на вопросы, работать  с текстом.

Коммуникативные УУД

Строить понятные высказывания, формулировать собственное мнение.

Умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3

Введение в тему урока

-Сегодня мы продолжим знакомство с произведением Л. Кассиля «У классной доски».

-Поставьте цель урока.

События каких лет описаны в произведении Л.Кассиля?  

Учитель:  А кто может ответить на вопрос: что такое война? Что она несет с собой? 

Учитель:  События этих годов нашли свое отражение не только в творчестве писателей, но и в музыкальных произведениях. Сейчас мы услышим песню  «Священная война». Она была написана 24 июня 1941 года. 

Слова - В. И. Лебедева-Кумача, музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Премьера песни состоялась на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. 

С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Так начался путь песни, славный и долгий.

Учитель: Давайте и мы, в знак нашего уважения и гордости за свой народ, послушаем песню стоя!

Звучит песня «Священная война»

Учитель: Спасибо, ребята, присаживайтесь.

Ответы и рассуждения учащихся

 Формируют цель урока.

(События Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.)  

(Смерть, разрушения, горе…)

Слушают стоя исполнение песни «Священная война»

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные  УУД  

Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

4

Стадия «Вызов (Актуализация знаний)

      Учитель: Почему война 1941-1945 гг. называется Великая Отечественная? (Потому, что люди защищали свое Отечество)

А как вы понимаете слово «Отечество»? (Это Родина, это страна, это дом, это город, это семья, это двор, это улица…)

Учитель: Правильно, ребята. Давайте порассуждаем: а какими качествами должен обладать народ, победивший фашизм? Внесем наши рассуждения  в «Корзину идей» (Предположения детей заносятся в таблицу №1 на доске).

Прием «Корзина идей» (таблица №1)

Наши предположения

Быть смелым и отважным

Ничего не бояться

Совершить подвиг

Любить свою Родину

Думать о погибших товарищах

Защитить свою семью

Учитель: Молодцы, вы отлично справились. Только ли  в бою людям нужно было обладать такими качествами? (Нет, и жителям городов и деревень они были необходимы) 

-А где находились герои нашего произведения? (В деревне)

Ответы и рассуждения учащихся

Составление «Корзины идей»

Познавательные  УУД

Находить  и выделять  необходимую информацию в  учебнике, словаре.  

Находить ответы на вопросы, работать  с текстом.

Коммуникативные УУД

Строить понятные высказывания, формулировать собственное мнение.

Умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5

Стадия «Осмысление».  Работа по теме урока.

Учитель: Вспомните разговор немцев с ребятами. Какие события происходят в отрывке? (Разговор немцев с ребятами) Почему именно к детям обратились немцы?

Чего же на самом деле хотели от ребят фашисты? Кто такие партизаны?

Как вели себя немцы? ( Жестоко, грубо…); 

Дети? (Мужественно, смело…);

Учительница (Отважно, невозмутимо, спокойно); 

Костя? (Мужественно и смело, взял весь удар на себя…). 

Какой момент вам показался самым напряжённым? (найдите в учебнике)

По ходу рассуждений учителем заполняется таблица №2

Учительница Ксения Андреевна

Была смелой и отважной

Костя Рожков

Совершил подвиг

Одноклассники

(Сеня Пичугин, Шура Капустина)

Ничего не боялись

Сплотились в момент опасности

Давайте посмотрим, обладают ли наши герои теми качествами, которыми должны обладать победители? (Сравниваем «в тылу» и «на фронте»)

Ответы и рассуждения учащихся

Составляют таблицу с качествами героев

Сравнивают качества героев в тылу и на фронте

Познавательные  УУД

Находить  и выделять  необходимую информацию в  учебнике, словаре.  

Находить ответы на вопросы, работать  с текстом.

Коммуникативные УУД

Строить понятные высказывания, формулировать собственное мнение.

Умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6

Физкультминутка

СОЛДАТИК

На одной ноге постой- ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ну, смелее подними.

Да гляди не упади!

А сейчас постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

А сейчас постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

Выполняют упражнения физминутки

Личностные УУД

Умение применять правила охраны своего здоровья.

7

Стадия «Осмысление».  Работа по теме урока. Продолжение

 Мы продолжаем работать по теме урока

Мы продолжаем знакомство с произведением Л.Кассиля. Воспользуемся приемом «Чтение с остановками».

 Нужно будет прочитать отрывок и составить 1-2 вопроса по содержанию. (знакомство с приемом «Тонкий вопрос и толстый вопрос»)

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто?

Что?

Может?

Когда…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…? Было ли…?

Согласны ли Вы…?

Верно ли…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Почему вы думаете…?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему Вы считаете…?

Дайте объяснение, почему…?

 Произведение большое, поэтому разделим его на части, а сами разделимся на группы. Итак: 1 группа-1 отрывок, 2 группа-2 отрывок, 3 группа-3 отрывок.и т.д.

После прочтения группы ( по очереди) выходят к доске и задают вопросы, а мы обсуждаем: был ли ответ полным и развернутым.

Чтение отрывков рассказа

 

Постановка тонких и толстых вопросов к тексту

Ответы на вопросы

Личностные УУД

Развивают  умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 

Коммуникативные УУД

Договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности, и оказывают в сотрудничестве взаимопомощь.

Предметные УУД

Развивают технику беглого , выразительного чтения.

Учатся построению тонких и толстых вопросов, готовят  ответы

8

Стадия «Рефлексия». Закрепление знаний.

Учитель: Подтвердились ли наши предположения об идее рассказа, которые мы высказывали на прошлом  уроке? Всегда ли по названию произведения, можно догадаться о его содержании?

1. Приём ТРКМ «Кластер»

Учитель: Обобщим наши знания. Составим кластер. Кто  сражался за победу в ВОВ? ( мужчины,женщины и дети) А какую роль выполняли дети и женщины? (Помогали партизанам, работали на заводах…)

Как мы одержали победу? (Сообща)

на фронте

Победа

мужчины

в партизанских отрядах

в тылу

дети

женщины

Учитель:  Кто победил в этой войне ?(Народ)Итак, вы увидели, что весь русский народ, от мала до велика, поднялся вслед за призывом песни на «смертный бой Многие погибли в этой войне. Была ли их гибель напрасной? Почему?

Учитель: Зачем,с какой целью писатель написал этот рассказ?

2. Приём ТРКМ «Синквейн»

Учитель: Мы убедились в том, что победа в Великой Отечественной войне – это победа всего русского народа. Поэтому тема синквейна  у нас такая: Народ

Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, составив синквейн.

Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам. Приведу пример: 

Народ

Мужественный, смелый.

Побеждает, защищает, страдает.

Когда мы едины- мы непобедимы.

Народ-победитель.

Ответы и рассуждения детей

Составляют Кластер «Победа»

Обобщают знания по теме урока

Составляют Синквейн  «Народ»

Личностные УУД

Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 

Коммуникативные УУД

Договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности, и оказывают в сотрудничестве взаимопомощь.

Предметные УУД

Использовать полученные знания на основе обобщения при составлении кластера и синквейна

9

Итог урока

Самооценка

Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. Скажите, понравился ли он вам? Что особенно запомнилось? Что стало неожиданным? Какое эмоциональное настроение у вас сейчас? Чему новому научились?

- Пропробуйте оценить свою работу на уроке с помощью «Звезного салюта» ( красны й цвет звезды- работал отлично, синий- работл хорошо, жёлтый цвет- мог бы работать лучше

Систематизируют полученные знания, высказывают свои впечатления от урока.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные УУД

Оценивание разного вида деятельности на уроке.

Регулятивные УУД

Формирование  умение адекватно оценивать свою деятельность.

10

Домашнее задание

Написать эссе на тему «Что такое подвиг?»

Записывают домашнее задание

Личностные УУД

Формировать наличие мотивации к работе на результат.  




Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Класс: 4«е»
Тема урока: Л.Кассиль «У классной_доски» -продолжение
Тип урока и его структура: систематизации и обобщения знаний с применением приемов технологии критического мышления через чтение и письмо

                      Данный урок идет седьмым по теме «Рассказы о детях», он продолжает знакомство с рассказом Л.Кассиля «У классной доски». На следующем уроке будет продолжение темы Великой отечественной войны и роли детей в этой войне (Рассказ В.Лидина «Завет»).

        При планировании данного урока были учтены психологические и физиологические особенности детей. В классе 5 человек слабоуспевающих, 8 сильных учащихся. В основном, дети очень любят рассуждать, высказывать свое мнение, анализировать, задавать вопросы, искать правильные ответы. Поэтому, при построении урока это было мной учтено.

         На протяжении всего урока происходит формирование УУД. К регулятивным УУД относятся умения детей: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия. К познавательным УУД относится - осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебной задачи. Формируются следующие коммуникативные УУД: умение вступать в диалог с одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умение слушать одноклассников, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Происходит формирование личностных УУД - положительное отношение к познавательной деятельности. На уроке формируются предметные УУД: умение находить ответы на вопросы учителя, опираясь на ранее полученные знания. Дети охотно делились своими впечатлениями, умозаключениями с одноклассниками.

      Для обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности мною на этапе вызова (актуализации знаний)  была дана для прослушивания  запись песни «Священная война», заданы вопросы: Что такое война?, Почему война названа Священная? , применён прием Корзина идей.

       Отбор содержания, форм и методов обучения  соответствовали  цели урока. Считаю, что главный этап урока – это этап осмысления  На данном этапе применялись приемы критического мышления:составление таблицы с характеристиками героев рассказа, прием «Тонкие и толстые вопросы», чтение с остановками. Все эти приемы способствовали глубокому анализу произведения, пониманию главной мысли текста, умению выделить главное в тексте. Дети давали очень обдуманные, неординарные ответы, что также отразилось и на этапе рефлексии, когда нужно было уже систематизировать и обобщить полученные знания.

       Содержание урока носит развивающий характер, повышается познавательная активность учащихся, воспитываются коммуникативные качества личности. Дети были активны на уроке, настойчиво пытались достичь результата, старательно выполняли задания, проверяли их. В процессе урока у детей воспитывались такие черты характера, как трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, целеустремлѐнность, ответственность, патриотизм. Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения.

       Использование различных методов , форм и  приемов работы вызвало большой интерес у детей к уроку.

        Во время урока рационально  было распределено время, отведенное на все этапы урока. После  каждого этапа урока осуществлялись «связки»: заданные вопросы, обобщение ответов детей с плавным переходом к другому этапу.

       Этап вызова морально подготовил детей к анализу произведения на этапе осмысления . А этап рефлексии позволил обобщить и систематизировать полученные знания с помощью приемов критического мышления- кластер и синквейн.

     В соответствии с целью урока мною применялась компьютерная презентация, использовались возможности мультимедийной доски при составлении Корзины идей, таблицы, кластера, использовалась музыкальная запись, составление разноцветного салюта при самооценке учащихся.

    Использованы различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при групповой  работе), самоконтроль, ученик – учитель.

      Порядок и дисциплина учащихся на уроке поддерживалась организацией, интересным материалом, степенью корректности учителя в отношении детей. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.

     Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС.  План урока выполнен полностью; урок достиг целей, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока, составление кластера и синквейна.

     Рефлексия, проведенная в конце урока, показала яркое эмоциональное восприятие нового материала. Практически все дети оценили свои достижения положительно , что было видно при самооценке в виде праздничного салюта, для которого дети выбирали соответствующий цвет звезды (красный-работал отлично, синий-хорошо, жёлтый-мог бы работать лучше).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»

Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо»    На тему«Андрей Платонов&la...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения...