Сценарий урока по литературному чтению 4 класс И.С.Никитин " В синем небе плывут над полями..."
план-конспект урока по чтению (4 класс)
В сценарии показана работа над стихотворением И.С. Никитина "В синем небе плывут над полями...". При работае над анализом произведения взят приём "Семь шляп критического мышления."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_4_klass_i.s._nikitin.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока.
Литературное чтение.
4 класс.
Тема: И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»
Ход урока.
- Организационный момент.
- Введение в тему урока.
- КЛАССИКА (пауза). Дети, а что такое классика?
Вывешиваю слово КЛАССИКА на доску.
(дети дают ответы)
- А что обозначает само слово КЛАССИКА?
(выходим на этимологию этого слова: классика-класс-классно)
- Посмотрим, какое объяснение значения этого слова даёт толковый словарь.
Слайд1: классика – это образец
- Значит, классическое произведение – это образец, эталон, на все времена и народы.
III. Прослушивание музыкального произведения (аудиоряд)
- В каких видах искусства встречаются классические произведения?
(ответы детей)
Вывешиваю слово МУЗЫКА на доску
Слайд 2: портрет П.И. Чайковского
-Один из классиков в музыке Петр Ильич Чайковский, о его творчестве мы говорили на уроках.
- Давайте прослушаем небольшой отрывок из известного произведения Чайковского.
Слайд 3: портрет Чайковского, аудиозапись «Времена года. Октябрь.»
- Какая картина вам представляется, когда вы слышите эту музыку?
(ответы детей)
(грустная, печальная, прощальная, спокойная, тихая, мирная, светлая)
- Беседа по картине И.И. Левитан «Золотая осень» (видеоряд).
Слайд 4: картина И.И. Левитана «Золотая осень»
- А эта картина подходим под эту музыку?
(ответы детей)
- Произведение П.И. Чайковского, которое мы сейчас слышали называется «Времена года. Октябрь.»
- Эта картина «Золотая осень».
- Кто написал эту картину?
(ответы детей)
- Можно ли это произведение назвать классическим?
- К какому жанру искусства относится?
Вывешиваю слово ЖИВОПИСЬ
- Что вы можете рассказать об этой картине.
- Подготовка к восприятию произведения.
- Кто из известных людей жил в нашем краю и дружил с Левитаном?
Слайд 5: картина Чехов и Левитан.
- Мы читали произведения Чехова, много говорили о нём и посвятили ему наш кластер.
(показать кластер)
- Можно ли Чехова назвать классиком?
- В каком жанре искусства он творил?
Вывешиваю слово ЛИТЕРАТУРА
- Чайковский, Левитан, Чехов жили в одно время: в 19 веке.
- Первичное восприятие произведения.
- Послушайте ещё одно произведение.
YouTube 21 марта 2012 г.
Слайд 6: И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» с музыкальным сопровождением.
- Мы слышим современную музыку в современном исполнении.
- Можно ли это произведение отнести к классике?
(ответы детей)
- Обратите внимание на слова. Это стихотворение русского поэта классика И.С. Никитина.
Слайд 7: портрет И.С. Никитина.
- И.С. Никитин жил в одно время с Чайковским, Левитаном, Чеховым.
- Знакомство с произведением.
- Давайте поближе познакомимся с этим произведением. Сейчас я его прочитаю, а вы будете следить по учебнику.
(чтение учителем)
-Какие чувства вы пережили?
-Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки?
- Словарно-лексическая работа.
- Почему ваши ответы очень близки между собой?(риторический вопрос)
- Потому, что вы поняли то, что хотел нам сказать Никитин. Поэт словом сумел донести до вас свои чувства, мысли, настроение.
- Значение всех ли слов вам понятно? Давайте уточним значение некоторых из них.
Слайд 8: словарная работа
(дети читают самостоятельно)
- Давайте уточним, как вы поняли значение слов. Я даю объяснение, а вы называете это слово.
Слайд 9: 1. Отсвет пожара, пламени, огней и т. п. на небе; сияние зари
2. Узкая полоса необработанной земли.
3. Церковь
4. Воображать желаемое.
Ответы:
1..отсвет пожара, пламени, огней и т. п. на небе; сияние зари (зарево)
2. узкая полоса необработанной земли (межа)
3. церковь (храм)
4. воображать желаемое (грезит)
- Физкультминутка
- Анализ стихотворения. Исследовательская работа в группах.
- Чтобы понимать поэзию нужно не только понимать лексическое значение слов, но и понимать язык поэта, т.е. понять, что хотел донести до нас автор через слово. Для этого мы используем наш приём шести шляп.
На доске: 6 шляп (белая – факты, зеленая – креатив, красная – чувства, желтая – позитив, черная – критика, синяя – итог)
- Исследовательскую работу будем проводить в группах. Каждая группа получаем свою шляпу и задание.
(белая – о чём это стихотворение, назовите основные поэтические образы; (облака, туман, вечер, колос, месяц, звёзды);
красная – какие чувства вызывают поэтические – облака, туман, вечер, колос, месяц, звёзды; зеленая – что бы вы добавили в стихотворение;
желтая – что понравилась;
черная – что не понравилось;
синяя – о чем оно заставляет задуматься).
- Итог вашей работы – мини-проект. Подготовьте выступающего от каждой группы.
(дети рассаживаются по группам и начинают работу)
- Подведение итогов исследовательской работы.
- Представитель каждой группы выходит со своим мини-проектом и защищает его (рассказывает, что изобразили). Мини-проект вывешивается на доску.
- Посмотрите итог моей исследовательской работы.
(под каждым мини-проектом учащихся учитель вывешивает свой мини-проект с небольшими комментариями)
- Совпало ли у нас видение этого стихотворения?
- Давайте разберемся, почему?
- Музыкант пишет произведение, используя кисть – звука, художник кисть –краски, поэт – кисть ? (слово).
р и с у н к и кистей
- Что это за кисти у слова? (средства художественной выразительности)
- Работа над средствами художественной выразительности.
Слайд 10: олицетворение
эпитет
сравнение
метафора
индивидуальная работа: -Найдите олицетворение.
- Проверьте.
Слайд 11: грезит колос
лес обдает
- Есть ли у вас вопросы и замечания?
Работа в парах: найдите эпитеты. Назовите.
-в синем небе
-золотыми краями
-красным заревом
-золотое сиянье
-в чистом поле
Работа в парах: найдите сравнение. Назовите.
-стою точно в храме
Фронтальная работа: - А теперь все вместе найдем метафоры. Это пока нам сложно. Я вам попробую помочь. Метафора – это загадка слова, скрытое сравнение. Я говорю вам слово, а вы попробуйте найти в стихотворении, как Никитин «загадал» это слово.
-месяц красного цвета – огненный шар
-звенящая тишина при заходе солнца – вечер прозрачно-румян
- Работа над синквейном.
(учитель пишет на доске)
Синквейн
- Вечер
- Теплый, тихий
- Успокаивает, завораживает, настраивает.
- Точно в храме стою я в тиши.
- Покой.
- Постановка задачи на следующий урок.
- Мы с вами разобрали стихотворение. Но чтобы донести до слушателя мысли, чувства, настроение поэта, что еще нужно? (выразительно прочитать
- Вот этим мы займемся на следующем уроке. Для этого дома вы еще раз перечитаете и подготовите партитуру стихотворения.
Слайд 12. Партитура стихотворения
- Итог урока.
- С какого слова мы начали урок?
- Над каким классическим произведением мы работали на уроке?
- Оцените свою работу на уроке.
Слайд 13. Лист самооценки.
(индивидуально у каждого)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 4 класс. И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."
Урок литературного чтения с презентацией 4 класс И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..." На уроке прослушивается музыка П.И.Чайковского из альбома "Времена года", романс на стихи И.С.Никитина...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: Иван Саввич Никитин «В синем небе плывут надполями…»
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: Иван Саввич Никитин «В синем небе плывут надполями…». Школа России....
Поэтическая тетрадь. И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."
Цель урока: продолжать знакомить учащихся с творчеством И. С. Никитина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формироват...
открытый урок по литературному чтению 4 класс И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями..."
Урок литературного чтения в 4 классе с презентацией....
Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: И.С. Никитин «Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»»
Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: И.С. Никитин «Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»». Урок разработан в с...
Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: «И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»
Цель Познакомить с творчеством и биографией поэта И.С. Никитина, его стихотворением «В синем небе плывут над полями…», развивать связную монологическую и диалогическую речь, во...
Презентация к уроку литературного чтения по программе "Школа России " И.С. Никитин " В синем небе плывут надо мною..."
Презентация к уроку литературного чтения по программе "Школа России " И.С. Никитин " В синем небе плывут надо мною..."...