« Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]
Задачи: Образовательные:
· Расширять словарный запас
· Продолжать учить пересказывать текст, с опорой на драматизацию событий
используя сказкотерапию
· Закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно, в слоге и в
слове, в предложениях
· Автоматизировать звуки [с] и [ш] в словах, предложении, связной речи.
Коррекционно- развивающие:
· Уточнять артикуляцию и характеристику звуков [с]-[ш]
· Развивать фонематическое восприятие на основе повторения слоговых
рядов
· Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую
моторику рук
· Развивать пространственное воображение
· Развивать фонематическое восприятие и слух.
Воспитательные:
· Воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка
· Воспитывать самоконтроль за собственной речью.
Материальное обеспечение занятия:
Песочницы наполненные песком (синим, зелёным, коричневым); щёточка (широкая кисточка), спиртовые салфетки; мелкие игрушки (слон, мышка, лягушка, собака, лиса, кошка , машинка, компас, часы, мишка, маша, сундук, ракушка, снеговик, лошадка, свинья, утконос, смурфик, буквы из разрезной азбуки; фигурки настольного театра (мышка, лягушка, лиса, волк, зайчик, мишка, теремок); символы звуков [с]- «насос» и [ш]- «змея шипит»; картинки, в названиях которых есть звуки «С», «Ш».
Предварительная работа: подбор речевого материала и игрушек, ознакомление с приемами сказкотерапии , создание предметно-игровой площадки для драматизации сказки, знакомство с правилами поведения в песочнице.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_teme_differentsiatsiya_zvukov_s_i_sh_2_klass.docx | 33.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ивановская СОШ»
Тема:
« Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».
Подготовила учитель-логопед I категории
Лисман И. В.
2016 г.
Тема: « Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».
Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]
Задачи: Образовательные:
- Расширять словарный запас
- Продолжать учить пересказывать текст, с опорой на драматизацию событий
используя сказкотерапию - Закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно, в слоге и в
слове, в предложениях - Автоматизировать звуки [с] и [ш] в словах, предложении, связной речи.
Коррекционно- развивающие:
- Уточнять артикуляцию и характеристику звуков [с]-[ш]
- Развивать фонематическое восприятие на основе повторения слоговых
рядов - Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую
моторику рук - Развивать пространственное воображение
- Развивать фонематическое восприятие и слух.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка
- Воспитывать самоконтроль за собственной речью.
Материальное обеспечение занятия:
Песочницы наполненные песком (синим, зелёным, коричневым); щёточка (широкая кисточка), спиртовые салфетки; мелкие игрушки (слон, мышка, лягушка, собака, лиса, кошка , машинка, компас, часы, мишка, маша, сундук, ракушка, снеговик, лошадка, свинья, утконос, смурфик, буквы из разрезной азбуки; фигурки настольного театра (мышка, лягушка, лиса, волк, зайчик, мишка, теремок); символы звуков [с]- «насос» и [ш]- «змея шипит»; картинки, в названиях которых есть звуки «С», «Ш».
Предварительная работа: подбор речевого материала и игрушек, ознакомление с приемами сказкотерапии , создание предметно-игровой площадки для драматизации сказки, знакомство с правилами поведения в песочнице.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I Организационный момент.
1. Вот звонок нам дал сигнал, поработать час настал,
Так что время не теряем, и работать начинаем.
Говорим всегда красиво, смело и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Думаем и не спешим.
-У нас сегодня на уроке гости!
Игра «Давайте познакомимся с нашими гостями».
- Встаем в круг, держимся мизинцами. Первый ребёнок называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое и т.д. Скажите, ребята, а какое у вас сейчас настроение? Покажите смайлик. Отлично, подарите свои улыбки и настроение нашим гостям.
Дети, посмотрите, к нам сегодня на занятие прилетели на воздушных шарах животные. Давайте, посмотрим какие. Мышка, лягушка, заяц, волк, мишка, лиса. А сколько у нас шаров? И какого они цвета? ( ШЕСТЬ, СИНИЙ)). Да, правильно. Шесть синих шаров, назовите первый звук в этих словах? (С, Ш, С). Как вы думаете, с какими звуками мы будем сегодня работать на занятии? (со звуками с-ш). Правильно, молодцы. Мы сегодня будем дифференцировать два звука С-Ш, а чтобы нам было интересно, мы с вами вместе с нашими животными отправимся в сказочное путешествие.
2. Характеристика звуков. Чтобы у нас сегодня всё получилось и мы с вами справились со всеми заданиями, нам необходимо потренировать наш речевой аппарат и для этого вы сейчас каждый прочитаете 7 согласных звуков каждого ряда. На доске записаны ряды согласных.
1.БКЗСТРМ 5.КНТРГШЗ
2.ЖЛПФХЧШ 6. КПТМЧС
3.ВДНХБГМ
4.ПТКЗРМВ
Дети читают буквенные ряды (каждому ребёнку по 1 строке)
Цель нашего сегодняшнего путешествия - научиться различать звуки С-Ш, буквы ЭС, ША в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях и связном тексте.
Задание Мышки
Ребята, давайте попробуем дать характеристику данным звукам, а для этого сделаем артикуляционную гимнастику.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Делаем вместе с детьми артикуляционную гимнастику перед зеркалом..
- заборчик
- трубочка
-чистим нижние зубки
- киска сердится
-- вкусное варенье
- чашечка
- маляр
Молодцы, хорошо. А сейчас давайте перед зеркалом произнесём звук С и Ш
Характеристика звуков: Картинки вывесить на доску.
Губы: С- в улыбке; Ш - выдвинуты вперёд, округлены
Зубы: С – неплотно сомкнуты; Ш – разомкнуты
Воздушная струя: С – Холодная; Ш – сильная, тёплая
Язык: С – кончик языка упирается в нижние зубы
Ш – язык в форме чашечки, кончик поднят к нёбу
Горло: С – спит; Ш- спит.
С – согласный, твёрдый, мягкий, глухой
Ш – согласный, твёрдый, глухой
II Основной этап
Упражнение на развитие фонематического слуха и восприятия. Задания лягушки.
Ребята, давайте поиграем в игру, хлопни в ладоши, если услышишь звук [с], топни ногами, если услышишь [ш].
Звук: с, р, ш, а, м, с, ш. Слог: са, па, шо, со, до. Слово: шапка, санки, дом, ладонь, шуба.
Молодцы. А сейчас давайте мы с вами подойдём к нашему песочному столу. Правила поведения за столом с песком. Посмотрите, что вы видите на столе? Горки из песка. Когда я готовилась к нашему занятию мои картинки все разлетелись и их засыпало песком. Помогите их отыскать, но для этого вам понадобятся волшебные трубочки.
Упражнение на развитие диафрагмального дыхания «Что под песком?» (заранее в песке спрятаны карточки с символами звуков [с] и [ш]).
Л: Возьмите волшебные трубочки и подуйте в песок. Набирай воздух через нос, не поднимая плеч, надувая живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайтесь дуть так, чтобы воздушная струя была долгой (дети находят картинки с изображением символов звуков [с] и [ш ). Спасибо! Две картинки с символами звука с и ш.
Упражнение на дифференциацию звуков [с] и [ш] изолированно.
А теперь отдохнем и дальше пойдем. Возьмите в оба кулачка песок и насыпьте его горкой, произнося при этом «С-С-С». Что вы можете сказать про этот звук? (дети делают горки и дают характеристику звука [с], а теперь разровняйте горку, произнося звук «Ш-Ш-Ш» (дети выполняют действия и дают характеристику звука [ш]).
- Ребята, что вы знаете о звуках?
- Звуки мы слышим и произносим.
- Что вы знаете о буквах?
- Буквы мы видим, пишем и читаем.
- Ребята, какой буквой обозначается звук [С]?
- Буквой ЭС.
- На что похожа эта буква?
- Луна, месяц, на бублик.
- Какой буквой обозначается звук [Ш]?
- Буквой ША.
- На что похожа эта буква?
- На вилы, стул… На доске вывешиваются буквы С и Ш.
Соотнесение звука и буквы. Работа с кассами. Я буду произносить звук, а вы показываете соответствующую букву. Разрезная азбука. С помощью песка рисуем буквы на песочном столе. Хорошо, молодцы!
Упражнение на дифференциацию звуков [с] и [ш] в слогах.
Давайте подойдём к песочному столу и сделаем кочки.
А сейчас мы с вами попрыгаем с кочки на кочку. Прыгая по кочкам, произносим: са-са-са, со-со-со, ус-ус-ус и др. Теперь повернем направо и повторяем: шта-што-шту, ска-ско-ску, сна-шна-сна. Молодцы, хорошо.
Упражнение на дифференциацию звуков [с] и [ш] в словах . Работа в группах. Задание зайчика.
Ребята, а где звук может стоять в словах? В начале, середине и конце. Хорошо.
Ой, посмотрите, с зайчиком приползли две улитки. На одной прикреплён символ звука С, а другой символ звука Ш. (Насос и змея). И зайчик принёс очень много картинок и они у него перемешались, . Поможем зайчику распределить картинки ? Да! Картинки со звуком С прикрепим на улитку с символом звука С (насос), а картинки со звуком Ш на улитку с символом звука Ш (змея). Дети работают и крепят картинки. Проверяют гости.
А теперь я хочу поиграть .У вас на столах лежат ёмкости с песком, в них спрятались друзья наших сказочных героев, вам надо найти их с помощью волшебной кисточки (ребенок находит мелкие игрушки: слон, мышка, лягушка, собака, лиса, кошка , машинка, компас, часы, мишка, маша, сундук, ракушка, снеговик, лошадка, свинья, утконос, смурфик). Назовите свои игрушки. Дети называют и выделяют звуки С и Ш в названиях игрушек. Определи место звуков [с] и [ш], сколько слогов в слове?
Игра «Собери лесенку» Картинки со звуками С и Ш.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Составление словосочетаний по картинкам. Задание лисы.
На доске вывешены картинки со звуками С и Ш. Дети составляют словосочетания.
Н-р: душистый ландыш, красивая шапка и т.д.
Закрепление звуков С и Ш в предложениях. Задания волка.
Составить предложения. Карточки с предложениями. Каждому ребёнку раздаётся карточка с 2 предложениями, составить предложения.
Работа в парах « Исправь ошибку и прочитай правильно предложение.
- Ребята, а сейчас мы с вами поработаем в парах. Задание «Наведи порядок». Дети работают с картинками.
Упражнение на дифференциацию звуков [с] и [ш] в чисто говорках.
Ша-ша-ша - Саша моет малыша. Су-су-су - воздушный шарик я несу.
Ши-ши-ши - спать ложатся малыши. Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Со-со-со - Миша катит колесо. Су-су-су - мишку видели в лесу.
Аш-аш-аш - под сосной стоит шалаш.
Молодцы!
Ребята, посмотрите у нас остался последний шарик с мишкой. Давайте поймаем этот шарик. Драматизация сказки «Теремок». Дети готовят песочницу к сказке.
Сказочник:
В мире много сказок –
грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
наша сказка - впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю: «Заходи!»
Сказочник:
В чистом поле теремок- теремок.
Он не низок, не высок.
Кругом чистые луга,
Рядом чистая река,
А вокруг стоит лесок,
Тут мышка мимо шла,
К теремочку подошла.
Мышка:
Что за терем-теремок?
Он не низок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Сказочник:
Никто не ответил Мышке.
И решила Мышка:
Мышка:
Хватит мне бродить по свету.
Будет мне тепло зимой.
Если никого здесь нету,
Теремочек будет мой!
Сказочник:
Только свет зажгла норушка,
Появляется Лягушка.
Лягушка:
Что за славный теремок?
Ах, какое чудо!
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Мышка:
Я – Мышка-норушка,
А ты кто?
Лягушка:
Я – Лягушка-квакушка.
Пусти меня в дом,
Будем жить с тобой вдвоём.
Мышка:
Для тебя найдется место,
Веселее жить вдвоём,
Сказочник:
Поселилась Мышь с Лягушкой-
Лупоглазою подружкой,
Сказочник:
Вдруг появился на рассвете Зайчик-побегайчик.
Зайчик скачет к теремку.
Зайчик:
Что за славный теремок?
Вырос среди леса?
Кто там, в тереме живет?
Мышка:
Я – Мышка-норушка.
Лягушка: Я – Лягушка-квакушка. А ты кто?
Зайчик:
Я –Зайчик-побегайчик.
Вы пустите меня жить.
Я хороший зайчик.
Сказочник:
Вот живут они втроем,
Мышка-норушка, Лягушка-квакушка,
Зайчик-побегайчик.
Живут-поживают, добра наживают.
Сказочник: Вот идёт Лиса-краса.
Лисичка:
Вот так терем-теремок,
Ладный да нарядный.
Кто- кто в теремочке живёт,
Кто-кто в невысоком живёт?
Мышка: Я – Мышка-норушка.
Лягушка: Я - Лягушка-квакушка. А ты кто?
Зайчик: Я – Зайчик-побегайчик. А ты кто?
Лисичка: А я красавица Лиса.
Сказочник:
Заходи, кума, смелей!
Вместе будет веселей!
Сказочник:
Вот живут они, играют,
И печаль они не знают,
Не грозят им шум и гам,
Волк крадётся тут и там.
Волк:
Вот хоромы, так хоромы.
Здесь простора хватит всем,
Что молчите?
Волк стучит в дверь.
Есть кто дома?
Да не бойтесь, вы не съем.
Мышка: Я – Мышка-норушка.
Лягушка: Я – Лягушка-квакушка.
Зайчик: Я –Зайчик-побегайчик.
Лисичка: А я лиса-краса. А ты кто?
Волк: Я – Волчок серый бочок.
Зайчик: Ладно, серый заходи! Только не кусайся!
Сказочник:
Хорошо живут зверята.
Всем довольные ребята.
В это время из-за ели,
Вышел Мишка-косолапый.
Он мотает головой,
Рассуждает сам с собой.
Мишка:
Что за терем-теремок?
Он не низок, не высок,
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Мышка: Я – Мышка-норушка.
Лягушка: Я – Лягушка-квакушка.
Зайчик: Я – Зайчик-побегайчик.
Лисичка: А я Лисичка-сестричка.
Волчок: Я – Волчок серый бочок. А ты кто?
Мишка:
А я Мишка-косолапый
С вами жить хочу и я.
Звери:
Нет, медведь, не надо!
Больно ты огромен!
Мишка
Да не бойтесь, помещусь!
Я в запросах скромен.
Сказочник:
Еле-еле успели выскочить из теремка:
Мышка-норушка, Лягушка-квакушка,
Зайчик-побегайчик, Лиса-краса, Волчок-серый бочок. В песочнице всё разрушить.
Звери:
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй!
Что ж ты Мишка натворил?
Мишка:
Ну, простите вы меня.
Я ведь не нарочно!
В нем и так жить можно!
Лиса: Жить теперь-то будем как?
Мишка: Не могу представить.
Лягушка: Если сделал что не так, то сумей исправить!
Волк: Хоть и виноват медведь, мы ему поможем!
Зайчик: Чем о домике жалеть, лучше новый сложим!
Сказочник:
И пошла у них работа, стали строить новый теремок. Навести порядок в песочнице.
Вот готов наш теремок.
И построили теремок новый, красивый, просторный!
Лучше прежнего выстроили!
Сказочник:
Сказке наступил конец,
а кто слушал, молодец.
Дружба сказке помогла.
С дружбой спорятся дела.
Сказочник:
Всем советуем дружить
Ссориться не смейте!
Без друзей нам не прожить на свете.
Ни за что, ни за что, ни за что на свете!
Все звери: Ребята, давайте жить дружно!
Наше путешествие по волшебной стране звуков и букв подошло к концу . С какими звуками мы работали сегодня на занятии? Со звуками С и Ш. Мы научились их дифференцировать. А сейчас давайте повторим выученные вами предложения.
Мышка: «Я-мышка-норушка. Семечки сушу. Тишину слушаю».
Лягушка: «Я - лягушка-квакушка, сочинила 6 смешных стишков и смотрю на солнышко».
Заяц: «Я-зайчик – быстрые ножки, на ножках красные босоножки».
Волк: «Я - волчишко-серый бочишко, был на лесной опушке, собирал волнушки».
Лиса: «Я - лиса-пушистый хвост краса. Душистые ландыши собираю, с полосатым шмелем играю.»
Медведь: « Я - косолапый мишка, Сосновые шишки сушу, на лесной опушке сижу».
Чему мы с вами научились? Что вызвало у вас наибольшую трудность? Дети отвечают.
Итог.
III Заключительный этап. Рефлексия
Оцените себя и свои результаты. Смайлики. Зелёный – всё получилось и со всем справился, жёлтый – возникали определённые затруднения, не справлялся с некоторыми заданиями, красный смайлик – было очень трудно выполнять практически все задания. . А. сейчас мы попрощаемся с вами. До новых встреч. В подарок я дарю вам синие шары!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях».
Цель: Закрепление правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.Задачи: 1.Коррекционно -образовательные:...
Открытое занятие. Дифференциация парных гласных «У» – «Ю» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Дифференциация парных гласных «У» – «Ю»в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях....
открытое занятие. дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах
дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах...
Речевой материал для дифференциации звуков Ш-Ж (слоги, слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, скороговорки, игры, стихи, тексты)
Материал для занятий в виде презентации для дифференциации звуков ш-ж....
Дифференциация С-Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С-Ц составлен для учащихся 1 классов, общеобразовательной школы, занимающихся на логопункте. Конспект составлен для дистанциооного занятия дом...
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»...
Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса на тему "Путешествие в Волшебную страну звуков"
Конспект внеклассного логопедического занятия для обучающихся 1 класса с системным недоразвитием речи на тему: «Путешествие в Волшебную страну звуков»....