Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях».
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Цель: Закрепление правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
1.Коррекционно -образовательные:
-закрепить слуховой и моторный образ звука "Р",
-автоматизировать звук"Р" изолированно, в слогах, словах, предложениях,
-учить составлять рассказ- описание о животном после знакомства с ним
-активизировать словарь по теме «Профессии», упражнять в подборе антонимов,
2.Коррекционно - развивающие:
- развивать зрительное восприятие, память, словесно-логическое мышление
- развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику,
- развивать фонематический слух и восприятие,
3.Воспитательные:
- воспитывать желание говорить правильно и красиво,
- воспитывать у ребенка активность и внимательность на занятии.
- воспитывать навыки самоконтроля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_avtomatizatsii_zvuka_r.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Кордюкова Любовь Владимировна, МАОУ СОШ №2,г.Покачи, ХМАО -Югра учитель – логопед
Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях». Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с обучающимся. ( 1 класс).
ТЕМА: Автоматизация звука "Р"
Цель: Закрепление правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
1.Коррекционно -образовательные:
-закрепить слуховой и моторный образ звука "Р",
-автоматизировать звук"Р" изолированно, в слогах, словах, предложениях,
-учить составлять рассказ- описание о животном после знакомства с ним
-активизировать словарь по теме «Профессии», упражнять в подборе антонимов,
2.Коррекционно - развивающие:
- развивать зрительное восприятие, память, словесно-логическое мышление
- развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику,
- развивать фонематический слух и восприятие,
3.Воспитательные:
- воспитывать желание говорить правильно и красиво,
- воспитывать у ребенка активность и внимательность на занятии.
- воспитывать навыки самоконтроля
Оборудование: ПК, презентация Microsoft Office Power Point, игрушки ( тигр, дудочка )
Ход занятия.
I. Оргмомент. Установка на занятие. ( музыка) Слайд 1
Сядь ровно, спокойно, руки положи на колени.
Говори спокойно внятно, чтобы было всем понятно.
II. Основная часть Слайд 2-11
- Самомассаж лица и шеи:
- от середины лба к вискам
- от середины лба к ушным раковинам
- от уголков глаз к волосистой части головы,
- от спинки носа к ушным раковинам
- от середины верхней губы до ушных раковин,
- от середины верхней губы до подбородка,
- от крыльев носа по носогубным складкам к углам рта,
- от середины подбородка до ушных раковин.
3. Звуковая зарядка
- Летел жук около уха: Ж- Ж –Ж ;
- зазвенел комар: З –З -З
- Летела оса около носа: С - С - С;
- Ползла змея: Ш-Ш-Ш;
- Рычала собака: Р – Р – Р;
- Песенка гласных: А… ( в гору), У…( по волнам), О…( по ступенькам)
Но что это? Солнышко заслонила тучка: была тишина, тишина, тишина ( тихо )
Вдруг грохотом грома сменилась она (громко) БОМ- БОМ- БОМ;
И вот уже дождик тихонько закапал, вы слышите? КАП - КАП – КАП (тихо).Все успокоилось.
4. Сообщение темы. Слайд 12
- Закончи предложение
Почему – то не до игр,
Если рядом бродит…( тигр )
Но наш тигр не опасный,
А очень даже прекрасный,
Звук последний в слове "тигр" определи,
И к нему скорей иди.
- Сегодня на занятии мы продолжаем работать со звуком "Р". Какой буквой обозначается звук «Р»? (эр)
- Конструирование буквы Р
- .Выложи из фасоли букву Р.
5. Артикуляционная гимнастика. Слайды 13-20
Но прежде, чем к звуку идти.
Мы в парк с тобой зайти должны.
Губы: Слайд 13
Улыбаемся лягушкам,
Губы тянем прямо к ушкам.
Зубы: Слайд 14
Зубы мы сомкнем,
Тут же разомкнем.
Язык: Слайд 15-19
Пригласили маляра,
Красить стены нам пора.
Язык к небу поднимаем
И грибочек получаем.
Барабаны мы берем,
Барабаним мы вдвоем.
А еще у старой ели
в зоопарке, есть качели
На качелях я качаюсь:
Вверх – вниз, вверх –вниз,
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз
Воздушная струя: Слайд 20
Бабочка на цветке сидела,
Ветер дунул – улетела.
6. Автоматизация звука изолированно. Слайд 21
Тигр – лучший друг звука "Р".
- Как рычит тигр? Р – р – р – р – р.
7. Анализ артикуляции звука и его характеристика. Слайд 22
На звук "Р" ты посмотри,
Все о звуке расскажи.
Губы: в улыбке.
Зубы: разомкнуты.
Язык: поднят к верху, боковые края прижаты к нижним зубам, кончик языка на бугорках за верхними зубами.
Когда выходит воздух язычок дрожит, посередине язычка идет теплая воздушная струя.
- На что похож звук «р»? (рычит собака, тигр) Символ звука: тигр громко рычит « Р-Р-Р» (ребенок выбирает игрушку тигра)
Голосовые связки: работают.
- Что ты можешь сказать о звуке "Р"? – Звук "Р" – согласный
( не тянется ), звонкий ( голосовые связки работают), твердый
( спинка языка опущена)
Слайд 23
8.Упражнение на развитие зрительного восприятия.
- Покажи все буквы Р.
-Сколько букв Р ты нашел? ( шесть)
9. Работа по развитию фонематического слуха. 24
- Слушай меня внимательно, если услышишь звук «Р».
Тигра подними и громко порычи.
Ро – но – мо – ру - су – мы ны – рэ – па – тра- кру- аша - отр
- Подудеть в дудочку, когда услышишь звук «р» в словах
Слайд 24
Картинки: помидор, рак, кукла, гитара, балалайка, ведро, мухомор, яблоко, сорока, топор, корона, краски, горох. Назови предметы, изображенные на картинках.
- В каких словах нет звука «Р»?
10. Автоматизация звука в словах. Слайд 25
С тигром мы сейчас играем,
Слоги только называем.
Вдалеке стоит гора,
Ра –ра – ра, ра – ра – ра
Ходит тигр там поутру
Ру- ру – ру, ру – ру – ру
Он выходит из норы,
Ры – ры – ры, ры - ры - ры
Видит он свою нору
Ру –ру – ру, ру – ру – ру – ру
И спускается с горы
Ры – ры – ры, ры – ры – ры
11.Физминутка с движением( музыка Е.Железновой )
Ра…вот высокая гора,
Ры…за горою комары,
Ро… потерял петух перо,
Ру…а барсук унес в нору.
12.Работа по развитию навыка звукового анализа. Слайды26-27
Загадки тигра отгадай,
Звук "Р" определяй.
Работа с цифровым рядом.
Все слова мы называем
и звук «р »определяем.
Отгадай загадки и определи место звука «р» в слове.
А).Водяные мастера
Строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины
И плотину.
(Бобер)
Б)Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти – рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
( рысь )
В) У него есть важная шея трехэтажная
А фигура великана
Вроде башенного крана
( жираф)
Г).Когда он в клетке, то приятен
На шкуре много разных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр похож на кошку (леопард )
Д).Бородат, гриваст, вынослив, Е).Живет в большой реке Нил
Иву вмиг согну в дугу. Злой, зеленый ( крокодил)
И рогами пень подбросить
Выше дерева смогу. ( зубр)
13.Работа в тетради.
По первым звукам в словах –отгадать, кто друг тигра. Слайд 28
Запись слов. Картинки ( налим, олень, страус, олень, роза, олень, гуси). Подчеркни первые буквы в словах.
-Прочитай по первым буквам слово? Носорог
-За мной повтори чистоговорку:
Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом
14. Игра: " Скажи наоборот" Слайды 29-35
одевать – раздевать
отдыхать – работать
сухой – мокрый
молодой – старый
узкий – широкий
веселый – грустный
белый - черный
15. Автоматизация звука в предложении. Слайды 36-46
Назвать профессии людей:
- Кто лечит людей? ( людей лечит врач),
- Кто убирает помещения? (… уборщица)
- Кто добывает уголь? (… шахтер),
- Кто тушит пожар? ( …пожарник),
- Кто готовит еду? ( …повар)
- Кто заправляет машины? ( …заправщик)
- Кто снимает фильм? ( …оператор) ,
- Кто ремонтирует дороги? ( …дорожник)
- Кто работает на компьютере? (… компьютерщик),
- Кто шьет одежду? ( …портной)
- Кто строит дома? (…строитель)
16.Работа по развитию словаря и грамматического строя речи. Слайд 47
На тигра посмотри,
Все о тигре расскажи.
- Какой тигр ? Тигр ( рычащий, сильный, полосатый, грозный, рыжий )
- Тигр что делает? ( крадется медленно, рычит громко, охотится, прыгают, бродит, разрывает мясо и т. д ).
- Посмотри на картинку, на кого похож тигр? На полосатую кошку.
17. Работа по развитию связной речи. Слайд 48
- Сейчас я тебе расскажу о тигре. А ты слушай внимательно.
Тигр
Тигр – родственник домашней кошки, только крупный
и сильный.
Тигр хорошо прыгает и прекрасно плавает. Увидеть
тигра нелегко: благодаря своей полосатой окраске
он не виден даже вблизи.
Тигр – прекрасный охотник. Он способен быстро и
подолгу бегать.
Сейчас тигры стали редкими животными, и охота на них
запрещена. Тигров часто можно увидеть в зоопарках.
- На кого похож тигр?
- Что умеет делать тигр?
- Почему тигра трудно заметить?
- Почему тигры сейчас редко встречаются?
- Где можно увидеть тигра?
Повторить отраженно за логопедом.
( ребенок самостоятельно составляет рассказ – описание о тигре )
III. Подведение итогов.
- С каким звуком мы сегодня работали?
- Что можешь сказать о звуке "Р"? ( Звук "Р" – согласный, звонкий, твердый. )
- Как проверим, что "Р" – звонкий ( по горлышку).
- Назови, какой фрукт находятся в волшебном мешочке? ( груша). Получи свой приз.
. Домашнее задание. Слайд 50
Тигр придумал для тебя задание.
• Придумай загадку о тигре.
• Выучи стихотворение.
Тигр смелый и веселый, добрый, нежный и здоровый
Любит как волчок вертеться и на солнышке погреться
Перескакивать, сгибаться, на коньках любит кататься.
Любит бегать и скакать. Плавать, танцевать, нырять.
Список используемой литературы:
1. А. Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» М., 2006
2. Жукова Н. С. «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи». Изд. Эксмо. 2007г
3.О. И. Крупенчук, Т.А. Воробьева Исправляем произношение. Санкт-Петербург, 2010;
4.Тарасова А.В. Упражнения на каждый день. М.-2008;
5.Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь Звуки «Р», «Р`» . М.-2005;
6.Ушакова О.С. Занятия по развитию самостоятельной речи. М.-2010;
7.Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю. Логопедические игры. М.-2010;
8.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. “Хлоп-топ” (нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми). М.-2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.
Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...
Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса. Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»
Цель занятия: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и предложениях. Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения. При проведени...
Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ. Тема: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях»
Цель: работать над автоматизацией звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.Задачи: Коррекционно – обучающие:·...
Подгрупповое логопедическое занятие Тема «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях»
Подгрупповое логопедическое занятиеТема «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях»...
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях. Автоматизация звука в самостоятельной речи. Работа над интонацией
Открытый урок в коррекционной школе для детей с нарушением слухаПодготовила: педагог-сурдолог Байцаева Л.В.г. Владикавказ, 2019 г.Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках и предло...
Конспект логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях"
На данном занятии ставятся следующие задачи:Задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [ Ш] в слогах, словах, предложениях;- продолжать учить определять место звук...
Подгрупповое логопедическое занятие «Автоматизация звука [к] в слогах, словах, словосочетаниях.»
Цель: организация деятельности обучающихся для формирования умения четко произносить [к] в слогах, словах, словосочетаниях. Коррекционно - педагогические задачи.Дидактические:-актуализирова...