Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях».
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Кордюкова Любовь Владимировна

Цель: Закрепление  правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

      1.Коррекционно -образовательные:

      -закрепить слуховой и моторный образ звука "Р",

      -автоматизировать звук"Р" изолированно, в слогах, словах, предложениях,

      -учить составлять рассказ- описание о животном после знакомства с ним  

     -активизировать словарь  по теме «Профессии», упражнять в подборе антонимов, 

       2.Коррекционно - развивающие:

      - развивать зрительное восприятие, память, словесно-логическое мышление

      - развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику,

      - развивать фонематический слух и восприятие,

  3.Воспитательные:

- воспитывать желание говорить правильно и красиво,

- воспитывать у ребенка активность и внимательность на занятии.

      - воспитывать навыки самоконтроля

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_avtomatizatsii_zvuka_r.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

  Кордюкова Любовь Владимировна, МАОУ СОШ №2,г.Покачи, ХМАО -Югра учитель – логопед

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях». Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с обучающимся. ( 1 класс).

ТЕМА: Автоматизация звука "Р"

Цель: Закрепление  правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

      1.Коррекционно -образовательные:

      -закрепить слуховой и моторный образ звука "Р",

      -автоматизировать звук"Р" изолированно, в слогах, словах, предложениях,

      -учить составлять рассказ- описание о животном после знакомства с ним  

     -активизировать словарь  по теме «Профессии», упражнять в подборе антонимов,  

       2.Коррекционно - развивающие:

      - развивать зрительное восприятие, память, словесно-логическое мышление

      - развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику,

      - развивать фонематический слух и восприятие,

  3.Воспитательные:

- воспитывать желание говорить правильно и красиво,

- воспитывать у ребенка активность и внимательность на занятии.

      - воспитывать навыки самоконтроля

    Оборудование: ПК, презентация  Microsoft Office  Power  Point, игрушки ( тигр, дудочка )

         

Ход занятия.

I. Оргмомент. Установка на занятие. ( музыка) Слайд 1

       Сядь ровно, спокойно, руки положи на колени.

 Говори спокойно внятно, чтобы было всем понятно.

II. Основная часть Слайд 2-11

  1. Самомассаж  лица и шеи:
  • от середины лба к вискам
  • от середины лба к ушным раковинам
  • от уголков глаз к волосистой части головы,
  • от спинки носа к ушным раковинам
  • от середины верхней губы до ушных раковин,
  • от середины верхней губы до подбородка,
  • от крыльев носа по носогубным складкам к углам рта,
  •  от середины подбородка до ушных раковин.

3. Звуковая зарядка

      - Летел жук около уха: Ж- Ж –Ж ;

      - зазвенел комар: З –З -З

      - Летела оса около носа: С - С - С;

      - Ползла змея: Ш-Ш-Ш;

      - Рычала собака: Р – Р – Р;

      - Песенка гласных: А… ( в гору), У…( по волнам), О…( по ступенькам)

    Но что это? Солнышко заслонила тучка: была тишина, тишина, тишина ( тихо )

    Вдруг грохотом грома сменилась она (громко) БОМ- БОМ- БОМ;

    И вот уже дождик тихонько закапал, вы слышите? КАП - КАП – КАП (тихо).Все успокоилось.

4. Сообщение темы. Слайд 12

      - Закончи предложение

Почему – то не до игр,

Если рядом бродит…( тигр )

Но наш тигр не опасный,

А очень даже прекрасный,

Звук последний в слове "тигр" определи,

И к нему скорей иди.

  • Сегодня на занятии мы продолжаем работать со звуком "Р". Какой буквой обозначается звук «Р»? (эр)
  •  Конструирование буквы Р
  • .Выложи из фасоли букву Р.

5. Артикуляционная гимнастика. Слайды 13-20

Но прежде, чем  к звуку идти.

Мы в парк с тобой зайти должны.

Губы: Слайд 13

                        Улыбаемся лягушкам,

            Губы тянем прямо к ушкам.

Зубы: Слайд 14

           Зубы мы сомкнем,

           Тут же разомкнем.

            Язык: Слайд 15-19

                        Пригласили маляра,

            Красить стены нам пора.

            Язык к небу поднимаем

            И грибочек получаем.

            Барабаны мы берем,

            Барабаним мы вдвоем.

           А еще у старой ели

           в зоопарке, есть качели

           На качелях я качаюсь:

           Вверх – вниз, вверх –вниз,

           Я до крыши поднимаюсь,

           А потом спускаюсь вниз

           Воздушная струя: Слайд 20

                        Бабочка на цветке сидела,

                        Ветер дунул – улетела.

6. Автоматизация звука изолированно. Слайд 21

             Тигр – лучший друг звука "Р".

     - Как рычит тигр? Р – р – р – р – р.

7. Анализ артикуляции звука и его характеристика. Слайд 22

На звук "Р" ты посмотри,

     Все о звуке расскажи.

         Губы: в улыбке.

         Зубы: разомкнуты.

        Язык: поднят к верху, боковые края прижаты к нижним  зубам, кончик языка на бугорках за верхними  зубами.

    Когда выходит воздух язычок дрожит, посередине язычка идет теплая воздушная струя.

- На что похож звук «р»? (рычит собака, тигр) Символ звука: тигр громко рычит « Р-Р-Р» (ребенок выбирает игрушку тигра)

   Голосовые связки: работают.

           - Что ты можешь сказать о звуке "Р"? – Звук "Р" – согласный

( не тянется ), звонкий ( голосовые связки работают), твердый

 ( спинка языка опущена)

Слайд 23

8.Упражнение на развитие зрительного восприятия.

     - Покажи все буквы Р.

-Сколько букв Р ты нашел? ( шесть)

9. Работа по развитию фонематического слуха. 24

  •  Слушай меня внимательно, если услышишь звук «Р».

Тигра  подними и громко порычи.

   Ро – но – мо – ру -  су – мы  ны – рэ – па – тра- кру- аша - отр

  •  Подудеть в  дудочку, когда услышишь звук «р» в словах

Слайд 24

Картинки: помидор, рак, кукла, гитара, балалайка, ведро, мухомор, яблоко, сорока, топор, корона, краски, горох. Назови предметы, изображенные на картинках.

- В каких словах нет звука «Р»?

10. Автоматизация звука в словах. Слайд 25

С тигром мы сейчас играем,

Слоги только называем.

   Вдалеке стоит гора,

   Ра –ра – ра, ра – ра – ра

   Ходит тигр там поутру

   Ру- ру – ру, ру – ру – ру

   Он выходит из норы,

   Ры – ры – ры, ры - ры - ры

   Видит он свою нору

   Ру –ру – ру, ру – ру – ру – ру

   И спускается с горы

       Ры – ры – ры, ры – ры – ры

11.Физминутка с движением( музыка Е.Железновой )

Ра…вот высокая гора,

Ры…за горою комары,

Ро… потерял петух перо,

Ру…а барсук унес в нору.

12.Работа по развитию навыка звукового анализа. Слайды26-27

Загадки тигра отгадай,

Звук "Р" определяй.

Работа с цифровым рядом.

Все слова мы называем

и звук «р »определяем.

Отгадай загадки и определи место  звука «р»  в слове.

 

А).Водяные мастера

     Строят дом без топора.

     Дом из хвороста и тины

     И плотину.

     (Бобер)

Б)Меньше тигра, больше    кошки,

    Над ушами – кисти – рожки.

    С виду кроток, но не верь:

    Страшен в гневе этот зверь!

    ( рысь )

В)  У него есть важная шея трехэтажная

   А фигура великана

   Вроде башенного крана

   ( жираф)

 Г).Когда он в клетке, то приятен

    На шкуре много разных пятен.

    Он хищный зверь, хотя немножко,

    Как лев и тигр похож на кошку                                    (леопард )

   Д).Бородат, гриваст, вынослив,                               Е).Живет в большой реке Нил

       Иву вмиг согну в дугу.                                             Злой, зеленый ( крокодил)

       И рогами пень подбросить                                    

       Выше дерева смогу. ( зубр) 

13.Работа в тетради.

По первым звукам в словах –отгадать, кто друг тигра. Слайд 28

Запись слов.  Картинки ( налим, олень,  страус, олень, роза, олень, гуси). Подчеркни первые буквы в словах.

-Прочитай по первым буквам слово? Носорог

-За мной повтори чистоговорку:

                           Носорог бодает рогом.

                           Не шутите с носорогом

14.   Игра: " Скажи наоборот" Слайды 29-35

одевать – раздевать

отдыхать – работать

сухой – мокрый

молодой – старый

узкий – широкий

веселый – грустный

белый -  черный

15. Автоматизация звука в предложении. Слайды 36-46

      Назвать профессии людей:

  • Кто лечит людей? ( людей лечит врач),
  • Кто убирает помещения? (… уборщица)
  • Кто добывает уголь? (… шахтер),
  • Кто тушит пожар? ( …пожарник),
  • Кто готовит еду? ( …повар)
  • Кто заправляет машины? ( …заправщик)
  • Кто снимает фильм? ( …оператор) ,
  • Кто ремонтирует дороги? ( …дорожник)
  • Кто работает на компьютере? (… компьютерщик),
  • Кто шьет одежду? ( …портной)
  • Кто строит дома? (…строитель)

16.Работа по развитию словаря и грамматического строя речи. Слайд 47

На тигра посмотри,

Все о тигре расскажи.

  • Какой тигр ? Тигр ( рычащий, сильный, полосатый, грозный, рыжий )
  • Тигр что делает? ( крадется медленно, рычит громко, охотится, прыгают, бродит,  разрывает мясо и т. д ).
  • Посмотри на картинку, на кого похож тигр?  На полосатую кошку.

17. Работа по развитию связной речи. Слайд 48

  • Сейчас я тебе расскажу о тигре. А ты слушай внимательно.

                                           Тигр

Тигр – родственник домашней кошки, только крупный

и сильный.

Тигр хорошо прыгает и прекрасно плавает. Увидеть

тигра нелегко: благодаря своей полосатой окраске

он не виден даже вблизи.

Тигр – прекрасный охотник. Он способен быстро и

подолгу бегать.

Сейчас тигры стали редкими животными, и охота на них

запрещена. Тигров часто можно увидеть в зоопарках.

  • На кого похож тигр?
  • Что умеет делать тигр?
  • Почему тигра трудно заметить?
  • Почему тигры сейчас редко встречаются?
  • Где можно увидеть тигра?

  Повторить отраженно за логопедом.

( ребенок самостоятельно составляет рассказ – описание о тигре )

III. Подведение итогов.

  • С каким звуком мы сегодня работали?
  • Что можешь сказать о звуке "Р"? ( Звук "Р" – согласный, звонкий, твердый. )
  • Как проверим, что "Р" – звонкий ( по горлышку).
  • Назови, какой фрукт находятся в волшебном мешочке? ( груша). Получи свой приз.

. Домашнее задание. Слайд 50

  Тигр придумал для тебя задание.

•         Придумай загадку о тигре.

•         Выучи стихотворение.

  Тигр смелый и веселый, добрый, нежный и здоровый

  Любит как волчок вертеться и на солнышке погреться

  Перескакивать, сгибаться, на коньках любит кататься.

  Любит бегать и скакать. Плавать, танцевать, нырять.

Список используемой литературы:

1. А. Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» М., 2006

2. Жукова Н. С. «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи». Изд. Эксмо. 2007г

3.О. И. Крупенчук, Т.А. Воробьева Исправляем произношение. Санкт-Петербург, 2010;

4.Тарасова А.В. Упражнения на каждый день. М.-2008;

5.Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь Звуки «Р», «Р`» . М.-2005;

6.Ушакова О.С. Занятия по развитию самостоятельной речи. М.-2010;

7.Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю. Логопедические игры. М.-2010;

8.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. “Хлоп-топ” (нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми). М.-2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.

Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса. Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»

Цель занятия: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и предложениях. Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения. При проведени...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ. Тема: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях»

Цель: работать над автоматизацией звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.Задачи: Коррекционно – обучающие:·...

Подгрупповое логопедическое занятие Тема «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях»

Подгрупповое  логопедическое занятиеТема  «Автоматизация звука  [р]   в слогах, словах, предложениях»...

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях. Автоматизация звука в самостоятельной речи. Работа над интонацией

Открытый урок в коррекционной школе для детей с нарушением слухаПодготовила: педагог-сурдолог Байцаева Л.В.г. Владикавказ, 2019 г.Автоматизация звука [ш] в слогах, словах,  чистоговорках и предло...

Конспект логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях"

На данном занятии ставятся следующие задачи:Задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [ Ш] в слогах, словах, предложениях;- продолжать учить определять место звук...

Подгрупповое логопедическое занятие «Автоматизация звука [к] в слогах, словах, словосочетаниях.»

Цель: организация деятельности  обучающихся для формирования умения четко произносить [к] в слогах, словах, словосочетаниях. Коррекционно - педагогические задачи.Дидактические:-актуализирова...