Открытое занятие. Дифференциация парных гласных «У» – «Ю» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Дифференциация парных гласных «У» – «Ю»
в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_teme_u-yu_mongush_s.s._mbou_sosh_no8_kyzyla.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация парных гласных «У» – «Ю»
в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
2 компенсирующий класс.
Цель: закрепить у учащихся навыки различения звуков «У» - «Ю».
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- закрепить знания детей о гласных;
- закрепить умение выделять и дифференцировать твердые и мягкие согласные;
- различать фонемы «У» - «Ю» по все признакам фонематического и звукобуквенного анализа, соотносить звук с определенной буквой;
- правильно читать и писать слова, предложения с гласными буквами
Уу, Юю;
- предупреждение нарушений чтения и письма.
Коррекционно - развивающие:
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
- развитие речи, мышления, орфографической зоркости;
- развитие внимания, памяти, логического мышления;
- активизация и обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие связной речи в ходе составления предложений и полных ответов на вопросы;
- развитие подвижности органов артикуляционного аппарата; общей и мелкой моторики.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, уважение друг к другу, формировать положительную учебную мотивацию.
Здоровьесберегающие: содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Оборудование: демонстрационный материал: иллюстрации деревьев, буквы на магнитах (для темы урока), образцы правописания букв Уу,Юю; таблица со словами; карточки со слова.
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, цветные карандаши, рабочие тетради, карточки, для развития мелкой моторики рук су-джок.
Т.С.О. - мультимедийная презентация.
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. - Давайте прогуляемся по лесу. Как прекрасен лес. Воздух чистый, свежий, уже запахло по-весеннему. Подышим свежим воздухом.
Дыхательная гимнастика.
Вдох – 1, 2, 3
Выдох – 1, 2, 3, 4, 5
Нужно бережно относиться к такому красивому лесу, природе.
- Ребята, какой прекрасный был лес, но мы не будем забывать наше правило.
2. - Вспомним наше правило:
«Каждый день всегда везде,
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим,
Никуда мы не спешим!»
3. Артикуляционная гимнастика.
Л.: Взяли зеркальца в руки. Наш язычок проснулся, потянулся. Для того, чтобы наш язычок был послушным и правильно произносил звуки, сделаем небольшую зарядку. «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Трубочка», «Лошадка», «Покусаем язычок».
4. - К нам на занятие пришли две девочки одну из них зовут Айлуна, а другую Айлюша. Логопед выставляет на доску изображение двух девочек.
- Какая гласная идет после Л в имени Айлюша? (Ю) - Какая гласная идет после Л в имени Айлуна? (У)
- Так с какими буквами мы с вами сегодня поработаем? (Сегодня мы познакомимся с буквой У и Ю еще ближе и узнаем, чем они отличаются друг от друга).
II. Основной этап
- Одна из девочек в синем платье. Буква У в ее имени делает впередистоящий согласный твердым. Как ее зовут? (Айлуна) - На другой девочке зеленое платье. Буква Ю в ее имени делает впередистоящий согласный мягким. Как ее зовут? (Айлюша) - Запишем их имена в тетради. Если это имена, с какой буквы мы их напишем? (С заглавной) - В слове Айлуна есть буква У, подчеркнем ее красным цветом. Как звучит согласный звук перед буквой У? (твердо) - Каким цветом мы обозначаем твердый согласный? (синим). - Подчеркнем букву л, которая обозначает звук [л] синим карандашом. - В слове Айлюша есть буква Ю, обведем ее красным карандашом. Как звучит согласный перед буквой Ю? (мягко) - Подчеркнем букву л, которая обозначает звук [л,] зеленым карандашом.
Гимнастика для глаз.
- Опускаю снежинку (листья), а вы следите только глазами.
III. Повторение.
1 А Ы У О Э
2 Я И Ю Ё Е
– Итак, в нашей азбуке живут 10 букв, а звуков только 6
– Назовите гласные 1 ряда.
– Назовите гласные 2 ряда.
– Как произносятся гласные 1 ряда? (Произносятся твёрдо, строго).
– Как произносятся гласные 2 ряда? (Произносятся ласково, мягко, нежно).
– Назовите пары гласных.
– Давайте вспомним, сколько гласных букв в нашей таблице?
– А звуков?
– Итак, в нашей азбуке живет 10 букв, а звуков только 6. Одна из них буква Ю. Эта буква очень хорошая – она помощница, потому что если стоит за согласной буквой, то она обозначает мягкость согласного на письме. Но если эта буква стоит в начале слова или после гласной буквы– то она обозначает 2 звука – [й] и [у].
– Какие еще буквы обозначают мягкость согласных?
– Теперь давайте сравним гласные буквы У– Ю по написанию. Одинаково ли они пишутся?
- Сегодня мы будем учиться различать гласные I и II ряда: У-Ю. Записали тему в тетрадь.
Характеристика звуков: произношение звуков У – Ю перед индивидуальным зеркалом. Сравнение артикуляции гласных У – Ю.
У | сходство и отличие | (трубочка, строго) |
Ю | (улыбка, трубочка, мягко) |
Дифференциация у-ю на слоговом уровне.
Айлуна и Айлюша дают следующее задание.
- Сейчас я буду называть твердые слоги, а вы называть мягкие слоги.
Бу – бю
Лу – лю
Ру – рю
Ку – кю
Ту - тю
Дифференциация у-ю на уровне слова.
Айлуна и Айлюша дают следующее задание.
- Посмотрите на картинки. В каких словах есть буква у, в каких ю? Разделите тетрадь на две колонки. В первую колонку запишем слова с буквой У, во вторую колонку – с буквой Ю. Слова на картинке (арбуз, ключ, груша, кукла, тюлень)
- Букву У подчеркните красным карандашом, букву Ю обведите красным карандашом. - Каким цветом мы подчеркнем согласную перед у? (синим) - Каким цветом подчеркнем согласную перед ю? (зеленым) - Почему? (буква ю смягчает согласный, который стоит впереди)
IV. Физкультминутка.
- Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку вместе с Айлуной и Айлюшей. Я буду называть слова, если в них пишется буква У, вы вытягиваете руки вперед, если Ю, то поднимаете руки наверх и тянетесь к потолку.
Слова для зарядки: луг, рюкзак, акула, пульт, ключ, стул, крюк, круг, велюр, стук,блюдо, зуб.
Дифференциация у – ю в словосочетаниях.
- Ребята, давайте составим с этими словами словосочетания:
Арбуз зеленый, дверной ключ, спелая груша, красивая кукла, маленький тюлень.
Дифференциация у-ю в предложениях.
-. У Айлуны и Айлюши есть еще одно задание. Придумайте предложения с каждым из словосочетаний. Самые красивые предложения мы запишем в тетради
. Примеры предложений: В магазине продают зеленый арбуз. Девочка ищет дверной ключ. Мы ели спелую грушу. У меня есть красивая кукла. В цирке выступал маленький тюлень.
- Подчеркните все буквы У, которые встретились в тексте красным карандашом, буквы Ю - обведите. Возьмите синий и зеленый карандаш и выделите согласные перед буквами У и Ю.
Пальчиковая гимнастика (су-джок).
Раз-два-три-четыре-пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять –
В домик спрятались опять.
- Возьмите су-джок, откройте, помассируем пальчики.
V.Итог занятия.
Давайте еще раз вспомним какие звуки вы научились различать.
- Чем они похожи?
- Чем отличаются?
- Почему буква Ю волшебная?
- Ребята, сегодня на занятии вы прекрасно поработали, были внимательными, активными.
- Скажите, пожалуйста, кто работал сегодня очень хорошо?
- А кто нам помогал в работе? (Айлуна, Айлюша). Скажем им «Спасибо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое занятие. дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах
дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах...
« Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».
Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]Задачи: Образовательные:· Расширять словарный запас·...
Презентация к занятию "Дифференциация звуков Б - П изолированно, в слогах, словах".
Презентация к занятию "Дифференциация звуков Б - П изолированно, в слогах, словах"....
Речевой материал для дифференциации звуков Ш-Ж (слоги, слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, скороговорки, игры, стихи, тексты)
Материал для занятий в виде презентации для дифференциации звуков ш-ж....
Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация [В] - [ВЬ],[Ф] - [ФЬ] в слогах, словах"
Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация [В - В’, Ф - Ф’] в слогах, словах"...
Дифференциация С-Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С-Ц составлен для учащихся 1 классов, общеобразовательной школы, занимающихся на логопункте. Конспект составлен для дистанциооного занятия дом...
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»...