Открытое занятие. Дифференциация парных гласных «У» – «Ю» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Монгуш Саяна Салчаковна

Дифференциация парных гласных «У» – «Ю»

в слогах, словах, словосочетаниях,  предложениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация парных гласных «У» – «Ю»

в слогах, словах, словосочетаниях,  предложениях.

2 компенсирующий класс.

Цель: закрепить у учащихся навыки различения звуков «У» - «Ю».

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- закрепить знания детей о гласных;

- закрепить умение выделять и дифференцировать твердые и мягкие согласные;

- различать фонемы «У» - «Ю» по все признакам фонематического и звукобуквенного анализа, соотносить звук с определенной буквой;

- правильно читать и писать слова, предложения с гласными буквами

Уу, Юю;

- предупреждение нарушений чтения и письма.

Коррекционно - развивающие:

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза;

- развитие речи, мышления, орфографической зоркости;

- развитие внимания, памяти, логического мышления;

- активизация и обогащение словарного запаса учащихся;

- развитие связной речи в ходе составления предложений и полных ответов на вопросы;

- развитие подвижности органов артикуляционного аппарата; общей и мелкой моторики.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, уважение друг к другу, формировать положительную учебную мотивацию.

Здоровьесберегающие: содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Оборудование: демонстрационный материал:  иллюстрации деревьев, буквы на магнитах (для темы урока), образцы правописания букв Уу,Юю; таблица со словами; карточки со слова.

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, цветные карандаши, рабочие тетради, карточки,  для развития мелкой моторики рук су-джок.

Т.С.О. - мультимедийная презентация.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. - Давайте прогуляемся по лесу. Как прекрасен лес. Воздух чистый, свежий, уже запахло по-весеннему. Подышим свежим воздухом.

Дыхательная гимнастика.

        Вдох – 1, 2, 3

        Выдох – 1, 2, 3, 4, 5

Нужно бережно относиться к такому красивому лесу, природе.

- Ребята, какой прекрасный был лес, но мы не будем забывать наше правило.

2. - Вспомним наше правило:

«Каждый день всегда везде,

 На занятиях, в игре

 Громко, чётко говорим,

Никуда мы не спешим!»

3. Артикуляционная гимнастика.

Л.: Взяли зеркальца в руки. Наш язычок проснулся, потянулся. Для того, чтобы наш язычок был послушным и правильно произносил звуки, сделаем небольшую зарядку. «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Трубочка», «Лошадка», «Покусаем язычок».

4. - К нам на занятие пришли две девочки одну из них зовут Айлуна, а другую Айлюша. Логопед выставляет на доску изображение двух девочек.

  - Какая гласная идет после Л в имени Айлюша? (Ю) - Какая гласная идет после Л в имени Айлуна? (У)

- Так с какими буквами  мы с вами сегодня поработаем?  (Сегодня мы познакомимся с буквой У и Ю еще ближе и узнаем, чем они отличаются друг от друга).

II. Основной этап

 - Одна из девочек в синем платье. Буква У в ее имени делает впередистоящий согласный твердым. Как ее зовут? (Айлуна) - На другой девочке зеленое платье. Буква Ю в ее имени делает впередистоящий согласный мягким. Как ее зовут? (Айлюша) - Запишем их имена в тетради. Если это имена, с какой буквы мы их напишем? (С заглавной) - В слове Айлуна есть буква У, подчеркнем ее красным цветом. Как звучит согласный звук перед буквой У? (твердо) - Каким цветом мы обозначаем твердый согласный? (синим).  - Подчеркнем букву л, которая обозначает звук [л] синим карандашом. - В слове Айлюша есть буква Ю, обведем ее красным карандашом. Как звучит согласный перед буквой Ю? (мягко)  - Подчеркнем букву л, которая обозначает звук [л,] зеленым карандашом.

Гимнастика для глаз.

- Опускаю снежинку (листья), а вы следите только глазами.

III. Повторение.        

 1            А          Ы          У            О            Э  

                               2         Я        И        Ю        Ё        Е

– Итак, в нашей азбуке живут 10 букв, а звуков только 6

– Назовите гласные 1 ряда.

– Назовите гласные 2 ряда.

– Как произносятся гласные 1 ряда? (Произносятся твёрдо, строго).

– Как произносятся гласные 2 ряда? (Произносятся ласково, мягко, нежно).

– Назовите пары гласных.

– Давайте вспомним, сколько гласных букв в нашей таблице?

– А звуков?

– Итак, в нашей азбуке живет 10 букв, а звуков только 6. Одна из них буква Ю. Эта буква очень хорошая – она помощница, потому что если стоит за согласной буквой, то она обозначает мягкость согласного на письме. Но если эта буква стоит в начале слова или после гласной буквы– то она обозначает 2 звука – [й] и [у].

– Какие еще буквы обозначают мягкость согласных?

– Теперь давайте сравним гласные буквы У– Ю по написанию. Одинаково ли они пишутся?

 - Сегодня мы будем учиться различать гласные I и II ряда: У-Ю. Записали тему в тетрадь.

Характеристика звуков: произношение звуков У – Ю перед индивидуальным зеркалом. Сравнение артикуляции гласных У – Ю.

У

сходство и отличие

(трубочка, строго)

Ю

(улыбка, трубочка, мягко)

Дифференциация у-ю на слоговом уровне.

Айлуна и Айлюша дают следующее задание.

- Сейчас я буду называть твердые слоги, а вы называть мягкие слоги.

Бу – бю

Лу – лю

Ру – рю

Ку – кю

Ту - тю

Дифференциация у-ю на уровне слова.

Айлуна и Айлюша дают следующее задание.

 - Посмотрите на картинки. В каких словах есть буква у, в каких ю? Разделите тетрадь на две колонки. В первую колонку запишем слова с буквой У, во вторую колонку – с буквой Ю. Слова на картинке (арбуз, ключ, груша, кукла, тюлень)

- Букву У подчеркните красным карандашом, букву Ю обведите красным карандашом. - Каким цветом мы подчеркнем согласную перед у? (синим) - Каким цветом подчеркнем согласную перед ю? (зеленым) - Почему? (буква ю смягчает согласный, который стоит впереди)

IV. Физкультминутка.

- Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку вместе с Айлуной  и Айлюшей. Я буду называть слова, если в них пишется буква У, вы вытягиваете руки вперед, если Ю, то поднимаете руки наверх и тянетесь к потолку.

Слова для зарядки: луг, рюкзак, акула, пульт, ключ, стул, крюк, круг, велюр, стук,блюдо, зуб.

Дифференциация у – ю в словосочетаниях.

- Ребята, давайте составим с этими словами словосочетания:

Арбуз зеленый, дверной ключ, спелая груша, красивая кукла, маленький тюлень.

Дифференциация у-ю в предложениях.

-. У Айлуны и Айлюши  есть еще одно задание. Придумайте предложения с каждым из словосочетаний. Самые красивые предложения мы запишем в тетради

. Примеры предложений: В магазине продают зеленый арбуз. Девочка ищет дверной ключ. Мы ели спелую грушу. У меня есть красивая кукла. В цирке выступал маленький тюлень.

- Подчеркните все буквы У, которые встретились в тексте красным карандашом, буквы Ю - обведите. Возьмите синий и зеленый карандаш и выделите согласные перед буквами У и Ю.

Пальчиковая гимнастика  (су-джок).

Раз-два-три-четыре-пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз-два-три-четыре-пять –

В домик спрятались опять.

- Возьмите су-джок, откройте, помассируем пальчики.

V.Итог занятия.

Давайте еще раз вспомним какие звуки вы научились различать.

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

- Почему буква Ю волшебная?

- Ребята, сегодня на занятии вы прекрасно поработали, были внимательными, активными.

- Скажите, пожалуйста, кто работал сегодня очень хорошо?

- А кто нам помогал в работе? (Айлуна, Айлюша). Скажем им «Спасибо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие. дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах

дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах...

« Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».

Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]Задачи: Образовательные:·         Расширять словарный запас·...

Презентация к занятию "Дифференциация звуков Б - П изолированно, в слогах, словах".

Презентация к занятию "Дифференциация звуков Б - П изолированно, в слогах, словах"....

Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация [В] - [ВЬ],[Ф] - [ФЬ] в слогах, словах"

Конспект группового логопедического занятия "Дифференциация [В - В’, Ф - Ф’] в слогах, словах"...

Дифференциация С-Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков С-Ц составлен для учащихся 1 классов, общеобразовательной школы, занимающихся на логопункте. Конспект составлен для дистанциооного занятия дом...

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»

Конспект логопедического занятия  «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»...