Урок - занятие по развитию речи в группе предшкольной подготовке по УМК "Предшкола нового поколения"
методическая разработка на тему

Воробьёва Елена Валерьевна

Тема: Звук [З], буква З.

Цель:

- познакомить детей с новым звуком [З], буквой З;

- развивать зрительное и слуховое внимание;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_z.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук [З], буква З.

Цель:

 - познакомить детей со звуком [З], буквой З;

- развивать зрительное и слуховое внимание,

восприятие, память, тактильные ощущения;

- пополнять и активизировать словарный запас детей;

- воспитывать организованность;

УУД: - умение работать с информационным источником, коммуникативность.

Оборудование: ватный шарик, зафиксированный на ниточке, иллюстрация из книги с изображением маленькой коровы Мумуки, разноцветные макароны, карточка с буквой «З», карточки с изученными буквами, книга авторов И. С. Рукавишникова, О. В. Малаховской, Н. А. Чураковой  «Друзья Кронтика учатся читать», тетрадь для работы, цветные карандаши, рамочка.

Ход занятия:

1. Организационный  этап.

В кругу:

- Ребятки, посмотрите друг другу в глаза, протяните друг другу руку и пожелайте успеха на занятии. Подарите улыбку себе и своему соседу.

- Хорошо, а сейчас минутка гимнастики для язычка. (артикуляционная гимнастика).

С братом мы возьмём насос –

Будет праздник для колёс:

Подкачаем шины

Папиной машины.

- Какой звук мы услышим, когда будем качать шины для машины?

(дети длительно произносят звук "сссссс…" Обратить внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя холодная).

 Лопаткой яму я копаю,

Цветы иголкой вышиваю.

(улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка - острым. Чередовать движения 6 – 8 раз). 

Ветер дул на одуванчик –

Разлетелся сарафанчик.

(вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик. Зафиксированный на ниточке. Выполнять упражнение 4 – 6 раз).

- Молодцы, теперь вы готовы к работе!

2. Основная часть.

- Сегодня нас ждет знакомство с новым звуком. Садимся на наш коврик поудобнее и начинаем.

Мы помним, что наша Маленькая Корова Мумука гуляла в лесу и слушала звуки леса.

- Какие звуки она услышала? (Пиу – пиу!).

- Кто так пищал? (невидимые комарики).

- С какого звука начинается песенка невидимых комариков?

- А какой это звук? Почему?

- Выложите этот звук макаронами. Молодцы.

(учитель читает по книге)

-Зы – зы – зы! – звинели небольшие черные мушки.

- Зу – зу – зу! – деловито зудели крупные, сверкающие зеленым перламутром мухи.

- Ребята, какой звук мы услышали первым, в песенке мух?

- Что это за звук, давайте определим. А как мы это будем определять?

- Тогда поем!

- Поется?

- А какой звук мы не поем?

- Правильно! Скажите, а как мы можем звук изобразить?

- Верно, буквой! Посмотрите, это буква З. Однажды она гуляла в лесу на полянке, устала и присела отдохнуть на пенек. Мимо нее пролетела маленькая лесная мушка и по - зудела: «З-З-З!».

«Какая з-з-замечательная мушка!» - воскликнула буква З. – «Я хочу с тобой дружить!» Буква З даже согласилась звучать, как лесная мушка.

- З – звонкий согласный звук! Давайте проверим, так ли это.

- Каким карандашом мы будем печатать данную букву.

- Покажите букву З пальчиками рук.

- Нарисуйте букву З рукой в воздухе.

- А какой зверек называется на букву З, отгадайте?

« Летом – серенький,

А зимой – беленький»

- Кто это?

- Правильно, зайка!

Физминутка «Зайка» (Дети вместе с учителем зачитывают стихотворение физминутки и выполняют движения).

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапоньки погреть:

Лапки вверх, лапки вниз!

На носочки становись!

Ставим лапки на бочок, на носочках скок, скок, скок!

А теперь вприсядку, чтоб не мерзли лапки.

- Молодцы! А сейчас мы будем работать по нашей волшебной книжке. Пройдите к своим столикам. Откройте книгу на странице 28. это 2 и 8 в левом нижнем углу.

- Итак, вы знаете букву З? Выделите эту букву рамочкой. Посмотрите, как она пишется.

- Обведите ее пальцем, следуя за стрелочкой.

- Вы знаете, Кронтик рассмеялся, когда увидел эту букву:

« Какая же это буква? Это цифра 3!» - воскликнул Кронтик.

- А вам, тоже кажется, что буква З и цифра 3 похожи?

- Сейчас я хочу вам предложить напечатать нашу новую знакомую, но прежде, мы разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

(пальчиковая гимнастика с использованием «суджока»).

Сорока – ворона, кашу варила,

Деток кормила! (дети катают «суджок» по ладошке).

Этому - дала, этому - дала,

Этому – дала, этому – дала,

А этому – не дала! (проговаривая слова, дети массируют каждый пальчик правой руки пружинкой из «суджока»).

Он в лес не ходил,

Дрова не рубил,

Воду не носил,

Кашу не варил – не будет кашу есть. (проговаривая слова, дети массируют каждый пальчик левой руки пружинкой из «суджока»).

- Открываем наши тетрадки, и ищем изображение согласного звука [З].

- Выберите нужный карандаш для работы.

- Почему выбрали синий карандаш?

- Напечатайте букву столько раз, сколько топну я сейчас.

- И в завершении нашего занятия мы поиграем в игру.

Игра «Найди букву».

Буква З отправилась в зоопарк. Найдите в названиях животных букву З.  начале, конце или середине слова находится эта буква?

- Молодцы! А теперь я предлагаю вам еще раз повторить новый звук и новую буку.

Букву З узнаешь тоже,

«З» на троечку похожа!

Этот звук не нужно петь,

Можно звонко позудеть: «З-з-з-з».

Если слышишь, звук согласный,

Карандаш не нужен красный.

Букву пишем синим цветом,

Знаем мы уже об этом!

3. Итог занятия.

- Какое у вас настроение, покажите знаком.

- Понравилось ли вам занятие?

- Что узнали нового?

- Какие были трудности?

- Мы молодцы?

- Салют в нашу честь!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи с постановкой звуков в группе предшкольной подготовки и планирование занятий

В настоящее время в школу приходят дети с нарушениями речи. Эта проблема и дала толчок для введения в учебный процесс данного предмета. Программа содержит в себе краткую характеристику курса, тематиче...

Занятие по развитию речи в группе предшкольной подготовки

Занятие – путешествиеТема: Чтение и печатание слов с изученными буквами.Цель:  - повторить изученные буквы;- развивать зрительное и слуховое внимание,восприятие, память;- пополнять и активизирова...

Рабочая программа по предмету "Развитие речи" по курсу предшкольной подготовки

Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....

Занятие по развитию речи в группе предшкольной подготовки

Тема: "Звук [Ф], буква ф.Цель  занятия:- познакомить детей с новым звуком, буквой;- развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память, тактильные ощущения;- развивать фонематический сл...

"Звук [г]. В лесу". Конспект занятия по обучению грамоте в группе предшкольной подготовки.

   Проблема подготовки ребёнка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном дошкольном и начальном образовании. Особенно остро стоит вопрос предшкольной подгото...

Технологическая карта построения занятия по развитию речи. (группа предшкольной подготовки)

Юрий Кушак «В магазине».Задачи: 1) Формирование речевой деятельности у дошкольников. Формировать у дошкольников умение удерживать ...

Конспект логопедического занятия по развитию речи В группе подготовительного к школе возраста «Зима. Новый Год!»

  Цель: закрепить представления детей о зиме, о празднике Новый Год.  Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить: навык составления  предложения по опорным словам и схемы пре...