Рабочая программа по предмету "Развитие речи" по курсу предшкольной подготовки
календарно-тематическое планирование на тему
Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_podgrazv_rechi.docx | 29.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов.
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1) мотивация на учебу;
2) развитие произвольности;
3) сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
4) развитие пространственных представлений;
5) умение фантазировать;
5) проявление самостоятельности.
Цель курса:
подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности,развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка,
преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
Задачи курса:
1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.
2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.
3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий: разминка, упражнения по теме, работа в тетради, подвижная игра, рефлексия.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Работа в тетрадях». Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Совушка - сова», «Путаница», «Ручеек».
Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.
4. Развитие умственных способностей.
5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
6. Развитие волевой готовности ребенка.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Содержание занятий опирается на программные требования:
Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.
Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.
Учить делить слова на слоги.
Дать первоначальные представления о предложении.
Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.
Совершенствовать умение составлять рассказы.
Прогнозируемые результаты и формы контроля
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен уметь:
- выделять из слов звуки;
- находить слова с определённым звуком;
- определять место звука в слове;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять предложения на заданную тему по опорным словам:
- составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
- пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
- ориентироваться на странице тетради;
- писать основные элементы букв;
- рисовать узоры и различные элементы.
- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении;
- быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса;
- составлять по образцу небольшие рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия
- ориентироваться на странице тетради;
- осознавать способы выполнения действий;
- распределять усилия при начертании линий.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен знать:
- последовательность слова в предложении;
- выразительные средства языка;
- буквы русского алфавита.
- знать направление и последовательность движений.
Режим занятий
В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях по подготовке к школе. Занятия проходят по субботам для детей 6 – 7 летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их.
Подготовка детей к школе начинается с 16 ноября и длится до 16 марта 2013 г.
Занятия проводят с группой детей. Продолжительность занятия 30 минут .
Календарно – тематическое планирование
№ | Название темы занятия | Коли чество часов | Дата |
1. | Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Гигиенические правила письма: посадка, положение тетради, ручки. Выявление уровня готовности руки к письму. Росчерки. Обводка по контуру. | 1 | 16.11 |
2. | Выяснение возможностей детей, диагностика умения читать, знает ли буквы и т.д. Ориентация на странице тетради. Выполнение рисунков. | 1 | 23.11 |
3. | Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Учимся слышать звуки и называть их. Буквы, обозначающие согласные звуки. Росчерки. Раскрашивание и штриховка. Описание картинки. Текст, Предложение. Слово. | 1 | 30.11 |
4. | Работа с гласными звуками. Мы живем среди людей. Общение, его формы (словесные и несловесные) Игра: “ Догадайся, что показал” - пантомима | 1 | 07.12 |
5. | Гласные и согласные звуки. Составление предложений. Росчерки. | 1 | 14.12 |
6. | Звуко- буквенный анализ. Печатание слов. Составление рассказа по картине. Росчерки. Раскрашивание и штриховка. | 1 | 21.12 |
7. | Согласные звуки и буквы. Игра: “Подружи буквы” | 1 | 28.12 |
8. | В стране слов и слогов. Господин Слогораздел.Ударение. | 1 | 04.01 |
9. | Звук- буква- слог- слово. Чтение односложных слов. Росчерки, письмо по точкам. | 1 | 11.01 |
10. | Категории до, после, потом, сейчас. Составление рассказа по картинкам. | 1 | 18.01 |
11. | Чтение двусложных слов. Понятие об ударении. Развитие речи (работа с сюжетными картинками « Что изменилось?» ). Росчерки. Штриховка. | 1 | 25.01 |
12. | Звуки глухие и звонкие. Звуковые схемы. Родственные слова. | 1 | 01.02 |
13. | Составление рассказов. Обведение предметов по контуру. Письмо горизонтальных и наклонных линий.
| 1 | 08.02 |
14. | Алфавит. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Развитие речи ( игра «Описание насекомых»). Росчерки. Письмо по образцу. | 1 | 15.02 |
15. | Составление схем слов. Обводка и штриховка контуров. Работа с образцами. | 1 | 22.02 |
16. | Знакомство с основным алгоритмом письма. Написание и соединение крючка и наклонной линии. | 1 | 01.03 |
17. | Звуко- буквенный анализ Мягкий знак. Составление рассказов. Отгадывание загадок. Росчерки. Штриховка. | 1 | 08.03 |
18. | Звуко- буквенный анализ. Разделительный твердый знак. Составление связного рассказа. Росчерки. Написание элементов букв. Штриховка. | 1 | 15.03 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса предшкольной подготовки для детей 6-7 лет "АБВГДейка"
Основной целью подготовительного класса является всестороннее гармоничное развитие детей, подготовка их к переходу на качественно новый этап развития от игровой к у...
Рабочая программа по предмету «Развитие элементарных математических представлений» по курсу предшкольной подготовки
Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....
Рабочая программа по предмету «Ознакомление с окружающим миром» по курсу предшкольной подготовки
Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....
Программа и разработка занятий по предшкольной подготовке
Подготовительный период является важным периодом в обучении детей, где закладываются основы обучения предметов. К сожалению, в практике школы этот период сводится к минимуму уроков. В поставленных цел...
Программа по курсу "Предшкольная подготовка"
Программа...
Учебный курс предшкольной подготовки «Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка» (презентация)
Данная презентация в краткой форме излагает задачи и виды деятельности курса "Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка". Может использоваться при подготовке и проведении родительских со...