Рабочая программа по развитию речи с постановкой звуков в группе предшкольной подготовки и планирование занятий
рабочая программа (1 класс) по теме
В настоящее время в школу приходят дети с нарушениями речи. Эта проблема и дала толчок для введения в учебный процесс данного предмета. Программа содержит в себе краткую характеристику курса, тематическое и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Мичуринска Тамбовской обл.
Утверждена приказом директора № 3 от 9.12.2011 директор __________ Е.В.Солончева Рабочая программа по развитию речи с постановкой звуков в группе предшкольной подготовки на 2011-2012 учебный год Рассмотрено на заседании МС протокол № 1 от 29.08.2011 2011 год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе типовой программы Филичева Т.Б, Каше Г.А. « Программа для логопедических групп детских садов» .
Данная программа написана в соответ ствии с основными принципа ми логопедического воздей ствия и реализует логопеди ческие методы и приемы на всех этапах коррекции.
Программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся, испытывающих трудности формирования письменной речи (письма и чтения).
Классы: группа предшкольной подготовки
Количество часов:
всего – 33 часа, в неделю – 1 час
Цель рабочей программы: нормализовать звуковую сторону речи.
Задачи:
- Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова.
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
- Формирование связной речи (развитие навыков построения связного высказывания, рассуждение, передача содержания текста).
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, способность к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной, познавательной активности, произвольности общения и поведения).
- Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению (умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, подчинять свои действия к инструкции, умение понимать и принимать учебную задачу, умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия и сосредоточенного выполнения учебной задачи.
Основные направления работы
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
— уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
— устойчивости внимания;
— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- — работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
- — применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Программа опирается на сле дующие специальные принци пы:
- этиопатогенетический;
- системности учета структу ры речевого нарушения;
- комплексности;
- дифференцированного под хода;
- поэтапности;
- учета личностных особен ностей;
- использования обходного пути.
Основные этапы коррекционной работы
<><Коррекционная ><работа > ><про ><водится ><в ><четыре ><этапа.>
<1-й ><этап ><— ><диагностический.
- Определяется состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, фонематического восприятие;>
- <
- <<Проверяется ><состояние ><лексико-грамматического ><строя, ><со ><стояние ><связной ><речи.>
- <Выявляются ><индивидуальные ><особенности ><таких ><психичес><ких ><процессов, ><как ><мышление, ><внимание, ><память.>
- <Выявляется ><наличие ><мотивации ><к ><коррекционной ><работе ><по ><устранению ><дефекта.><
<2-й ><этап ><— ><подготовительный.
- Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления).
- Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление.
- Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти.
- Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики). >
><<3-й ><этап ><— ><коррекционный.>
<Осуществляется ><работа ><по ><преодолению ><дизорфографичес><ких ><нарушений. ><Она ><проводится ><на ><фонетическом, ><лексическом ><и ><синтаксическом ><уровнях ><по ><направлениям, ><соответствующим ><основным ><видам ><ошибок. ><Комплексный ><подход ><данной ><методики ><по ><коррекции ><дизорфографии ><предполагает ><при ><необходимости ><параллельную ><работу, ><направленную ><на ><устранение ><нарушений ><звукопроизношения, ><чтения ><и ><письма.>
<4-й ><этап ><— ><оценочный.>
- <Оценивается ><эффективность ><коррекционной ><работы.>
- Оценка правильно артикулировать звуки речи в различных фонематических позициях и формах речи.<
<
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа групповых занятий включает три раздела:
- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
-обогащение словарного запаса;
- развитие грамматического строя и связной речи.
Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии идет работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя.
Первый триместр посвящен развитию различных форм звукового анализа, начиная с выделения звука из слова. Обучение начинается с узнавания и выделения звука из слова. Логопедические занятия проводятся в игровой форме. В играх на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом происходит закрепление графического образа букв. В первом семестре проводится работа по коррекции свистящих звуков с , з . Так как занятия являются интегрированными, на каждом из них изучается лексическая тема, а также отрабатывается в практическом плане та или иная грамматическая форма.
Во втором триместре к уже изученным согласным звукам добавляется свистящий звук ц и шипящие звуки ш , ж . . Огромное внимание уделяется развитию артикуляционного аппарата. При изучении лексическим тем происходит обогащение словарного запаса детей, развитие диалогической речи, умение отвечать на вопросы учителя, идет подготовка к развитию монологической речи. Дети учатся правильно употреблять глаголы прошедшего времени, согласуя их в роде с именами существительными, учатся употреблять в речи как сложносочиненные, так и сложноподчиненные предложения. Закрепляется умение в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
Третий триместре отводится дальнейшему развитию артикуляционного аппарата, закреплению в речи поставленных шипящих и свистящих звуков, а также ведется работа по постановке звуков л и р .Проводится работа по развитию произношения гласных звуков. Уделяется внимание словообразованию однокоренных слов, прилагательных от существительных, закрепляется суффиксальное словообразование. Грамматические темы вводятся в содержание занятий интегрировано, выбор темы зависит от рассматриваемого лексического материала. Предполагается чисто практическое усвоение грамматического материала, без использования избыточной терминологии, хотя вводится понятие «предлог»
При возникновении трудностей с постановкой звуков, занятия проводятся индивидуально.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Звук с | 5 |
Постановка звука | 1 | |
Автоматизация звука с в слогах | 1 | |
Автоматизация звука с в словах | 1 | |
Автоматизация звука с в предложениях | 1 | |
Автоматизация звука с в речи | 1 | |
2 | Звук з | 6 |
Постановка звука з | 1 | |
Автоматизация звука з в прямых слогах | 1 | |
Автоматизация звука з в обратных слогах и при стечении согласных | 1 | |
Автоматизация звука з в предложениях | 1 | |
Автоматизация звука з в речи | 1 | |
Дифференциация звуков с-з | 1 | |
3 | Звук ц | 5 |
Постановка звука ц | 1 | |
Автоматизация звука ц в прямых слогах | 1 | |
Автоматизация звука ц в обратных слогах и при стечении согласных | 1 | |
Автоматизация звука ц в речи | 1 | |
Диффференциация звуков с-з-ц | 1 | |
4 | Звук ш | 5 |
Постановка звука ш | 1 | |
Автоматизация звука ш в прямых слогах | 1 | |
Автоматизация звука ш в обратных слогах | 1 | |
Автоматизация звука ш в предложениях | 1 | |
Дифференциация звуков с-ш | 1 | |
5 | Звук ж | 4 |
Постановка звука ж | 1 | |
Автоматизация звука ж в прямых и обратных слогах | 1 | |
Дифференциация звуков ш-ж | 1 | |
Дифференциация звуков ж-з | 1 | |
6 | Звук л | 4 |
Постановка звука л | 1 | |
Автоматизация звука л в прямых слогах | 1 | |
Автоматизация звука л в обратных слогах | 1 | |
Автоматизация звука л в речи | 1 | |
7 | Звук р | 4 |
Постановка звука р | 1 | |
Автоматизация звука р в обратных слогах | 1 | |
Автоматизация звука р в прямых слогах | 1 | |
Дифференциация звуков р-л | 1 |
В конце года дети должны уметь:
- правильно произносить все звуки речи;
- находить место звука в слове;
- уметь полно отвечать на вопросы учителя;
- составлять небольшой рассказ по картине и из личного опыта;
- употреблять в речи сложные формы предложений
При обучении используют ся практические, наглядные, словесные методы:
- различные упражнения по развитию мышления и во ображения;
- игры, направленные на коррекцию внимания, па мяти, фонематического слуха;
- упражнения, способствую щие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно на писанных слов, их запись
Для реализации рабочей программы используется учебно-методическая литература:
№ п/п | Автор | Название | Год издательства | Издательство |
Ануфриев А.Ф. , Костромина С.Н. | «Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения» | 1997 | Просвещение | |
2. | Аксёнова А.К., Якубовская Е.В. | «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы» | 1991 | Москва Просвещение |
3 | Бачина О.В., Вилочева М.П. | «Школьный логопункт: Организация и содержание работы» | 2009 | Москва ТЦ СФЕРА |
4 | Бекшиева З.И | «Коррекция письменной речи у школьников» | 2009 | Ростов н/Д : Феникс |
5 | Богомолова А.И. | «Логопедическое пособие для работы с детьми». | 1995 | Издательство «Библионалис». СПб |
6 | Визель Т.Г.. | «Логопедические упражнения на каждый день» | 2006 | Москва В.Секачев |
7 | ВолковаЛ.С., ЛалаеваР.И., МастюковаЕ.М.. | «Логопедия» Книга 1,2 | 1995 | Просвещение |
8 | Елецкая О.Н., Горбачевская Н.Ю. | «Организация логопедической работы в школе» | 2007 | Москва ТЦ Сфера |
9 | Епифанова О.В. | «Логопедия» | 2004 | «Учитель-АСТ». Волгоград |
10 | Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. | «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте» | 1991 | Москва Просвещение |
11 | Жукова Н.С. | «Букварь» | 2010 | ЭКСМО Москва |
12 | Жукова Н.С. | «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи» | 2010 | Москва ЭКСМО |
13 | Коноваленко В.В. Коноваленко С.В..- | «Коррекция произношений звука Й» индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста | 2000 | Москва «Издательство ГНОМ и Д», |
14 | Козырева Л.М. | Методические рекомендации для фрональных логопедических занятий с младшими школьниками | 2006 | Ярославль Академия развития |
15 | Косинова Е. | «Уроки логопеда» | 2009 | Москва ЭКСМО |
16 | Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А.. | «Исправляем нарушение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств» | 2009 | СПб. Литера |
17 | Кузьмина Е.В. | «Бланковые методики в работе логопеда» | 2009 | Москва ТЦ Сфера |
18 | Петрова Т.И, Петрова Е.С | Программа для детских садов «Я- человек» | 2003 | Школьная пресса |
19 | Садовникова И.Н. | «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» | 1997 | Владос |
20 | Ткаченко Т.А. | «В первый класс без дефектов речи» | 1999 | С-Петербург Детство-пресс |
21 | Ткаченко Т.А. | «Логопедическая энциклопедия» | 2008 | ООО ТД «Издательство Мир книги» |
22 | Черошникова Г.С. | «Логопедические занятия в начальной школе» 1,2 части | 2001 | Иркутск |
23 | Петрова Т.И, Петрова Е.С | Программа для детских садов «Я- человек» | 2003 | Школьная пресса |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Мичуринска Тамбовской обл.
Утверждена приказом директора № 3 от 9.12.2011 директор __________ Е.В.Солончева Рабочая программа по развитию речи с постановкой звуков в группе предшкольной подготовки на 2011-2012 учебный год Рассмотрено на заседании МС протокол № 1 от 29.08.2011 2011 год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе типовой программы Филичева Т.Б, Каше Г.А. « Программа для логопедических групп детских садов» .
Данная программа написана в соответ ствии с основными принципа ми логопедического воздей ствия и реализует логопеди ческие методы и приемы на всех этапах коррекции.
Программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся, испытывающих трудности формирования письменной речи (письма и чтения).
Классы: группа предшкольной подготовки
Количество часов:
всего – 33 часа, в неделю – 1 час
Цель рабочей программы: нормализовать звуковую сторону речи.
Задачи:
- Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова.
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
- Формирование связной речи (развитие навыков построения связного высказывания, рассуждение, передача содержания текста).
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, способность к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной, познавательной активности, произвольности общения и поведения).
- Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению (умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, подчинять свои действия к инструкции, умение понимать и принимать учебную задачу, умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия и сосредоточенного выполнения учебной задачи.
Основные направления работы
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
— уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
— устойчивости внимания;
— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- — работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
- — применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Программа опирается на сле дующие специальные принци пы:
- этиопатогенетический;
- системности учета структу ры речевого нарушения;
- комплексности;
- дифференцированного под хода;
- поэтапности;
- учета личностных особен ностей;
- использования обходного пути.
Основные этапы коррекционной работы
<><Коррекционная ><работа > ><про ><водится ><в ><четыре ><этапа.>
<1-й ><этап ><— ><диагностический.
- Определяется состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, фонематического восприятие;>
- <
- <<Проверяется ><состояние ><лексико-грамматического ><строя, ><со ><стояние ><связной ><речи.>
- <Выявляются ><индивидуальные ><особенности ><таких ><психичес><ких ><процессов, ><как ><мышление, ><внимание, ><память.>
- <Выявляется ><наличие ><мотивации ><к ><коррекционной ><работе ><по ><устранению ><дефекта.><
<2-й ><этап ><— ><подготовительный.
- Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления).
- Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление.
- Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти.
- Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики). >
><<3-й ><этап ><— ><коррекционный.>
<Осуществляется ><работа ><по ><преодолению ><дизорфографичес><ких ><нарушений. ><Она ><проводится ><на ><фонетическом, ><лексическом ><и ><синтаксическом ><уровнях ><по ><направлениям, ><соответствующим ><основным ><видам ><ошибок. ><Комплексный ><подход ><данной ><методики ><по ><коррекции ><дизорфографии ><предполагает ><при ><необходимости ><параллельную ><работу, ><направленную ><на ><устранение ><нарушений ><звукопроизношения, ><чтения ><и ><письма.>
<4-й ><этап ><— ><оценочный.>
- <Оценивается ><эффективность ><коррекционной ><работы.>
- Оценка правильно артикулировать звуки речи в различных фонематических позициях и формах речи.<
<
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа групповых занятий включает три раздела:
- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
-обогащение словарного запаса;
- развитие грамматического строя и связной речи.
Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии идет работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя.
Первый триместр посвящен развитию различных форм звукового анализа, начиная с выделения звука из слова. Обучение начинается с узнавания и выделения звука из слова. Логопедические занятия проводятся в игровой форме. В играх на развитие звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом происходит закрепление графического образа букв. В первом семестре проводится работа по коррекции свистящих звуков с , з . Так как занятия являются интегрированными, на каждом из них изучается лексическая тема, а также отрабатывается в практическом плане та или иная грамматическая форма.
Во втором триместре к уже изученным согласным звукам добавляется свистящий звук ц и шипящие звуки ш , ж . . Огромное внимание уделяется развитию артикуляционного аппарата. При изучении лексическим тем происходит обогащение словарного запаса детей, развитие диалогической речи, умение отвечать на вопросы учителя, идет подготовка к развитию монологической речи. Дети учатся правильно употреблять глаголы прошедшего времени, согласуя их в роде с именами существительными, учатся употреблять в речи как сложносочиненные, так и сложноподчиненные предложения. Закрепляется умение в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
Третий триместре отводится дальнейшему развитию артикуляционного аппарата, закреплению в речи поставленных шипящих и свистящих звуков, а также ведется работа по постановке звуков л и р .Проводится работа по развитию произношения гласных звуков. Уделяется внимание словообразованию однокоренных слов, прилагательных от существительных, закрепляется суффиксальное словообразование. Грамматические темы вводятся в содержание занятий интегрировано, выбор темы зависит от рассматриваемого лексического материала. Предполагается чисто практическое усвоение грамматического материала, без использования избыточной терминологии, хотя вводится понятие «предлог»
При возникновении трудностей с постановкой звуков, занятия проводятся индивидуально.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Звук с | 5 |
Постановка звука | 1 | |
Автоматизация звука с в слогах | 1 | |
Автоматизация звука с в словах | 1 | |
Автоматизация звука с в предложениях | 1 | |
Автоматизация звука с в речи | 1 | |
2 | Звук з | 6 |
Постановка звука з | 1 | |
Автоматизация звука з в прямых слогах | 1 | |
Автоматизация звука з в обратных слогах и при стечении согласных | 1 | |
Автоматизация звука з в предложениях | 1 | |
Автоматизация звука з в речи | 1 | |
Дифференциация звуков с-з | 1 | |
3 | Звук ц | 5 |
Постановка звука ц | 1 | |
Автоматизация звука ц в прямых слогах | 1 | |
Автоматизация звука ц в обратных слогах и при стечении согласных | 1 | |
Автоматизация звука ц в речи | 1 | |
Диффференциация звуков с-з-ц | 1 | |
4 | Звук ш | 5 |
Постановка звука ш | 1 | |
Автоматизация звука ш в прямых слогах | 1 | |
Автоматизация звука ш в обратных слогах | 1 | |
Автоматизация звука ш в предложениях | 1 | |
Дифференциация звуков с-ш | 1 | |
5 | Звук ж | 4 |
Постановка звука ж | 1 | |
Автоматизация звука ж в прямых и обратных слогах | 1 | |
Дифференциация звуков ш-ж | 1 | |
Дифференциация звуков ж-з | 1 | |
6 | Звук л | 4 |
Постановка звука л | 1 | |
Автоматизация звука л в прямых слогах | 1 | |
Автоматизация звука л в обратных слогах | 1 | |
Автоматизация звука л в речи | 1 | |
7 | Звук р | 4 |
Постановка звука р | 1 | |
Автоматизация звука р в обратных слогах | 1 | |
Автоматизация звука р в прямых слогах | 1 | |
Дифференциация звуков р-л | 1 |
В конце года дети должны уметь:
- правильно произносить все звуки речи;
- находить место звука в слове;
- уметь полно отвечать на вопросы учителя;
- составлять небольшой рассказ по картине и из личного опыта;
- употреблять в речи сложные формы предложений
При обучении используют ся практические, наглядные, словесные методы:
- различные упражнения по развитию мышления и во ображения;
- игры, направленные на коррекцию внимания, па мяти, фонематического слуха;
- упражнения, способствую щие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно на писанных слов, их запись
Для реализации рабочей программы используется учебно-методическая литература:
№ п/п | Автор | Название | Год издательства | Издательство |
Ануфриев А.Ф. , Костромина С.Н. | «Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения» | 1997 | Просвещение | |
2. | Аксёнова А.К., Якубовская Е.В. | «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы» | 1991 | Москва Просвещение |
3 | Бачина О.В., Вилочева М.П. | «Школьный логопункт: Организация и содержание работы» | 2009 | Москва ТЦ СФЕРА |
4 | Бекшиева З.И | «Коррекция письменной речи у школьников» | 2009 | Ростов н/Д : Феникс |
5 | Богомолова А.И. | «Логопедическое пособие для работы с детьми». | 1995 | Издательство «Библионалис». СПб |
6 | Визель Т.Г.. | «Логопедические упражнения на каждый день» | 2006 | Москва В.Секачев |
7 | ВолковаЛ.С., ЛалаеваР.И., МастюковаЕ.М.. | «Логопедия» Книга 1,2 | 1995 | Просвещение |
8 | Елецкая О.Н., Горбачевская Н.Ю. | «Организация логопедической работы в школе» | 2007 | Москва ТЦ Сфера |
9 | Епифанова О.В. | «Логопедия» | 2004 | «Учитель-АСТ». Волгоград |
10 | Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. | «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте» | 1991 | Москва Просвещение |
11 | Жукова Н.С. | «Букварь» | 2010 | ЭКСМО Москва |
12 | Жукова Н.С. | «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи» | 2010 | Москва ЭКСМО |
13 | Коноваленко В.В. Коноваленко С.В..- | «Коррекция произношений звука Й» индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста | 2000 | Москва «Издательство ГНОМ и Д», |
14 | Козырева Л.М. | Методические рекомендации для фрональных логопедических занятий с младшими школьниками | 2006 | Ярославль Академия развития |
15 | Косинова Е. | «Уроки логопеда» | 2009 | Москва ЭКСМО |
16 | Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А.. | «Исправляем нарушение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств» | 2009 | СПб. Литера |
17 | Кузьмина Е.В. | «Бланковые методики в работе логопеда» | 2009 | Москва ТЦ Сфера |
18 | Петрова Т.И, Петрова Е.С | Программа для детских садов «Я- человек» | 2003 | Школьная пресса |
19 | Садовникова И.Н. | «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» | 1997 | Владос |
20 | Ткаченко Т.А. | «В первый класс без дефектов речи» | 1999 | С-Петербург Детство-пресс |
21 | Ткаченко Т.А. | «Логопедическая энциклопедия» | 2008 | ООО ТД «Издательство Мир книги» |
22 | Черошникова Г.С. | «Логопедические занятия в начальной школе» 1,2 части | 2001 | Иркутск |
23 | Петрова Т.И, Петрова Е.С | Программа для детских садов «Я- человек» | 2003 | Школьная пресса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/22/picture-260444-1385144674.jpg)
Рабочая программа по предмету «Ознакомление с окружающим миром» по курсу предшкольной подготовки
Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/18/picture-624884-1429367260.jpg)
Рабочая программа по обучению детей 6 -7 лет в группе предшкольной подготовки ИЗО
Программа студии «Изобразительное искусство» разработана на основе учебного пособия Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство для детей дошкольного возраста». Она наглядно знакомит детей дошкольного ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/13/picture-790338-1463140846.jpg)
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/13/picture-790338-1463140846.jpg)
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).
Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/09/picture-1045106-1688889865.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи и подготовке к обучению грамоте.
Рабочая программа расчитана на два раза в недею с октября по апрель...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/19/picture-1136820-1558267513.jpg)
Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9
Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9...