Программа курса предшкольной подготовки для детей 6-7 лет "АБВГДейка"
методическая разработка по теме
Основной целью подготовительного класса является всестороннее гармоничное развитие детей, подготовка их к переходу на качественно новый этап развития от игровой к учебной деятельности, в соответствии с запросами и требованиями современной школы, в рамках реализации нового образовательного стандарта второго поколения, позволяющих детям в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа курса подготовки к школе для детей 6-7лет | 439.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено_____________________________ О.А.Долгова
Согласовано_____________________________Т.Н.Ребикова
Руководитель МОначальных классов________Т.А.Серова
Программа
подготовительного курса
для детей 6-7летнего возраста
2011-2012 учебный год
Разработала: учитель начальных классов
I категории Остапенко Н.В.
Пояснительная записка
к учебному плану для класса « Подготовка детей к школе»
на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №8 с.Левокумка
на 2011-2012 учебный год
Выполняя заказ родителей, с января по май 2012 года в школе начинает функционировать подготовительный класс « Подготовка детей к школе». Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), не охваченных дошкольным образованием.
Основной целью подготовительного класса является всестороннее гармоничное развитие детей, подготовка их к переходу на качественно новый этап развития от игровой к учебной деятельности, в соответствии с запросами и требованиями современной школы, в рамках реализации нового образовательного стандарта второго поколения, позволяющих детям в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
В процессе работы со старшими дошкольниками решаются следующие задачи:
- сохранение и укрепление здоровья детей, готовящихся к обучению в школе;
- обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием;
- формирование мотивации к познанию и творчеству;
- развитие общеучебных умений и навыков;
- формирование навыков культурного поведения и нравственных привычек;
- развитие умения общаться как со взрослыми, так и со сверстниками;
- формирование целостной картины мира.
Результатом реализации программы является развитие у детей:
- наблюдательности и коммуникативных способностей;
- произвольного внимания;
- зрительной, слухоречевой памяти;
- мелкой мускулатуры пальцев рук и кисти;
- активизации воображения;
- способности логически мыслить;
- пространственных представлений;
- способности адекватно оценивать свою работу.
Основные принципы работы подготовительного класса:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
- уважение к ребенку, к процессу и результату его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность заданий;
- наглядность.
В основу отбора содержания обучения легли следующие положения:
- учет индивидуальных и возрастных особенностей;
- практическая направленность;
- занимательность;
- наглядность.
Формы и режим занятий:
- Курс подготовки рассчитан на 72 часа
- Учебная нагрузка: 3 часа в неделю
- Продолжительность учебных занятий: 30 мин.
- Продолжительность перемен: 10 мин.
- Расписание звонков:
1-й урок - 11.30 – 12.00
2-й урок - 12.10 – 12.40
3-й урок - 12.50 – 13.20
Материально- техническое обеспечение:
различные наборы наглядного и раздаточного материала по предметам,
образцы для выполнения практических работ,
рабочие тетради,
письменные принадлежности,
аудио - и видеозаписи.
Основные направления программы:
Закон Российской Федерации "Об образовании" предоставляет право образовательным учреждениям самим выбирать программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием.
В основу подготовительного курса положена программа «Тропинка в школу», представляющая собой систематизированный опыт работы учителя начальных классов г.Невинномысска по подготовке к школе детей младшего школьного возраста.
Программа "Подготовка к школе" в своей инвариантной части
включает три предмета:
- обучение слоговому чтению и развитие речи « Учись штриховать, печатать, читать»;
- математика и логика «Считай, раскрашивай, пиши»;
- программа по укреплению мускульной силы руки и пальцев «Рисуй, раскрашивай».
Образовательная область «Обучение грамоте» имеет своей целью разностороннее развитее ребенка, его связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений. Готовит детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи. Речевое развитие направлено на расширение словарного запаса, совершенствование умения образовывать однокоренные слова, использование в речи предложений разных видов. Формирует умение правильно употреблять слова по смыслу, учит выделять существенные признаки предметов, активизирует словарь. Развивает внимание, интерес к слову, его эмоциональной окраске в процессе чтения стихотворений, сказок. Развивает диалогическую и монологическую речь. Проводится один раз в неделю.
Образовательная область «Математика» развивает умение проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные признаки, понимать относительность свойств объекта, делать основные выводы. Три основные группы знаний, получаемые детьми: арифметическая (числа от 0 до 10), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, положение в пространстве) и содержательно-логические.
В занятия включены игровые ситуации, загадки, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и подвижные игры, развивающие творческие способности детей, их активность, находчивость, быструю реакцию на слово.
При этом данные предметы являются не столько целью изучения, сколько средством развития ребёнка. Для создания общей атмосферы, связующего звена между предметами в учебный план включены такие предметы как: развитие речи, ознакомление с художественной литературой, изобразительное искусство, музыка, конструирование. Они соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей и помогают ребёнку погрузиться в мир фантазии и творчества, повышают интерес к ежедневным занятиям.
МАТЕМАТИКА.
Программа обучения включает такие разделы:
- количество и счет;
- состав числа в пределах 10;
- величина;
- форма;
- ориентировка в пространстве;
- логика.
Задачи:
- учить прямому и обратному счету в пределах 10, обозначению количества предметов цифрой;
- учить называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;
- знакомить с цифрами 0-9 и цифровым обозначением числа 10;
- знакомить со знаками больше, меньше (>, <), равно (=), осваивать знаково-цифровую форму соотношения двух чисел;
- знакомить с составом числа в пределах 10;
- учить раскладывать предметы (до 10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем или убывающем порядке;
- учить сравнивать предметы по величине с помощью условной меры;
- учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание;
- знакомить с геометрическими фигурами, их названиями, учить узнавать их форму в окружающих предметах;
- знакомить с конструированием геометрических фигур из составных частей и палочек;
- закреплять и расширять пространственные, а так же временные представления детей;
- учить ориентироваться и последовательно выполнять практические действия на листе бумаги;
- учить воспроизводить предлагаемые графические образцы.
ЛОГИКА.
Логика тесно связана с математикой. На подготовительных занятиях дети учатся выявлять и учитывать существенные признаки предметов и явлений, устанавливать соотношения между ними. Приобретаемые способы мыслительной деятельности позволяют детям анализировать предметы и явления, выделять в них существенное, последовательно рассуждать и делать выводы, систематизировать приобретенный опыт и знания.
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей.
№ | Тема занятия: | Дата: |
1. | Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Временные понятия (дни недели; вчера, позавчера, сегодня, завтра). Счет предметов. Числа от 0 до 10. Цифра 0. | |
2. | Прямой о обратный счет от 0 до 10. Число и цифра 1. Знаки +, – , =. Понятия: слева, справа, вверху, внизу. Ориентировка на листе в клетку. | |
3. | Число и цифра 2. Состав числа 2. Сравнение групп предметов по количеству. Отношения «больше», «меньше», «равно» и соответствующие им знаки. | |
4. | Число и цифра 3. Состав числа 3. Введение понятий – предшествующий, следующий («соседи числа»). Треугольник. Конструирование из палочек. Формирование представлений: далеко, близко, рядом, высоко, низко. | |
5. | Число и цифра 4. Состав числа 4. Времена года, стороны света, части суток. Нахождение в группе предметов «лишнего». Четырехугольник. Конструирование из палочек. | |
6. | Число и цифра 5. Состав числа 5. Сравнение предметов по ширине и толщине. Логические задачи (продолжи ряд). Пятиугольник. Конструирование. | |
7. | Счет предметов от 0 до 5. Состав чисел от 0 до 5. Понятие «больше на…». Решение простых задач на сложение. | |
8. | Число и цифра 6. Состав числа 6. Сравнение фигур по цвету, форме и размеру. Решение простых задач на сложение с записью решения. | |
9. | Число и цифра 6. Состав числа 6. Шестиугольник. Конструирование из палочек. Решение простых задач на вычитание с записью их решения. | |
10. | Число и цифра 7. Состав числа 7. Цвета радуги, ноты. Ориентирование во времени: название дней недели. | |
11. | Число и цифра 8. Состав числа 8. Составление и решение простых задач. | |
12. | Состав числа 8. Составление и решение простых задач на вычитание. | |
13. | Число и цифра 9. Состав числа 9. Логические задачи (продолжи ряд). Сравнение чисел от 0 до 9. | |
14. | Состав чисел до 9. Графический диктант. Конструирование геометрических фигур из частей. | |
15. | Число и цифра 10. Состав числа 10. | |
16. | Счет предметов от 0 до 10. Состав чисел от 0 до 10. Таблица сложения. | |
17. | Счет предметов от 0 до 10. Состав чисел от 0 до 10. Понятия «предыдущий», «следующий»: + , – 1. | |
18. | Числа натурального ряда. + - 2 (прием присчитывания и отсчитывания по2). | |
19. | Счет предметов от 0 до 10. Состав чисел от 0 до 10. Составление и решение простых задач на сложение. | |
20. | Счет предметов. + , – 3. Сравнение групп предметов. | |
21. | Прямой и обратный счет предметов в пределах 10. + , – 4. Составление и решение простых задач на сложение и вычитание. | |
22. | Счет предметов. + , – 5. Графический диктант. Решение простых задач. | |
23. | Счет предметов. + , – 6. Сложение и вычитание в пределах 10. Решение простых задач. | |
24. | Итоговое занятие. «Праздник чисел». |
Планируемые результаты.
Дети должны знать:
числа от 0 до 10 и их графическое изображение;
порядковый счет в пределах 20;
состав числа первого десятка;
предшествующее число, последующее, числа – соседи;
понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко,низко;
геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;
вершины, стороны, углы фигур;
основные цвета и их оттенки;
название сторон и углов клетки;
строчку и столбик в тетради в клетку (0,7 см);
временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
название дней недели;
название месяцев и времен года;
знаки +, -, =, >,< и правильно их использовать;
направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении.
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ.
ЗАДАЧИ:
- познакомить с буквами на материале алфавита, как знаками звуков – фонем,
учить соотносить звук и букву;
- знакомить детей с терминами «речь», «буква», «звук», учить слышать и различать звуки;
- учить различать на слух гласные и согласные звуки;
- учить различать на слух твердые и мягкие согласные;
- называть слова с заданным звуком, определять место заданного звука в слове ( в начале, середине и в конце);
- учить проводить звуковой (фонетический) анализ слова;
- знакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги;
- учить читать, используя метод позиционного чтения ( с ориентацией на гласную букву);
- познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными;
- познакомить с термином «предложение», (учить составлять предложения из нескольких слов, включая предлоги и союзы)
- познакомить с правилами написания предложений (знаки препинания: точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки);
- учить записывать предложение условными графическими обозначениями;
- учить писать слова, предложения печатными буквами.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
(Обогащение словаря детей и активизация словарного запаса)
Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.
ЗАДАЧИ:
- учить подбирать антонимы, синонимы к словам - «Говори наоборот» (день - ночь),
- «Похожие слова» (холод, мороз, стужа);
- учить подбирать признаки к предметам (зима — холодная, снежная...);
- учить подбирать действия к предметам (мороз — щиплет, трещит...);
- учить называть детенышей животных;
- учить подбирать обобщающие слова (транспорт, фрукты, овощи...);
- учить различать значения многозначных слов (молния, ножка...);
- учить называть части предметов (чайник — ручка, дно, носик, крышка);
- учить правильно употреблять существительные во мн. числе (стул — стулья);
- учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (гриб — грибочек);
- учить согласовывать существительные с прилагательными (синий шар, красное
- платье);
- учить образовывать притяжательные прилагательные - «Чей хвост?» (лисий, волчий);
- учить составлять рассказ – описание (описание вещей, растений, животных, изображенных на картинке);
- учить составлять рассказ по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок;
- учить строить развернутое высказывание-рассуждение;
- учить давать на вопрос полный ответ.
№ | Тема занятия: | Дата: |
1. | Знакомство. Школа вежливости. Речь устная. Р/Р Коллективный пересказ сказки «Маша и три медведя». | |
2. | Буква А, гласный звук «а». Слово. Звук. Знакомство со словами, обозначающими предмет. Печатание букв. | |
3. | Речь письменная. Предложение. Гласные У, О. Р/Р Загадки. Разучивание стихов про Винни Пуха. | |
4. | Согласный звук и буква М. Звуки гласные и согласные. Деление слов на слоги. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний. Р/Р Составление рассказа по сюжетным картинкам. | |
5. | Согласные звуки и буквы С, Х. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний с примыкающей согласной. Печатание слогов. Р/Р Коллективное рассказывание сказки «Колосок». | |
6. | Согласный звук и буква Р. Чтение и печатание слогов-слияний, слов. Большая буква в именах людей. Р/Р Составление рассказа по сюжетной картинке «На рыбалке». | |
7. | Согласный звук «ш» и гласный звук «ы». Чтение и печатание слогов-слияний, слов. | |
8. | Согласные звуки и буквы Л, Н. Конструирование слов из слогов. Р/Р Многозначные слова. | |
9. | Согласные звуки и буквы К, Т. Большая буква в кличках животных. Р/Р «Кот – герой сказок». | |
10. | Гласный звук и буква И. Мягкие и твердые согласные. Чтение слогов, слов, предложений. Р/Р Конструирование слов из слогов слова. | |
11. | Согласные звуки и буквы П, З. Ударение. Конструирование слов из букв. Р/Р Инсценирование сказки «Теремок». | |
12. | Согласный звук и буква Й. Р/Р Слова – признаки. Составление вопросительных предложений. Словесно-логическая игра «Угадай предмет по описанию». | |
13. | Согласные звуки и буквы Г, В Р/Р Коллективное рассказывание сказок «Волк и 7 козлят», «Гуси-лебеди». | |
14. | Согласные звуки и буквы Д, Б. Р/Р Игра «Найди слово в слове». | |
15. | Согласный звук «Ж» и гласный звук «Е». Правило ЖИ – ШИ. Р/Р Ребусы. Составление рассказа по картинке «Морж в цирке». | |
16. | Буквы Ъ, Ь (смягчающий и разделительный) знаки. Их роль в слове. Р/Р «Животные» (домашние и дикие, их различия). | |
17. | Буква разделительный Ь знак. Ее роль в слове. Р/Р Составление предложений по картинке «Семья». Пословицы о семье. | |
18. | Гласные звуки Я, Ю. Р/Р Составление рассказа по картинке «В саду». Цепочки из слов. | |
19. | Гласные звуки Е, Э. Р/Р «Детеныши животных». Конструирование слов из букв. | |
20. | Согласные звуки и буквы Ч, Щ. Правило ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Р/Р Игра «Слово в слове». Ребусы. | |
21. | Согласные звуки и буквы Ц, Ф. Р/Р Пословицы. Конструирование слов из букв. | |
22. | Развитие навыков слогового чтения. Инсценировка сказки «Колобок». | |
23. | Развитие навыков слогового чтения. Инсценировка сказки «Лиса и Журавль». | |
24. | Итоговое занятие. «Кто-кто в теремочке живет?». |
Планируемые результаты.
Дети должны знать:
- звуки и буквы русского языка,
- осознавать основное отличие звуков и букв (звуки произносим, буквы пишем).
Дети должны уметь:
- вычленять звуки в словах, определять их последовательность;
- различать гласные и согласные звуки и буквы;
- овладеть звуковым синтезом слов;
- определять ударный слог в слове;
- делить слова на слоги;
- составлять связные предложения;
- вычленять слова из предложений;
- пересказывать сказку или небольшой рассказ (по вопросам учителя);
- составлять по картинке или серии картинок, объединённых общей темой, небольшой рассказ с соблюдением логики развития сюжета;
- объяснять загадки, заучивать наизусть небольшие стихотворения, чистоговорки, скороговорки.
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ.
Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 6-7 л. ребенка, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Кроме того, дети с трудом ориентируются в пространственных характеристиках: правая и левая сторона, верх – низ и т.д. Сам процесс письма является чрезвычайно трудоемким, требующим от ребенка непрерывного напряжения и контроля.
Известно, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к письму.
ЦЕЛЬ курса занятий по обучению письму:
создание условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.
ФОРМИРОВАНИЕ:
технических навыков:
- правильное обращение с письменными принадлежностями;
- координация движений руки при письме;
- соблюдение гигиенических правил письма;
графических и орфографических навыков:
- обозначение звуков соответствующими буквами;
- верное графическое изображение букв;
- соблюдение при письме единого размера букв;
- верное расположение графических элементов на рабочей строке.
Программа по подготовке к обучению письму включает в себя комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:
- пальчиковая гимнастика;
- игры с крупой, пуговицами, бусинками;
- штриховка, графические упражнения;
- вырезание, оригами;
- мозаика, составление узоров по образцу;
- рисование различными материалами: ручкой, простым, цветным карандашами, мелом;
- письмо элементов букв.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка физкультминуток, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.
Игры с крупой, бусинами, пуговицами – оказывают оздоравливающее действие.
Рисование, раскрашивание – вводится для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил и остается средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Рисование различными материалами (ручкой, пр.карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета.Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Графические упражнения. Штриховка (выполняются на нелинованной бумаге) – способствуют подготовке руки к письму, развитию мелкой моторики. Соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично, с наклоном сверху вниз и снизу вверх, не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии важно для выработки красивого почерка
№ | Тема занятия: | Дата: |
1. | Знакомство с разлиновкой тетради. Наклонная палочка (длинная и короткая). Раскрашивание и щтриховка сюжетных картинок к сказке «Маша и три медведя». | |
2. | Короткая палочка с крючком, овал. Прописная буква А. | |
3. | Наклонная длинная палочка с петлей. Прописные буквы О и У. | |
4. | Короткая палочка с нижним крючком. Прописная буква М. Слоги-слияния. | |
5. | Короткая наклонная палочка с верхним и нижним крючком. Прописные буквы С и Х. | |
6. | Длинная наклонная палочка с нижним крючком. Заглавная буква Р. | |
7. | Короткая палочка с нижним крючком. Прописная буква Ш. | |
8. | Строчные буквы Л, Н. Написание слогов. Штриховка фигур по указанному направлению. | |
9. | Прописные буквы К, Т. Написание коротких слов: КОТ, ТУК, ТАК. | |
10. | Строчная буква И. Написание мягких слогов-слияний с изученными буквами. | |
11. | Прописные буквы П, З. Написание мягких и твердых слогов-слияний с изученными буквами. | |
12. | Прописная буква Й. Слова с буквой Й. | |
13. | Прописные буквы Г, В Письмо слогов слияний под диктовку. | |
14. | Прописные буквы Д, Б. Письмо слогов слияний под диктовку. | |
15. | Прописная буква Ж. Правило ЖИ-ШИ. | |
16. | Буквы Ъ, Ь знаки. Правописание слов смягчающим Ь знаком (ель, соль, боль). | |
17. | Правописание под диктовку букв, слогов, слов с изученными буквами. | |
18. | Прописные буквы Я, Ю. Письмо слов слияний под диктовку. | |
19. | Прописные буквы Е, Э. Конструирование и написание слов и гласной Е (мел, лес, ) | |
20. | Прописные буквы Ч, Щ. Правило ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | |
21. | Прописные буквы Ц, Ф. Конструирование и запись слов из изученных букв. | |
22. | Правописание под диктовку букв, слогов, слов с изученными буквами. | |
23. | Развитие навыков слогового чтения. Инсценировка сказки «Лиса и Журавль». | |
24. | Итоговое занятие. «Жили – были буквы». |
Планируемые результаты.
Дети должны знать и уметь:
- правильно держать ручку при письме;
- ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки;
- фиксировать границу и величину элементов;
- запоминать конфигурацию букв;
- писать буквенные и слоговые диктанты;
- знать и уметь выполнять разные виды штриховки;
- при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;
- уметь по фрагментам продолжить узор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по предшкольной подготовке детей шестилетнего возраста (математика, литературное чтение)
Данные программы предусматривают тематическое планирование для учителей начальной школы и воспитателей детских садов для предшкольной подготовки....
Рабочая программа по предмету «Развитие элементарных математических представлений» по курсу предшкольной подготовки
Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....
Рабочая программа по предмету «Ознакомление с окружающим миром» по курсу предшкольной подготовки
Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....
Рабочая программа по предмету "Развитие речи" по курсу предшкольной подготовки
Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....
Программа по курсу "Предшкольная подготовка"
Программа...
Учебный курс предшкольной подготовки «Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка» (презентация)
Данная презентация в краткой форме излагает задачи и виды деятельности курса "Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка". Может использоваться при подготовке и проведении родительских со...