«Преемственность» .Программа кратковременного курса предшкольной подготовки
рабочая программа по теме
Данная Программа кратковременного курса по подготовке детей к школе
-предназначена для организации подготовки детей 6,6 — 7 лет к обучению в школе и составлена на основе программы «Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова) Москва «Просвещение» 2012г. (программа допущена Министерством образования Российской Федерации) и
адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Преемственность» .Программа кратковременного курса предшкольной подготовки | 35.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кратковременного курса
предшкольной подготовки
«Преемственность»
Содержание:
1.Пояснительная записка.
2.Учебный план предшкольной подготовки.
3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.
Пояснительная записка.
Данная Программа кратковременного курса по подготовке детей к школе
-предназначена для организации подготовки детей 6,6 — 7 лет к обучению в школе и составлена на основе программы «Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова) Москва «Просвещение» 2012г. (программа допущена Министерством образования Российской Федерации) и
адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.
Программа «Преемственность» готовит детей к обучению в школе, осуществляется преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, целью которой становится успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, создание предпосылок к школьному обучению.
Основные задачи:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
-развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам.
Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Программа «Преемственность» не только ставит своей целью подготовить ребёнка к обучению к школе, но и решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Развитие потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. Программа «Преемственность» начинает формировать предпосылки УУД:
-познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
-регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
-коммуникативные: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
-личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки при подготовки к обучению в школе, положительное отношение к обучению в школе.
Программа не предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД. Подготовка к школе носит развивающий характер, не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития.
Особенностью содержания подготовки к школе является его интегрированная основа.
Учебный план предшкольной подготовки
Учебный план устанавливает общее количество часов - 60, из расчёта 3 часа учебной нагрузки в день. Занятия проводятся ежедневно в течение одного месяца. Продолжительность занятий – 30 мин с перерывами не менее 10 минут.
Учебно-методическое обеспечение программы:
1.Обучение грамоте и развитие речи. (Н.А. Федосова).
2. Математические ступеньки (С.И. Волкова).
3. Письмо. (Н.А. Федосова).
4.Готов ли я к школе (В.А.Солнцева, Т.В. Белова).
Вид занятий | Число учебных занятий в неделю. |
Обучение грамоте и развитие речи. | 5 |
Письмо. | 4 |
Математика. | 4 |
Индивидуальные занятия с психологом. | 2 |
Математические ступеньки.
С.И. Волкова
Пояснительная записка.
Главные цели курса математики подготовительного курса – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая, геометрическая, содержательно-логическая.
Основными методами , используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования.
Содержание.
Признаки (свойства) предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх и более предметов по цвету, форме, размеру.
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.)
Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра.
Цифры и числа от 1 до 10.
Счёт предметов. Сравнение по количеству ( больше, меньше, столько же). Устная нумерация: название, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10.
Счёт в прямом и обратном порядке. Порядковый счёт, отличие от счёта количественного.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций. Цифры и числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Число 0. Число 10.
Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник.
Содержательно-логические задания на развитие внимания, воображения, памяти, мышления: игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибку»; деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей; зрительные и слуховые диктанты с использование арифметического и геометрического материала; выделение существенных признаков объекта; проведение простейших логических рассуждений.
Планируемые результаты:
-знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
-знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
-проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий.
Примерное календарно-тематическое планирование
по курсу «Математические ступеньки».
№ п/п | Тема программного материала. | Количество часов. | Дата проведения |
Признаки предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх и более предметов по цвету, форме, размеру. | 1 | 3.06 | |
Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.) | 1 | 4.06 | |
Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра. | 1 | 5.06 | |
Сравнение по количеству (больше, меньше, столько же). | 1 | 6.06 | |
Устная нумерация: числа от 0 до 10.Счёт в прямом и обратном порядке. | 1 | 7.06 | |
Порядковый счёт, отличие от счета количественного. | 1 | 10.06 | |
Цифра и число: 1. | 1 | 11.06 | |
Цифра и число: 2. | 1 | 13.06 | |
Цифра и число: 3. | 1 | 17.06 | |
Цифра и число: 4. | 1 | 18.06 | |
Цифра и число: 5. | 1 | 19.06 | |
Цифра и число: 6. | 1 | 20.06 | |
Цифра и число: 7. | 1 | 24.06 | |
Цифра и число: 8. | 1 | 25.06 | |
Цифра и число: 9. | 26.06 | ||
Число 10. | 1 | 27.06 | |
Итого: | 16 |
Обучение грамоте и развитие речи.
Н.А.Федосова
Пояснительная записка.
Курс «Развитие речи» включает в себя раздел «Речевое общение», «Подготовка к чтению», «Подготовка к письму».
Цель курса – совершенствование и развитие связной речи, развитие лексической стороны речи, совершенствование звуковой стороны речи, закрепление правильного произношения звуков, упражнение в дифференциации звуков на слух; развитие внимания и интереса к слову; знакомство с гигиеническими правилами письма; развитие мелкой мускулатуры кисти руки, зрительных и двигательных анализаторов.
Содержание.
Речевое общение. Понятие об устной и письменной речи. Речевой этикет.
Жесты, мимика. Громкость, тон, темп устной речи.
Подготовка к чтению. Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Членение устных текстов на предложения, предложений на слова.
Слово, слог, ударение. Наблюдение над значением слов и их звуковой структурой. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Использование графических опор-схем для слогового анализа слов. Упражнение в составление слов из слогов, в дополнении слогов до слов с разным количеством слов, с ударением на разных слогах.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуковая структура. Слогообразующая роль гласных. Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные. Слого - звуковой анализ слов. Буквы как значки звуков.
Подготовка к письму. Рисование декоративных узоров разных форм. Ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки. Раскрашивание внутри и снаружи предметов, дорисовывание и т.д. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке, в развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки.
Планируемые результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— ориентироваться на странице тетради.
Примерное календарно-тематическое планирование
по курсу «Обучение грамоте и развитие речи».
№ п/п | Тема программного материала. | Количество часов. | Дата проведения |
Понятие об устной и письменной речи. | 1 | 3.06 | |
Жесты, мимика. | 1 | 4.06 | |
Громкость, тон, темп устной речи. | 1 | 5.06 | |
Текст, предложение, слово. | 1 | 6.06 | |
Текст, предложение, слово. | 1 | 7.06 | |
Слово, слог. Ударение. | 1 | 10.06 | |
Деление слов на слоги. | 1 | 11.06 | |
Деление слов на слоги. | 1 | 13.06 | |
Звуки и буквы. | 1 | 14.06 | |
Гласные и согласные звуки. | 1 | 17.06 | |
Твёрдые и мягкие звуки. | 1 | 18.06 | |
Ударные и безударные слоги. | 1 | 19.06 | |
Правильное употребление слов — названий предметов, объяснение их значений. | 1 | 20.06 | |
Правильное употребление слов — признак предмета, объяснение их значений. | 1 | 21.06 | |
Правильное употребление слов — действия предмета, объяснение их значений. | 1 | 24.06 | |
Пересказ знакомой сказки. | 1 | 25.06 | |
Составление рассказа по картинке. | 1 | 26.06 | |
Сюжетный рассказ по серии картинок. | 1 | 27.06 | |
Свободный рассказ на заданную тему. | 1 | 28.06 | |
Итого: | 19 |
Примерное календарно-тематическое планирование
по курсу «Письмо».
№ п/п | Тема программного материала. | Количество часов. | Дата проведения |
1 | Ознакомление с гигиеническими требованиями письма. Раскрашивание предметов. | 1 | 3.06 |
2 | Рисование декоративных узоров разных форм. | 1 | 4.06 |
3 | Штриховка. | 1 | 5.06 |
4 | Строка и междустрочное пространство. | 1 | 6.06 |
5 | Рисование бордюров в ограниченном пространстве ( рабочая строка). | 1 | 7.06 |
6 | Продолжи узор. | 1 | 10.06 |
7 | Письмо прямых наклонных линий (сверху вниз и слева направо). | 1 | 11.06 |
8 | Прямая наклонная линия (короткая и длинная). | 1 | 13.06 |
9 | Прямые линии с закруглением внизу. | 1 | 17.06 |
10 | Прямые линии с закруглением вверху. | 1 | 18.06 |
11 | Гласные и согласные звуки. Письмо длинной линии с петлёй вверху. | 1 | 19.06 |
12 | Звуковая структура. Письмо длинной линии с петлёй внизу. | 1 | 20.06 |
13 | Письмо овалов и полуовалов. | 1 | 24.06 |
14 | Письмо овалов и полуовалов. | 1 | 25.06 |
15 | Повторение изученных элементов. | 1 | 26.06 |
16 | Элементы букв. | 1 | 27.06 |
Итого: | 16 |
Психолого-педагогическое сопровождение программы.
Данный раздел является обязательной частью программы «Преемственность». В соответствии с приложением к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 года необходимо обеспечить возможность диагностики степени физического, социального и психического развития ребёнка и его готовности к школе. Для проведения диагностики используется метод наблюдения и задания, представленные в пособии В.А. Солнцевой, Т.В. Беловой «Готов ли я к школе?» (Москва. Просвещение, 2012г)
№ п/п | Темы программного материала | Количество часов. |
1. | Ориентация в окружающем мире. | 1 |
2. | Развитие графического навыка. | 1 |
3. | Пространственная ориентация. | 1 |
4. | Определение уровня сформированности восприятия предметов. | 1 |
5. | Развитие памяти. | 1 |
6. | Развитие внимания. | 1 |
7. | Развитие мышления. Развитие речи. | 1 |
8. | Развитие эмоций и коммуникации. Мотивация к обучению. | 1 |
Итого: | 8 |
Взаимодействие с семьёй в период предшкольной подготовки.
Социальная среда — явление многогранное и включает целый ряд институтов, среди которых наиболее тесно связан с обществом такой социальный институт, как семья. Каждый член семьи, сохраняя автономность, входит в различные объединения, в разные социальные группы. Внутрисемейная организация складывается не только по воле ее членов, но и под влиянием внешних условий социальной жизни общества. Семья воздействует на отношения в обществе, влияет на характер всех процессов общественной жизни, является слепком социальной структуры общества.
Семья составляет первое окружение человека после рождения, она является первой социальной средой, которая транслирует накопленные обществом культурно-исторические ценности. Кроме того, семья обладает собственными внутренними специфическими характеристиками, которыми и обуславливается незаменимый потенциал семьи. Общение с родителями выполняет в период взросления и становления ребенка важную задачу: родители обеспечивают безопасные условия для самостоятельного активного освоения ребенком мира объектов и социальных отношений.
В то же время семья характеризуется эмоциональным характером взаимоотношений; постоянным и длительным воздействием на ребенка, проявляющимся в различных жизненных ситуациях; объективными возможностями систематического включения детей в социокультурную повседневную деятельность. Общение в такой атмосфере оказывает сильнейшее влияние на развитие ребенка, становится школой социальных чувств. Именно в этом и заключается одно из важнейших преимуществ развивающего потенциала семьи перед другими институтами, имеющими целью развитие личности ребенка.
Существенно также и то, что в семье представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в семье сложного, обогащающего образца, каковым выступают родители, способствует нормальному развитию ребенка, позволяет ему более полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в дошкольное учреждение. Теперь его окружают новые люди — взрослые и дети, которых он раньше не знал. Они составляют иную общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома, а дошкольное учреждение будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка — ему на благо. Но если с этого момента родители не будут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми сталкивается ребенок, то последствия этого непредсказуемы.
В целом взаимодействие — диалог педагога и родителей, его эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.
Сотрудничество педагога с родителями возможно, если оно сопровождается его постоянным профессиональным ростом. Педагог, знающий психологию общения, основы социологии и конфликтологии, может уверенно строить доверительный диалог с родителями, передавать свои профессиональные знания. Воспитателю необходимо проявлять большую инициативность в общении с ними. Конечно, дошкольное учреждение и само нуждается в изменении, в признании семей своих воспитанников в качестве равноправных партнеров по взаимодействию с общей целью — обеспечить детям счастливое детство.
Активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья. Однако сами сотрудники дошкольных учреждений иногда берут на себя все заботы по воспитанию и обучению детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения. Эмоциональное самочувствие ребенка — это показатель характера взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Многие родители нуждаются в конкретной помощи. Источником этой помощи может стать сам педагог при условии установления доверительного сотрудничества и взаимодействия. Назрела острая необходимость в соответствующем просвещении родителей, в осуществлении идивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье.
Рекомендации:
— изучение образа жизни семьи, которое проявляется в ровных, «союзнических» отношениях воспитателей с родителями, основанных на взаимной выгоде, характеризующихся желанием добиться большего;
— выявление содержательного аспекта практики взаимодействия семьи и детского сада, конкретные формы, в которые оно выливается;
— расширение представлений о содержании и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней;
— необходимость специального разъяснения роли семьи в воспитании детей, в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку и важности объединения усилий детского сада и семьи по этому вопросу;
— владение техникой и культурой общения с родителями;
— преодоление практики эпизодического взаимодействия воспитателей с родителями как недостаточно эффективного;
— переход к планируемому и постоянному индивидуально-дифференцированному взаимодействию с каждой конкретной семьей.
Наиболее распространенные формы взаимодействия педагога и семьи:
— родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, круглые столы, тематические практикумы, конференции, почтовые ящики.
Родительские собрания
1.Возрастные особенности младшего школьника. Режим дня.
2. Психологическая готовность к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кратковременное пребывание Е. Пугачева на Кавказе
Эта презентация предназначена для проведения уроков регионального компонента в 7 классе....
Кратковременное пребывание Е. Пугачеа на Кавказе
Эта презентация предназначена для проведения уроков регионального компонента в 7 классе....
Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья образовательной системы. Но наиболее остро эта проблема стоит в ...
Программа кратковременного курса Программа предшкольной подготовки «Преемственность» МБОУ СОШ № 5 станицы Марьинской
Программа кратковременного курса предшкольной подготовки «Преемственность» МБОУ СОШ № 5 станицы Марьинской Данная Программа кратковременного курса по подготовке детей к школе МБО...
Обеспечение преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному образованию
В статье обращается внимание на существующие проблемы перехода дошкольного и начального школьного образования ....
Преемственность программ
Сопоставительная характеристика программ ООП "Детский сад 2100" и УМК "Школа Россиии"....
«Интеграция и преемственность программ в учебно-познавательной деятельности образовательного учреждения»
Мы понимаем преемственность как взаимосвязь разных этапов обучения, которая строится на единых психолого-педагогических требованиях. На всех этапах должны действовать единые цели, задачи и дидактическ...