«Преемственность» .Программа кратковременного курса предшкольной подготовки
рабочая программа по теме

Елена Николаевна Каменева

 

                                                            

              Данная Программа кратковременного курса по подготовке детей к школе
-предназначена для организации подготовки детей 6,6 — 7 лет к обучению в школе и составлена на основе программы «Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова) Москва «Просвещение» 2012г. (программа допущена Министерством образования Российской Федерации) и

адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                         

         Программа кратковременного курса                                                                                

                 предшкольной подготовки  

                         «Преемственность»

                                                                     

 

Содержание:

      1.Пояснительная     записка.                                                                    

2.Учебный план предшкольной подготовки.

3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.

                                               Пояснительная     записка.    

              Данная Программа кратковременного курса по подготовке детей к школе
-предназначена для организации подготовки детей 6,6 — 7 лет к обучению в школе и составлена на основе программы «Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова) Москва «Просвещение» 2012г. (программа допущена Министерством образования Российской Федерации) и

адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.

            Программа «Преемственность» готовит детей к обучению в школе, осуществляется  преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, целью которой становится успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, создание предпосылок к школьному обучению.
Основные задачи:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
-развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам.
              Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Программа «Преемственность»  не только ставит своей целью подготовить ребёнка  к обучению к школе, но и решает задачи
 общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
                Развитие потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования.  Программа «Преемственность» начинает формировать предпосылки УУД:
-познавательные: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
-регулятивные: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
-
коммуникативные: овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
-личностные: мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки при подготовки к обучению в школе, положительное отношение к обучению в школе.
             Программа не предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД. Подготовка к школе носит развивающий характер, не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка,
на зону его ближайшего развития.
               Особенностью содержания подготовки к школе является его интегрированная основа.

                           

                                 Учебный план предшкольной подготовки 

              Учебный план устанавливает общее количество часов - 60, из расчёта 3 часа учебной нагрузки в день. Занятия проводятся ежедневно в течение одного месяца. Продолжительность занятий – 30 мин с перерывами не менее 10 минут.

 Учебно-методическое обеспечение программы:
1.Обучение грамоте и развитие речи. (Н.А. Федосова).
2. Математические ступеньки (С.И. Волкова).
3. Письмо. (Н.А. Федосова).
4.Готов ли я к школе (В.А.Солнцева, Т.В. Белова).

                                     Вид занятий

Число учебных занятий в неделю.

Обучение грамоте и развитие речи.

          5

Письмо.

          4

Математика.

          4

 Индивидуальные занятия с психологом.                                                                                

          2

                                                     

                                             

   Математические ступеньки.

                                                                                                              С.И. Волкова

                                                   Пояснительная записка.

              Главные цели курса математики подготовительного курса – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
            В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая, геометрическая, содержательно-логическая.

             Основными методами , используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования.

                                                             Содержание.

Признаки (свойства)  предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх и более предметов по цвету, форме, размеру.

Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.)

Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра.

Цифры и числа от 1 до 10.

Счёт предметов. Сравнение по количеству ( больше, меньше, столько же). Устная нумерация: название, обозначение и последовательность чисел от 0  до 10.

Счёт в прямом и обратном порядке. Порядковый счёт, отличие от счёта количественного.

Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций. Цифры и числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Число 0. Число 10.

Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник.
Содержательно-логические задания на развитие внимания, воображения, памяти, мышления: игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибку»; деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей; зрительные и слуховые диктанты с использование арифметического и геометрического материала; выделение существенных признаков объекта; проведение простейших логических рассуждений.

Планируемые результаты:

-знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;

-знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

 -проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий.

                   

                     

Примерное календарно-тематическое планирование

                                 по курсу «Математические ступеньки».

№ п/п

Тема программного материала.

Количество часов.

Дата проведения

Признаки предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх и более предметов по цвету, форме, размеру.

1

3.06

Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.)

1

4.06

Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра.

1

5.06

Сравнение по количеству (больше, меньше, столько же).

1

6.06

Устная нумерация: числа от 0  до 10.Счёт в прямом и обратном порядке.

1

7.06

Порядковый счёт, отличие от счета количественного.

1

10.06

Цифра и число: 1.

1

11.06

Цифра и число: 2.

1

13.06

Цифра и число: 3.

1

17.06

Цифра и число: 4.

1

18.06

Цифра и число: 5.

1

19.06

Цифра и число: 6.

1

20.06

Цифра и число: 7.

1

24.06

Цифра и число: 8.

1

25.06

Цифра и число: 9.

26.06

Число 10.

1

27.06

                                                                                         Итого:

16

                                                   

                                         

 

       Обучение грамоте и  развитие речи.

                                                                                                                        Н.А.Федосова

                                              Пояснительная записка.

          Курс «Развитие речи» включает в себя раздел «Речевое общение», «Подготовка к чтению», «Подготовка к письму».

           Цель курса – совершенствование и развитие связной речи, развитие лексической стороны речи, совершенствование звуковой стороны речи, закрепление правильного произношения звуков, упражнение в дифференциации звуков на слух; развитие внимания и  интереса к слову; знакомство с гигиеническими правилами письма; развитие мелкой мускулатуры кисти руки, зрительных и двигательных анализаторов.

                                                          Содержание.

Речевое общение. Понятие об устной и письменной речи. Речевой этикет.
Жесты, мимика. Громкость, тон, темп устной речи.

Подготовка к чтению. Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Членение устных текстов на предложения, предложений на слова.
Слово, слог, ударение. Наблюдение над значением слов и их звуковой структурой. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Использование графических опор-схем для слогового анализа слов. Упражнение в составление слов из слогов, в дополнении слогов до слов с разным количеством слов, с ударением на разных слогах.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуковая структура. Слогообразующая роль гласных. Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные. Слого - звуковой анализ слов. Буквы как значки звуков.

Подготовка к письму. Рисование декоративных узоров разных форм. Ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки. Раскрашивание внутри и снаружи предметов, дорисовывание и т.д. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке, в развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки.

  Планируемые результаты:

       — ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;

       — знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);

       — артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;

       — обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;

       — следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:

       — сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;

       — соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;

       — правильно произносить все звуки;

       — отчетливо и ясно произносить слова;

       — выделять из слов звуки;

       — находить слова с определенным звуком;

       — определять место звука в слове;

       — соблюдать орфоэпические нормы произношения;

       — составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

       — составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

       — пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

       — соблюдать элементарные гигиенические правила;

       — ориентироваться на странице тетради.

                       

Примерное календарно-тематическое планирование

                                                   по курсу «Обучение грамоте и развитие речи».

№ п/п

Тема программного материала.

Количество часов.

Дата проведения

Понятие об устной и письменной речи.

1

3.06

Жесты, мимика.

1

4.06

Громкость, тон, темп устной речи.

1

5.06

Текст, предложение, слово.

1

6.06

Текст, предложение, слово.

1

7.06

Слово, слог. Ударение.

1

10.06

Деление слов  на слоги.

1

11.06

Деление слов  на слоги.

1

13.06

Звуки и буквы.

1

14.06

Гласные и согласные звуки.

1

17.06

Твёрдые и мягкие звуки.

1

18.06

Ударные и безударные слоги.

1

19.06

Правильное употребление слов — названий предметов, объяснение их значений.

1

20.06

Правильное употребление слов —  признак предмета, объяснение их значений.

1

21.06

Правильное употребление слов —  действия предмета, объяснение их значений.

1

24.06

Пересказ знакомой сказки.

1

25.06

Составление рассказа по картинке.

1

26.06

Сюжетный  рассказ по серии картинок.

1

27.06

Свободный рассказ на заданную тему.

1

28.06

                                                                                         Итого:

19

                     Примерное календарно-тематическое планирование

                                                                   по курсу «Письмо».

№ п/п

Тема программного материала.

Количество часов.

Дата проведения

1

Ознакомление с гигиеническими требованиями письма. Раскрашивание предметов.

1

3.06

           2

Рисование декоративных узоров разных форм.

1

4.06

3

Штриховка.

1

5.06

4

Строка и междустрочное пространство.

1

6.06

5

Рисование бордюров в ограниченном пространстве ( рабочая строка).

1

7.06

6

Продолжи узор.

1

10.06

7

Письмо прямых наклонных линий (сверху вниз и слева направо).

1

11.06

8

Прямая наклонная линия (короткая и длинная).

1

13.06

            9

Прямые линии с закруглением внизу.

1

17.06

10

 Прямые линии с закруглением вверху.

1

18.06

11

Гласные и согласные звуки.

Письмо длинной линии с петлёй вверху.

1

19.06

12

Звуковая структура.

Письмо длинной линии с петлёй внизу.

1

20.06

13

Письмо овалов и полуовалов.

1

24.06

14

Письмо овалов и полуовалов.

1

25.06

15

Повторение изученных элементов.

1

26.06

16

Элементы букв.

1

27.06

                                                                                         Итого:

16

                                 Психолого-педагогическое сопровождение программы.

                  Данный раздел является обязательной частью программы «Преемственность». В соответствии с приложением к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 года необходимо обеспечить возможность диагностики степени физического, социального и психического развития ребёнка и его готовности к школе. Для проведения диагностики используется метод наблюдения и задания, представленные в пособии В.А. Солнцевой, Т.В. Беловой «Готов ли я к школе?» (Москва. Просвещение, 2012г)

№ п/п

Темы программного материала

Количество часов.

1.

Ориентация в окружающем мире.

1

2.

Развитие графического навыка.

1

3.

Пространственная ориентация.

1

4.

Определение уровня

сформированности восприятия

предметов.

1

5.

Развитие памяти.

1

6.

Развитие внимания.

1

7.

Развитие мышления. Развитие речи.

1

8.

Развитие эмоций и коммуникации. Мотивация к обучению.

1

Итого:

8

                   Взаимодействие с семьёй в период предшкольной подготовки.

  Социальная среда — явление многогранное и включает целый ряд институтов, среди которых наиболее тесно связан с обществом такой социальный институт, как семья. Каждый член семьи, сохраняя автономность, входит в различные объединения, в разные социальные группы. Внутрисемейная организация складывается не только по воле ее членов, но и под влиянием внешних условий социальной жизни общества. Семья воздействует на отношения в обществе, влияет на характер всех процессов общественной жизни, является слепком социальной структуры общества.

       Семья составляет первое окружение человека после рождения, она является первой социальной средой, которая транслирует накопленные обществом культурно-исторические ценности. Кроме того, семья обладает собственными внутренними специфическими характеристиками, которыми и обуславливается незаменимый потенциал семьи. Общение с родителями выполняет в период взросления и становления ребенка важную задачу: родители обеспечивают безопасные условия для самостоятельного активного освоения ребенком мира объектов и социальных отношений.

       В то же время семья характеризуется эмоциональным характером взаимоотношений; постоянным и длительным воздействием на ребенка, проявляющимся в различных жизненных ситуациях; объективными возможностями систематического включения детей в социокультурную повседневную деятельность. Общение в такой атмосфере оказывает сильнейшее влияние на развитие ребенка, становится школой социальных чувств. Именно в этом и заключается одно из важнейших преимуществ развивающего потенциала семьи перед другими институтами, имеющими целью развитие личности ребенка.

       Существенно также и то, что в семье представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в семье сложного, обогащающего образца, каковым выступают родители, способствует нормальному развитию ребенка, позволяет ему более полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

       На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в дошкольное учреждение. Теперь его окружают новые люди — взрослые и дети, которых он раньше не знал. Они составляют иную общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома, а дошкольное учреждение будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка — ему на благо. Но если с этого момента родители не будут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми сталкивается ребенок, то последствия этого непредсказуемы.

       В целом взаимодействие — диалог педагога и родителей, его эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

       Сотрудничество педагога с родителями возможно, если оно сопровождается его постоянным профессиональным ростом. Педагог, знающий психологию общения, основы социологии и конфликтологии, может уверенно строить доверительный диалог с родителями, передавать свои профессиональные знания. Воспитателю необходимо проявлять большую инициативность в общении с ними. Конечно, дошкольное учреждение и само нуждается в изменении, в признании семей своих воспитанников в качестве равноправных партнеров по взаимодействию с общей целью — обеспечить детям счастливое детство.

       Активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья. Однако сами сотрудники дошкольных учреждений иногда берут на себя все заботы по воспитанию и обучению детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения. Эмоциональное самочувствие ребенка — это показатель характера взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

       Многие родители нуждаются в конкретной помощи. Источником этой помощи может стать сам педагог при условии установления доверительного сотрудничества и взаимодействия. Назрела острая необходимость в соответствующем просвещении родителей, в осуществлении идивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье.

       Рекомендации:

       — изучение образа жизни семьи, которое проявляется в ровных, «союзнических» отношениях воспитателей с родителями, основанных на взаимной выгоде, характеризующихся желанием добиться большего;

       — выявление содержательного аспекта практики взаимодействия семьи и детского сада, конкретные формы, в которые оно выливается;

       — расширение представлений о содержании и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней;

       — необходимость специального разъяснения роли семьи в воспитании детей, в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку и важности объединения усилий детского сада и семьи по этому вопросу;

       — владение техникой и культурой общения с родителями;

       — преодоление практики эпизодического взаимодействия воспитателей с родителями как недостаточно эффективного;

       — переход к планируемому и постоянному индивидуально-дифференцированному взаимодействию с каждой конкретной семьей.

       Наиболее распространенные формы взаимодействия педагога и семьи:

       — родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, круглые столы, тематические практикумы, конференции, почтовые ящики.

Родительские собрания

      1.Возрастные особенности младшего школьника. Режим дня.

      2. Психологическая готовность к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кратковременное пребывание Е. Пугачева на Кавказе

Эта презентация предназначена для проведения уроков регионального компонента в 7 классе....

Кратковременное пребывание Е. Пугачеа на Кавказе

Эта презентация предназначена для проведения уроков регионального компонента в 7 классе....

Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья образовательной системы. Но наиболее остро эта проблема стоит в ...

Программа кратковременного курса Программа предшкольной подготовки «Преемственность» МБОУ СОШ № 5 станицы Марьинской

Программа кратковременного курса предшкольной подготовки «Преемственность» МБОУ СОШ № 5 станицы Марьинской Данная Программа кратковременного курса по подготовке детей к школе МБО...

Обеспечение преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному образованию

В статье обращается внимание на существующие проблемы перехода дошкольного и начального школьного образования ....

Преемственность программ

Сопоставительная характеристика программ ООП "Детский сад 2100" и УМК "Школа Россиии"....

«Интеграция и преемственность программ в учебно-познавательной деятельности образовательного учреждения»

Мы понимаем преемственность как взаимосвязь разных этапов обучения, которая строится на единых психолого-педагогических требованиях. На всех этапах должны действовать единые цели, задачи и дидактическ...