Программа по предшкольной подготовке детей шестилетнего возраста (математика, литературное чтение)
рабочая программа по теме
Данные программы предусматривают тематическое планирование для учителей начальной школы и воспитателей детских садов для предшкольной подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_predshkolnoy_podgotovki_shestiletnikh_detey.doc | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
Учреждение
основная общеобразовательная школа № 3
г. Гуково
Ростовской области
Программа
по предшкольной подготовки
для шестилетнего возраста
(математика, литературное чтение)
Разработала:
Максименко Елена Вячеславовна
(1 квалификационная категория)
МАТЕМАТИКА
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Актуальность программы
Программа математического развития детей как форма предшкольной подготовки становится неотъемлемой частью современной системы начального образования. В рамках подготовки проводится проверка овладения материалом, которые получили дети в дошкольных образовательных учреждениях и в домашних условиях.
- Проблема
В дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию у детей умения классифицировать предметы, прослеживать изменения в расположении объектов в связи со сменой основания классификации, выполнять арифметические действия в пределах 20, прибавляя и вычитая по1, сравнению чисел, рассмотрению и анализу геометрических фигур. В процессе подготовки дети играют в специальные игры и упражнения, которые помогут освоить элементы логики математики. У них складывается представление об отношениях, эквивалентности, сохранении, алгоритмах, разбиении множеств и т.д.
- Пути решения проблемы.
Изучение данной программы предполагает математическое развитие детей. Для этого, в представленной системе работы с детьми, свойственна развивающая направленность. Это означает, что заданное, подлежащее освоению детьми содержание способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира; обогащает ребенка, выявляет его индивидуальные возможности и уровень развития. Это, как правило, практические виды деятельности, доступные ребенку: сравнение, преобразование, воссоздание, счет, измерение, вычисления, комбинирование, моделирование и др.
В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие временных форм.
Должное внимание в данной программе уделено введению детей в мир логики математики, освоению ими отношений эквивалентности, порядка, алгоритмов.
Развивающая направленность предлагаемых игровых занятий выражена и через приемы работы с детьми, которые предполагают освоения содержания в условиях творческой познавательной деятельности, базирующейся на детской самостоятельности.
Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимость доступным способом.
Выполнение упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способа познания.
- Минимальные требования к содержанию программы
В содержании, организации воспитательно-образовательной работы с детьми воплощена концепция личностно ориентированной модели развития и воспитания детей.
- Цели и задачи программы
Овладение детьми необходимым количеством знаний и умений в содержательных играх, на занятиях способствует развитию у детей:
- Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- Образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т.д.;
- Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;
- Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязей арифметических действий, знаков, символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;
- Стремления к творческому процессу и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.
В ходе освоения детьми математического материала решаются задачи по развитию у детей:
- самостоятельности, инициативности, желания и умения сосредоточенно играть довольно длительное время (15-20 минут) в содержательные познавательные игры;
- умения анализировать, сравнивать, обобщать предметы по их свойствам, количеству, расположения, назначению;
- умения сосчитывать предметы, звуки, движения и пользоваться счетом для оценки количества объектов;
творческого воображения, умения активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.
- Общее количество часов программы – 30 часов.
- Принцип отбора содержания и организации учебного материала.
В организации процесса познания в подготовительном периоде особое внимание педагога направлено на выяснение того, насколько активен ребенок в восприятии учебной задачи, организации учебных действий, направленных на решение, овладение элементами самоконтроля и самооценки. Только при постепенном успешном включении детей в полноценную, доступную возрасту интеллектуальную деятельность реализуются идеи развивающего обучения.
- Основные образовательные результаты.
Данная программа позволяет детям овладевать умением сравнивать и обобщать группы предметов по двум-трем признакам, находить сходство и отличие, выявлять зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам.
На основе постепенно осваиваемого умения сравнивать и обобщать у детей складывается представление о величинах (высокий, низкий, тяжелый…) и величинных отношениях объектов (тяжелее, легче, еще тяжелее, полегче).
Дети уравнивают предметы по длине, ширине, используют прием непосредственного соизмерения или сопоставления посредственным путем, например при помощи шнура.
Пространственные и временные ориентировки состоят в определении ребенком своего местонахождения и расположения объектов относительно самого себя, в установлении последовательности развития событий из детской жизни во времени.
- Основные методические и дидактические приемы.
Заданное в программе содержание, предлагаемые к использованию в непосредственном общении с детьми методы и приемы, дидактические средства в должной интерпретации педагога позволяют развивать восприятие и мышление детей, внимание и память, самостоятельность и инициативность.
- Основное содержание программы
Тема 1. Признак предмета.
- Цвет.
- Форма.
- Размер.
Тема 2. Геометрические фигуры.
1.Квадрат, треугольник, прямоугольник.
2. Углы: тупой, острый, прямой.
3. Круг, окружность.
4. Плоские фигуры и тела.
Тема 3. Счет предметов в пределах 20.
Тема 4. Арифметические действия.
- Сложение в пределах 20.
- Вычитание в пределах 20.
Тема 5.Доли и дроби.
Тема 6. Повторение.
- Признаки предметов.
- Геометрические фигуры.
- Счет предметов в пределах 20.
- Арифметические действия.
- Доли и дроби.
- Содержание программы
№ | Тема | Часы |
1. | Признаки предметов. | 7 |
2. | Геометрические фигуры | 7 |
3. | Счет предметов в пределах 20 | 2 |
4. | Арифметические действия | 3 |
5. | Доли и дроби | 2 |
6. | Повторение | 9 |
- Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Цель | Оборудование | Планируемая деятельность детей |
1. | Признаки предметов. | Развитие воображения, умения видеть характерные признаки предметов, сравнивать. | Иллюстрации из детских журналов на нахождение сходства и отличия, игра «Сложи узор». | -кто назовет как можно больше признаков отличия? -игра: сложи узор -игра: вперед и назад |
2. | Цвет, форма, размер. | Развитие комбинаторных способностей путем комбинирования цвета и формы. Развитие творческого воображения, памяти. | Лабиринты из журналов, игра «Сложи узор», схематическое изображение подводной лодки | - игра «Готовимся к поиску Атлантиды», -игра «Отгадай название подводной лодки», -игра «Кто живет в океане?» |
3. | Цвет, форма, размер. | Развитие логического мышления и творческого воображения, комбинаторных способностей. | Набор открыток с изображением рыб, игра «Сложи узор»,таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур, предметные картинки. | -игра «Отгадай последнее слово», -игра «Составь!», -игра «Найди недостающую фигуру» |
4. | Признаки предметов: сходство и различие. | Умение находить признаки сходства и различия, воссоздавать силуэты, выделять закономерности. | Силуэтные изображения амфор; наборы элементов «Вьетнамской игры», рисунок затонувшего корабля, карта Острова сокровищ, логические задачи | -игра «Ищем Атлантиду», -игра «Найди такую же», -«Вьетнамская игра», -игра «Где сокровища» |
5. | Классификация объектов. | Воссоздание силуэтов, освоение умения классифицировать объекты. | Вырезанная из картона посуда, набор «Вьетнамской игры», три обруча разного цвета, блоки Дьенеша | -«Вьетнамская игра», -игра «Сколько?» |
6. | Классификация объектов. | Развитие аналитической деятельности, умение классифицировать, решать простые головоломки, различать предметы по форме, цвету, размеру. | Счетные палочки, обручи, блоки Дьенеша | -игра с обручами, -реши головоломку «Переложи палочки» |
7. | Классификация объектов. | Развитие творческого воображения, умения анализировать по цвету, размеру и форме, сравнивать, обобщать, придумывать правила игры. | Логические таблицы, игра «Сложи узор», игра с тремя обручами. | -игра «Заполни пустые клеточки», -игра с тремя обручами |
8. | Геометрические фигуры. | Развитие воображения, логики мышления и действий, создавать силуэты животных и предметов. | «Вьетнамская игра», набор геометрических фигур, карты-эмблемы машин | -«Вьетнамская игра», -игра «Угадай слово», -игра «Чей голос?» |
9. | Геометрические фигуры. | Развитие мышления, сообразительности, смекалки, конструктивных умений, ориентации на плоскости, решать простые математические задачи на сложение и вычитание в пределах 10. | Наборы геометрических фигур, плоскостные куклы-пингвины, игра «Кубики для всех» | -игра «Кубики для всех», -игра «Пингвины» |
10. | Счет предметов. | Развитие конструктивных умений, сообразительности, ориентации на плоскости, арифметических навыков, составлять простейшие постройки из кубиков, подбирать элементы согласно замыслу или образцу, решать простые математические задачи на сложение и вычитание в пределах 10. | Карты-схемы, игра «Кубики для всех», предметные карточки, карточки с графическим изображением цифр. | -игра «Кубики для всех», -игра «Собери лестницу», -игра«Набери код» |
11. | Углы: прямой, тупой, острый. | Развитие умения анализировать, ориентироваться на плоскости, логического мышления, соединять прямыми линиями пары, пользуясь линейкой, проводить прямые линии, считать в пределах 10 в прямом и обратном направлении. | Рабочие листы, предметные карточки. | -игра «Пингвины», - игра «Найди выход», -игра «Реши головоломку» |
12. | Углы: прямой, тупой, острый. | Развитие умения ориентироваться на плоскости, анализировать, творчески мыслить, повторить понятия «прямой, тупой, острый» углы, считать в пределах 10 в прямом и обратном направлении. | Угольники, карта-схема, цветные карандаши, набор равносторонних треугольников. | -игра «Продолжи маршрут», -игра «Шел по городу волшебник», -игра «Дом, который построю я» |
13. | Углы: прямой, тупой, острый. | Развитие творческого воображения, умения анализировать, сравнивать, ориентироваться в пространстве, находить с помощью угольника прямые, тупые и острые углы, повторить понятия «прямоугольник, квадрат», их сходство и различие. | Счетные палочки, угольник, линейка, рабочие листы. | -игра «Помири пингвинов» |
14. | Круг. Окружность. | Развитие логического мышления, ориентации на плоскости, умение анализировать, с помощью циркуля изображать круги разной величины. | Цветные карандаши, циркуль, карта-схема, рабочие листы с игровой сеткой. | -игра «Путешествие в город кругов», -игра «Кто больше» |
15. | Плоские фигуры и тела. | Развитие логического мышления, конструктивных способностей, дать понятие плоских фигур и тел. | Геометрические фигуры и тела, бумага, пластилин, счетные палочки, наборы строительных кубиков, рабочие листы с игровым полем. | -игра «Что это?», -игра «Собери таблички» |
16. | Счет в пределах 20. | Развитие творческого воображения, внимания, памяти, логического мышления; развитие конструктивных способностей, умения составить из частей целое, освоение способов сложения и вычитания в пределах 20. | Тетради, набор фигур, таблица с изображением звезд. | -игра «Гексамино», -игра «Сосчитай по пути» |
17. | Арифметические действия в пределах 20. | Развитие памяти, логического мышления, творческого воображения, умения анализировать, освоение приемов арифметических действий в пределах 20. | Тетради, набор фигур к игре «Гексамино», образец изображения лебедя, таблица на поиск закономерностей. | -игра «Лучший космонавт», -игра «Кто запомнит?», -игра «Кого не хватает?» |
18. | Арифметические действия в пределах 20. | Развитие пространственного мышления, комбинаторных способностей, освоение приемов сложения и вычитания в пределах 20. | Игра «Уникум», таблица, набор фигур к «Архимедовой игре», «Геоконт». | -игра «Уникум», -игра «Поиск девятого», -«Архимедова игра», -игра «Геоконт» |
19. | Арифметические действия в пределах 20. | Развитие творческого воображения, логического мышления, умения предвидеть результаты деятельности, сравнивать. | Тетради, игра «Уникум», салфетки, образцы узоров. | -игра «Дорисуй», -игра «Уникум», -игра «Как вырезать салфетку» |
20. | Доли и дроби. | Развитие навыков вычислительной деятельности, памяти, внимания, умения оперировать алгоритмами, повторить понятия круг, квадрат, прямоугольник, четырехугольник. | Игры «Дроби», «Листик», «Волшебный круг» | -игра «Вычислительная машина», -игра «Составь фигуру», -игра «Дроби» |
21. | Доли и дроби. | Освоение умения классифицировать множества по трем признакам(цвет, форма, размер), развитие пространственного воображения, вычислительной деятельности. | Картинки-раскраски, набор геометрических фигур, схемы-символы. | -игра «Найди лишнее», -игра«Составь правило» |
22-25. | Повторение. Цвет, форма, размер. | Освоение умения классифицировать множества по трем признакам(цвет, форма, размер), развитие пространственного воображения, вычислительной деятельности. | Тетради, игра «Колумбово яйцо», таблицы | -игра «Колумбово яйцо», -игра «Найди пару» |
26-30. | Нумерация чисел в пределах 20. Счет. | Развитие логического мышления, умений ориентироваться по плану, сравнивать, обобщать, повторить нумерацию чисел в пределах 20, четные и нечетные числа, понятия «предшествующее, последующее, перед, за» | Силуэты жилых домов, магазинов, кинотеатра, рабочие листы с изображением лабиринта. | -игра «Кто больше?», -игра «Расставь дома», -«Логические концовки», -игра «Найди путь домой» |
Y.Результативность
К концу подготовки дети должны уметь определять:
1.Свойства
Представления:
- Величина, форма, расположения как пространственные признаки предметов,
- Свойства геометрических фигур, линия, отрезок, соотношение сторон, внутренняя и внешняя формы фигуры,
- Обобщающее понятие – «многоугольник»,
- Форма предмета и его части, осевая симметрия (горизонтальная, вертикальная),
- Логические связи и зависимости групп геометрических фигур, связи преобразования одних фигур в другие
Познавательные и речевые умения:
- Зрительно распознавать фигуры, величины, воспроизводить и воссоздавать их по представлению, описанию,
- Уметь пользоваться линейкой, циркулем, шаблонами, трафаретами,
- Использовать слова: «форма, величина, площадь, объем, масса, геометрическая фигура» - для определения и характеристики свойств объектов, их наличия и отсутствия,
- Отражать в речи способ группировки, преобразования фигур, связей и зависимостей,
- Использовать слова: «все, кроме…», «некоторые из…»
2.Отношения
Представления
- Сравнимость и относительность величин, сериация по количеству, размеру, площади, объему, массе, глубине и т.д.
- Отношения целого и части при делении на 2, 3, 4, 5, 6 и более частей: чем на большее количество делится целое, тем меньше каждая часть, и наоборот, равенство частей целого между собой, выражение отношений в дробные части,
- Связи и взаимосвязи между предметами по величине, форме, расположению в пространстве, количеству,
- Обозначение пространственных отношений на листе бумаги, плане, схеме, отношений во времени: минута-час, неделя-месяц, месяц-год,
Познавательные и речевые умения
- Выделять рациональный способ определения свойств и отношений объектов, давать точную словесную оценку,
- Выражать в речи связи и зависимости увеличения, уменьшения, соответствия, перехода.
- Числа и цифры
Представления
- Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке, место числа среди других чисел ряда,
- Состав чисел из двух меньших чисел,
- Цифры, монеты, циферблат часов,
- Сложение и вычитание чисел (приемы присчитывания по одному, по два) при решении арифметических задач, примеров,
Познавательные и речевые умения
- Находить следующее, предыдущее число для каждого числа от 1 до 10 (20-30),
- Воспринимать зависимости числа как результата измерения, арифметического действия, счета отдельных предметов и групп от первоначальной величины: условных мерок, количества предметов в рупппах, величины частей,
- Доказывать и обосновывать способы и результаты сравнения, измерения, сопоставления, использовать знаковые обозначания,
- Формулировать арифметические действия и способ его выполнения.
- Принцип сохранения количества, величины
Представления
- Неизменность числа, величины при условии различий в суммировании: 4=1+1+1+1, 4=3+1, 4=2+2, деление на равные группы: 6=3 и3, 6=2+2+2,
- Изменение числа и величины в зависимости от их увеличения и уменьшения,
- Связи изменения и неизменности числа, величины в зависимости от формы и расположения предметов, сосудов, производственных преобразований.
Познавательные и речевые умения
- Выделять связи и зависимость между величиной, количеством и внешними свойствами (форма, величина сосуда способ расположения), речевое выражение их,
- Активно включаться в процесс экспериментирования.
5.Алгоритмы
Представления
- Выполнение действий по знаковым обозначениям,
- определение последовательности действий в компьютерных играх, учебных программах.
Познавательные и речевые умения
- «Читать» схему, способ и путь выполнения действий,
- Отражать в речи связи и зависимости последовательных действий,
- Оперировать знаками +,-,= при вычислениях, пользоваться линейными, простыми разветвленными и цикличными алгоритмами.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Актуальность программы
Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, графически правильно, точно и выразительно.
- Проблема
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
- Пути решения проблемы.
На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционально0образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм), развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.
- Минимальные требования к содержанию программы
В содержании, организации воспитательно-образовательной работы с детьми воплощена концепция личностно ориентированной модели развития и воспитания детей.
- Цели и задачи программы
С учетом психолого-педагогических особенностей овладения речью данная программа по развитию речи включает:
- отбор речевого содержания, доступного для ребенка-дошкольника,
- вычленение приоритетных линий в освоение речи (в словаре – работа над смысловой стороной слова, в грамматике – формирование языковых общений, в монологической речи – развитие представлений о структуре связанного высказывания разных типов),
- уточнение структуры взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе,
- преемственность содержания речевой работы между дошкольными учреждениями и начальной школой,
- выявление индивидуальных особенностей овладения языком в разных условиях обучения,
- взаимосвязь речевой и художественной деятельности в развитии творчество дошкольников.
- Общее количество часов программы – 30 часов.
- Принцип отбора содержания и организации учебного материала.
Данная программа позволяет детям шестилетнего возраста:
- при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства,
- более глубоко осмысливать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание,
- различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
- Основные образовательные результаты.
- анализ сказки поможет понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы,
- при ознакомлении со стихотворными произведениями ну почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознавать содержание,
- знакомя с жанром рассказа, увидеть общественную значимость описываемого явления, взаимоотношение героев, обращать внимание на то, с какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки,
- вопросы, предлагаемые детям, помогут выявить понимание основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.
- Основные методические и дидактические приемы.
Заданное в программе содержание, предлагаемые к использованию в непосредственном общении с детьми методы и приемы, дидактические средства в должной интерпретации педагога позволяют развивать восприятие и мышление детей, внимание и память, самостоятельность и инициативность.
- Основное содержание программы
- Сказки:
- «Три поросенка»
- «У страха глаза велики»
- «Лисичка-сестричка и серый волк»
- «Хвосты»
- «Три дочери»
- «Айога»
- «Репка»
- «Колобок»
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- «У солнышка в гостях»
- Стихи русских поэтов.
- Малые фольклорные формы.
- Русские писатели детям:
- Н.Носов «Живая шляпа»
- Н.Носов «На горке»
- В.Осеева «Три сына»
- С.Михалков «Дядя Степа»
- Стихи А.Барто
- С.Есенин «Береза»
- Составление описательных рассказов по картинам.
III. Содержание программы
№ | Тема | Часы |
1. | Сказки: | 12 |
2. | Стихи русских поэтов. | 5 |
3. | Малые фольклорные формы. | 2 |
4. | Русские писатели - детям. | 5 |
5. | Составление описательных рассказов по картинам. | 6 |
IY Учебно-тематический план
№ | Тема | Цель | Оборудование | Домашнее задание |
1. | Сказка «Три поросенка». | Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, ее идею, развивать образность речи: умение подбирать определения, сравнения к заданному слову, подводить к пониманию знания фразеологизмов, пословиц. | Книжка-сказка «Три поросенка», пособие «Русские народные послови-цы, загадки». | Нарисовать 3 поросенка, рассказать сказку. |
2. | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, познакомить с шуточной сказкой, уточнить представления детей о жанровых особенностях произведения, подводить к пониманию значения пословиц, их места и значения в речи, учить придумывать связное повествование по содержанию пословицы. | Сказка, иллюстрации к сказке. | Придумать сказку «У страха глаза велики», нарисовать героев. |
3. | Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк». | Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей, уточнить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, загадки, упражнять в подборе определений, сравнений к заданному слову. | Сказка, иллюстрации к сказке. | Пересказ сказки |
4. | Стихи об осени. | Закрепить знания о признаках осени в процессе рассматривания иллюстраций, вызвать эмоциональный отклик на картины осенней природы, желание выразить свои впечатления в образном слове, учить выразительно читать стихотворения наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть. | Стихи об осени, иллюстрации об осени разные по настроению. | Выучить стих об осени, нарисовать осеннюю картину. |
5. | Русская народная сказка «Хвосты». | Учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания, обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями, упражнять в подборе синонимов. | Иллюстрированная книга «Хвосты». | Нарисовать персонажа к сказке «Хвосты». |
6. | Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам. | Дать представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от произведений других малых фольклорных форм, учить осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение. | Бумага, карандаши, пособие «Русские народные пословицы и загадки». | Выучить загадку и нарисовать отгадку. |
7. | Н.Носов «Живая шляпа». | Учить понимать юмор ситуации, уточнить представления об особенностях рассказа, его композиции, отличие от других литературных жанров, учить придумывать продолжение и окончание рассказа. | Лист бумаги, книга Н.Носова «Живая шляпа». | Придумать концовку истории. |
8-9. | Татарская народная сказка «Три дочери» и рассказ В.Осеевой «Три сына». | Учить чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа, учить передавать свое отношение к персонажам. | Татарская народная сказка «Три дочери» и рассказ В.Осеевой «Три сына». | Пересказ рассказа или сказки. |
10. | Стихотворение И.Сурикова «Зима». | Учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы. | 3-4 иллюстрации о зиме (разные по характеру, настроению и содержания) | Стих о зиме наизусть, рисунок на тему «Зима пришла». |
11. | Русская народная сказка «Репка». | Учить понимать и чувствовать сходство и различие в построение сюжетов, замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте, придумывать разные варианты окончания сказки. | Иллюстрации к сказке «Репка». | Придумать концовку сказки, нарисовать сказочных героев. |
12. | Нанайская сказка «Айога». Анализ пословиц. | Учить понимать и оценивать характер главной героини, закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений, учить понимать переносное значение пословиц, поговорок, воспитывать отрицательное отношение к лени. | Книга пословиц и поговорок, сказка «Айога». | Пересказ сказки. Выучить несколько пословиц. |
13. | Н.Носов «На горке». | Учить чувствовать и понимать характер образов произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительные средства, помогающие раскрытию содержания, обогащать речь фразеологизмами, учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. | Иллюстрация «На горке». | Рисунок на тему «Зима пришла», пересказ рассказа «На горке». |
14. | Составление описательных рассказов по пейзажной картине И. Шишкина «Зима». | Учить составлять описательный рассказ по пейзажной картине, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения, развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже, учить рассказывать связно, плавно, эмоционально, воспитывать любовь к природе, познакомить детей с новыми словами: пейзаж, нахлобучила, кружевные арки. | Репродукции картины Шишкина и других художников. | Составить рассказ на тему «Как зима с весной встретилась». |
15. | С. Михалков «Дядя Степа». | Учить чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью, развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения, учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов. | Иллюстрации крупного формата к произведению. | Составить рассказ о своих родственниках. |
16. | Составление описательных рассказов по пейзажной картине И. Шишкина «Иней». | Учить составлять описательный рассказ по пейзажной картине, соблюдая композицию рассказа, используя в речи различные синтаксические конструкции, использовать в речи сравнения, подбирать эпитеты к заданному слову, развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение картины, ввести новые слова: иней, припорошить, накануне, заиндевелый. | Репродукции картины И.Шишкина, музыкальные записи П.Чайковского, А.Баркова. | Вырезать снежинки. |
17. | Чтение русской сказки «Хаврошечка». Анализ пословиц, фразеологизмов. | Учить чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно - изобразительных средств, обогащать их речь фразеологизмами, учить понимать переносное значение. | Иллюстрации к сказке. | Пересказ сказки. Составить рассказ о помощи взрослым. |
18-19. | Стихотворения А.Барто, С.Михалкова. | Систематизировать знания детей о литературном творчестве А.Барто, С.Михалкова, добиваться выразительного чтения стихотворений наизусть, умения придумывать сказки и загадки по предложенному началу, на заданную тему. | Книги и произведения авторов. | Выучить одно из стихотворений авторов. |
20. | Стихотворения С.Маршака. «Стихи о весне». | Учить чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать свое отношение к содержанию, формировать навыки выразительного исполнения стихотворения. | Картинки на тему «Ранняя весна». | Выучить по выбору любое стихотворение о весне, нарисовать весну. |
21. | Составление описательных рассказов по пейзажной картине Каменева «Весна». | Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине, используя разные типы предложений, обогащать словарь детей определениями, активизировать глаголы, синонимы, антонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры, развивать эстетические чувства, воспитывать любовь к природе, творческую активность. | Репродукция картины Каменева «Весна». | Составить рассказ о весне. |
22. | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | Учить замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, сказочные слова, образные выражения), уточнить понимание значения слов и выражений: ведомо, мочи нет, хоромы, с помощью специальных упражнений способствовать усвоению образного строя языка сказки. | Отдельные иллюстрации к сказке, книга с иллюстрациями. | Пересказ сказки, придумать свою концовку. |
23-24. | Чтение главы из книги А.Милна «Винни Пух и все-все-все». Творческие задания. | Вызвать у детей радостное настроение от встречи со сказочными героями, развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды, названия. | Бумага, карандаш, иллюстрации к сказке, мозаика. | Придумать новое приключение Винни Пуха. |
25. | Стихотворение С.Есенина «Черемуха». | Учить выразительно читать стихотворение, чувствовать напевность языка: развивать образную речь, понимание языковых выразительных средств, умение самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картин весенней природы. | Грамзапись пьесы П.И.Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года», репродукции картин о весенней природе. | Выучить по выбору стихотворение о весне. |
26. | Словацкая сказка «У солнышка в гостях». | Учить воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием, подбирать синонимы к глаголам, строить синонимические антонимические предложения с заданными словами. | Цветные карандаши, лист бумаги. | Нарисовать сказочных героев из сказки. |
27. | Составление описательных рассказов по пейзажной картине «Май. Облачко». | Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине, используя разные типы предложений, обогащать словарь детей образными словами и выражениями, активизировать в их речи глаголы, синонимы, антонимы. | Репродукции картин о весне. | Выучить стихотворение на тему «Весна пришла». |
28. | Русская народная сказка «Колобок». | Учить пересказывать самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, свое отношение к персонажам, рассказывать в лицах (меняя голос, интонацию), понимать образное содержание и значение пословиц, развивать умение придумывать различные варианты новых эпизодов сказки. | Книжка с иллюстрациями, атрибуты для инсценировки. | Пересказ сказки по ролям. |
29-30. | Литературная викторина «Наши любимые книги». | Закрепить знания детей о прочитанных литературных произведениях, представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм, формировать образность речи, умение понимать переносное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации. | Выставка книг, прочитанных за год, иллюстрации к сказкам, атрибуты для драматизации. |
Y.Результативность
К концу подготовки ребенок должен иметь:
- Познавательные и речевые умения:
- Устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте (логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев, роль художественной детали и др.),
- Воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), давать оценку действиям и поступкам героев,
- Проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать некоторые средства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение и др.), осознавать некоторын виды комического в проитзведениях, проникать в поэтическое настроение, передавать свое эмоциональное отношение в выразительном чтении.
- Отношение к прочитанному:
- Эмоциональный отклик, вызываемый книгами,
- Обогащение духовного мира детей,
- Подготовка к реальной жизни, усиливая свойственный интерес к внутреннему миру людей,
- Видеть драматическое и комическое в жизни,
- С юмором относиться к некоторым житейским ситуациям.
- Литературный опыт:
- Активно использовать в творческой речевой деятельности при создании собственных рассказов, сказок, стихов, загадок, игр,
- Стремиться сохранять в творческих пересказах стилистические и жанровые особенности произведения,
- Использовать в собственных сочинениях приемы, соответствующие особенностям избранного жанра (при сочинении сказок, например, - традиционные зачины, концовки, постоянные характеристики героев: «лисичка-сестричка», «добрый молодей», «лягушка-квакушка»; при создании загадок – сравнения, эпитеты, метафоры, ритмическое строение текста),
- Придавать своему рассказу комическую или драматическую окраску,
- Находить точное, выразительное слово
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные способы обучения письму детей шестилетнего возраста
Аттестационная...
Программа курса предшкольной подготовки для детей 6-7 лет "АБВГДейка"
Основной целью подготовительного класса является всестороннее гармоничное развитие детей, подготовка их к переходу на качественно новый этап развития от игровой к у...
Планирование программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Кружок "Хочу все знать""Программа предшкольной подготовки детей 6 лет "Первые шаги.Путь к успеху"
Размещен материал для учащихся 1-2 класса для организации занятий внеурочной деятельностью....
Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника »
Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника » предназначена для организации комплексных развивающих занятий с группой детей дошкольного возраста 6-7 лет в режиме...
Рабочая учебная программа по предшкольной подготовке "Солнечные ступеньки" для детей 5 лет
Данная рабочая программа является комплексной, разработана на основе серии тетрадей для дошкольного образования "Солнечные ступеньки", обеспечивает полноценную подготовку детей 5 лет к обучению ...
Образовательная программа по предшкольной подготовке детей.
"Школа дошколят"...
Рабочая программа "Школа России" - 1 класс. КТП по математике, литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, технологии, ИЗО
КТП по математике, литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, технологии, ИЗО...