Рабочая программа по предмету «Развитие элементарных математических представлений» по курсу предшкольной подготовки
рабочая программа по теме
Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_podg_mat.docx | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых, продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.
Первый аспект, отражает психологическую готовность к школе. Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словесно-логического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.
Проводя исследования психологической готовности, учёные, с одной стороны, определяют требования школы, предъявляемые ребенку, а с другой, исследуют новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста. Так, например, Л. И. Божович отмечает: «...беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, - он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков». Учителей волнуют вопросы, как обучать без принуждения, как у них развивать устойчивый интерес к знаниям и потребность к самостоятельному поиску, как сделать учение радостным.А. С. Макаренко писал, и американский учёный - психолог Блюм утверждает, что основные характерологические черты личности складываются до 5 — 8 летнего возраста (до 70%). Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс (как отмечают психологи), что дает возможность раскрыть сущностные силы растущего человека, сформировать ядро личности. Все, что осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь.
Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».
Сокращается количество детей, посещающих дошкольное учреждение. Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.
Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти.
Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный ) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.
Цель курса:
- подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка,
- преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
Задачи курса:
1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.
2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.
3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.
4. Развитие умственных способностей.
5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
6. Развитие волевой готовности ребенка.
Содержание курса «Развитие элементарных математических представлений» (18часов) включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми причинных, временных, последовательных связей между предметами, развитию логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебному предмету «Математика».
Курс представлен учебным пособием « Рабочая тетрадь дошкольника. 30 занятий для успешной подготовки к школе. 6 лет. Серия «Мои первые тетрадки» Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л. и др.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Содержание занятий
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Режим занятий
В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях по подготовке к школе. Занятия проходят по субботам для детей 6 – 7 летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их.
Подготовка детей к школе начинается с 16 ноября и длится до 16 марта 2013 г.
Занятия проводят с группой детей. Продолжительность занятия 30 минут .
Прогнозируемые результаты и формы контроля
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен уметь:
- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
- состав чисел первого десятка;
- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
- цифры 0-9, знаки +, -. =;
- название текущего месяца, последовательность дней недели.
Формой итогового контроля усвоения изученного материала является тестирование.
Календарно – тематическое планирование
№ | Название темы занятия | Коли чество часов | Дата |
1. | Выявление простейших числовых представлений. Умения различать предметы по цвету, форме, расположению. Числовой ряд. | 1 | 16.11 |
2. | Развитие понимания независимости числа от пространственно-качественных свойств предметов (цвета, формы, размера), расположения предметов в пространстве, направления счета (слева направо, права налево, с середины, от любого предмета).Сравнение предметов и групп предметов. Отношения часть-целое. Прямой счет до 10. Понятия «одинаково», «столько же» | 1 | 23.11 |
3. | Развитие пространственных представлений. Выявление закономерностей. Цифры и их соотнесение с количеством предметов. Соседи чисел. Понятие «пара». | 1 | 30.11 |
4. | Изучение состава чисел. Знаки «больше», «меньше», «равно».Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп. | 1 | 07.12 |
5. | Развитие произвольного внимания. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет на слух, по осязанию, счет движений (в пределах 10).Умение ориентироваться на образец. Знаки «больше», «меньше», «равно». | 1 | 14.12 |
6. | Выявление закономерностей. Умение ориентироваться на образец. Геометрические фигуры. Состав чисел 6,7,8,9.Пространственные представления «справа», «слева», «вверх», «вниз». | 1 | 21.12 |
7. | Развитие логического мышления. Упорядочивание предметов по различным признакам «выше-ниже», «больше-меньше», «длиннее –короче», «легче-тяжелее». Обучение детей приемам сложения и вычитания чисел 1,2,3,4. | 1 | 28.12 |
8. | Упражнять детей в дополнении чисел до любого заданного числа. Учить детей приему сложения и вычитания по одному. Умение ориентироваться на образец. | 1 | 04.01 |
9. | Закрепление состава чисел первого десятка. Составление и решение задач на сложение и вычитание. | 1 | 11.01 |
10. | Развитие произвольного внимания. Учим искать различия. Формирование навыков сложения и вычитания, умения в решении задач. | 1 | 18.01 |
11. | Определение количественного состава числа из единиц (в пределах 10). Закрепление навыков порядкового счета (в пределах 10); уточнение значения вопросов: “Сколько7”, “Какой?”, “Который?”, представлений о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом. | 1 | 25.01 |
12. | Развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами: знание последующего и предыдущего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах 10, взаимно-обратных отношений между рядом стоящими числами в пределах 10 (6 больше 5 на 1, а 5 меньше 6 на 1). | 1 | 01.02 |
13. | Составление и решение арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание. Знакомство со способами вычислений (присчитывание второго слагаемого и отсчитывание вычитаемого по единице). | 1 | 08.02 |
14. | Закрепление приемов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. Упражнять детей в анализе групп фигур, в установленном закономерности, в наборе признаков, в умении сопоставлять и обобщать, в поиске отличия одной группы от другой. | 1 | 15.02 |
15. | Упражнять детей в дополнении чисел до любого заданного числа. Тренировать детей в выволнении действий сложения и вычитания в пределах 10. Воспроизведение их по памяти. | 1 | 22.02 |
16. | Закрепление состава чисел первого десятка. Закрепление знаний о составе числа. | 1 | 01.03 |
17. | Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы не, классификация по 1 свойству, по 2 свойствам, по 3 свойствам | 1 | 08.03 |
18. | Формирование навыков сложения и вычитания, умения в решении задач. | 1 | 15.03 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Ознакомление с окружающим миром» по курсу предшкольной подготовки
Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....
Рабочая программа по предмету "Развитие речи" по курсу предшкольной подготовки
Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....
Адаптация дошкольников. «Математика. Развивающие игры «"Занимательная математика". Развитие элементарных математических представлений у детей 6-7 лет.
Адаптация дошкольников. «Математика. Развивающие игры «"Занимательная математика". Развитие элементарных математических представлений у детей 6-7 лет....
Разработка занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием ИКТ "Занимательная математика".
Цель: познакомить детей с разными видами четырехугольников.Задачи: 1.Научить находить четырехугольников на чертежах и в окружающих нас предметах,2.Закрепить умение называть свойства четыреху...
Программа развития элементарных математических представлений дошкольников «Раз – ступенька, два - ступенька»
Программа предназначена для подготовки детей к школе. Рассчитана на 1 год ( 1 час в неделю). Составлена на основе программы Л. Г. Петерсон....
Мастер-класс "Приемы работы на занятиях по развитию элементарных математических представлений"
Выступление на РМО «Преемственность ДОУ и НОО» по теме: «Приемы работы на занятиях по развитию элементарных математических представлений»...
Программа развития элементарных математических представлений «Раз – ступенька, два - ступенька»,
Программа предназначена для подготовки детей к школе. Рассчитана на 1 год (один раз в неделю). Составлена на основе программы Л.Г. Петерсон...