Урок литературного чтения в 4 классе по теме В.Астафьев "Стрижонок Скрип"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
План-конспект урока по литературному чтению (4 класс).Тема В.Астафьев "Стрижонок Скрип"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения в 4 классе по теме В.Астафьев "Стрижонок Скрип" | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
4 класс
Тема : В .П . Астафьев «Стрижонок Скрип».
Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.П.Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста; расширить знания о стрижах; прививать любовь и бережное отношение к животным.
Планируемые результаты:
- предметные: умения прогнозировать содержание произведения ,читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;
метапредметные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли; ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе ( распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях; привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).
Ход урока.
- Организационный момент.
2.Речевая разминка.
-Ребята, т. к. нам на уроке литературного чтения предстоит много читать, отвечать на вопросы, давайте проведём речевую разминку.
- Прочтите строки стихотворения: медленно, с понижением голоса , выразительно.
Над деревнею кружа
Веселились два стрижа:
То носились друг за другом,
То зигзагом, а то кругом,
То бросались сверху вниз,
То стрелой пронзали высь.
3.Работа по теме урока.
А) Постановка темы и задач урока.
- А для того, чтобы мы настроились на работу, послушайте небольшой фрагмент.
Звучит музыка леса.
-Что вы услышали?
-Назовите тему урока и задачи.
-Совершенно верно, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями о природе, о животных, об отношениях между человеком и природой.
-Но я хочу обратить ваше внимание на одну птицу.
Угадайте, что за птичка-
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота
Хвост раздвинут в два хвоста,
Всех быстрей она летает,
Мошек на лету хватает,
Если к нам летит она,
Значит, началась весна. (ласточка)
- Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли вам её узнать?
-Сегодня мы поговорим о ласточках-береговушках.
-А кто из вас знает, как называют таких ласточек? (стрижи)
Они выкапывают норку длиной до 60 см в жёстком глиняном берегу. Пьют и едят на лету. На землю садятся только за строительным материалом для гнёзд: глиной, илом. Скорость полёта до 100 км/ ч . В сутки летают по 16-17 часов. На лету стрижи пьют и купаются.
-Послушайте, как поют стрижи.(включаю запись)
- Ребята, а как вы думаете, почему мы начали разговор об этой птице?
- И сегодня на уроке мы будем работать над рассказом Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип». Дома вы должны были самостоятельно познакомиться с этим произведением.
-Мы узнаем очень интересную и трогательную историю о стрижах. Должны будем научиться читать правильно, выразительно, анализировать поступки героев.
-Сопровождать нас в процессе работы будет эпиграф:
При солнышке тепло- при матери добро.
-А вот почему я взяла именно эти слова, вы мне скажите в конце урока.
Б) Рассказ учителя об авторе.
Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птички, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас – всё это часть нашей жизни, т. е. и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её.
В) Словарная работа. Работа в группах.
-Вернёмся к рассказу, который вы читали дома. Какие слова вам были непонятны?
(дети называют выбранные дома слова)
Работа со словарём Ожегова. Найдите в словаре значение непонятных слов.
Мерцало – слабо светилось колеблющимся светом.
Приник – прислонился, плотно прижался.
Мол, дескать - указывают на то, что говорящий передаёт чужие слова.
Бесцеремонно - невежливо, грубо.
Яр - крутой берег, обрыв.
Г) Проверка восприятия.
- Какие чувства вы испытали во время чтения рассказа?
Д) Физминутка.
4. Продолжение работы по теме урока.
А) Чтение учителем со стр. 100-101(До слов « И когда снова…)
-Ребята , сейчас я предлагаю вам поработать в парах по карточкам.
-Вам предстоит выполнить задание:
Правильно определить последовательность действий героев.
-Внимательно прочитайте предложения, расставьте их в порядке происхождения событий.
Карточка: Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул.
- Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.
- Он задремал, угревшись под крылом.
- Ему уж очень понравилось, как мама – стрижиха поила его из клюва.
- Стрижата запищали , а мамы не было .
(опросить 2-3 пары, показать правильный ответ)
Б) Фронтальная работа.
Чтение цепочкой со стр. 101-102 (до слов «Стрижонок Скрип подрос…»)
-Определите главную мысль этой части . Посовещайтесь с соседом по парте, выберите 1правильный вариант ответа.
-Стрижиха не заботилась о своих птенцах.
-Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.
-Стрижиха была хорошей матерью.
-Стрижонок Скрип был сиротой.
-Докажите правильность своего ответа.
В) Выборочное чтение со стр. 102-103 .
-Найдите и зачитайте строки: почему Скрипу очень хотелось выползти из норки.
-О каком качестве характера это говорит?
-Чему важному хотела научить стрижат мама?
Г) Работа с иллюстрацией.
-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 104.
-Найдите и прочитайте строки , которые к ней относятся.
Д) Продолжение работы по теме урока.
- Почему Скрип оказался в руках ребят?
-Что он почувствовал в этот момент?
-Как вы относитесь к поступкам мальчиков?
-Если бы вы были на их месте, как бы вы поступили?
-Почему , прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо?
5. Закрепление изученного.
-У каждого из вас лежит карточка, в которой вы должны поставить + или -.
- Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.-
- Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку. +
- Понял стрижонок, какая у него серьёзная и строгая мама. +
- Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.-
- Скрип был любопытный стрижонок.+
- Однажды мама стрижиха вылетела на битву с врагом- разбойником коршуном.-
- Стрижи-очень дружный народ.+
- Стрижонок проснулся от того, что ему стало холодно.+
-Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте работу своего товарища.
-Если ваш сосед допустил 0-1 ошибку – поставьте ему 5;
2 ошибки -4;
3ошибки – 3.
6. Рефлексия . Оценка работы.
-Выберите пословицу или несколько, которая бы отражала тему нашего урока.
-Птица рада весне, а дитя матери.
-Сердце мамы лучше солнца греет.
-Роднее мамы нет родни.
7.Д.з. стр. 111, в.10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"
В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация к уроку, поясните...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)
материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
Презентация к уроку литературное чтение 4 класс В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Школа России
Презентация к уроку Литературного чтения 4 класс В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип". Школа России...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....