Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Кочергина Ольга Викторовна

В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация  к уроку, пояснительная записка, самоанализ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 14

города Пугачёва Саратовской области»

     

Открытый урок обучения грамоте                                  в 1 «А» классе по литературному чтению:                                                                «Знакомство с разделительной функцией мягкого знака»

Урок  подготовила  и провела                                       учитель начальных классов

МОУ СОШ № 14 города Пугачёва Саратовской области.                                            Кочергина Ольга Викторовна                                                       

                                           2010 – 2011 учебный год

Цели и задачи урока:

1) обеспечить условия для совершенствования техники чтения;

2)формировать у детей интерес к урокам литературного чтения;

3)развивать речь учащихся, творческое воображение, умение работать                                      с художественным текстом;

4)способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим,

создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.

Оборудование: презентация, алфавит, карточки с шифровкой, карточки слов, звёздочки, карточки со стихотворениями, музыка Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету».                                                                                                                               Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Мы приветствуем  гостей,

Дорогих  учителей!

Всех знакомых, незнакомых

И серьезных, и веселых!

 - Вы садитесь тихо как?

- Вот так!

- А здороваетесь как?                                                                                                                       - Вот так! (дети ударяют в ладошки друг друга)

- Настроение какое?

- Вот какое! (поочередно на каждое слово показывают большой палец

правой и левой руки)

II. Актуализация опорных знаний обучающихся

 - К какому уроку приготовились?

 - Мы приготовились к уроку литературного чтения!                                                             - Ребята! Сегодня мы продолжим с вами  путешествие в Буквоград, который раскинулся в далекой и волшебной стране на берегу теплого моря. В этом чудном городе живут буквы и слова. Приглашаю вас совершить  путешествие по Буквограду и сделать новые открытия.

- Но чтобы попасть в этот город, нужно расшифровать послание жителей этого города. Вашим помощником станет алфавит. У каждого на парте лежит карточка с алфавитом. Используя её, определите, что должно стоять на месте вопросительного знака.

1 5 14 30
а д м ?

- Что обозначают цифры? (порядок букв в алфавите)
- Значит, что должно быть на месте вопроса? (буква ь)
- Прочитайте слова с доски.

день
пень
уголь
огонь
- Найдите ь в этих словах. Что можете рассказать об этой букве?

Мягкий знак - хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

-Знаете ли вы, зачем просится мягкий знак в слова?

- Где может стоять ь в словах? ( в середине и в конце)
- Измените эти слова так, чтобы ь спрятался в середине слова. Читаем хором:
деньки
пеньки
угольки
огоньки
- Что показывает ь в этих словах? (мягкость согласных)
- Сегодня мы узнаем что-то новое об этой букве. И поможет нам в этом – наш помощник Букварь.

III. Постановка  учебной задачи. Работа с учебником. (с. 106)

- Прочитайте слова первого столбика про себя. Читаем хором:
перо – Пьеро
Коля – колья
солю – солью
суди – судьи
полёт - польёт
- По какому признаку разделили эти слова на две группы? (слова с ь и без ь)
- Прочитайте ещё раз хором слова по группам, чётко разделяя слова при произношении.
- Как произносятся слова с ь? (слово как будто разрывается)
- Между какими буквами стоит ь?
- Значит, он разделяет гласный и согласный, не даёт им сливаться. В этом случае принято называть ь разделительным.                                                                                    - Итак, тема сегодняшнего урока «Знакомство с разделительной функцией ь».

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Подчеркните гласные, перед которыми пишется ь.
- Что это за гласные? (е, ё, ю, я, и – гласные второго ряда)
- Какой вывод мы можем сделать: когда пишется разделительный ь?
Вывод: Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.

V. Физ. минутка.

- А теперь давайте отдохнём. Встаньте  все.

- Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы поднимаете руки вверх , если его нет, то делаете хлопок.

Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор.

   

Стройтесь ровно по порядку!

А теперь у нас зарядка!

Знайте, не бывает моря без волны

(руками показывают волну)

Шутки – без улыбки, снега – без зимы

Лестниц – без ступенек (шагают),

Дома – без дверей («открывают дверь и входят» - шаг вперед)

Школ – без переменок («удары мячом об пол»),

Дружбы – без друзей (пожимают друг другу руки),

Сказок – без начала («открывают книгу»)

Детства – без игры («ладушки» с соседом по парте),

Знаем мы об этом

И я (указывает на себя),

И ты (указывает на одноклассника),                                                                                        И мы (пожимают друг другу руки и кладут руки на плечи друга…)!                                                                                                                     

VI. Первичное закрепление.                                                                                                   - Итак, какое открытие мы сегодня сделали? Когда пишется разделительный ь?

- А теперь прочитайте рассказ И. Бутмина «Трус» с карандашом в руках и подчеркните слова с мягким знаком.

- Поделитесь, пожалуйста, своими чувствами, мыслями о прочитанном, как вы думаете, кто из мальчиков трус, а кто храбрый? На кого из них вам захотелось быть похожим? Почему?

- А почему автор назвал своё произведение «Трус»?

 - Вы правы. Своё отношение к одному из героев сказки автор выразил в названии. Как зовут этого героя?

 - Назовите слова, в которых ь – показатель мягкости согласных.

- Назовите слова, в которых ь – разделительный.

VII. Рефлексия.                                                                                                                             - Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз.
- Мягкий знак в вашу честь и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтую, красную  звёздочки. Если было трудно – синюю.
- Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, затем – мальчики. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и покажем звёздочки. Как много детей, которым легко было выполнять задания урока. А это стихотворение я посвящаю вам.

Моим детям

В моей руке – твоя рука,

В твоей душе – моя душа,

Я загляну в твои глаза

И вижу в них опять себя…

Ах, эти детские глаза!

Вы путеводная звезда…

В вас – чистота и доброта,

И лучик светлого тепла…

В нас в унисон стучат сердца,

И вместе мы – одна семья.

О всемогущая судьба!

Будь милосердна и добра,

Храни ты каждое дитя!

Пусть ярко светит их звезда!

Пусть будет так всегда, всегда!                                                                                            Пусть жизнью правит доброта!                                                                                                  - А с Буквоградом мы не прощаемся, мы ещё с ним будем встречаться, а только скажем ему: «Спасибо, до скорых встреч!».

Resource id #984


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Автор (фамилия, имя, отчество полностью)  загружаемого материла

Кочергина Ольга Викторовна

  1. Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» города Пугачёва Саратовской области, учитель начальных классов

  1. Предмет

Литературное чтение

  1. Класс

1

  1. Название материала

Знакомство с разделительной функцией мягкого знака

  1. Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)

Разработка урока обучения грамоте                                               с мультимедийным сопровождением

  1. Название темы или раздела учебного курса

  1. УМК, авторы образовательной программы

УМК « Начальная школа XXI века»

  1. Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.)

1) обеспечить условия для совершенствования техники чтения;

2)формировать у детей интерес к урокам литературного чтения;

3)развивать речь учащихся, творческое воображение, умение работать                                      с художественным текстом;

4)способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим,

5)создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.

  1. Среда, редактор, в котором выполнен продукт

  1. Необходимое оборудование и материалы для занятия  

Компьютер, интерактивная доска Hitachi, проектор, презентация, алфавит, карточки с шифровкой, карточки слов, звёздочки, карточки со стихотворениями, шкатулка

  1. Как реализуется на уроке (время и место, форма использования)

  1. Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещенных в загруженной папке)

1)Разработка урока «Знакомство с разделительной функцией мягкого знака»                                                           2)Пояснительная записка

3)Презентация

4)Самоанализ

5)Музыка «Сказки гуляют по свету» Е.Птичкина

  1. Краткое описание, методические рекомендации по использованию

Урок открытия нового знания по ФГОС

  1. Список используемых источников

http://www.zaycev.net/pages/7858/785809.shtml

http://www.razumniki.ru/stihi_pro_bukvy.html

http://www.logolife.ru/logopedy/fizminutki-dlya-doshkolnikov/fizminutki-dlya-detej.html

http://edu.resobr.ru/archive/year/articles/1908/

http://rabstol.ru/abc/animals/38/657.html 

  1. Если авторский материал  был ранее где-то опубликован или размещен, то укажите его местонахождение или адрес сайта (ссылку). Либо сделайте пометку: данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался

Данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался

Resource id #540


Предварительный просмотр:

Кочергина Ольга Викторовна, учитель начальных классов

МОУ СОШ № 14 города Пугачёва Саратовской области

САМОАНАЛИЗ

  урока  литературного чтения в 1 «А» классе

        

Тема урока. Знакомство с разделительной функцией ь.

Цели урока:

Образовательные: 
1. Создать условия для формирования понятия «Разделительный мягкий знак».
2. Показать роль разделительного мягкого знака в словах.
3. Совершенствовать технику чтения.
Воспитательные: 
1. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
2. Воспитывать желание учиться и делать открытия.
3. Воспитывать умение слушать других.
Развивающие: 
1. Развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
2. Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
3. Развивать словарный запас.

В процессе обучения детей грамоте, кроме привычных предметных учебных действий, формирую следующие блоки УУД:

1) Личностные УУД: 

-  внутренняя позиция школьника;

 - учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

2)Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Универсальные логические действия:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

3)Коммуникативные УУД:

-  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

 - формирование умения работать в парах.

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:                                                      -  учитывать позицию собеседника (партнера);

-  организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

4) Регулятивные УУД

-  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-  коррекция;

 - оценка.

Оборудование урока:

 компьютер, мультимедийный проектор, экран, алфавит,карточки с заданиями, салют.

Тип урока: урок открытия нового знания.

                                                                                                                                                                                    Данный урок представлен по ходу изучения темы «Мягкий знак» курса литературного чтения в 1 классе по программе «Начальная школа XXI века»                     Н. Ф. Виноградовой.  Тема  рассчитана на два урока.

Урок изучения разделительной функции ь – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Возрастные и психологические особенности учащихся были учтены на данном уроке. Используются инновационные приемы и техники как условие успешной реализации предметного содержания ( ИКТ, интегрированные и развивающие технологии).

      Для формирования мотивации  используются различные методические приемы: логичность изложения учебного материала, его новизна и необычность, создание на уроке ситуации успеха, одобрение результатов деятельности, оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение.Урок нацелен на  создание такой обстановки в классе, когда все, что связано с индивидуальностью каждого ребенка, его отличием от других, воспринимается положительно и с интересом.

        Следует отметить, что воспитательные цели  полностью достигнуты на уроке: просмотр презентации вызвал всплеск положительных эмоций у обучающихся. А воспитание эстетического вкуса построено на восприятии музыкального произведения русского композитора Евгения Птичкина. Таким образом, я стремлюсь  воспитать «музыкального человека»,  обогатить  духовный мир каждого ученика.

       Большое внимание уделяю здоровью учеников: дозирована учебная нагрузка, своевременно проведена физминутка.

На данном уроке присутствовала доброжелательная, творческая обстановка. При общении с учениками  вовлекала в работу всех учащихся, не допуская чрезмерной активности одних и пассивности других. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, а учеников друг с другом, когда учитель выступал в роли арбитра. При этом усилия учителя были направлены на формирование у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешно обучаться.

Заключительный этап урока – рефлексия. Ученики с удовольствием оценивали свою работу на уроке.

Выводы: 

1.Показателем выполнения образовательных задач урока явились правильность и осознанность ответов учащихся в процессе беседы и выполнения заданий на определенных этапах , а также активная и продуктивная деятельность класса в целом.

2. Образовательные, развивающие и воспитательные цели урока решались в комплексе.

3. Урок открытия нового знания цели своей достиг.

Хочется закончить самоанализ урока литературного чтения словами великого Конфуция: « Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.»

Resource id #696

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ № 14 города Пугачёва Саратовской области Кочергина Ольга Викторовна

Слайд 2

Мы приветствуем гостей, Дорогих учителей! Всех знакомых, незнакомых И серьёзных и весёлых! Вы садитесь тихо как? Вот так! А здороваетесь как? Вот так! Настроение какое? Вот какое!

Слайд 3

Шифровка. 1 а 5 д 14 м 30 ?

Слайд 4

Мягкий знак- хитрый знак, Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится.

Слайд 5

день деньки пень пеньки уголь угольки огонь огоньки

Слайд 6

перо Пьеро Коля колья солю солью суди судьи полёт польёт

Слайд 8

Разделительный ь пишется после согласных перед гласными: е ё ю я и

Слайд 9

Физминутка Стройтесь ровно по порядку! А теперь у нас зарядка! Знайте, не бывает моря без волны. Шутки - без улыбки, снега – без зимы, Лестниц – без ступенек, Дома – без дверей. Школ – без переменок, Дружбы – без друзей, Сказок – без начала.

Слайд 10

И. Бутмин. Трус. Кто из мальчиков трус, а кто храбрый? А почему автор назвал своё произведение «Трус»?

Слайд 11

Слова с мягким знаком. . мальчиком друзья спасать возвращаясь делать трусишь мальчики капельки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по произведению А.П.Чехова "Каштанка". УМК "Начальная школа XXI века" (под ред. Н.Ф.Виноградовой)

Данный материал может быть использован при проведении урока литературного чтения, при составлении технологической карты урока. Представленный урок был проведен с учащимися 4-го класса МБОУ СОШ №...

Конспект урока литературного чтения по теме: «Толстой Л. Н. Детство» (II вид школы, 5 класс 2 отделение)

Конспект урока  литературного чтения по теме: «Толстой Л. Н. Детство»....

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Конспект урока литературного чтения на тему: "В.И. Белов «Малька провинилась»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование знаний о жизни и творчестве В.И. Белова;развитие умения работать с текстом, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.Планируемые результатыПредметные:у...

Конспект урока литературного чтения «Знакомство с произведением В. Белова «Малька провинилась»» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у учащихся умений работать с текстом, а также расширять словарный запас.Планируемые результаты:Предметные: знать биографию В. Белова;уметь характеризовать героев...

Конспект урока литературного чтения "Произведения о природе. Н. Сладков «Апрельские шутки» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Произведения о природе. Н. Сладков «Апрельские шутки»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Н. Сладкова «Апрельские шутки.»; формирование умений: анализиро...

Конспект урока литературного чтения "Разножанровые произведения о природе. А. Барто «Апрель» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Разножанровые произведения о природе. А. Барто «Апрель»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением А. Барто «Апрель»; формирование умений: анализировать художес...