2. Актуализация опорных знаний
Цель: - актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии; организовать актуализацию умений работать с текстом | Еле шорохом шурша, В класс заходит тишина. Тихо, тихо, чуть дыша, Входит сказка не спеша. Сказы Бажова живут на свете, Сказы Бажова любят дети. Они помогают нам понять, Как в этой жизни умелым стать. Мастером быть Золотые руки, Чашу из камня творить без скуки, Работой сердца людей покорить, Хозяйки горы похвалу заслужить. Чудный мир уральских сказов вам откроется не сразу, Нужно терпеливым быть и страну свою любить. - Назовите тему урока. | Рассказывают дети, звучит фоновая музыка Павел Петрович Бажов «Серебряное копытце» урок обобщения и систематизации знаний на доске | Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
|
3. Постановка цели и задач урока
Цель: - постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения; - уточнение и согласование темы урока; - определение средства (алгоритм); - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели; | - Какова же цель нашего урока? Продолжить работу над изучением сказа П. П. Бажова «Серебряное Копытце», определить характеристику главных героев и их поступков, работа по тексту сказки. Сегодня мы обобщим основные мысли автора произведения, выясним, чему учит это произведение. У вас на столах есть оценочные листы. - Ребята, давайте попробуем заполнить таблицу: Знаю | Хочу узнать | Узнал и научился |
|
|
|
- Что вы уже знаете на тему –Сказ «Серебряное копытце?» - Что бы вы хотели узнать? - Я надеюсь, что в течение урока мы ответим на все интересующие вас вопросы. Итак, сегодня на уроке мы работаем по плану: 1. Биография П.П. Бажова. 2. Работа над содержанием и выборочное чтение сказа. 3. Работа над портретной характеристикой главных героев сказа. 4. Инсценировка сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце». 5. Контроль знаний, умений и навыков с применением тестирования.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА игра «Горка» «ТОТ КОЗЁЛ ОСОБЕННЫЙ. У НЕГО НА ПРАВОЙ ПЕРЕДНЕЙ НОГЕ СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ».
-Прочитай про себя, потом с вопросительной интонацией -Прочитай про себя, потом с раздражением -Прочитай про себя, потом с радостью -Прочитай про себя, потом скороговоркой | Продолжить работу над изучением сказа П. П. Бажова «Серебряное Копытце», определить характеристику главных героев и их поступков, работа по тексту сказки. План на доске
Дети читают
| Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей). Прогнозирование. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
|
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
Цель: закрепить полученные знания детей посредством выполнения различных заданий. | Работа с портретом писателя (презентация) Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек. К какому жанру относится «Серебряное копытце?» Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например, сказы «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова, произведения Шергина. Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл. Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события. Вывод учителя: да, в сказах Бажова встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя и Даренка. - Получается, что в сказе сочетаются жанры сказа и рассказа. «Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову. Итак, работаем по плану: - Биография П.П. Бажова.
(презентация) | Дети анализируют | Регулятивные УУД: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; самостоятельно оценивать правильность выполненных действия, как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы; Познавательные: устанавливать аналогии; строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, Коммуникативные: работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; аргументировать собственную; Личностные: представления об общих нравственных категориях (добре и зле) моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках; |
|
6. Обобщение и систематизация знаний
Цель: - организовать закрепление знаний; | 2. Работа над содержанием и выборочное чтение сказа. - Напомните мне, как звали главных героев сказки? (Дед Кокованя и девочка Даренка). Давайте теперь вспомним, как познакомились дедушка Кокованя и Даренка. -Почему дед назвал сиротку «Подаренкой»? На какое слово похоже слово подаренка? (Подарок, дар). -Какой же подарок хотел получить одинокий старик? (Внучку). -Конечно, ведь он давно уже жил одиноко, а внучка ему и помощницей будет и утешением. -Вот, ребята! Сиротку зовут Даренка (Дарья, Даша). Даренка - ДАР. Как будто послана она деду была, как подарок. -А как вы думаете, почему Даренка пошла жить к Коковане? После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании. -Вспомните, а чем занимается старик? -А не застрелит он чудесного козлика?
-Да, ребята, он чудо увидеть хочет.
-Ребята, а разве взрослые люди верят в чудеса? -Но не всем чудеса являются, сердце человека должно суметь почувствовать чудо. -А какое сердце может почувствовать чудо? Доброе и чудесное умеет заметить тот, кто сам творит добро. Доброе отзывается на добро, а сделаешь зло или обманешь кого, думаешь, что никто не заметил, а зло к тебе вернется. -А как вы думаете, Даренка умела творить добро, делала добрые дела?
- К какому фрагменту текста относится в учебнике иллюстрация? Что на ней изображено? Найдите отрывок и прочитайте его выразительно. - Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?
- Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?
3. Работа над портретной характеристикой главных героев сказа - Давайте дадим характеристику Даренке и Коковане. Охарактеризуем главных героев (Кокованю и Даренку) по следующему плану в таблицах, которые лежат у вас на партах. Заполняйте таблицы ручкой по следующему плану в парах
Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики персонажа Дарёнка, Кокованя | 1 | Внешность | Большой и бородатый. Махонькая, носишко пуговкой. | 2 | Чем занимается | Мастер сказки сказывать. В избе прибирала, похлёбку да кашу варила. Охотник. Любила сказки слушать. С утра на работу уходил. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. | 3 | Характер | упрямый, трудолюбивый, честный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, мудрый |
4. Инсценировка сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце». Работа с пословицами - Вы знаете, что сказка и сказ не обходятся без народной мудрости – пословицы. – Подумайте, какие из пословиц не соответствуют содержанию сказа? - Богатство не синоним счастья.
- Желаешь себе добра – делай добро другим.
- В благополучии человек сам себя забывает.
- Чёрствое сердце не знает благодарности.
- Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
План к сказу 1. Кокованя взял Дарёнку. 2. Стали жить вместе и весело. 3.Дарёнка просится в Полдневскую сторону. 4. Долгожданная встреча.
- Что в сказе было реально, а что вымысел? -Какой нравственный урок преподнёс П.П.Бажов в сказе? Бескорыстие- редкое качество человеческого характера. Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружает | Дети обсуждают в паре ответы, записывают Показ детям картинки, дети находят в тексте Дети обсуждают в паре ответы, записывают Учащиеся в группах составляют характеристику Коковани и Даренки Дети обсуждают в паре ответы, записывают План к сказу
(Он добрый, и чудесного козлика посмотреть хочет).
(Он охотник.)
(Нет, он посмотрит на него и отпустит).
(Все верят в чудеса и все их ждут).
(Доброе, чуткое, внимательное).
(Она заботилась о Коковане и о своей кошке Муренке).
(зачитывают)
Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо.
Работают в парах.
Дети инсценируют эпизоды из сказа по группам.
| Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; Коммуникативные: работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; аргументировать собственную; Личностные: представления об общих нравственных категориях (добре и зле) моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках; |
|
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Цель: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; - организовать фронтальную проверку и исправление ошибок; | Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст. Тест 1) Сколько лет было Дарёнке? а) 8, б) 6, в) 7. 2) Какой окраски была кошка Мурёнка? а) серая, б) белая, в) бурая. 3) Из скольких веточек были рога у козлика? а) из 5, б) из 2, в) из 6. 4) На какой ноге у козлика было серебряное копытце? а) на левой передней, б) на правой передней, в) на правой задней. 5) Какое полное имя было у Даренки? а) Дарья Григорьевна, б)Даренка Григорьевна, в)Даша Георгиевна 6)Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя? а)5, б)3, в)2 7) Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном ложке? а) зелёные, б) фиолетовые, в) голубые. | Учащиеся выполняют тест, затем взаимная проверка по образцу. | Регулятивные УУД: Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном) Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона) |
|
8. Итог (рефлексия учебной деятельности)
Цель: - фиксация нового содержания, изученного на уроке;- оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; | - Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? - Чему учит этот сказ? - Главная мысль этого произведения? - Вам понравился сказ «Серебряное копытце» П. П. Бажова? - Какую цель ставили на уроке? - Достигли ли цели? Преодолели ли возникшее затруднение? - Расскажите по схеме, чему научились на уроке? знаю Я хотел узнать Узнал и научился
Домашнее задание (по выбору)
- Составьте синквейн на тему «Любимый герой сказа»
1 слово – понятие или тема (существит.). Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка. 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме. Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
| 1.
2.
3.
4.
5. |
2. Составьте кроссворд по сказу. 3. Нарисуйте одного из героев сказа или иллюстрацию к понравившемуся отрывку.
- Вы очень хорошо поработали, все молодцы! На этом завершаем о девочке рассказ, Примером поучительным пусть станет он для вас. По жизни, чтобы счастье вы могли поймать, Сердечной добротой нужно обладать. Огнем загорались цветные каменья, И сказы рождались нам в поученье. Он трогает словом и сердце и разум. Спасибо Бажову за чудные сказы!
| Организация фиксирования нового знания Объяснение домашнего задания Выставление оценок | РегулятивныеУУД: Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном). Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения) |
|