Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение.
2 класс.
Система Занкова Л.В.
Тема урока. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки.
Цель урока:
- выявить жанровую специфику и лирическую тональность сказки; сравнить сказку с картиной В.Васнецова «Алёнушка».
Задачи урока:
- увидеть два мира сказки;
- обсудить вопрос, почему только козлёночек видит ведьму;
- обнаружить свойственные сказке троекратные повторы;
- рассмотреть репродукцию картины В. Васнецова «Алёнушка»,
- сравнить образ Алёнушки в сказке и на картине.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный и демонстрационный материал.
Технология: проблемно - диалогическая.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные УУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные УУД – принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя.
Познавательные УУД – выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя, строить сообщения в устной форме, приводить сравнения классифицировать по заданным критериям, строить рассуждения в форме связи простых суждений.
Коммуникативные УУД – уметь слушать и слышать учителя и речь других, формулировать собственное мнение, читать вслух и про себя текст и понимать прочитанное, выполняя различные роли в группе сотрудничать в совместном решении проблемы.
Планируемые результаты.
Предметные: научатся определять жанровую специфику и лирическую тональность сказки, понимать нравственный смысл и характер героев.
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;
-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию;
-строить понятные для партнёра высказывания
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.
Ход урока.
- Организационный момент.
У нас урок литературного чтения. Вам, дорогие гости, желаю получить, как можно больше положительных эмоций, а вам, ребята, новых знаний.
Сядет тот, кто «соберёт» слово: А К С З К А
Звучит музыка «В мире много сказок», на экране иллюстрации к сказкам.
II. Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи.
- С какой сказкой познакомились на прошлом уроке?
Найдите её место на ленте времени. (Более 1000 лет назад). Поясните.
- Вспомним содержание сказки. А помогут нам в этом наши артисты.
- А вы, ребята, постарайтесь представить себя в том далёком времени.
Инсценирование сказки.
- Поблагодарим артистов. Ребята, поделитесь своими мыслями, чувствами, которые у вас возникли. А вопросы?
- Сформулируйте тему урока.
- Сегодня мы продолжим раскрывать тайны сказки.
А также постараемся найти ответы на ваши вопросы.
III. Открытие новых знаний.
1. Работа над структурой сказки. Выборочное чтение.
- Перед вами схема сюжета сказки.
- Как вы думаете, все ли узелки событий на ней помечены? (Нет кульминации.)
- Кульминация. Поясните. (Точка высшего напряжения в развитии сюжета)
- Где история завязалась? Прочитайте. Где история развязалась? Где кульминация? О чём ещё мы должны сказать? Прочтите.
2. Выявление черт волшебной сказки. Работа в группах.
- Обратим своё внимание к карте. Вспомните, как мы попали в сказку. ( По дороге открытий, по мосту сравнений через сюжетное течение, оказались перед тремя тропинками).
- По какой отправимся дальше? ( Выслушиваю разные мнения).
- Мнения разошлись. Что же надо сделать, чтобы выбрать тропинку?
(Определить вид сказки.)
- Определите. ( Волшебная.)
- Чтобы убедиться в правильности нашего ответа, выявим черты волшебной сказки в данном произведении
Работа по группам. Будем работать по группам. Собираетесь у парты, где находится необычный (сказочный) предмет.
- Послушаем, что у вас получилось. Слово 1 группе, 2 группе, 3 группе.
Проверьте себя.
1. Волшебный предмет – вода.
2. .Волшебный проводник – камень.
3.Происходят превращения -
4.Есть два мира – волшебный и реальный, земной.
5.Герои проходят испытания.
6. Троекратные повторы.
- Какая же группа была более точной?
3. Выборочное чтение.
1. Как Алёнушка попала в реку? Найдите в тексте и зачитайте. (Привела ведьма Аленушку на реку. Кинулась на нее, привязала Аленушке на шею камень и бросила в воду. )
2. Что мешало ей вернуться на землю?
Тяжел камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала
3. -Прочитайте отрывок, в котором Аленушку спасают. Обратите внимание на то, как это делают.
- Древний человек почти всюду находил разум и чувства: в шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья. Так и в этой сказке в шуме волн были услышаны слова Аленушки.
Сказка отражает представления людей о существовании родственных отношений с живым миром природы. Это выражается в путешествии героя в иной мир.
- Докажите, что в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» было такое путешествие.
- Объясните, почему никто «ведьму не распознал», только Иванушке всё было ведомо?
(Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть только тот, кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козлёночком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит и то, что делается в земном мире, но и видит другую, волшебную сторону событий.)
- Что ещё было ведомо Иванушке? ( Что сестрица, утонув, попала в волшебный мир, и он мог с ней общаться).
Физминутка.
Мы читали, размышляли,
И немножечко устали.
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнём – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо 10 раз.
Вот Дюймовочки слова:
Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять –
Повторите – кА опять!
Красной Шапочки совет:
Если будешь бегать, прыгать,
Проживёшь ты много лет.
1, 2, 3, 4, 5 –
Повторите – кА опять!
Дала нам сказка отдохнуть?
Отдохнули? Снова в путь!
IV. Выявление настроения сказки. Работа в парах.
- Вспомните, с чем сравнивает автор учебника эту сказку? Почему?
- В песне есть рифма, а здесь? Тогда почему она звучит напевно?
В русских народных сказках широко используется приём «инверсия».
Работа со словарём:
Инверсия – перестановка принятого порядка слов, усиливает напряжение момента.
- Ребята, приведите примеры инверсии.
– А что ещё напоминает песню? (Диалог Алёнушки и Иванушки. )
- Что выражает песня Алёнушки и козлёночка? (Боль, печаль, тоску, одиночество, страдание, тревогу).
Инсценировка.
Словарная работа.
Булатный нож - нож сделанный из специальной стали, имеющий очень острое лезвие, которое может разрезать даже металл.
Чугунные котлы -
- Сколько частей в сказке? Определите настроение каждой части сказки, заполните «лист настроений». Работа в парах.
Дружно работали … Послушаем вас.
Дети объясняют свои ответы.
1. Сначала остались одни – одинёшеньки.
2. Иванушка превратился в козлёночка.
3. Ведьма топит Алёнушку.
4. Ведьма хочет зарезать козлёночка.
- Что же им помогло выдержать все испытания?
- Сделаем общий вывод о настроении сказки. Чаще грустное, печальное, основано на переживаниях героев. Такое настроение можно назвать лирическим.
V. Работа с рисунками. Словесное рисование.
- Из сказки мы узнаём, что происходит с Алёнушкой.
А какой она вам представляется? (Добрая, спокойная, ласковая, красивая, внимательная, заботливая, скромная).
Рассмотрим рисунки. Выберите тот, который, по–вашему, соответствует словесной характеристике героини.
VI. Анализ картины В. Васнецова. Сравнение образа Алёнушки в сказке и на картине.
- А вот такой увидел Алёнушку художник Виктор Михайлович Васнецов.
Рассмотрите репродукцию картины Виктора Васнецова «Аленушка».
- Как вы думаете, есть что-то общее у сказки и картины? (Постановка проблемного вопроса)
( Нет. В сказке нет эпизода, который изображен на картине Васнецова).
- Какой же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет? Найдите его и прочитайте.
- Как художник изобразил Алёнушку? Почему мы решили, что она плачет?
- А почему Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды?
- Что же роднит сказку и картину? (высказывания детей).
Грустное настроение, лирическая тональность.
Слова «лирический», « поэтический» в данном случае обозначают сферу чувств и переживаний человека. Когда говорят, что человек «лирически» настроен, имеют в виду, что его душа открыта самым тонким восприятиям и чувствам, что он поэтически смотрит на мир.
VII. Творческая работа ( словесное рисование картины)
Я предлагаю вам нарисовать свою картину, но так, чтобы она вызывала радостные чувства.
VIII. Итог урока.
- Какие тайны сказки открыли на уроке?
- Смогли ли вы ответить на вопросы, которые у вас возникли?
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
- Чему научила вас сказка?
IX Рефлексия.
- Оцените свою работу. А поможет вам в этом яблонька, которая выросла в нашем классе. Оживим её, украсим яблочками.
Если вы считаете, что урок прошёл для вас интересно, вы себя проявили, разобрались в тайнах сказки – прикрепите красное яблоко.
Если вы испытывали затруднения в некоторых вопросах, но сумели в них разобраться, урок показался вам недостаточно интересным – жёлтое яблоко.
Кто был малоактивным, чаще грустил на уроке – зелёное яблоко.
- А кто хочет похвалить своего товарища за работу? Похвалите.
- Я согласна с вашей оценкой. Благодарю вас всех за работу. Вы у меня настоящие помощники.
X. Просмотр мультфильма.
По мотивам этой сказки был создан мультфильм. Давайте посмотрим фрагмент.
Урок окончен.
Список литературы.
1. Чуракова Н.А. «Литературное чтение». Учебник для 2 класса в 2 частях. «Литературное чтение» Под ред. Чуракова Н.А. – Самара: Корпорация «Федоров», 2009.
2. Методическое комментарий к учебнику «Литературное чтение». 2 класс - Самара: Корпорация «Федоров», 2009.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Лист настроений
№ части | Настроение |
Первая часть | |
Вторая часть | |
Третья часть | |
Четвёртая часть | |
Пятая часть |
МОУ «Лицей г. Вольска Саратовской области
Литературное чтение
2 класс
Тема урока:
« Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Система Занкова Л.В.
Подготовила:
Рябинина С.В.,
учитель начальных классов
высшей категории.
2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка
Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...
Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме "Русские народные сказки"
Данная разработка содержит конспект урока по теме "Русские народные сказки" (литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России"). Тип урока - урок-закрепление. Форма проведения - соревнование кома...
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: Жанровые особенности русской народной сказки "Гуси - лебеди"
Методическая разработка урока с приложениями и презентация урока....
Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».
ТемаРусская народная сказка «Белые пёрышки» Цели Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать тех...
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Л.В.Занкова по теме «Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»)».
Тема урока: «Особый почерк писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»)».Цель урока: создание условий для художественного анализа текста и эмоционально-нравственной отзывчивости....
Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки.
Презентация для урока литературного чтения в 3 классе....
Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания о сказках. Ученики рассматривают сказку, как систему отношений, учатся умению проникать в эмоциональный настрой всего произведения....