Методическая разработка урока литературного чтения по теме "В.Осеева "Хорошее" 2 класс УМК Гармония
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Цель: создание условий для восприятия рассказа В. Осеевой «Хорошее».
Задачи:
1.Образовательные: познакомить с произведением, выявить главную мысль рассказа, дать характеристику главного героя произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения.
2. Развивающие: развивать воссоздающее и творческое воображение, развивать читательский и познавательный интерес, развивать стремление расширить свой кругозор, развивать умение оценивать свою работу.
3. Воспитательные: воспитывать нравственные качества личности ребёнка: честность, чувство ответственности за свои поступки, чувство доброго отношения к людям, воспитывать наблюдательность, воспитывать интерес к рассказу, как к жанру.
Оборудование:
учебник по литературному чтению 2 класс; книги В.Осеевой; дидактические карточки для определения характеристики Юры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "В.Осеева "Хорошее", проведённого учителем начальных классов МБОУ КСОШ Топоровой А.В. во 2ᴮ классе по программе "Гармония"
Тема урока: В. Осеева «Хорошее»
Цель: создание условий для восприятия рассказа В. Осеевой «Хорошее».
Задачи:
1.Образовательные: познакомить с произведением, выявить главную мысль рассказа, дать характеристику главного героя произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения.
2. Развивающие: развивать воссоздающее и творческое воображение, развивать читательский и познавательный интерес, развивать стремление расширить свой кругозор, развивать умение оценивать свою работу.
3. Воспитательные: воспитывать нравственные качества личности ребёнка: честность, чувство ответственности за свои поступки, чувство доброго отношения к людям, воспитывать наблюдательность, воспитывать интерес к рассказу, как к жанру.
Оборудование:
учебник по литературному чтению 2 класс; книги В.Осеевой; дидактические карточки для определения характеристики Юры.
Материально – техническое обеспечение: компьютер с мультимедиапроектором .
Ход урока:
I. Орг. момент
- Все мы знаем, был звонок, начинаем наш урок!
II. Настройка на урок
- Урок литературного чтения. -Для того чтобы получить знания на уроке и уметь ими пользоваться, нам необходимы определённые личностные качества. Какие?
- Наша с вами задача «открыть» новое в литературной области. Чтобы «открыть» новое, вам, ребята, необходимо «подключить» внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам.
III. Подготовка к работе
1) Разминка речевого аппарата
- На уроке будем много читать и говорить, поэтому подготовим свой речевой аппарат. Посмотрите на экран. Прочитайте и скажите, что это? СЛАЙД 2
Про пёстрых птиц поёт петух,
Про перья пышные, про пух.
- Для чего нужны скороговорки? (Чтобы правильно произносить все звуки языка. Улучшается речь, дикция. Это упражнение для дикторов радио и телевидения, ораторов.)
- Какие правила чтения скороговорок мы знаем? (Сначала надо читать медленно, затем в обычном темпе, а потом быстро.)
- Проговорите шёпотом медленно, проговаривая каждый звук. Теперь прочитайте в обычном темпе. А сейчас постарайтесь прочитать быстро.
2) Подготовка к изучению нового материала
- Я не зря подготовила для вас именно эту скороговорку.
- О ком говорится в скороговорке? (О петухе)
- Недавно мы с вами читали одно произведение, где одним из героев тоже был петушок, который так любил свою хозяйку, но хозяйка эта не очень хорошо поступила с ним и другими своими друзьями.
- Догадайтесь, о коком рассказе идёт речь? А кто его автор? СЛАЙД 3
"Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:
- Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!" (В.Осеева "Добрая хозяюшка")
- Итак, о ком будем говорить на уроке? (О В.Осеевой)
- Попробуйте поставить перед собой цели на сегодняшний урок. Что нам надо выполнить, как думаете? (Наверно, узнать что-то новое об Осеевой, прочитать и проанализировать новый для нас рассказ.)
IV. Изучение нового материала
1. Знакомство с творчеством В. А. Осеевой
- Ребята подготовили сообщение о творчестве этой писательницы, а вы послушайте и подумайте, хватит ли нам информации, чтобы предположить, о чём она писала рассказы. СЛАЙД 4
1 ученик:
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.
В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. В 35 лет она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборники “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело".
2 ученик:
Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.
- Ребята, кто такие беспризорники? (Человек, оставшийся без присмотра, живущий на улице, бездомный.)
3 ученик
Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васёк Трубачёв и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачёва сражается”.
Осеева прожила 67 лет. СЛАЙД 5
- Для детей, читающих её книги, она написала вот это письмо.
Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нем не думала.
Мама огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.
В.Осеева. (Из предисловия к книге: Осеева В. Три сына. М.:Детская литература, 1975.)
-Чему хотела научить детей В.А.Осеева?
- О чём, о ком её рассказы, догадались? ( О детях, их хороших и плохих поступках)
-С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке, прочитайте (на слайде)? СЛАЙД 6
-Предположите, о чём может говориться в этом рассказе?
-Что означает слово «хорошо», "хороший"? (Значит, достойно, прилично, о человеке с образцовым поведением говорят, что он хороший.)
2. Работа над рассказом "Хорошее"
1) Первичное чтение рассказа (учитель) (у детей учебники закрыты)
- Я прочитаю рассказ ,а вы подмечайте всё хорошее в этом рассказе.
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
1 остановка
-Предположите, что будет дальше?
— Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестрёнка, отошла.
А Юра думает:
«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
2 остановка
-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?
— Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает:
«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
3 остановка
-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?
— Пошёл вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
— Что бы мне такое хорошее сделать?
2) Проверка первичного восприятия.
-Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?
- Рассказ называется "Хорошее". Как вы думаете, что хорошего в рассказе? Как можно назвать одним словом? (мысли, желания)
- А есть ли такое в рассказе, что вам не понравилось? (поступки Юры)
3) Чтение рассказа детьми
- А теперь внимательно прочитаем весь рассказ и выделим то, о чём думал Юра, о чём он мечтал?
- Откройте учебники на с. 34. Читаем по частям.
4) Гимнастика для глаз.
- После чтения выполним гимнастику для глаз. Встали возле своих парт.
Вверх-вниз, влево- вправо. Зажмурились, широко открываем глаза.
Представьте себе, что ваш нос стал длинным и вы можете им рисовать. Закрываем глаза, и с закрытыми глазами нарисуйте что-нибудь хорошее, красивое.
5) Анализ произведения. Выборочное чтение:
- Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.
- Скажите, почему мальчику Юрику захотелось сделать что-нибудь хорошее?
- В какое время суток происходит действие рассказа?
- Какая погода была в тот день? Найдите и прочитайте эти строки.
- Прочитайте о чём мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).
- Есть ещё слово сестра. А чем отличаются между собой слова сестра и сестрёнка?
- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)
- О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Прочитайте о чём Юрик ещё мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)
-А теперь посмотрим на его поступки.
- Найдите в тексте и прочитайте разговор Юры с сестрой.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)
- А как он поступил? (Он обидел сестру)
- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)
- Как он разговаривал с сестрой? (Грубо)
- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи не мешай думать)
- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)
- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)
- Прочитайте диалог Юры и няни.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)
- А как он поступил? (Обидел няню)
- Как он с ней разговаривал? (Грубо)
- Что он ей сказал? (Некогда мне)
- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)
- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)
- Прочитайте, как Юра общался с Трезором. Что Трезорка будто бы хотел сказать Юре?
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).
- Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)
- Сделайте вывод: какие же были поступки Юры?
- Мысли и желания Юры были хорошие, а вот его поступки плохие.
- Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)
- Какой совет вы можете дать Юре? Что бы ему сделать хорошего?
- Как вы думаете, какой совет дала Юре мама?
- В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» — спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку».
-Почему в следующем издании Осеева изменила конец этого рассказа? (Чтобы дети сами догадались, что надо Юре сделать.)
- Да, ребята, хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях. Я надеюсь, вы своим родным помогаете по-настоящему. Наша физминутка так и называется "Помогаем маме".
5) Физминутка
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
(Подражательные движения по тексту.)
6) Работа в парах по характеристике Юры
- Продолжим разговор о главном герое рассказа - Юре.
-Хотел ли Юра что-то сделать для себя?
-Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?
-Кто такой герой?
А если вы не знаете значение слова, но хотите узнать, как это можно сделать? (Герой - это тот, кто совершил подвиг.)
-Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестрёнка тонет, а он ее спасает.
-Что сестрёнка испытывает в этот момент?
-А что испытали бы няня, Трезорка, если бы Юра им помог?
-О ком думает Юра на самом деле? Думает ли он на самом деле о своих близких - сестрёнке, няне, Трезорке?
(Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)
-Как считаете, можно ли сделать что-то хорошее, когда думаешь только о себе, а не о других людях?
-Почему Юра не заметил простых дел: погулять с сестрёнкой, убрать посуду, дать попить собаке?
-Какой же был Юра?
- На партах у вас лежат листочки с разными личностными качествами человека. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать и отметить те качества, которые соответствуют характеру Юры. Чья пара будет готова, поставьте руки домиком.
Смелый + |
Мужественный + |
трусливый |
Непослушный + |
послушный |
жадный |
вежливый |
весёлый |
Грубый + |
думающий о себе + |
внимательный |
Заботливый + |
Добрый + |
- Проверим, что вы выбрали и почему именно это качество.
7) Составление плана рассказа
- Посмотрите, ребята, на экран. Что вы видите? (Картинный план) СЛАЙД 7
- Придумайте название для каждой картинки.
- Составим план к этому рассказу.
1ч. Юрик проснулся. (Захотелось Юрику сделать что-то хорошее.)
2ч. Просьба сестрёнки.
3ч. Нянина просьба.
4ч. Трезорка хочет воды.
5ч. Совет мамы.
8) Работа с пословицами ( в парах)
- На уроках чтения мы с вами часто вспоминаем один из жанров устного народного творчества - пословицы. СЛАЙД 8
- Какие пословицы подходят к этому рассказу? Объясните.
Жизнь дана на добрые дела.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Не мил свет, когда друга нет.
Вежливости открываются все двери.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, мы прочитали и разобрали рассказ.
- Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»? (Чтобы дети совершали хорошие дела.)
- Вспомните, какие добрые дела недавно вы совершили ?
- А какие хотели бы совершить?
- Будете ли вы ждать награды за свои поступки?
- Теперь потренируемся: я буду читать стихотворение, а вы должны ответить на вопросы в стихотворении словом "да", если, конечно, вы бы ответили так.
Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да!
Будем старших уважать?
-Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?
-Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?
-Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?
-Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет»
-Да! Да! Да!
- Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки. - Помните, что "Жизнь дана на добрые дела".
- Все рассказы В.А. Осеевой интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их. СЛАЙД 9
VI. Домашнее задание
Пересказ от имени Юры. Если надо измените концовку текста.
VII. Самооценка
-Оцените своё состояние после урока: «Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока». СЛАЙД 10
Интересно - не интересно
Не устал - устал
Доволен собой - не доволен собой
Старался - не старался
Волновался на уроке - не волновался
VII. Выставление оценок
Топорова Алевтина Вениаминовна, учитель начальных классов МБОУ Комаровская СОШ, ЗАТО Комаровский
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Отметьте качества, которые соответствуют характеру Юры. | Отметьте качества, которые соответствуют характеру Юры. |
смелый | смелый |
мужественный | мужественный |
трусливый | трусливый |
непослушный | непослушный |
послушный | послушный |
жадный | жадный |
вежливый | вежливый |
весёлый | весёлый |
грубый | грубый |
думающий о себе | думающий о себе |
внимательный к окружающим | внимательный к окружающим |
заботливый | заботливый |
резкий | резкий |
Отметьте качества, которые соответствуют характеру Юры. | Отметьте качества, которые соответствуют характеру Юры. |
смелый | смелый |
мужественный | мужественный |
трусливый | трусливый |
непослушный | непослушный |
послушный | послушный |
жадный | жадный |
вежливый | вежливый |
весёлый | весёлый |
грубый | грубый |
думающий о себе | думающий о себе |
внимательный к окружающим | внимательный к окружающим |
заботливый | заботливый |
резкий | резкий |
Предварительный просмотр:
Отметьте качества, которые соответствуют характеру Юры. | Отметьте качества, которые соответствуют характеру Юры. |
смелый | смелый |
мужественный | мужественный |
трусливый | трусливый |
непослушный | непослушный |
послушный | послушный |
жадный | жадный |
вежливый | вежливый |
весёлый | весёлый |
грубый | грубый |
думающий о себе | думающий о себе |
внимательный к окружающим | внимательный к окружающим |
заботливый | заботливый |
резкий | резкий |
Отметьте качества, которые соответствуют характеру Юры. | Отметьте качества, которые соответствуют характеру Юры. |
смелый | смелый |
мужественный | мужественный |
трусливый | трусливый |
непослушный | непослушный |
послушный | послушный |
жадный | жадный |
вежливый | вежливый |
весёлый | весёлый |
грубый | грубый |
думающий о себе | думающий о себе |
внимательный к окружающим | внимательный к окружающим |
заботливый | заботливый |
резкий | резкий |
Топорова Алевтина Вениаминовна, учитель начальных классов МБОУ Комаровская СОШ, ЗАТО Комаровский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока литературного чтения в 3-м классе тема:"Х.К.Андерсен"Пятеро из одного стручка"
МБОУ»Бушевецкая общеобразовательная начальная школа-детский сад»Урок литературного чтения в 3-м классеТема:»Х.К.Андерсен.»Пятеро из одного стручка» ...
Методическая разработка урока литературного чтения(обучение грамоте 1 класс).
Урок литературного чтения соотвествует требованиям ФГОС НОО.В плане-конспекте урока предусмотрены все этапы включаяя деятельность учителя,ученика,необходимые УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Разработка урока литературного чтения в 1-а классе (УМК "Гармония")
Султанова Рамиля Талгатовнаучитель начальных классовМБОУ СОШ № 14 г.НевинномысскПрограмма «Гармония»учебник под редакцией Кубасовой О.В.Аннотация к разработке урока по литературному чтениюпо теме Л. Н...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...
Методическая разработка урока "Литературное чтение" для обучающихся 1 класса
Методическая разработка урока "Литературное чтение" для обучающихся 1 класса...