Методическая разработка урока литературного чтения по теме "В.Осеева "Хорошее" 2 класс УМК Гармония
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Топорова Алевтина Вениаминовна

Цель: создание условий для восприятия рассказа В. Осеевой  «Хорошее».

Задачи:

1.Образовательные:  познакомить с произведением, выявить главную мысль рассказа, дать характеристику главного героя произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения.

2. Развивающие:  развивать воссоздающее и творческое воображение,  развивать читательский и познавательный интерес,  развивать стремление расширить свой кругозор, развивать умение оценивать свою работу.

3. Воспитательные:  воспитывать  нравственные качества личности ребёнка: честность, чувство ответственности за свои поступки, чувство доброго отношения к людям,  воспитывать наблюдательность,  воспитывать  интерес к рассказу, как к жанру. 

Оборудование:

учебник по литературному чтению 2 класс; книги В.Осеевой; дидактические карточки для определения характеристики Юры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "В.Осеева "Хорошее", проведённого учителем начальных классов МБОУ КСОШ Топоровой А.В. во 2ᴮ классе по программе "Гармония"

Тема урока: В. Осеева «Хорошее»

Цель: создание условий для восприятия рассказа В. Осеевой  «Хорошее».

Задачи:

1.Образовательные:  познакомить с произведением, выявить главную мысль рассказа, дать характеристику главного героя произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения.

2. Развивающие:  развивать воссоздающее и творческое воображение,  развивать читательский и познавательный интерес,  развивать стремление расширить свой кругозор, развивать умение оценивать свою работу.

3. Воспитательные:  воспитывать  нравственные качества личности ребёнка: честность, чувство ответственности за свои поступки, чувство доброго отношения к людям,  воспитывать наблюдательность,  воспитывать  интерес к рассказу, как к жанру. 

Оборудование:

учебник по литературному чтению 2 класс; книги В.Осеевой; дидактические карточки для определения характеристики Юры.

Материально – техническое обеспечение: компьютер с мультимедиапроектором .

Ход урока:

I. Орг. момент

- Все мы знаем, был звонок, начинаем наш урок!

II. Настройка на урок

- Урок литературного чтения.  -Для того чтобы получить знания на уроке и уметь ими пользоваться, нам необходимы определённые личностные качества. Какие?

- Наша с вами задача «открыть» новое в литературной области. Чтобы «открыть» новое, вам, ребята, необходимо «подключить» внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение  говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам.

III. Подготовка к работе

1) Разминка  речевого аппарата

-  На уроке будем много читать и говорить, поэтому подготовим свой речевой аппарат. Посмотрите на экран. Прочитайте и скажите, что это?  СЛАЙД 2

Про пёстрых птиц поёт петух,  

Про перья пышные, про пух.

- Для чего нужны скороговорки? (Чтобы правильно произносить все звуки языка. Улучшается речь, дикция. Это упражнение для дикторов радио и телевидения, ораторов.)

- Какие правила чтения скороговорок мы знаем? (Сначала надо читать медленно, затем в обычном темпе, а потом быстро.)

- Проговорите шёпотом медленно, проговаривая каждый звук. Теперь прочитайте в обычном темпе. А сейчас постарайтесь прочитать быстро.        

2) Подготовка к изучению нового материала

- Я не зря подготовила для вас именно эту скороговорку.  

- О ком говорится в скороговорке? (О петухе)

- Недавно мы с вами читали одно произведение, где одним из героев тоже был петушок, который так любил свою хозяйку, но хозяйка эта не очень хорошо поступила с ним и другими своими друзьями.

- Догадайтесь, о коком рассказе идёт речь? А кто его автор?  СЛАЙД 3

        "Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:

              - Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!"                               (В.Осеева "Добрая хозяюшка")

       

- Итак, о ком будем говорить на уроке? (О В.Осеевой)

- Попробуйте поставить перед собой цели на сегодняшний урок. Что нам надо выполнить, как думаете? (Наверно, узнать что-то новое об Осеевой, прочитать и проанализировать новый для нас рассказ.)

IV. Изучение нового материала

1. Знакомство с творчеством В. А. Осеевой

- Ребята подготовили сообщение о творчестве этой писательницы, а вы послушайте и подумайте, хватит ли нам информации, чтобы предположить, о чём она писала рассказы.  СЛАЙД 4

1 ученик:

        Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.

В 1923г. семья Осеевых переезжает в Москву. В 35 лет она начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборники “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Отцовская куртка”, “Простое дело".

2 ученик:

        Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Она проработала 16 лет педагогом, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.

- Ребята, кто такие беспризорники? (Человек, оставшийся без присмотра, живущий на улице, бездомный.)

3 ученик 

        Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васёк Трубачёв и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачёва сражается”.

Осеева прожила 67 лет.    СЛАЙД 5

- Для детей, читающих её книги, она написала вот это письмо.        

Дорогие ребята!

           Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

           - Понравился тебе рассказ?

           Я ответила:

          - Не знаю. Я о нем не думала.

          Мама огорчилась.

          - Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.

         С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

В.Осеева. (Из предисловия к книге: Осеева В. Три сына. М.:Детская литература, 1975.)

-Чему хотела научить детей В.А.Осеева?

- О чём, о ком её  рассказы, догадались? ( О детях, их хороших и плохих поступках)

-С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке, прочитайте (на слайде)?  СЛАЙД 6

-Предположите, о чём может говориться в этом рассказе?

-Что означает слово «хорошо», "хороший"?  (Значит, достойно, прилично, о человеке с образцовым поведением говорят, что он хороший.)

2. Работа над рассказом "Хорошее"

1) Первичное чтение рассказа (учитель)              (у детей учебники закрыты)

- Я прочитаю рассказ ,а вы  подмечайте всё хорошее в этом рассказе.

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

1 остановка

-Предположите, что будет дальше?

— Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла.

А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка.

2 остановка

-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?

— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

3 остановка

-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?

— Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

— Что бы мне такое хорошее сделать?

2) Проверка первичного восприятия.

-Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?

- Рассказ называется "Хорошее". Как вы думаете, что хорошего в рассказе? Как можно назвать одним словом? (мысли, желания)

- А есть ли такое в рассказе, что вам не понравилось? (поступки Юры)

3) Чтение рассказа детьми

- А теперь внимательно прочитаем весь рассказ и выделим то, о чём думал Юра, о чём он мечтал?

- Откройте учебники на с. 34. Читаем по частям.

4) Гимнастика для глаз.

- После чтения выполним гимнастику для глаз. Встали возле своих парт.

Вверх-вниз, влево- вправо. Зажмурились, широко открываем глаза.

Представьте себе, что ваш нос стал длинным и вы можете им рисовать. Закрываем глаза, и с закрытыми глазами нарисуйте что-нибудь хорошее, красивое.

5) Анализ произведения. Выборочное чтение:

 - Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.

- Скажите, почему мальчику Юрику захотелось сделать что-нибудь хорошее?

- В какое время суток происходит действие рассказа?

- Какая погода была в тот день? Найдите и прочитайте эти строки.

- Прочитайте о чём мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

- Есть ещё слово сестра. А чем отличаются между собой слова сестра и сестрёнка?

Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

- О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Прочитайте о чём Юрик ещё мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

Что можете сказать об этой мечте?

- Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)

-А теперь посмотрим на его поступки.

- Найдите в тексте и прочитайте разговор Юры с сестрой.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

- Как он разговаривал с сестрой?  (Грубо)

- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи не мешай думать)

Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

- Прочитайте диалог Юры и няни.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Как он с ней разговаривал? (Грубо)

- Что он ей сказал? (Некогда мне)

- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

- Прочитайте, как Юра общался с Трезором. Что Трезорка будто бы хотел сказать Юре?

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

- Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)

- Сделайте вывод: какие же были поступки Юры?

- Мысли и желания Юры были хорошие, а вот его поступки плохие.

- Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)

- Какой совет вы можете дать Юре? Что бы ему сделать хорошего?

- Как вы думаете, какой совет дала Юре мама?

- В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» — спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку».

-Почему в следующем издании Осеева изменила конец этого рассказа? (Чтобы дети сами догадались, что надо Юре сделать.)

 - Да, ребята, хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях. Я надеюсь, вы своим родным помогаете по-настоящему. Наша физминутка так и называется "Помогаем маме".

5) Физминутка

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

6) Работа в парах по характеристике Юры

- Продолжим разговор о главном герое рассказа - Юре.

-Хотел ли Юра что-то сделать для себя?

-Можно ли назвать его воображаемые  поступки героическими?

-Кто такой герой?

А если вы не знаете значение слова, но хотите узнать, как это можно сделать? (Герой - это тот, кто совершил подвиг.)

-Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестрёнка тонет, а он ее спасает.

 -Что сестрёнка испытывает в этот момент?

-А что испытали бы няня, Трезорка, если бы Юра им помог?

-О ком думает Юра на самом деле? Думает ли он на самом деле о своих близких - сестрёнке, няне, Трезорке?

(Он думает о себе.  Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

-Как считаете,  можно ли сделать что-то хорошее, когда думаешь только о себе, а не о других людях?

-Почему Юра не заметил простых дел: погулять с сестрёнкой, убрать посуду, дать попить собаке?

-Какой же был Юра?

- На партах у вас лежат листочки с разными личностными качествами человека. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать и отметить те качества, которые соответствуют характеру Юры. Чья пара будет готова, поставьте руки домиком.

Смелый +

Мужественный +

трусливый

Непослушный +

послушный

жадный

вежливый

весёлый

Грубый  +

думающий о себе  +

внимательный

Заботливый +

Добрый  +

   

- Проверим, что вы выбрали и почему именно это качество.                                            

7) Составление плана рассказа

- Посмотрите, ребята, на экран. Что вы видите? (Картинный план)  СЛАЙД 7

- Придумайте название для каждой картинки.

- Составим план к этому рассказу.

      1ч. Юрик проснулся. (Захотелось Юрику сделать что-то хорошее.)

      2ч. Просьба сестрёнки.

      3ч. Нянина просьба.

      4ч. Трезорка хочет воды.

      5ч. Совет мамы.

         

8) Работа с пословицами ( в парах)

- На уроках чтения мы с вами часто вспоминаем один из жанров устного народного творчества - пословицы.    СЛАЙД 8

- Какие пословицы подходят к этому рассказу? Объясните.

Жизнь дана на добрые дела.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Не мил свет, когда друга нет.

Вежливости открываются все двери.

V.  Итог урока. Рефлексия.

- Итак, мы прочитали и разобрали рассказ.

- Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»? (Чтобы дети совершали хорошие дела.)

- Вспомните, какие добрые дела недавно вы совершили ?

 - А какие хотели бы совершить?

- Будете ли вы ждать награды за свои поступки?

- Теперь потренируемся: я буду читать стихотворение, а вы должны ответить на вопросы в стихотворении словом "да", если, конечно, вы бы ответили так.

Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да!

Будем старших уважать?

 -Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?

-Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?

-Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?

-Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет» 

-Да! Да! Да!

- Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки. - Помните, что "Жизнь дана на добрые дела".

- Все рассказы В.А. Осеевой интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их. СЛАЙД 9

VI.  Домашнее задание

      Пересказ от имени Юры. Если надо измените концовку текста.

VII. Самооценка

-Оцените своё состояние  после урока: «Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует Вашему состоянию после урока». СЛАЙД 10

Интересно - не интересно

Не устал - устал  

Доволен собой - не доволен собой

Старался - не старался    

Волновался на уроке - не волновался

VII. Выставление оценок

Топорова Алевтина Вениаминовна, учитель начальных классов МБОУ Комаровская СОШ, ЗАТО Комаровский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Отметьте качества, которые соответствуют

характеру Юры.

Отметьте качества, которые соответствуют

характеру Юры.

смелый

смелый

мужественный

мужественный

трусливый

трусливый

непослушный

непослушный

послушный

послушный

жадный

жадный

вежливый

вежливый

весёлый

весёлый

грубый

грубый

думающий о себе

думающий о себе

внимательный к окружающим

внимательный к окружающим

заботливый

заботливый

резкий

резкий

Отметьте качества, которые соответствуют

характеру Юры.

Отметьте качества, которые соответствуют

характеру Юры.

смелый

смелый

мужественный

мужественный

трусливый

трусливый

непослушный

непослушный

послушный

послушный

жадный

жадный

вежливый

вежливый

весёлый

весёлый

грубый

грубый

думающий о себе

думающий о себе

внимательный к окружающим

внимательный к окружающим

заботливый

заботливый

резкий

резкий



Предварительный просмотр:

Отметьте качества, которые соответствуют

характеру Юры.

Отметьте качества, которые соответствуют

характеру Юры.

смелый

смелый

мужественный

мужественный

трусливый

трусливый

непослушный

непослушный

послушный

послушный

жадный

жадный

вежливый

вежливый

весёлый

весёлый

грубый

грубый

думающий о себе

думающий о себе

внимательный к окружающим

внимательный к окружающим

заботливый

заботливый

резкий

резкий

Отметьте качества, которые соответствуют

характеру Юры.

Отметьте качества, которые соответствуют

характеру Юры.

смелый

смелый

мужественный

мужественный

трусливый

трусливый

непослушный

непослушный

послушный

послушный

жадный

жадный

вежливый

вежливый

весёлый

весёлый

грубый

грубый

думающий о себе

думающий о себе

внимательный к окружающим

внимательный к окружающим

заботливый

заботливый

резкий

резкий

Топорова Алевтина Вениаминовна, учитель начальных классов МБОУ Комаровская СОШ, ЗАТО Комаровский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока литературного чтения в 3-м классе тема:"Х.К.Андерсен"Пятеро из одного стручка"

МБОУ»Бушевецкая общеобразовательная начальная школа-детский сад»Урок литературного чтения в 3-м классеТема:»Х.К.Андерсен.»Пятеро из одного стручка»        ...

Методическая разработка урока литературного чтения(обучение грамоте 1 класс).

Урок литературного чтения соотвествует требованиям ФГОС НОО.В плане-конспекте урока предусмотрены все этапы включаяя деятельность учителя,ученика,необходимые УУД....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Разработка урока литературного чтения в 1-а классе (УМК "Гармония")

Султанова Рамиля Талгатовнаучитель начальных классовМБОУ СОШ № 14 г.НевинномысскПрограмма «Гармония»учебник под редакцией Кубасовой О.В.Аннотация к разработке урока по литературному чтениюпо теме Л. Н...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...

Методическая разработка урока "Литературное чтение" для обучающихся 1 класса

Методическая разработка урока "Литературное чтение" для обучающихся 1 класса...