Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Психологический настрой на урок Мотивация к работе
| Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Постарайтесь все понять, Ответы полные давать, На отметку пять! | Настраиваются на урок. Сообщают о готовности к уроку.
| Создание благоприятного для обучения климата. Поднятие жизненного тонуса. (Личностные)
|
Мобилизирующий этап Мотивирование учащихся к учебной деятельности
| - Ребята, послушайте, пожалуйста, сказку «Журавль и цапля». (Приложение №1). - Почему журавль решил жениться? - Сколько раз сватался журавль к цапле? (2 раза) - Исполнилось ли его желание? Почему? (Не могут договориться, отказывают друг другу)- - - Могла ли эта история приключиться с людьми? (Да, могла. Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу).
| Рассуждение детей
|
|
Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы. Проверка знаний о других произведениях
| - Сегодня на уроке мы будем читать произведение, которое связано с именем Ивана Андреевича Крылова. (Портрет писателя). - Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он в своих баснях боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. - А какие людские пороки вы можете назвать? (лень, невежество, жадность, нежелание узнавать что – то новое) Название басни вы узнаете, выполнив следующее задание. Надо соединить название произведения с его автором. Э. Успенский «Весенняя гроза». А. С. Пушкин «Лебедь, Рак и Щука». И. А. Крылов «Сказка о попе и о работнике его Балде». Ф. И. Тютчев «Дядя Федор, пес и кот». (Д. Э. Успенский написал произведение «Дядя Федор, пес и кот», А. С. Пушкин «Сказку о попе и о работнике его Балде», Ф. И. Тютчев «Весеннюю грозу», И. А. Крылов басню «Лебедь, Рак и Щука»). - Кто сможет сформулировать тему нашего урока? Д. Тема урока — произведение Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Рак и Щука». - Зная тему, поставим цель урока. Д. Познакомиться с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука», учиться правильно и выразительно его читать, определить идейный смысл. - Прежде чем познакомиться с новым произведением, побеседуем о его авторе. Что интересного вы знаете о писателе? Д. Семья, в которой родился И. А. Крылов, была бедной. С одиннадцати лет писателю пришлось работать, так как его отец рано умер. С детства мечтал стать литератором. Знал французский, итальянский и выучил в позднем возрасте греческий язык. Это был очень умный человек, с хорошим чувством юмора. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. В баснях действуют петухи, соловьи, волки и прочие звери, но всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами. - Рассмотрите иллюстрацию (на ней изображены лебедь, рак и щука). Это герои басни. Что общего между ними? Д. Все они живут в воде. Учитель читает басню, выделяя голосом мораль. - Что заставило вас улыбнуться? Д. Какие глупые герои – тянули в разные стороны.
|
Рассуждение детей
| Обобщение классификации произведений (Предметные)
|
Самоопределение к деятельности Открытие нового
| Формулирование учащимися темы и цели урока. Ответы учеников. Участие в беседе. Рассказ детей о творчестве И. А. Крылова. Закрепляют знания о творчестве И. А.Крылова. Чтение басни «Зеркало и Обезьяна»
| Умение обосновывать свои суждения. (П) Умение определять цели задачи усвоения новых знаний в сотрудничестве с учителем. (Р) Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата (П) Умение слушать собеседника. (К)
|
Словарная работа.
| Лад – действовать совместно, не расходясь. Мука – сильное физическое или нравственное страдание. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. Воз – повозка или сани с кладью. Ныне – теперь, в настоящее время. Объясните выражение «Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил. | Работа со словарями.
|
|
Физминутка
| Раз - руки вверх махнули И при том вздохнули Два - три нагнулись. пол достали А четыре - прямо встали и сначала повторяем. Воздух сильно мы вдыхаем При наклонах выдох дружный Но колени гнуть не нужно. Чтобы руки не устали, Мы на пояс их поставим. Прыгаем как мячики Девочки и мальчики |
|
|
Работа по теме урока Первичное восприятие текста
| - Что узнали из басни? Что поняли? Д. Эти животные глупые, не знают как поступить. - Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? Д. Нет. Все они живут в воде и могли бы сдвинуть воз. - « Однако воз и ныне там» | Ответы на вопросы учителя после прослушивания басни. Дети кратко пересказывают события, произошедшие в басне. | Правильно доносить свою мысль. Оценивать прослушанное (К) Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний
|
Проблемно-поисковая работа. Чтение басни Анализ произведения Определение основной мысли произведения
| - Прочитайте басню самостоятельно и подумайте, есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз герои могли бы сдвинуть? Д. Это слово «товарищи». - Подтвердите это. - А сейчас работа в парах. Определите образ каждого героя. Заполните таблицу: В этом вам помогут слова для справок: Рвётся, пятится, тянет, неповоротливый, упрямая, только своё дело знает, стремительный, упрямый, нерасторопный, быстрый. - С какой интонацией необходимо читать эту басню: быстро, легкомысленно или не торопясь, раздумывая и рассуждая? (Ученики пробуют прочитать.) - Какое отношение вызвали у вас герои? Д. Очень жаль, что они такие бестолковые. Если они друзья, то всё надо делать дружно, договариваясь. - Для чего и зачем написана басня? Д. Басня подсказывает читателю, как надо поступать в определённой ситуации, надо уметь договариваться. - Как заканчивается басня? Д. « Да только воз и ныне там» - Это выражение стало «крылатым». Когда так говорят? Д. Когда делают общее дело, а между героями идёт раздор. В итоге ничего не получается. - Что такое мораль басни? Д. Мораль басни — основная мысль произведения, поучение. - Прочитайте мораль басни.
| Самостоятельное чтение басни. Работа по тексту басни. Беседа по вопросам учителя Доказательные высказывания с элементами выборочного чтения. Выразительно чтение басни Выдвижение версии, работа в парах
| Поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственной связи.(П) Выражения собственного мнения. Культура поведения в учебном диалоге. (К) Контролирование своей деятельности. (Р) Эмоциональный отклик (Л) Адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. (Р) Умение правильно высказывать свои мысли в диалоговой форме (К) Умение работать в парах, договариваться, приходить к единому мнению (К)
|
Творческая работа.
| - Из набора разных слов, которые вы видите на карточке перед собой, в парах составьте три пословицы. “Есть согласие – есть и счастье”. “Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит» «Дружно негрузно, а врозь – хоть брось». У. Какая из них, на ваш взгляд, подходит по смыслу к прочитанной басне? Д. По смыслу к прочитанной басне подходит пословица «Дружно негрузно, а врозь – хоть брось».
| Составление пословиц, работа с карточками Высказывание учащихся
| Сохранение заданной цели. Умение видеть ошибку и исправлять ее. Умение полно и точно выражать свои мысли.(Р) Построение собственных рассуждений на тему высказывания. (П) Умение работать в паре (К)
|
Рефлексия. Подведение итога урока
| Выберите и продолжите предложение: Сегодня я узнал .... Меня взволновало ....... Басня помогла мне понять ..... Я для себя сделал вывод …
| Оценивают свою работу на уроке.
|
Объективная оценка результатов деятельности. (Л)
|
Задание по выбору
| Выразительно читать басню или выучить наизусть. |
|
|