Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Топорова Алевтина Вениаминовна

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"

Задачи:

Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней "Стрекоза и Муравей", уметь анализировать басню, научиться выделять главную мысль произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения, осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым произведением и реалиями жизни, познакомить с насекомыми - стрекозой и муравьём в природе.

Метапредметные:

познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме урока, аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», маски Стрекозы и Муравья, карточки с личностными качествами героев басни, учебник О.В.Кубасовой,  “Литературное чтение” 3 класс, 1 часть,  .

Используемые методы и приемы: информационно-коммуникационные, эвристическая беседа, проблемно-диалогический, метод обучения в паре, группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3-м классе.

Тема: "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей""

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"

Задачи:

Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней "Стрекоза и Муравей", уметь анализировать басню, научиться выделять главную мысль произведения, совершенствовать навык правильного, осознанного чтения, осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым произведением и реалиями жизни, познакомить с насекомыми - стрекозой и муравьём в природе.

Метапредметные:

познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.

коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме урока, аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», маски Стрекозы и Муравья, карточки с личностными качествами героев басни, учебник О.В.Кубасовой,  “Литературное чтение” 3 класс, 1 часть,  .

Используемые методы и приемы: информационно-коммуникационные, эвристическая беседа, проблемно-диалогический, метод обучения в паре, группе.

Ход урока.

I. Организационный момент (психологический настрой).

- Добрый день, ребята! Посмотрите на меня своими лучезарными глазками, сделаем глубокий вдох – медленный выдох и тихонько сядем.

        

- Я приглашаю вас всех в чудесный мир литературы. Для того чтобы получить знания на уроке чтения и уметь ими воспользоваться, нам необходимы определённые личностные качества. Какие?

(Ответы учащихся)

- Верно.  Вам необходимы внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение  говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам.

II. Постановка темы и целей.

1) Разгадывание ребуса.

-  Ребята, напомните, как называется раздел учебника, произведения которого мы изучаем в данный момент?  ("Труд человека кормит, а лень портит") СЛАЙД 1.

-  Какие произведения уже прочитали?  (Р. Сеф "Лопата", Е. Карганова "Лекарство без рецепта",

К. Ушинский "Как рубашка в поле выросла", Е.Благинина "Не мешайте мне трудиться", С.Баруздин "Бревно", рус. нар. сказка "Кому горшок мыть", С.Маршак "Старуха, дверь закрой!", Е.Шварц "Сказка о потерянном времени")

- Что общего в этих произведениях? (Они все о труде.)

- Сегодня мы прочитаем ещё одно произведение из этого раздела. А кто его автор, попробуйте догадаться. Я зашифровала псевдоним этого известного нам человека. Что такое псевдоним? (вымышленное имя)

         НАВИ   ВОЛЫРК              (Иван Крылов)        СЛАЙД 2.

2) Постановка целей и задач на урок.

- Верно, это Иван Крылов. Именно так подписывался сначала Крылов под своими произведениями.

- Что вы о нём знаете? Как считаете, достаточно ли хорошо знаете о Крылове и его творчестве?

-  Попробуйте поставить перед собой цели на сегодняшний урок. Что нам надо выполнить, как думаете? (Наверно, узнать что-то новое о Крылове, прочитать и проанализировать новое для нас произведение.)

III Изучение нового материала

1. Знакомство с биографией И.А. Крылова                СЛАЙД 3.

        Родился будущий знаменитый писатель в бедной семье армейского офицера, и поэтому Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования. Позже ему довелось учиться «из милости» вместе с детьми одного богатого помещика.

        Когда Ивану Крылову исполнилось 10 лет, умер его отец. Ване пришлось поступить на работу. Что же он делал? Переписывал бумаги (ведь компьютеров в то время ещё не было), разносил пакеты с документами. Да ещё потихоньку читал книги, которые остались после отца.

         Всю жизнь Иван Андреевич работал и учился. Он прекрасно рисовал. Очень рано выучился  играть на скрипке. У него были большие способности к математике и к языкам. Он читал и писал на французском, немецком, итальянском, английском языках. А в 50 лет Крылов начал изучать греческий язык и за два года овладел им в совершенстве. Его считали одним из самых образованных и просвещённых людей своего времени.

        Крылову поставили памятники в разных городах. А  в Санкт – Петербурге  памятник имеет название «Дедушке Крылову».

С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,        СЛАЙД 4.
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.

-Что же такое рассказывает Крылов, что все вокруг смеются? (басни)

- Знаете ли вы, что за 30 лет своей литературной работы он написал 205 басен. Они переведены более чем на 50 языков мира.

2. Актуализация знаний.

- Что такое басня?

(Басня - это небольшая сказка или короткий рассказ, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить. А под животными подразумеваются люди. Через поведение животных показываются недостатки людей.)

- В басне есть нравоучение? Как оно называется?

- В какой части басни может находиться мораль? (располагается либо в начале, либо в конце басни)

- Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…) 

3. Речевая разминка

- Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с басней И.А. Крылова? А вот с какой, вы узнаете на речевой разминке.  ( текст на слайде)

Без работы хоть убей,        СЛАЙД 5.

Жить не может … (муравей)

Вот летает над водой
Вертолётик голубой:
Хвостик, крылья и глаза
Это просто …(Стрекоза)

(Разные способы чтения хором: 1) «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с весёлой интонацией;  2) «жужжащее чтение», с ускорением, с замедлением).

4. Сообщение учащихся о стрекозе и муравье  

-Герои разминки пришли к нам сегодня в гости. Вы внимательно их послушайте. Вполне возможно, стрекоза и муравей расскажут вам о себе такие сведения, о которых вы и не знали.

Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе (подготовленные учащиеся)

 СЛАЙД 6.

        Муравьи – самые старые из всех видов насекомых, им более ста миллионов лет.  Они всегда передвигаются строем и безошибочно находят дорогу к своему муравейнику. Муравьи почти всеядны и нападают на любую добычу, с которой могут совладать. В Африке и Америке существуют так называемые воинственные муравьи, которые убивают всё, что попадается на их пути, и от которых спасаются бегством даже львы. Муравьи очень трудолюбивы. Они поднимают груз, приблизительно в сто раз тяжелее собственного веса, постоянно занимаются работой: заготавливают корм, ухаживают за потомством, пасут свой «домашний скот» — тлю и при этом никогда не спят.

СЛАЙД 7.

        Стрекоза - одно из самых древних летающих насекомых на земле. Стрекоза, жившая несколько миллионов лет назад, была размером с чайку! Современная стрекоза не больше 10 см в длину. У неё бесшумный и очень быстрый полёт. Она может за один час преодолеть расстояние в  восемьдесят километров.  Стрекоза живёт вблизи прудов и рек. В них она и начинает свою жизнь, ведь самка откладывает яички на водяные растения, из которых появляются личинки. Личинка стрекозы - очень большой хищник: она охотится на личинки комаров и на головастиков, иногда нападает на мальков рыб. Взрослая стрекоза питается мухами и бабочками.

- Итак, ребята, что в рассказе наших героев было для вас новым?

- Оцените, пожалуйста,  работу артистов.

- Как вы думаете, почему к нам на урок пришли именно эти персонажи? (Будем читать басню «Стрекоза и муравей».)    СЛАЙД 8.

- Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы? (Потому что это герои

произведения.)

5. Работа над басней "Стрекоза и Муравей"

1) Первичное восприятие текста                             (аудиозапись)

- Сейчас я приглашаю вас на сеанс воображения. Послушайте и представьте картины по данной басне. А прочитает её профессиональная актриса

Слушайте внимательно, какие-то слова, возможно, вам покажутся непонятными. После попробуем объяснить их значение.

2) Беседа по первичному восприятию

 - Какие чувства были во время чтения басни и после прочтения?

3) Словарно – лексическая работа

 - Были ли непонятные слова и выражения?

- Я предполагала это и выделила слова и выражения, которые необходимо объяснить. СЛАЙД 9.

попрыгунья - тот, кто все время вертится , прыгает, не сидит на месте

лето красное — тёплое, красивое, солнечное

оглянуться не успела — очень быстро

зима катит в глаза — неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал)

помертвело чисто поле - опустело, урожай собран. Цветы и травы увяли, засохли. Насекомые и животные попрятались, впали в спячку. Птицы улетели. В поле стоит мёртвая тишина.

нужда — недостаток в необходимом

злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена

кум, кумушка - родственники

до вешних дней — до весенних дней

мурава - молодая трава 

резвость - подвижность, веселость 

голову вскружило — обо всём забыла

6) Чтение басни учащимися

- Слова разобрали. А теперь прочитаем басню. Помните, что у каждого героя свой характер, своя манера говорить, свои повадки. При чтении постарайтесь подражать героям и профессиональному актёру.

7) Гимнастика для глаз.

- После чтения выполним гимнастику для глаз. Встали возле своих парт.

Вверх-вниз, влево- вправо. Зажмурились, широко открываем глаза.

8) Анализ текста басни и выборочное чтение

- Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.

- Кто является героями басни? (Героями басни являются Стрекоза и Муравей.)

- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале басни. Что она делала целое лето? ("Лето красное пропела.")

-Как её называет автор? (Попрыгунья)

- Был ли домик у Стрекозы? (У Стрекозы не было домика.)

- Тогда где жила Стрекоза, прочитайте. ("Как под каждым ей листком был готов и стол и дом.")

- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы? (Для Стрекозы пришло тяжёлое время.)

- Как об этом пишет автор? ("С зимой холодной нужда, голод настаёт.")

- Настали ли нужда и голод для Муравья? (Нет, потому что он приготовился к холодам.)

- Как вы думаете, почему Стрекоза пришла именно к Муравью? (Потому что Муравей труженик.)

- Какими словами обратилась Стрекоза? ("Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней прокорми и обогрей!")

- Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы? (Нет, не откликнулся.)

- Почему он отказал Стрекозе в помощи?

- Справедливо поступил Муравей со Стрекозой? - Не жестоко ли это?

- Как бы вы поступили на его месте?

- Как вы думаете, раскаивается ли Стрекоза в своём поведении?

-Автор басни её осуждает или смеётся над ней?   -А как вы относитесь к Стрекозе?

-  Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьёв. Кого имел в виду Крылов вместо насекомых? (Людей.)

- Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал людям советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? Что человеческие качества осуждает? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

- Найдите слова, в которых заключается главная мысль - мораль произведения. ("Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!")                СЛАЙД 10.

- Как вы понимаете данные слова?

IV Физминутка                                АУДИОЗАПИСЬ "ЗВУКИ ЛЕСА".

- Поработали, пора и немного передохнуть. Во время физминутки девочки на минутку становятся стрекозами, а мальчики - муравьями. Выполняйте на месте действия, о которых буду говорить.

«Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела.

Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и опять трудиться поспешил. »

V Закрепление изученного материала

1. Работа по определению черт характера главных героев. Парная работа.

-  Продолжим разговор о героях басни Крылова.

- На партах у вас лежат листочки с напечатанными на них личностными качествами. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать те качества, которые соответствуют характеру Стрекозы и Муравья, и соединить стрелочками с изображениями героев. Чья пара будет готова, поставьте руки домиком.                                   

                                             Стрекоза                           Муравей

(Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, усердие, лень, несерьёзность, трудолюбие, бессердечность, весёлость, думающий о будущем)

2. Работа над пословицами. Парная работа.

- На уроках литературного чтения мы с вами часто вспоминаем один из жанров устного народного творчества - пословицы. Прочитайте пословицы.         СЛАЙД 11.

  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • Делу - время, потехе -час.

-  На какую тему данные пословицы?

-  Какая из них наиболее подходит к басне "Стрекоза и Муравей"? Объясните.        

- Кому, Стрекозе или Муравью, вам хотелось бы адресовать пословицу: "Делу - время, потехе - час"?

- А вы сами всегда ли помните об этой пословице? Приведите примеры.

3. Чтение басни по ролям.

- Сейчас мы будем читать по ролям. Сколько должно быть исполнителей для выразительного чтения по ролям по басне “Стрекоза и Муравей”? ( Трое: тот, кто произносит слова автора, Стрекоза, Муравей)

- Каким голосом нужно читать слова Стрекозы? Почему?

- С какой интонацией будете читать слова Муравья?

- Какую позицию выберете для себя – осуждение Стрекозы или жалость к ней?

- Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Поэтому необходимо слушать очень внимательно своих партнеров, вслушиваться не только в их слова, но и в интонации.

- Читающий «за автора» как бы наблюдает за участниками диалога и рассказывает о том, что происходит (учащиеся читают по ролям).

V.  Итог урока

- Итак, мы прочитали и разобрали басню.

- Что хотел сказать нам Крылов своей басней? (Замечай прежде всего свои недостатки, а не недостатки товарищей, прислушивайся к их замечаниям.)

- Какие недостатки людей здесь высмеиваются? (Беспечность, лень, легкомысленность, беззаботность, несерьёзность)

-В каких словах басни заключается мораль? ("Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!")

- Как вы понимаете эти строки?

- Полезным ли для вас оказался урок?  - Какой вывод для себя сделали?

- Все басни "дедушки Крылова" интересны и поучительны. Я рекомендую прочитать их.

VI.  Домашнее задание  (на выбор).        СЛАЙД 12.

-  Для домашнего задания выбираете одно из четырёх заданий (вы получите листочки с заданиями):

1) Читать басню наизусть.

2) Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить.

3) Найти и прочитать басню Л.Н.Толстого, которая тоже называется "Стрекоза и Муравей", и сравнить её с басней И.А.Крылова.

4) Инсценировать басню.

VII. Самооценка

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

-Оцените своё состояние  после урока: «Выберите из каждой пары состояний то, которое наиболее соответствует вашему состоянию после урока».        СЛАЙД 13.

Интересно - не интересно

Не устал - устал  

Доволен собой - не доволен собой

Старался - не старался    

Волновался на уроке - не волновался

VII. Выставление оценок

Топорова Алевтина Вениаминовна, учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Комаровская средняя общеобразовательная школа ЗАТО Комаровский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И. А. Крылов "Стрекоза и Муравей" Литературное чтение 3 класс Топорова Алевтина Вениаминовна Учитель начальных классов МБОУ Комаровская СОШ Оренбургской области

Слайд 2

Труд человека кормит, а лень портит Раздел 1.

Слайд 3

НАВИ ВОЛЫРК

Слайд 4

Иван Андреевич Крылов (1749-1844)

Слайд 5

Памятник Крылову в Санкт-Петербурге

Слайд 6

Речевая разминка Тащит он соломинку К маленькому домику. Всех букашек он сильней Наш трудяга Вот летает над водой Вертолётик голубой: Хвостик, крылья и глаза. Это просто МУРАВЕЙ СТРЕКОЗА

Слайд 9

Басня «Стрекоза и Муравей»

Слайд 10

попрыгунья лето красное оглянуться не успела зима катит в глаза помертвело чисто поле злой тоской удручена до вешних дней мурава голову вскружило

Слайд 11

«Ты всё пела? Это дело: Так поди же попляши!»

Слайд 13

Поспешишь – людей насмешишь. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Делу – время, потехе - час.

Слайд 14

Домашнее задание (на выбор) 1) Читать басню наизусть. 2) Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить. 3) Найти и прочитать басню Л.Н.Толстого, которая тоже называется "Стрекоза и Муравей", и сравнить её с басней И.А.Крылова. 4) Инсценировать басню.

Слайд 15

Интересно – неинтересно; Устал – не устал; Доволен собой – не очень доволен собой; Старался – не старался; Волновался на уроке – не волновался. Самооценка

Слайд 16

Спасибо за урок



Предварительный просмотр:

 Басня Крылова Стрекоза и муравей 

400_F_1986727_cZ4blQD1ATHZNBy8nSku4E2B4wbPiE.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "В.Осеева "Хорошее" 2 класс УМК Гармония

Цель: создание условий для восприятия рассказа В. Осеевой  «Хорошее».Задачи:1.Образовательные:  познакомить с произведением, выявить главную мысль рассказа, дать характеристику главного...

Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения

Данная разработка поможет интересно провести урок  по теме  рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского....