Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: Буквы Я, я, обозначающие звуки[й’а]
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Кабалина Валентина Викторовна

Технологическая карта  урока  литературного чтения  в  1  классе по теме: Буквы Я, я, обозначающие звуки[й’а]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_yaya1.docx104.62 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (ЗАНЯТИЯ, МЕРОПРИЯТИЯ)

Технологическая карта урока (занятия, мероприятия)      Литературное чтение

Тема урока (занятия, мероприятия): Буквы Я, я, обозначающие звуки[й’а]

Класс 1  Дата проведения  20.10.20      ФИО педагога  КАБАЛИНА В.В. 

Тип урока: Изучение нового материала

  • Личная цель педагога (учебная, а не содержательная): Создать условия для формирования навыка звуко-буквенного анализа и синтеза через ознакомление учащихся с гласным звуком [й’а], буквами Я,я    
  • Критерии достижения цели:
  • дидактический материал подобран в соответствии с темой (перечислить); упражнения   в учебнике по теме,
  • формы работы подобраны с учетом репрезентативных систем (А – 19, В – 15, К – 12);
  • в процессе выполнения заданий формируются не только декларативные знания, но и процедурные знания (устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слов с буквой я.)
  • большинство детей смогут успешно  справиться  с заданиями по данной теме (звуко-буквенный  анализ  слов) и смогут рассказать и применить правило буквы Я.
  • Оборудование и материалы:  Компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint  «Электронное приложение к учебнику В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина   Азбука» Часть 1.
  • Условные обозначения к графе «Психологические аспекты учения»

РС - репрезентативные системы  (А – аудиальная, В – визуальная, К - кинестетическая)

ПС - познавательные стратегии

ИА - интеллектуальные акты (ОЧП - операции чувственного познания,  ОЛП – операции  логического познания, АСП – операции аналитико-синтетического познания, УА -  управленческие акты).  

Условные обозначения к графе «Нацеленность на результат»

П – познавательные УУД

Р – регулятивные УУД

К – коммуникативные УУД

Л – личностные УУД

План-конспект урока русского языка

Этапы урока в соответствии со структурой деятельности

Содержание занятия, урока

Психологи

ческие аспекты учения

(РС, ПС, ОЧП, ОЛП, АСП, УА)

Нацелен

ность

на результат

(формирова

ние УУД–П,Р,К,Л)

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ориентировочный этап

Мотивацион-

ный блок 

Первичное целеполагание, тема (ПЦ)

Актуализация (А), мотивация (М), проблемная ситуация (ПС), проблема (П)

 А: - Взгляните на ленту букв: на какие две группы делятся все буквы?

- Какие звуки называем гласными? Какие – согласные?

- Назовите гласные буквы верхнего ряда. Что они обозначают  в  слиянии с  согласным звуком?

- Назовите гласные буквы нижнего ряда. Что они обозначают  в  слиянии с  согласным звуком?

- Какую  букву мы назвали хитрой?

Она имеет  свои  секреты. Мы   их уже открыли. Давайте вспомним.  На доске таблица:

ПС:   

- Как вы думаете, есть ещё такие хитрые буквы? Какие?

- Сегодня у нас пойдет речь об одной из этих букв, попробуйте догадаться о какой?

– Отгадайте загадку: СЛАЙД 2

Круглое, румяное                   

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки

– С какого звука начинается отгадка? 

- Какая буква новая? (Показываю печатную букву Я, вывешиваю на доску) 

Учитель предлагает  в тетрадях по обучению грамоте раскрасить картинку  и букву Я.

- Каким цветом раскрасим букву. Почему?

   

Слушают (А) задание.

Гласные и согласные

–обозначают твердость предшествующих согласных звуков.

- обозначают мягкость предшествующих согласных звуков

е

Смотрят (В) на доску.

Называют (А, В)  

Слушают (А) задание.

Обнаруживают проблемную ситуацию

Слушают загадку, называют отгадку. Яблоко

– Звук [й’а].

Слушают (А) задание.

Работают в  тетрадях

Отвечают  (А)  на вопросы.

Смотрят (В) на доску.

Понимают недостаточность имеющихся знаний..

РС-А, В

ОЛП (выделение существенного признака)

АСП(сопоставление, обобщение)

ОЛП (построение суждения, установление причин)

К

П

Р

П:  Итак, мы сказали, что буква Я хитрая. Давайте еще раз произнесем слово Яблоко… [й’абло ко].

Только такой звук может передавать буква Я в  словах, или еще какой- то? Вы можете сейчас назвать ее секреты?

  М:  Хотите  узнать ее секреты?

Не знаем.

Нет.

-Да

УА (принятие решения)

Л

Р

Целеполагание (цель (Ц) вытекает из проблемы), критерии  достижения цели (КЦ) (как поймём, что цель достигнута)

Ц:  Какую цель  поставим на урок? Слайд 3 

КЦ: как поймём, что цель достигнута?

Ставят цель: (А) – Узнать секреты  буквы Я и научиться  читать слоги и слова с буквой я.

Определяют критерии достижения  цели (СЛАЙД)

1.Расскажем секреты буквы Я и о звуках ее обозначающих.

РС-А

УА (целеполагание

ОЛП (рассуждение)

УА (програмирование)

Р

П

Р

Исполнительский этап

Действия (задачи, шаги: как мы это будем делать, зачем?)

Поиск способов решения проблемы и оценка их целесообразности.

Контроль (промежуточный ПК и итоговый). Применение способа для решения типовых задач.

Отделение способа от предметного содержания.

Может быть перенос способа на решение широкого круга проблем.

-Что мы будем делать для того, чтобы прийти  к  достижению цели?

Помогает формулировать шаги, фиксирует их записью на доске. Слайд

Шаг 1.  Слого-звуковой анализ слов.

  1. Работа  со  словом яблоко.
  1. - Читаем слово  яблоко (выкладываю буквами на доске), определяем положение новой буквы.
  2.  - Произнесите  медленно начало слова [й’а]. 

 Что это? (слияние) Какое? (мягкое)

  1.  – Составим схему слова яблоко?

(Электронное  приложение)

ВЫВОД: Буква  Я обозначает 2 звука ,а]  в начале  слова.

Учитель выставляет схему на доску, рядом с таблицей буквы Е.

  1. Работа  со  словом маяк.

1)- Читаем слово  маяк (выкладываю буквами на доске), определяем положение новой буквы.

2) - Произнесите  медленно ту часть  слова, в  которой  находится  буква.  [й’а].

3) – Составим схему слова маяк?

(Электронное  приложение)

ВЫВОД: Буква Я обозначает 2 звука ,а]  после гласного звука.

Учитель выставляет схему на доску, рядом с таблицей буквы Е.

  1. Работа  со  словом  утята.
  1. Электронное  приложение. Составляем схему  слова утята.
  2. Читаем слово утята.
  3. Делаем вывод

ВЫВОД: Буква Я обозначает 1 звук [а] после согласного.  Буква Я обозначает мягкость предшествующего согласного.

Учитель выставляет схему на доску, рядом с таблицей буквы Е.

Обращает внимание учащихся на соответствие двух таблиц.

-Что заметили?

ПК:  1) - Расскажите, что узнали о букве Я и звуках ее обозначающих. Повторите все секреты буквы Я.  Слайд 3

2) - Расскажите друг другу в  парах секреты  буквы Я.

- Какой следующий шаг? Можем двигаться дальше к достижению нашей цели?

Планируют шаги: (А,В)

1. Узнаем секреты буквы я.                                            

Проведем слого-звуковой анализ слов. (С)

2. Прочитаем слоги,  слова и предложения с буквой Я. (У)

3.Проверим  себя. (П)

 Слушают (А) и смотрят  (В) на интерактивную доску

Слушают, выполняют задание.  (А,В,К)

Читают по  слогам яблоко.

Буква Я  стоит  в начале  слова.

Произносят [й’а].

Делают вывод. ВЫВОД: Когда буква Я стоит  в начале  слова, она обозначает 2 звука ,а]:

Вывод: Когда буква Я стоит  после гласного звука, она обозначает 2 звука ,а]:

Проводят  промежуточный  контроль процесса достижения цели.

Буквы Е и Я  в одинаковых позициях обозначают одинаковое  количество звуков.

РС-А, В

УА (планирование)

РС-А,В

ОЧП (воспоминание)

ОЧП (восприятие, проговаривание)

УА (контроль)

ОЛП (построение определения понятия)

РС-А,К,В

П

К

П

Р

Р

П

Р

П

Физкультминутка 

- Если в слове, которое я произнесу, есть Я - приседают мальчики, если нет - девочки.

Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия

Шаг 2. Организует работу по чтению слогов, слов, предложений  с  буквой Я.  (учебник, с. 111)

  1. Чтение слогов. Сколько обозначает звуков  буква Я в  прочитанных слогах?
  2. Чтение слов. Сколько обозначает звуков  буква Я в  прочитанных словах?
  3. Чтение текста.

Учитель предлагает найти в  тексте  слова, где  буква  Я обозначает   2  звука (стоит  в начале  слова,  стоит после гласного звука), слова, где  буква  Я обозначает  1  звук.

ПК:  

- Теперь мы  сможем  приступить к  выполнению 3 шага? Оцените свою готовность. 

Шаг 3.

 Организует Проверочную работу в парах. Соедини слово с соответствующей ему  схемой.

К:  Организует проверку. Дает установку на внимательную проверку и исправление ошибок при необходимости.

-Кто смог справиться  с работой без ошибок, поднимите руки.  Кто доволен своей работой? В  чем  причина неудачного выполнения?

Открывают (К) учебник, читают (А,В) правило.

Выполняют (А,В,К) тренировочные упражнения 

 

Отвечают на вопрос учителя.

Проводят оценку готовности к  выполнению  заданий

Выполняют задания

РС-А,К,В

ОЧП (восприятие, проговаривание, воспоминание)

УА (контроль)

РС-А,К,В

АСП (сопоставление, обобщение)

РС-К,В

УА (оценка)

УА (контроль и коррекция)

УА (контроль и коррекция)

УА (оценка)

К

П

Р

К

Л

Р

П

К

Контрольно-оценочный этап

Результат и оценка

(интеллектуальная и личностная рефлексия)

- Давайте вспомним цель нашего урока.

РИ: -  Какой букве был посвящен урок?

Какая эта  буква? (хитрая)

-Повторите  секреты буквы Я.

РЛ: - Кому сегодня на уроке было интересно? Что именно? Что получилось хорошо? А над чем еще нужно поработать?

 – Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Спасибо за урок

Вспоминают  (А) цель урока, называют критерии ее достижения.

Делают вывод, (А, К),что цель урока достигнута.

- Буква  Я  обозначает 2 звука :

  • в начале  слова;
  • после гласного.

Буква  Я  обозначает 1 звук:

после мягкого согласного.

Дети по желанию отвечают, поясняют. (К, А)

РС-А

ОЧП (воспоминание)

ОЛП (доказательство)

УА (фиксация результата)

ОЛП (построение суждения, вывод)

Р

Л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения в1классе по теме"Буквы З,з, обозначающие звуки [з] , [з,]"

Конспект урока обучения  чтению в 1 классе. УМК "Школа России"...

Тема: "Буквы «Ш, ш », обозначающие согласный звук [ш]. Чтение слов, предложений, текстов с буквами "Ш, ш".(Урок закрепления с презентацией).

Цели:  продолжить знакомство детей с новыми буквами и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.Учить детей работать с текстом, закреплять з...

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».

1.      Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü  учащиеся зна...

Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе ТЕМА: «Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´]»

Цель урока: познакомить обучающихся с новыми буквами С,с и звуками. В технологической карте прописаны все планируемые результаты. Тип урока: открытие новых знаний....

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".

В материале представлена разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму для учащихся 1го класса....

Технологическая карта урока обучения грамоте "Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й о]". УМК "Школа России" 1 класс

Тип урока: рефлексияЦель урока: углубление знаний у учащихся о букве «ё», обозначающей два звука [й’] и [о ]Задачи урокаДидактические:1. Закрепить знания о согласных и гласных звуках...