Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

В материале представлена разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму для учащихся 1го класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте.

Тема: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".

Цель:  создать условия для развития связанной речи.

Задачи:

  • Образовательная – познакомить учащихся с гласными буквами Я, я, обозначающими два звука;
  • Развивающая – развивать умение выдвигать предположения, сравнивать, обобщать, делать выводы, использовать в работе полученные знания;
  • Воспитательная – воспитывать уважение друг к другу, умение работать в парах, прививать любовь к чтению;
  • Здоровьесберегающая – способствовать сохранению здоровья детей через проведение динамической паузы и создание санитарно-гигиенических условий.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Мы гостей сегодня ждали,

Их с волнением встречали:

Хорошо ли мы умеем

И читать, и отвечать?

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного…

Учитель: Настраиваемся хорошо и слаженно работать.

  1. Введение в тему. Актуализация знаний.

Буква Я шагает гордо.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

– А вы знаете кто я?

Я не только буква Я –

Буква, слог и слово.

Учитель: Когда буква Я обозначает букву, слог и слово? (Дети отвечают).

Учитель: В течение урока подумайте над этим вопросом, а потом в конце урока ответите.

  1. Повторение.
  1. Учитель: Как называется наша страна? (Россия).

Учитель записывает на доске слово «Россия».

 – С помощью чего записано это слово? (с помощью букв).

        – А что мы произносим? (звуки).

        – Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и читаем, а звуки мы произносим и слышим).

        – На какие две группы делятся звуки русского языка? (гласные и согласные).

        – Назовите гласные звуки в слове «Россия»?

        – Назовите согласные звуки в слове «Россия»?

        – Как вы думаете, почему букву Я называют хитрой? (Дети отвечают).

        – Какую роль она выполняет в начале слова, после гласного, после согласного? (В начале слова и после гласной обозначает два звука – тогда и образуется слог [ЙА], а после согласного звука один звук).

  1. Работа со слайдами (электронное приложение к урокам обучения грамоте В. Г. Горецкого)
  1. чтение слогов;
  2. найти шесть слов с буквой Я.
  1. Физкультминутка.

  1. Работа по теме урока.
  1. Работа в парах. (Презентация. Слайд  1)

Учитель: Составьте из букв слова (М, А, К, Я).

МАЯК, МАК, ЯМА, ЯМКА, ЯК

  1. Работа по обогащению словарного запаса.

Учитель: Вы знаете, кто такой як? (Презентация. Слайд 2)

Як – животное, живущее в горах. Во внешнем виде яка удивительным образом сочетаются черты быка и зубра, барана и козы. Весит он до 1000 кг.

Учитель: А что такое маяк? (Презентация. Слайд 3)

Маяк – башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове для указания пути судам.

  1. Работа в тетради. Звукобуквенный анализ слова.

МА│Я’К – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных.

  1. Работа по учебнику. «Азбука» стр. 112.  Чтение слов с буквой Я. Чтение текста «Маяк».

  1. Работа по содержанию текста.

Учитель: Как завыл ветер на море?

        – Насколько сильно потемнело?

        – Что сверкало вокруг?

        – Как взлетала морская волна?

        – Куда спешат в бурю и шторм суда?

        – Что им встречалось на пути к берегу?

        Как светит маяк?

        – Для чего нужен маяк?

  1. Пальчиковая гимнастика.

  1. Работа в тетради по письму.
  1. Письмо букв я, Я.

  1. Списывание предложения из «Азбуки» стр. 112.

Ярко светит маяк.

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Дети, так когда же буква Я – буква, когда слог, а когда слово? (Дети отвечают).

  1. Рефлексия.

Учитель: Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

        – Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?

Буква Я всегда была

Всем и каждому мила,

Но советуем, друзья,

Помнить место буквы Я!

– Вы молодцы! Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

" Буква Я, я, обозначающие звуки [ йа ], [а]. Письмо букв Я, я". Выполнила: Учитель начальных классов Алибаева Е. А. МБОУ «Школа № 14 с углубленным изучением английского языка» г. Рязани

Слайд 2

М К А Я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс по теме: "Буквы М,м. Звуки [м],[м"]."

В работе представлен подробный конспект урока по программе "Школа России" с использованием электронного носителя, который прилагается к учебнику....

конспект урока обучения грамоте 1 класс по теме : "Буква н."

Конспект урока разработан мною в этом году. Я старалась подобрать материал по данной теме. Я не вносола туда обычные вопросы по работе с текстом. это и так всем известно. Я не указала слова, разбор ко...

Методическая разработка урока обучение грамоте, 1 класс

Методическая разработка содержит конспект урока обучение грамоте по теме "Звуки [ф], [Ф\']. Буквы Ф,ф. Чтение слогов, слов. Написание слогов и соединений со строчной буквой ф", приложения к уроку и пре...

Методические разработки уроков «Обучение грамоте» 1 класс

Методические разработки уроков «Обучение грамоте» 1 класс...

Урок обучения грамоте 1 класс по теме:" Буква Е" (презентация)

Презентация урока обучения грамоте в 1 классе по теме:"Буква Ё"...

Конспект урока (обучение грамоте, 1 класс) по теме: "Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]"

Конспект урока (обучение грамоте, 1 класс) по теме: "Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]"...

Методическая разработка урока обучение грамоте 1 класс

В процессе исследовательской деятельности создать условия для формирования умения различать роли мягкого знака: показателя мягкости и разделительного....