Технологическая карта по теме: "Гласные буквы «О,о», обозначающие звук [ о ]. Буква «О» в именах собственных"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте). 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh._karta_1_klass_obuchenie_gramote_chtenie.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс

УМК «Школа России»

 Обучение грамоте

Технологическая карта темы

Автор разработки: М.А.Грицынина

Тема

Гласные буквы «О,о», обозначающие звук [ о ]. Буква «О» в именах собственных (2 часа)

Цели

Сформировать представление о гласных буквах русского алфавита «О,о», обозначающих гласный звук [о ].

Ввести правило  написания имён собственных.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Соотнесение буквы и звука. Деление слова на слоги. Выделение буквы из слога. Определение ударного слога.

Характеристика звука  в каждом слоге. Правописание  гласной буквой заглавной и строчной  «О, о» в именах собственных и  в словах.

Термины и понятия

Артикуляция,  гласный звук,  гортань,  заглавная буква, овал, слог (деление слов на слоги),  строчная буква, ударный слог.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание помочь ученикам лесной школы;

- творческое отношение к процессу выполнения ситуативного задания;

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- различать гласные и согласные звуки и обосновывать свое мнение;

- устанавливать соответствие между звуком  и буквой обозначающего  его и обосновывать свое мнение;

- определять звук “о” в сильной позиции и  обосновывать свое мнение;

обосновывать свое мнение;

- определять случаи написания заглавной  (строчной) буквы “о”  в словах и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное действие в соответствии с целью;

- соотносить учебное действие с известным правилом;

- проверять выполненное задание и вносить корректировку;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

- формировать  высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

- адекватно использовать  речевые средства для  представления результата.

Предметные умения

- рассказывать правило определения гласного звука;

- определять местонахождение гласного звука  «о» в слове;

- делить слова на слоги и выделять ударный слог;

- определять строчную и заглавную букву «о»;

- рассказывать о правописании  заглавной буквы «о» в именах людей, печатать букву «о» в имени.

 

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Математика

Тема – «Геометрическая фигура - овал».

Письмо

Тема – «Письмо заглавной и

строчной гласной буквы «о».

Информационный материал

Учебник «Русская азбука» Горецкий В.Г., Прописи,  Азбука от А до Я

Иллюстрирование учебно-методическое пособие Гимпель И.А.

Демонстрационный материал

портреты героев: Зайчика, Лисички, Филина

карточки с нарисованными предметами

Интерактивный материал

Электронная презентация

Карточки с заданиями

Фронтальная.

Другие формы работы:

• индивидуальная –

• парная -

• групповая - 

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

- мотивировать учащихся к

изучению темы

- стимулировать эмоционально

– ценностное отношение к  проблеме учеников лесной школы.

В лесной школе  Мудрый Филин учил  Хвастливого Зайчика  и Хитрую  Лисичку. Если  Зайчик постоянно   хвастался и говорил, что всё на свете знает, то Лисичка выполняла задания молча. Для изучения звуков, Мудрый Филин предложил назвать предмет, изображенный на каждой картинке. Ученики выполнили задание и представили его результат.

Зайчик назвал иллюстрацию хищника словом  “ зверь”, а Лисичка – “ волк”.

 

Лисичка изображение пернатого назвала “ ворон”, Зайчик – “ птица”.

   

Водоплавающее существо Зайчик назвал “ рыбой», а Лисичка – “ окунем”.

   

Место обитания птички, Зайчик назвал   “жилище”, а Лисичка –“  гнездо”.

      

       Мудрый Филин похвалил своих учеников и сказал: «Молодцы, вы хорошо знаете животный мир! Но более точное название предмета дала Лисичка. Вероятно, она знакома с гласным звуком, который используется во всех этих словах».

        Ребята, есть ли у вас желание узнать гласный звук, который использовала Лисичка, чтобы дать более точное название предметам, и  познакомить с ним Зайчика?

Личностные умения:

- проявить интерес  к изучению темы;

- и желание помочь ученикам лесной школы.

 

                                                                                II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Результат  деятельности

Блок А. Работа с гласным звуком [о] в  словах

Цели:

• Актуализировать знания о способе определения гласного звука.

• Ввести понятия «слог», «местонахождение звука в слове».

• Научить школьников:

- определять  различие между согласным и гласным звуком и обосновывать свое мнение;

- определять местонахождение гласного звука по схеме слова и обосновывать свое мнение;

- рассказывать правило определения гласного звука;

- определять местонахождение гласного звука в слове и выделять его;

 - делить слова на слоги;

выполнять учебное задание, используя правило;

- формулировать высказывание, используя термины.

 

Задание 1 (З)

Расскажите правило определения гласного звука (при произношении гласного звука, воздух не встречает преград, поэтому его можно пропеть,  и он образует слог)

Назовите местонахождение гласного звука (начало, середина, конец слова).

Назовите местонахождение гласного звука в слове*:

Дно          дом         он            

* Используем значки, показывающие местонахождение звука в слове.                           

Задание 2

Назовите слово, которое вам подсказывает ответ загадки.

Шубу дважды в год снимают

Кто под шубою гуляет?  (овцы)

Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят (
осы)

 Назовите звук, который повторяется  словах-отгадках каждой загадки  (звук «о»).

Определите местонахождение  звука «о» в каждом словах «овцы», «осы» (в начале слова).

Задание 3 (П)

Можно ли утверждать, что в слове «лось», мы слышим два гласных звука? Обоснуйте свое мнение

Задание 4 (У)            

Разделите слово  «осы» на слоги, определите количество слогов и произнесите каждый слог  (о-сы – 2 слога).

Разделите слово  «овцы»  на слоги,  определите количество слогов  и произнесите каждый слог  (ов-цы – 2 слога).

Определите  звук, который  есть в словах «осы» и «овцы».

Определите местонахождение звука «о» в словах «осы» и «овцы».

Задание 5 (У)  

Определите местонахождение  гласного звука  «о» в каждом слове и подчеркните его:

     Ослик, слон, крот, окунь, крыльцо.

Диагностические задания

1. Игра «согласный – гласный»

Послушайте каждое слово и  хлопните в ладоши, если услышите в словах гласный звук «о» (дом, рот, сыр, гном, парта, стул, стол).

2. Закончите предложение “Гласный звук можно петь, потому что …”.

3. Определите место звука  [o]   в словах. Если звук в начале слова, то закрась в схеме первую клетку, если в середине – 2 –ую, в конце – 3-ю клетку.

Олень

Лицо                   

                                                     

Кость

4. Разделите на слоги каждое слово:   сом, море, кошка

 

Познавательные умения:

-   определять  различие между согласным и гласным звуком и обосновывать свое мнение;

- определять местонахождение гласного звука по схеме слова и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя правило.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать правило определения гласного звука;

- определять местонахождение гласного звука в слове и выделять его графически;

- делить слова на слоги.

Блок Б. Соотнесение гласного  звука [о ] с гласными буквами «О,о»

Цель – научить школьников:

- соотносить гласный  звук [о ] с гласной буквой  «о»  и обосновывать свое мнение;

- определять звук ''о'' в сильной позиции и обосновывать свое мнение;

- воспроизводить

изображение буквы «о»;

- называть слова с буквой «о»;

- писать букву  «о» в словах, обозначающих один и тот же предмет;

- выделять графически изображение гласной буквы «о»;

- выполнять учебное задание

 в соответствии с целью;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

 Задание 1 (З)

Опишите внешний вид  буквы «о».

Назовите  предметы, которые похожи на букву «о».

Задание 2 (П)

Можно ли утверждать, что слова  «оса» и « осы»  обозначают один и тот же предмет? Можно ли утверждать, что в словах «оса» и «осы» гласный звук «о» всегда стоит в сильной позиции? Обоснуйте. 

Задание 3 (У)

Определите звук, который всегда будем писать в слове” оса” в начале слова.

Задание 4 (У)  

Рассмотрите квадрат букв и подчеркните гласную букву” о” в каждой строке. Соедините все подчёркнутые буквы. Прочитайте  букву, которая у  вас получилась.

      Н  Г  О  Л   Т
     А  О  Б  О  С
     Р  О  Г   О  Х
     Я  О   И  О  Е
     М  Я  О  У  Н

Задание 5 (У)

Закончите предложение:

     В старом дереве дупло

     Ну совсем как буква … ( «о» )

Диагностические задания

1.Корректурная проба.

 Прочитайте буквы, подчеркните букву «О», зачеркните букву «А».

Р Л А О Ы К А У Ц Е

О Ю Б З Х А О И Я Ф

А Е Ц Ф О Я Ч А О З Ш

2. Закончите предложение:

“ Посмотри на колесо-

   И увидишь … ( букву О )

“ На траве блестит… (роса),

   А у девочки….( коса ).

Познавательные умения:

- соотносить гласный  звук [о ] с гласной буквой  «о»  и обосновывать свое мнение;

- определять звук ''о'' в сильной позиции и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание

в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины.

Предметные умения:

- воспроизводить

наглядно – образное

изображение буквы «о»;

- называть слова с буквой «о»;

- писать букву  «о» в словах, обозначающих один и тот же предмет;

- выделять графически изображение гласной буквы «о».

Блок В. Работа с гласной буквой  «О»  в  именах  людей

Цель – научить школьников: 

- различать правописание слов с заглавной и строчной буквой и обосновывать свое мнение.

- определять  слово, обозначающее предмет,

в котором имеется  звук «о»,  и обосновать своё мнение;

- рассказывать о правописании имен людей;

-  печатать букву «о» в имени;

- выполнять учебное задание

в соответствии с целью;

- проверять учебное задание и вносить корректировку;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З)

Расскажите  о правописании имен  людей (имена людей пишутся с заглавной буквы).

Задание 2 (З)

Прослушайте скороговорку и назовите имя, которое начинается

 с буквы «о».

 Архип осип, Осип охрип.    

Задание (З)

Расскажите, как написать имя Осип, используя правило.

Задание 4 (П)

Можно ли утверждать, что в написании слова «Оля» все буквы  строчные? Обоснуйте свое мнение.

Задание 5 (У)

Рассмотрите каждый рисунок и подпись под ним.    

Исправьте ошибки в написании  имени мальчика и девочки.

     

        оля                        осип        

Диагностические задания

1. Игра «Я знаю 5 слов со звуком «о» - ……………

2. Закончите предложение:

Имя мальчика Олег, я напишу с …………. буквы.

Имя девочки  Олеся, я напишу с …………. буквы.

Познавательные умения:

- различать правописание слов с заглавной и строчной буквой и обосновывать свое мнение.

- определять  слово, обозначающее предмет,

в котором имеется  звук «о»,  и обосновать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание

в соответствии с целью;

- проверять учебное задание и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать о правописании имен людей;

-  печатать букву «о» в имени.

Блок Г. Правописание строчной  гласной буквы «о» и заглавной «О»

Цель – научить школьников:

- соотносить графическое изображение буквы  «о» с окружающими предметами и обосновывать свое мнение;

- определять случаи написания

заглавной (строчной) буквы «о»

в словах  и обосновывать своё

мнение;

- рассказывать  правило о написании имени  собственного;

- печатать заглавную (строчную)

букву «о» в словах;

- соотносить учебные действия

с  известным правилом;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З)

Расскажите  правило написания имени  (имена пишутся с заглавной буквы)

Назовите геометрическую фигуру, на которую  похожа   буква «о».

Задание 2 (П)

Можно ли утверждать, что заглавная и строчная буква «о»  пишется

одинаково? Обоснуйте свое мнение.

 Задание 3 (У)

Подчеркните одной чертой заглавные буквы, а строчные обведите в кружок.

О  О  о  О  о  о  О  о  О  О о  О  о  о  о

 Задание 4 (У)

Впечатайте букву «о» в слова под картинками.

       

… лег                  ут…чка                яиц…

Диагностические задания.

1. Закончите каждое  предложение словом, имеющим звук '' о '' в начале слова:

В нашем классе большие …кна

(окна)

В нашем классе учится девочка … ля (Оля)

Познавательные умения:

- соотносить графическое изображение буквы  «о» с окружающими предметами и обосновывать свое мнение;

- определять случаи написания

заглавной (строчной) буквы «о»

в словах  и обосновывать своё

мнение.

Регулятивные умения:

- соотносить учебные действия

с  известным правилом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать  правило о написании имени  собственного;

- печатать заглавную (строчную)

букву «о» в словах.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цель – установить степень усвоения темы, а именно:

- определять звук «о» в слове в разной позиции;

- определять букву «о» в именах и названиях предметов;

- выполнять учебные задания

в соответствии с целью;

- проверять выполненное

задание.

Контрольное задание

1.Соотнесите название предмета с местонахождением звука  «о» в слове и укажите стрелочкой:

                 Овощи

                 Ноги

                 Колесо  

 

2.Закончите каждое  слово:  Ок…, (окно ) об…,( облако) ки…(кино), эски(эскимо)….

3. Впечатайте  букву «о» в слова.

…  ля                     …лень

…лег                      …блако

…сип                     …сень

…леся                    … сы

4. Подчеркните букву «о» в словах стихотворения:

Осень озеро нарочно
Застеклила этой ночью.
Будет окуню с семьей
В нём не холодно зимой
.

Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания

в соответствии с целью;

- проверять выполненное задание.

Предметные умения:

- определять местонахождение гласного звука “ о”  в словах;

- определять строчную и заглавную букву «о».

- печатать букву «о» в именах.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты задания

Результат деятельности

• Стимулировать интерес  и творческое отношение к процессу выполнения ситуативного задания.

 • Научить школьников:

выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного  задания;

- определять в словах гласный звук  «о»;

- делить слова на слоги;

-выделять ударный слог;

- выполнять учебные задания в соответствии с целью;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Информативный вариант

Зайчик назвал иллюстрацию хищника словом  “ зверь”, а Лисичка – “ волк”.

Лисичка изображение пернатого назвала “ ворон”, Зайчик – “ птица”.

Водоплавающее существо Зайчик назвал “ рыбой», а Лисичка – “ окунем”.

Место обитания птички, Зайчик назвал   “жилище”, а Лисичка –“  гнездо”.

Определите звук, с которым Зайчик был не знаком.

Разделите слова на слоги: волк, ворона, окунь, гнездо на слоги, выделите ударный слог, назовите гласный звук в этом слоге.

Импровизационный вариант

Определите звук, с которым Зайчик был не знаком.

Разделите слова на слоги: волк, ворона, окунь, гнездо на слоги, выделите ударный слог, назовите гласный звук в этом слоге.

Из предложенных изображений, выберите те, в названиях которых есть звук «о»*. Определите позицию, в которой стоит звук «о» в каждом слове.

*(на экране представлены:   хлеб, сом, мак, осень,  солнце, ручка, море, часы, лодка,  роза, рыбка).  

Эвристический вариант

Подберите и назовите слова, в которых есть звук «о». Определите позицию этого звука в каждом слове.

Личностные умения:

Проявлять:

- творческое отношение к процессу выполнения ситуативного задания;

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного  задания.

Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата;

Предметные умения:

- определять в словах гласный звук  «о»;

- делить слова на слоги;

-выделять ударный слог.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

• соотносить полученный результат с поставленной целью;

• оценивать результат учебной деятельности.

I. Самоанализ

Закончите предложение

1. Чтобы разделить слово на слоги, надо……

2. Имена людей пишутся…….( с заглавной буквы)

II. Самооценка

По итогам работы учащиеся выбирают  формулировку и рисуют ее символ:

-  « я справился с заданием сам и доволен собой»;

- «я справился с заданием хорошо, мне помогали или помог… и доволен собой»;

-  «я не справился с заданием так, как мне хотелось, мне надо еще

поучиться, не совсем доволен собой».

Личностные умения:

 - оценивать результат

собственной деятельности.    

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

- Соотнести полученный результат с поставленной целью;

- Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление о гласных буквах русского алфавита «О,о», обозначающих гласный звук [о ].

Ввести правило  написания имён собственных.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения

Личностные умения:

- творческое отношение к процессу выполнения ситуативного задания.

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания.

Регулятивные умения:

- соотносить учебное действие с известным правилом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- делить слова на слоги и выделять ударный слог.

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.

Учителю на заметку

Артикуляция  - это работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи.  

Гласный звук - тип звука, при артикуляции которого потоку воздуха не создаётся существенных препятствий.

Заглавная буква -  буква, которая  увеличена в размере относительно к строчным буквам.

Овал - плоская замкнутая выпуклая кривая линия.

Строчная буква  -  буква, которая по своему размеру меньше  заглавной  буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц»

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема урока: «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц». Тип урока: открытие новых знаний. Программ: УМК "Школа XXI века"....

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.    Сопоставление звуков [ж] и  [ш].  Включает предметные, метапредметные и личностные ...

Русская народная сказка. Гласные буквы Е.е, обозначающие звуки йэ. Буква е показатель мягкости согласных.

Организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки [э], [й'э] и обозначать их на письме. Совершенствовать нав...

Технологическая карта урока обучения грамоте (УМК Школа России) «Закрепление знаний о буквах Б, б и звуков [б], [б’]. Сопоставление букв Б-П»

Технологическая карта урока обучения грамоте (УМК Школа России)  «Закрепление знаний о буквах Б, б и звуков [б], [б’]. Сопоставление букв Б-П»...