Тема | Гласные буквы «О,о», обозначающие звук [ о ]. Буква «О» в именах собственных (2 часа) |
Цели
| Сформировать представление о гласных буквах русского алфавита «О,о», обозначающих гласный звук [о ]. Ввести правило написания имён собственных. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Основное содержание темы | Соотнесение буквы и звука. Деление слова на слоги. Выделение буквы из слога. Определение ударного слога. Характеристика звука в каждом слоге. Правописание гласной буквой заглавной и строчной «О, о» в именах собственных и в словах. |
Термины и понятия | Артикуляция, гласный звук, гортань, заглавная буква, овал, слог (деление слов на слоги), строчная буква, ударный слог. |
Планируемый результат |
Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - желание помочь ученикам лесной школы; - творческое отношение к процессу выполнения ситуативного задания; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы. | Метапредметные умения Познавательные умения: - различать гласные и согласные звуки и обосновывать свое мнение; - устанавливать соответствие между звуком и буквой обозначающего его и обосновывать свое мнение; - определять звук “о” в сильной позиции и обосновывать свое мнение; обосновывать свое мнение; - определять случаи написания заглавной (строчной) буквы “о” в словах и обосновывать свое мнение; - использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с целью; - соотносить учебное действие с известным правилом; - проверять выполненное задание и вносить корректировку; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: - формировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Предметные умения - рассказывать правило определения гласного звука; - определять местонахождение гласного звука «о» в слове; - делить слова на слоги и выделять ударный слог; - определять строчную и заглавную букву «о»; - рассказывать о правописании заглавной буквы «о» в именах людей, печатать букву «о» в имени.
|
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Математика Тема – «Геометрическая фигура - овал». Письмо Тема – «Письмо заглавной и строчной гласной буквы «о».
| Информационный материал Учебник «Русская азбука» Горецкий В.Г., Прописи, Азбука от А до Я Иллюстрирование учебно-методическое пособие Гимпель И.А. Демонстрационный материал портреты героев: Зайчика, Лисички, Филина карточки с нарисованными предметами Интерактивный материал Электронная презентация Карточки с заданиями | Фронтальная. Другие формы работы: • индивидуальная – • парная - • групповая - |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
I этап. Самоопределение к деятельности |
Цели деятельности | Ситуативное задание | Результат деятельности |
- мотивировать учащихся к изучению темы - стимулировать эмоционально – ценностное отношение к проблеме учеников лесной школы.
| В лесной школе Мудрый Филин учил Хвастливого Зайчика и Хитрую Лисичку. Если Зайчик постоянно хвастался и говорил, что всё на свете знает, то Лисичка выполняла задания молча. Для изучения звуков, Мудрый Филин предложил назвать предмет, изображенный на каждой картинке. Ученики выполнили задание и представили его результат. Зайчик назвал иллюстрацию хищника словом “ зверь”, а Лисичка – “ волк”. Лисичка изображение пернатого назвала “ ворон”, Зайчик – “ птица”. Водоплавающее существо Зайчик назвал “ рыбой», а Лисичка – “ окунем”. Место обитания птички, Зайчик назвал “жилище”, а Лисичка –“ гнездо”.
Мудрый Филин похвалил своих учеников и сказал: «Молодцы, вы хорошо знаете животный мир! Но более точное название предмета дала Лисичка. Вероятно, она знакома с гласным звуком, который используется во всех этих словах». Ребята, есть ли у вас желание узнать гласный звук, который использовала Лисичка, чтобы дать более точное название предметам, и познакомить с ним Зайчика? | Личностные умения: - проявить интерес к изучению темы; - и желание помочь ученикам лесной школы. |
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
Цели деятельности | Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Результат деятельности |
Блок А. Работа с гласным звуком [о] в словах |
Цели: • Актуализировать знания о способе определения гласного звука. • Ввести понятия «слог», «местонахождение звука в слове». • Научить школьников: - определять различие между согласным и гласным звуком и обосновывать свое мнение; - определять местонахождение гласного звука по схеме слова и обосновывать свое мнение; - рассказывать правило определения гласного звука; - определять местонахождение гласного звука в слове и выделять его; - делить слова на слоги; выполнять учебное задание, используя правило; - формулировать высказывание, используя термины.
| Задание 1 (З) Расскажите правило определения гласного звука (при произношении гласного звука, воздух не встречает преград, поэтому его можно пропеть, и он образует слог) Назовите местонахождение гласного звука (начало, середина, конец слова). Назовите местонахождение гласного звука в слове*: Дно дом он
* Используем значки, показывающие местонахождение звука в слове. Задание 2 Назовите слово, которое вам подсказывает ответ загадки. Шубу дважды в год снимают Кто под шубою гуляет? (овцы)
| Не моторы, а шумят, Не пилоты, а летят, Не змеи, а жалят (осы) |
Назовите звук, который повторяется словах-отгадках каждой загадки (звук «о»). Определите местонахождение звука «о» в каждом словах «овцы», «осы» (в начале слова). Задание 3 (П) Можно ли утверждать, что в слове «лось», мы слышим два гласных звука? Обоснуйте свое мнение Задание 4 (У) Разделите слово «осы» на слоги, определите количество слогов и произнесите каждый слог (о-сы – 2 слога). Разделите слово «овцы» на слоги, определите количество слогов и произнесите каждый слог (ов-цы – 2 слога). Определите звук, который есть в словах «осы» и «овцы». Определите местонахождение звука «о» в словах «осы» и «овцы». Задание 5 (У) Определите местонахождение гласного звука «о» в каждом слове и подчеркните его: Ослик, слон, крот, окунь, крыльцо.
| Диагностические задания 1. Игра «согласный – гласный» Послушайте каждое слово и хлопните в ладоши, если услышите в словах гласный звук «о» (дом, рот, сыр, гном, парта, стул, стол). 2. Закончите предложение “Гласный звук можно петь, потому что …”. 3. Определите место звука [o] в словах. Если звук в начале слова, то закрась в схеме первую клетку, если в середине – 2 –ую, в конце – 3-ю клетку. Олень
Лицо Кость
4. Разделите на слоги каждое слово: сом, море, кошка Познавательные умения: - определять различие между согласным и гласным звуком и обосновывать свое мнение; - определять местонахождение гласного звука по схеме слова и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя правило. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - рассказывать правило определения гласного звука; - определять местонахождение гласного звука в слове и выделять его графически; - делить слова на слоги. |
Блок Б. Соотнесение гласного звука [о ] с гласными буквами «О,о» |
Цель – научить школьников: - соотносить гласный звук [о ] с гласной буквой «о» и обосновывать свое мнение; - определять звук ''о'' в сильной позиции и обосновывать свое мнение; - воспроизводить изображение буквы «о»; - называть слова с буквой «о»; - писать букву «о» в словах, обозначающих один и тот же предмет; - выделять графически изображение гласной буквы «о»; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.
| Задание 1 (З) Опишите внешний вид буквы «о». Назовите предметы, которые похожи на букву «о». Задание 2 (П) Можно ли утверждать, что слова «оса» и « осы» обозначают один и тот же предмет? Можно ли утверждать, что в словах «оса» и «осы» гласный звук «о» всегда стоит в сильной позиции? Обоснуйте. Задание 3 (У) Определите звук, который всегда будем писать в слове” оса” в начале слова. Задание 4 (У) Рассмотрите квадрат букв и подчеркните гласную букву” о” в каждой строке. Соедините все подчёркнутые буквы. Прочитайте букву, которая у вас получилась.
Н Г О Л Т А О Б О С Р О Г О Х Я О И О Е М Я О У Н Задание 5 (У) Закончите предложение: В старом дереве дупло Ну совсем как буква … ( «о» )
| Диагностические задания 1.Корректурная проба. Прочитайте буквы, подчеркните букву «О», зачеркните букву «А». Р Л А О Ы К А У Ц Е О Ю Б З Х А О И Я Ф А Е Ц Ф О Я Ч А О З Ш 2. Закончите предложение: “ Посмотри на колесо- И увидишь … ( букву О ) “ На траве блестит… (роса), А у девочки….( коса ).
Познавательные умения: - соотносить гласный звук [о ] с гласной буквой «о» и обосновывать свое мнение; - определять звук ''о'' в сильной позиции и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины. Предметные умения: - воспроизводить наглядно – образное изображение буквы «о»; - называть слова с буквой «о»; - писать букву «о» в словах, обозначающих один и тот же предмет; - выделять графически изображение гласной буквы «о». |
Блок В. Работа с гласной буквой «О» в именах людей |
Цель – научить школьников: - различать правописание слов с заглавной и строчной буквой и обосновывать свое мнение. - определять слово, обозначающее предмет, в котором имеется звук «о», и обосновать своё мнение; - рассказывать о правописании имен людей; - печатать букву «о» в имени; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - проверять учебное задание и вносить корректировку; - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.
| Задание 1 (З) Расскажите о правописании имен людей (имена людей пишутся с заглавной буквы). Задание 2 (З) Прослушайте скороговорку и назовите имя, которое начинается с буквы «о». Архип осип, Осип охрип. Задание (З) Расскажите, как написать имя Осип, используя правило. Задание 4 (П) Можно ли утверждать, что в написании слова «Оля» все буквы строчные? Обоснуйте свое мнение. Задание 5 (У) Рассмотрите каждый рисунок и подпись под ним. Исправьте ошибки в написании имени мальчика и девочки. оля осип
| Диагностические задания 1. Игра «Я знаю 5 слов со звуком «о» - …………… 2. Закончите предложение: Имя мальчика Олег, я напишу с …………. буквы. Имя девочки Олеся, я напишу с …………. буквы.
Познавательные умения: - различать правописание слов с заглавной и строчной буквой и обосновывать свое мнение. - определять слово, обозначающее предмет, в котором имеется звук «о», и обосновать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - проверять учебное задание и вносить корректировку. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - рассказывать о правописании имен людей; - печатать букву «о» в имени. |
Блок Г. Правописание строчной гласной буквы «о» и заглавной «О» |
Цель – научить школьников: - соотносить графическое изображение буквы «о» с окружающими предметами и обосновывать свое мнение; - определять случаи написания заглавной (строчной) буквы «о» в словах и обосновывать своё мнение; - рассказывать правило о написании имени собственного; - печатать заглавную (строчную) букву «о» в словах; - соотносить учебные действия с известным правилом; - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.
| Задание 1 (З) Расскажите правило написания имени (имена пишутся с заглавной буквы) Назовите геометрическую фигуру, на которую похожа буква «о». Задание 2 (П) Можно ли утверждать, что заглавная и строчная буква «о» пишется одинаково? Обоснуйте свое мнение. Задание 3 (У) Подчеркните одной чертой заглавные буквы, а строчные обведите в кружок. О О о О о о О о О О о О о о о Задание 4 (У) Впечатайте букву «о» в слова под картинками. … лег ут…чка яиц… | Диагностические задания. 1. Закончите каждое предложение словом, имеющим звук '' о '' в начале слова: В нашем классе большие …кна (окна) В нашем классе учится девочка … ля (Оля)
Познавательные умения: - соотносить графическое изображение буквы «о» с окружающими предметами и обосновывать свое мнение; - определять случаи написания заглавной (строчной) буквы «о» в словах и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - соотносить учебные действия с известным правилом. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - рассказывать правило о написании имени собственного; - печатать заглавную (строчную) букву «о» в словах. |
Блок К. Диагностика качества освоения темы |
Цель – установить степень усвоения темы, а именно: - определять звук «о» в слове в разной позиции; - определять букву «о» в именах и названиях предметов; - выполнять учебные задания в соответствии с целью; - проверять выполненное задание.
| Контрольное задание 1.Соотнесите название предмета с местонахождением звука «о» в слове и укажите стрелочкой: Овощи Ноги Колесо 2.Закончите каждое слово: Ок…, (окно ) об…,( облако) ки…(кино), эски(эскимо)…. 3. Впечатайте букву «о» в слова. … ля …лень …лег …блако …сип …сень …леся … сы 4. Подчеркните букву «о» в словах стихотворения: Осень озеро нарочно Застеклила этой ночью. Будет окуню с семьей В нём не холодно зимой. | Регулятивные умения: - выполнять учебные задания в соответствии с целью; - проверять выполненное задание. Предметные умения: - определять местонахождение гласного звука “ о” в словах; - определять строчную и заглавную букву «о». - печатать букву «о» в именах. |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность |
Цели деятельности | Варианты задания | Результат деятельности |
• Стимулировать интерес и творческое отношение к процессу выполнения ситуативного задания. • Научить школьников: выбирать вариант выполнения задания; - использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания; - определять в словах гласный звук «о»; - делить слова на слоги; -выделять ударный слог; - выполнять учебные задания в соответствии с целью; - адекватно использовать речевые средства для представления результата.
| Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает: - выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
- выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
- самоорганизацию по выполнению задания:
- планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. Информативный вариант Зайчик назвал иллюстрацию хищника словом “ зверь”, а Лисичка – “ волк”. Лисичка изображение пернатого назвала “ ворон”, Зайчик – “ птица”. Водоплавающее существо Зайчик назвал “ рыбой», а Лисичка – “ окунем”. Место обитания птички, Зайчик назвал “жилище”, а Лисичка –“ гнездо”. Определите звук, с которым Зайчик был не знаком. Разделите слова на слоги: волк, ворона, окунь, гнездо на слоги, выделите ударный слог, назовите гласный звук в этом слоге. Импровизационный вариант Определите звук, с которым Зайчик был не знаком. Разделите слова на слоги: волк, ворона, окунь, гнездо на слоги, выделите ударный слог, назовите гласный звук в этом слоге. Из предложенных изображений, выберите те, в названиях которых есть звук «о»*. Определите позицию, в которой стоит звук «о» в каждом слове. *(на экране представлены: хлеб, сом, мак, осень, солнце, ручка, море, часы, лодка, роза, рыбка). Эвристический вариант Подберите и назовите слова, в которых есть звук «о». Определите позицию этого звука в каждом слове. | Личностные умения: Проявлять: - творческое отношение к процессу выполнения ситуативного задания; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы. Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания; - использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания. Регулятивные умения: - выполнять учебные задания в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - адекватно использовать речевые средства для представления результата; Предметные умения: - определять в словах гласный звук «о»; - делить слова на слоги; -выделять ударный слог. |
IV этап. Рефлексивная деятельность |
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности |
Научить школьников: • соотносить полученный результат с поставленной целью; • оценивать результат учебной деятельности. | I. Самоанализ Закончите предложение 1. Чтобы разделить слово на слоги, надо…… 2. Имена людей пишутся…….( с заглавной буквы) II. Самооценка По итогам работы учащиеся выбирают формулировку и рисуют ее символ: - « я справился с заданием сам и доволен собой»; - «я справился с заданием хорошо, мне помогали или помог… и доволен собой»; - «я не справился с заданием так, как мне хотелось, мне надо еще поучиться, не совсем доволен собой». | Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
|
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности |
- Соотнести полученный результат с поставленной целью; - Оценить результат своей деятельности. | Цели темы: Сформировать представление о гласных буквах русского алфавита «О,о», обозначающих гласный звук [о ]. Ввести правило написания имён собственных. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Ключевые умения Личностные умения: - творческое отношение к процессу выполнения ситуативного задания. Познавательные умения: - использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания. Регулятивные умения: - соотносить учебное действие с известным правилом. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - делить слова на слоги и выделять ударный слог.
| *Заполняется учителем по окончании изучения темы. |