Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе ТЕМА: «Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´]»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цель урока: познакомить обучающихся с новыми буквами С,с и звуками. В технологической карте прописаны все планируемые результаты. Тип урока: открытие новых знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе
ТЕМА:
«Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´]»
Подготовила: учитель начальных классов
МОУ «Лопатинская ООШ Ртищевского района Саратовской области»
Оськина Елена Евгеньевна
Урок обучение грамоте.
Тема : Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´].
Цели урока – познакомить обучающихся с новыми буквами «С», «с», и звуками [с], [с’].
Задачи урока:
1. Предметные:
формировать представление о звуках [с], [с'] как о согласных звуках;
учить отличать звук [с], [с'] и букву «С,с» от других звуков и букв;
учить читать и писать слоги, слова с новой буквой;
2. Метапредметные:
Познавательные: воспитывать познавательный интерес, интерес к чтению, навыки самостоятельной работы.
Коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные: формировать внутреннюю позицию школьника правильно распределять своё время.
Планируемые результаты:
1. Предметные: знакомство с буквой С, с и звуками, которые она обозначает; развитие фонематического слуха.
2. Метапредметные:
Регулятивные: контроль и оценка своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные: владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению; учится работать в группах.
Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.
Современные образовательные технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология ИКТ.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная.
Методы:
- словесные;
- наглядные;
- практический;
- частично-поисковый.
Формы контроля: взаимоконтроль: самоконтроль, контроль учителя.
Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.
Оборудование: «Азбука» В.Г. Горецкого; изображение Светофора с названиями улиц пути следования; карточки с буквами, изображения автобусов; картинки с изображением птиц, сигнальные карточки, карточки для рефлексии «Смайлики» и цвета светофора, знаки ДД, презентация к уроку, проектор, ноутбук.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Самоопределе ние к учебной деятельности. Организацион ный момент | Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Злость, капризы, ссоры с ленью Пусть останутся за дверью. С улыбкой и старанием Получим много знаний мы. (С. Чижова) Давайте настроимся на работу, улыбнёмся друг другу. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями. Прежде, чем получить новые знания, давайте вспомним то, что изучали на предыдущих уроках. | Дети готовятся к уроку | Личностные: способность откликаться на добрые чувства; |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | - Того, кто сегодня на уроке будет помогать нам получать знания, я прошу вас угадать: У него глаза цветные – Не глаза, а три огня. Он по очереди ими Сверху смотрит на меня. (Светофор) - А вот и наш гость. Сейчас мы с вами отправимся в путь за знаниями, а он будет следить за нашей работой на уроке. Светофору будет очень приятно, если вы вспомните, где и для чего он необходим. - Ребята, вы неплохие знатоки, поэтому Светофор обращается к вам за помощью. Дело в том, что на улице Алфавитной, на остановке, стоят два автобуса красный и синий и не знают, каких пассажиров впустить в салон. Помогите определить, какие буквы могут войти в автобус красного цвета. - Кто поможет? - Почему так думаешь? - Какие пассажиры остались на остановке? - Автобус какого цвета для них потребуется? Почему? | Отгадывают слово Отвечают А,о,у,ы,и - они гласные Н и С. Для Н – синего Согласный | Коммуникативные: проявляют интерес к общению на уроке и предмету Регулятивные: понимают цель и смысл выполняемых заданий |
3 | Постановка учебной задачи | Ребята, посмотрите у нас осталась ещё одна буква, почему мы её никуда не разместили? - Вы знаете, как она называется? Вы помогли Светофору, а в благодарность он хочет познакомить вас со своей любимой буквой и с новыми звуками, с какими – узнаем, отгадывая загадки: На чужой спине едет, А на своей груз везёт. (Седло) Гладкий, бурый, неуклюжий, Он не любит зимней стужи. До весны в норе глубокой Посреди степи широкой Сладко спит себе зверёк, А зовут его … (Сурок) - С какого звука начинаются слова? - Попробуем произнести этот звук. Знаком нам этот звук? -На основе наших рассуждений сформулируйте тему урока. - А теперь давайте правильно сформулируем тему урока, закончив предложение: Буква … и звуки, которые она обозначает … Тема сегодняшнего урока Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´]. Давайте вместе определим задачи нашего урока. Я буду начинать предложения, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытаетесь продолжить мою мысль. Познакомиться с … (звуком [с], [с'] и буквой, которая их обозначает.) Учиться отличать … звуки [ с ], [ с’] от других звуков; Научиться читать и писать… (слоги, слова с новой буквой.) | Мы с ней ещё не знакомились близко. Формулируют тему урока Ставят задачи урока | Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Ну что же, Светофор следит за нашей работой, и мы переходим к следующему этапу. Улица Рассуждай-ка. Чтобы звуком управлять, О нём всё точно надо знать! – Произнесите звуки [с], [с']. – Определите, как проходит воздух через горлышко? (При произнесении звука [с], [с'] воздух встречает препятствие. Значит, он (согласный.) – Закройте уши ладошками. Что слышится: голос или шум? При произнесении звука слышится только шум, значит он (глухой.) Давайте сделаем слого-звуковой анализ слов на доске «лес», «лось» (картинки) – Какой сделаем вывод, как произносится звук [с] в первом слове твердо или мягко? -А во втором? – Дайте короткую характеристику букве С и звукам [с], [с']. (После прослушивания ответов детей включаю видеосюжет о букве С, где дети слышат правильную характеристику). Все были правы, когда давали характеристику новой букве? Как вы оцените свои ответы? -Молодцы, ребята, Светофор обратил внимание на ваши сигналы. - Ребята, к нашим автобусам подъехал ещё один сине-зелёного цвета, что – бы это значило? -Вспомните в чём было различие звуков в словах лес и лось? Так вот, никто не догадался, для каких звуков подъехал сине-зелёный автобус? Значит букве Н так же, как букве С нужно сесть в сине-зелёный автобус, потому, что они могут быть, как твердыми, так и мягкими. – Найдите среди букв алфавита новую. Эта буква Сс, которая на письме обозначается как звуки [с], [с'] . – Хором произнесем название буквы и запомним. – На что похожа буква С? Да, вы правильно решили: Полумесяц в небе тёмном Буквой «с» повис над домом. (В. Степанов)
- Итак, звуки [ с ], [ с´] мы будем обозначать буквой «с». Куда мы поселим новую букву? Из истории буквы «с». - В наше время буква эта называется «эс». Древнее исконное её название – «слово» - то, что можно слышать. От древнего слова «слово» произошло и слово «слава», а от него – «славяне». Это русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы. Славяне – это народ, имеющий славу, славный народ. Слово – реальная сила, которая может изменить мир. Недаром говорят: «Живым словом победить можно».
- Ребята, давайте порадуем Светофора знанием дорожных знаков. Что означают следующие знаки? (Показ знаков) - А эти 2 знака (зелёный «и» и зелёный «ы») из страны Звуков и Букв. Помогите Светофору найти ошибочный, чтобы предупредить аварии. Определите, в какой руке я его держу. - Вспомните, какое правило было нарушено. Согласный с «а», «о», «у», «э», «ы» Твёрдо ты произноси! Согласный с «и» Мягко ты произноси! А сейчас улица Прописи. Мы должны порадовать Светофора правильным, красивым, аккуратным написанием новой буквы в прописи. Откройте стр.16 прописи № 2. Давайте сравним печатную и письменную букву С. -Эта буква представляет собой часть овала и должна быть округлой. (Обучение письму строчной буквы «с» на доске с проговариванием, а затем в прописи» Пальчиковая гимнастика. | согласный глухой твёрдо мягко Отвечают Смотрят Несколько детей поднимают один из цветов Светофора Отвечают (В сине-зелёную «гостиную», т. к. обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки; на нижнем этаже, т. к. обозначает глухой согласный звук) Пишут в прописи букву Сс Взаимопроверка в паре с подчёркиванием самых красивых букв. Сигналы светофора, как самооценка. | Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам Коммуникативные: учатся уважать мнение собеседника. Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания |
5 | Первичное закрепление | 3 Остановка. Читай-ка Чтение слогов с новой буквой. – Прочитаем сначала слоги – слияния с новой буквой. (СА, СО, СУ, СИ, СЕ) Настало время поработать со схемами в группах. На доске схемы и картинки. Соотнесите схемы с картинками. -Какую работу вы выполняли? -Ты делал сам или тебе помогали? - Ты доволен своей работой? Игра «Доскажи словечко» «…в лесу бегает лиса.» «…прилетела к нам оса.» «…кошка любит колбасу.» «…мы сменили колесо» (провожу работу над произношением скороговорки) Физминутка Ребята, а у нас физкультминутка, Поднимитесь, наклонитесь, | Читают Вспоминают и обговаривают правила работы в группах. Соотносят схемы и картинки Отвечают на вопросы для самооценки. Дети читают начало чистоговорки «Са-са-са…» (несколько раз) «Су-су-су…» «Со-со-со…» | Познавательные: выполняют логические действия, проводят сравнение и классификацию по заданным критериям; умение выявлять сущность, особенности объектов Регулятивные: умение определять успешность Коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии умение работать в парах. |
6 | Включение в систему знаний | Улица Всезнайка. Работа по учебнику стр.46. - Какие слова спрятались в схемах? Игра «Кто больше составит слов из слогов» Работа со словом Ось по словарю.
Работа по учебнику стр.44. Обучение письму заглавной буквы «С» стр. (аналогично обучению письму строчной буквы). Работа в прописи № 2 (стр. 17). Письмо заглавной буквы «С». Верхнее и нижнее соединения. Запись предложений. Гимнастика для глаз с использованием тренажёра Упражнение «Волшебное окошко». - А сейчас вместе с Светофором мы попутешествуем по слоговой таблице (чтение слогов с буквой «с»). Упражнение «Твёрдый – мягкий». Предварительное чтение читающими учениками стихотворения В. Лунина: Солнце село за селом, Спят синицы, сойки спят. Спит в реке усатый сом, Спит и лес, и степь, и сад. Стадо спит, пастух и пёс … Сон в страну свою унёс Всех. (В. Лунин) - Названия каких птиц в этом стихотворении начинаются с буквы «с»? (Сойки, синицы) - Названия каких ещё птиц начинаются с буквы «с»? (Сорока, соловей, скворец, сова, снегирь, свиристель и др.) Показываю картинки с изображением птиц. Если в названии птицы есть новые изученные звуки, дети показывают сигнальную карточку нужного цвета (синяя – твёрдый согласный звук, зелёная – мягкий). | Отвечают Составляют рассказ по иллюстрации»Девочки заблудились» Пишут Определяют количества слов в предложении. Вспоминают правило правописания заглавной буквы в словах: Помни: пишутся всегда С большой буквы города, Клички, имена, моря … И фамилия твоя. | Коммуникативные: умение слушать других. Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания Познавательные: смысловое восприятие познавательного текста |
7 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | А сейчас пришло время попрощаться с нашим Светофором. Он очень доволен вашей работой на уроке, но очень просит, чтобы и на улице вы были такими же внимательными, всезнающими и помнящими правила Дорожного движения. – С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке? – Чему научились? Сегодня я узнал… Меня удивило… Дома я расскажу…. А сейчас отметьте своё настроение по лесенке. У вас на столе смайлики. Выберите соответствующий вашему настроению и поставьте их на первую ступеньку, если вы ничего не поняли, на вторую ступеньку, если вы всё поняли, и вам было интересно на уроке, на третью ступеньку, если вы хотите узнать ещё о букве С. | Машут до свидания Светофору | Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».
Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...
Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц»
Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема урока: «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц». Тип урока: открытие новых знаний. Программ: УМК "Школа XXI века"....
Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс
Технологическая карта урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Сонорные согласные звуки. Буква Р, звуки [р ] [ р’]. Закрепление»...
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».
1. Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü учащиеся зна...
План – конспект урока Обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук (ж ).
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквами Ж, ж, развития речи, памяти, логического мышления.Планируемые результаты (предметные) овладевают навыками п...
Технологическая карта урока по обучению грамоте, 1 класс (УМК «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема «Звуки [л], [л’], буква Л,л»
Технологическая карта урокапо обучению грамоте, (УМК «Школа России», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)Тема: «Звуки [л], [л’], буква Л,л»...
Технологическая карта урока по обучению грамоте "Строчная и заглавная буква Й, й"
В данной методической разработке представлена технологическая карта урока по обучению грамоте: чтению и письму к УМК "Перспектива"...