Михаил Пришвин «Очерк «Моя Родина»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Цели урока:

  1. Создать условия обучающимся класса для целостного восприятия и осмысления очерка М.М. Пришвина “Моя Родина”
  2. Организовать деятельность учащихся по изучению особенностей жанра “очерк”, умению определять тему произведения. Содействовать развитию устной речи, обогащению и усложнению словарного запаса, развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения.  
  3. Дать детям возможность размышлять, рассуждать, высказывать собственные мысли; воспитывать нежное чувство к своему Отечеству, природе родного края.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_chteniyu_3_kl_prishvin_moya_rodina.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       

                                                                             ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

               

учителя начальных классов МАОУБ СОШ №7  Асламурзаевой Фатимы Эльбрусовны

Предмет     Литературное чтение   3 кл  Автор Л.А. Ефросинина  (Образовательная программа «Школа 21 века»).

Тема: Михаил Пришвин «Очерк «Моя Родина»

Цели урока:

  1. Создать условия обучающимся класса для целостного восприятия и осмысления очерка М.М. Пришвина “Моя Родина”
  2. Организовать деятельность учащихся по изучению особенностей жанра “очерк”, умению определять тему произведения. Содействовать развитию устной речи, обогащению и усложнению словарного запаса, развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения.  
  3. Дать детям возможность размышлять, рассуждать, высказывать собственные мысли; воспитывать нежное чувство к своему Отечеству, природе родного края.

Планируемые личностные результаты: 

положительное отношение к природе родного края, уважительное отношение к собеседнику.

Планируемые метапредметные результаты:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.

       Тип урока: объяснение новых знаний.

Оборудование: выставка книг М. М. Пришвина; детские рисунки о Родине мультимедийные  презентации; словарь Ожегова;

смайлики для рефлексии.

№ п/п

 Этапы

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1.

1. Мотивирование

 к учебной деятельности.

Дети входят под песню «Моя Россия»

– Доброе утро и солнцу, и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам!

Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу.

С хорошим настроением мы и начинаем наш урок.

Как вы думаете, почему мы начали урок с этой песни?

(Потому, что она о Родине)

Звучит музыка.

Ученик читает стихотворение З.Александровой «Родина».

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка- скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног.

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина….

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

 Как вы думаете , ребята, почему мы начали урок с этого стихотворения?

Как вы понимаете слово Родина?

(Высказывания  детей)

Безмерно любим и гордимся  малой родиной-Осетией.

Ребята читают стихи Коста и

Мухарбека Кочисова о Родине.

Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову  

“РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.

Придумайте синквейн на тему « Родина»

Назовите страну, по которой будем путешествовать?

- Мы будем путешествовать по России

Служить Родине, отдавать ей все лучшее, на что

человек способен, - высшее его назначение.              А.С.Пушкин.

Приветствуют друг друга.

Выразительное чтение стихотворения.

Стихи осетинских поэтов читают на осетинском языке.

Рассуждение ребят

Синквейн

« Родина»

Любимая, единственная.

Бережет,защищает,радует.

Нет ничего милее Родины.

      Гордость!

Личностные УУД

Формирование мотивации к обучению

Коммуникативные УУД

Формирование

умения слушать

Национально-региональный компонент.

Развитие творческих способностей.

Воспитание любви к Родине.

2.

Актуализация знаний и способов действий.

Построение нового знания

- Сегодня мы будем говорить о Родине, о природе родной земли, вспомним имена писателей и поэтов, в чьем творчестве есть тема Родины.

Родина, родная страна, родной край, родная сторона – все эти слова похожи по своему значению.

- Подберите слова-синонимы к слову Родина…   (Отечество, Отчизна).

- Что обозначают эти слова?

 Мы живем в России (Российской Федерации). Это наша Родина (Отечество, Отчизна). Мы- россияне. Прочитайте слова А.С.Пушкина. Как вы их понимаете? (Рассуждения детей).

А ещё у каждого человека есть маленькая Родина- его родной край

Мой друг! Что может быть милей бесценного родного края ?

-Что называете вы родным краем ? Что он значит для каждого из вас?

Учитель обращается к выставке рисунков Поэты и писатели передают свою любовь к Родине словами, а художники – красками

Какие любимые места вы отобразили в своих рисунках?

 (Выступления детей)

Строки каких поэтов вы вспоминаете, глядя на ваши работы ?

  Умывает красно солнышко

руки тёплые в росе

И Россия, как Алёнушка ,  

предстаёт во всей красе

Ни вблизи, ни вдали я не знаю земли

Лучше той, что меня растила

Синих рек рукава, в небе синь-синева

И светла от берёз Россия

      ( И Никитин)

Привет тебе, мой край родной

С твоими темными лесами,        

С твоей великою рекой.

И неоглядными полями.         матерью.

         С.Дрожжин.        

Подбирают синонимы.

Развитие речи.

Физминутка 

проводится под  припев песни

 «Я,ты, он,она-вместе дружная семья»

 Ритмические движения под музыку.

Здоровьесберегающие технологии.

3

Планирование деятельности по изучению новой темы

-Сегодня мы познакомимся с новым произведением М.М.Пришвина «Моя Родина». Каждое его произведение – это живое общение с природой, ее тайнами.

Работа с текстом.

 Первичное чтение произведения (читают подготовленные учащиеся).

Определение темы, жанра. Работа со словарем Ожегова

 Очерк – небольшой документальный рассказ о жизни, о людях, о Родине, природе, искусстве, музыке и т.д. Очерк содержит факты, информацию.

 В отличие от очерка, рассказ содержит вымысел, чувства.

Беседа по содержанию произведения.

Кто автор этого произведения?

Знакомство с творчеством Пришвина

Многие поэты и писатели как вы, дети, любят природу и  всегда подмечают в ней что-то интересное, необычное. Сегодня мы познакомимся с человеком, страстно любившим природу. (Показ презентации о Пришвине.)

Обращение к выставке книг М.М.Пришвина

Работа над произведением

- К кому обращается писатель? Что значит «кладовая солнца?»

Что называет автор «сокровищами жизни?»

К чему призывает автор?

Выразительное чтение обращения автора к читателю.

- Подумайте и скажите, можно ли это обращение считать призывом? Как дети могут беречь  и охранять природу?                      

Охранять природу – значит охранять Родину.

Как дети могут беречь и охранять природу?

-Назовите главные, на ваш взгляд, слова в этом предложении.

-Как для М.М.Пришвина связаны воедино слова «природа» и «Родина»?

Чтение произведения. Определение темы, жанра.

 Работа со словарем Ожегова.

Познавательные УУД

Формируем умение извлекать информацию из учебника,словаря

Познавательные УУД

Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам

4

Применение полученных знаний.

Закрепление.

Групповая работа.

Актуализация полученных знаний.

  -  Очерк М.Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле. Он заставляет внимательно приглядеться к миру природы, задуматься об отношении к зверю, птице, дереву и траве. Будут мелькать школьные годы, и вы прочитаете ещё много произведений о Родине, о природе родной земли. Я очень хочу, чтобы каждая такая встреча оставила глубокий след в вашей душе.

 Работа по группам

 1  группа Очерк М.М.Пришвина заканчивается пословицей. Охранять природу – значит охранять Родину.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Прочитайте еще пословицы о Родине и объясните их смысл.

2 группа Одна у человека мать родная, одна у него и Родина.

 3 группа Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.

4 группа Жить- Родине служить

 5 группа Как для Пришвина связаны воедино слова «природа »и «Родина» ?

Чтение пословиц о Родине.

Коммуникативные УУД

Формируем умение совместно договариваться о правилах общения  и поведения при работе в группе

5

 Стадия рефлексии.

Какое впечатление произвёл на вас урок?

Какими чувствами вы хотели бы поделиться ?

Какая проблема стоит перед человечеством в современном мире ?

(Спасение и сохранение нашей планеты)

Совсем недавно, 22 апреля во всемирный День Земли, мы провели с вами праздник «День земли »и сегодня вспомнили об этом

Рассуждения детей.

Регулятивные УУД

Формируем умение

осуществлять познавательную и личностную рефлексию

6

Анализ результатов деятельности.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Мы узнали, что писатель М.М. Пришвин называл свои произведения очерками

Мы поняли, что охранять природу –значит охранять Родину

Мы узнали, что М.М. Пришвин особенно любил природу

Закончить наш урок я хотела бы словами А.П. Чехова

 «Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что может, как    прекрасна была бы Земля наша!»

Перед вами два смайлика,грустный и веселый. Поднимите тот,который соответствует вашему настроению

Читать очерк Пришвина.Подобрать пословицы о Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Сергей Есенин «Береза». Михаил Пришвин «Деревья в лесу».

Тема: Сергей Есенин «Береза». Михаил Пришвин «Деревья в лесу».                      ...

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Михаил Пришвин «Ребята и утята»

Индивидуализация на уроке литературного чтения реализуется на протяжении всех его этапов. При рассадке детей учтены рекомендации психолога и врача гимназии. В течение урока дети могут свободно встават...

Технологическая карта "Очерки о Родине"

Урок литературного чтения о Родине в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века"...

Загадки природы Михаил Пришвин

               «Загадки природы от Михаила Пришвина» ...

Тема: "Очерк о Родине. И.С.Соколов – Микитов"

Тема: "Очерк о Родине.  И.С.Соколов – Микитов"...

Урок литературного чтения. Очерк "О Родине" И.С. Соколов - Микитов

Интегрированный урок, презентация к уроку...