Михаил Пришвин «Очерк «Моя Родина»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цели урока:
- Создать условия обучающимся класса для целостного восприятия и осмысления очерка М.М. Пришвина “Моя Родина”
- Организовать деятельность учащихся по изучению особенностей жанра “очерк”, умению определять тему произведения. Содействовать развитию устной речи, обогащению и усложнению словарного запаса, развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения.
- Дать детям возможность размышлять, рассуждать, высказывать собственные мысли; воспитывать нежное чувство к своему Отечеству, природе родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_chteniyu_3_kl_prishvin_moya_rodina.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
учителя начальных классов МАОУБ СОШ №7 Асламурзаевой Фатимы Эльбрусовны
Предмет Литературное чтение 3 кл Автор Л.А. Ефросинина (Образовательная программа «Школа 21 века»).
Тема: Михаил Пришвин «Очерк «Моя Родина»
Цели урока:
- Создать условия обучающимся класса для целостного восприятия и осмысления очерка М.М. Пришвина “Моя Родина”
- Организовать деятельность учащихся по изучению особенностей жанра “очерк”, умению определять тему произведения. Содействовать развитию устной речи, обогащению и усложнению словарного запаса, развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения.
- Дать детям возможность размышлять, рассуждать, высказывать собственные мысли; воспитывать нежное чувство к своему Отечеству, природе родного края.
Планируемые личностные результаты:
положительное отношение к природе родного края, уважительное отношение к собеседнику.
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Тип урока: объяснение новых знаний.
Оборудование: выставка книг М. М. Пришвина; детские рисунки о Родине мультимедийные презентации; словарь Ожегова;
смайлики для рефлексии.
№ п/п | Этапы | Содержание урока | Деятельность учащихся | УУД |
1. | 1. Мотивирование к учебной деятельности. | Дети входят под песню «Моя Россия» – Доброе утро и солнцу, и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу. С хорошим настроением мы и начинаем наш урок. Как вы думаете, почему мы начали урок с этой песни? (Потому, что она о Родине) Звучит музыка. Ученик читает стихотворение З.Александровой «Родина». Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки березка- скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног. И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь от маков красная, Золотая целина…. Родина бывает разная, Но у всех она одна! Как вы думаете , ребята, почему мы начали урок с этого стихотворения? Как вы понимаете слово Родина? (Высказывания детей) Безмерно любим и гордимся малой родиной-Осетией. Ребята читают стихи Коста и Мухарбека Кочисова о Родине. Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову “РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ. Придумайте синквейн на тему « Родина» Назовите страну, по которой будем путешествовать? - Мы будем путешествовать по России Служить Родине, отдавать ей все лучшее, на что человек способен, - высшее его назначение. А.С.Пушкин. | Приветствуют друг друга. Выразительное чтение стихотворения. Стихи осетинских поэтов читают на осетинском языке. Рассуждение ребят Синквейн « Родина» Любимая, единственная. Бережет,защищает,радует. Нет ничего милее Родины. Гордость! | Личностные УУД Формирование мотивации к обучению Коммуникативные УУД Формирование умения слушать Национально-региональный компонент. Развитие творческих способностей. Воспитание любви к Родине. |
2. | Актуализация знаний и способов действий. Построение нового знания | - Сегодня мы будем говорить о Родине, о природе родной земли, вспомним имена писателей и поэтов, в чьем творчестве есть тема Родины. Родина, родная страна, родной край, родная сторона – все эти слова похожи по своему значению. - Подберите слова-синонимы к слову Родина… (Отечество, Отчизна). - Что обозначают эти слова? Мы живем в России (Российской Федерации). Это наша Родина (Отечество, Отчизна). Мы- россияне. Прочитайте слова А.С.Пушкина. Как вы их понимаете? (Рассуждения детей). А ещё у каждого человека есть маленькая Родина- его родной край Мой друг! Что может быть милей бесценного родного края ? -Что называете вы родным краем ? Что он значит для каждого из вас? Учитель обращается к выставке рисунков Поэты и писатели передают свою любовь к Родине словами, а художники – красками Какие любимые места вы отобразили в своих рисунках? (Выступления детей) Строки каких поэтов вы вспоминаете, глядя на ваши работы ? Умывает красно солнышко руки тёплые в росе И Россия, как Алёнушка , предстаёт во всей красе Ни вблизи, ни вдали я не знаю земли Лучше той, что меня растила Синих рек рукава, в небе синь-синева И светла от берёз Россия ( И Никитин) Привет тебе, мой край родной С твоими темными лесами, С твоей великою рекой. И неоглядными полями. матерью. С.Дрожжин. | Подбирают синонимы. | Развитие речи. |
Физминутка | проводится под припев песни «Я,ты, он,она-вместе дружная семья» | Ритмические движения под музыку. | Здоровьесберегающие технологии. | |
3 | Планирование деятельности по изучению новой темы | -Сегодня мы познакомимся с новым произведением М.М.Пришвина «Моя Родина». Каждое его произведение – это живое общение с природой, ее тайнами. Работа с текстом. Первичное чтение произведения (читают подготовленные учащиеся). Определение темы, жанра. Работа со словарем Ожегова Очерк – небольшой документальный рассказ о жизни, о людях, о Родине, природе, искусстве, музыке и т.д. Очерк содержит факты, информацию. В отличие от очерка, рассказ содержит вымысел, чувства. Беседа по содержанию произведения. Кто автор этого произведения? Знакомство с творчеством Пришвина Многие поэты и писатели как вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-то интересное, необычное. Сегодня мы познакомимся с человеком, страстно любившим природу. (Показ презентации о Пришвине.) Обращение к выставке книг М.М.Пришвина Работа над произведением - К кому обращается писатель? Что значит «кладовая солнца?» Что называет автор «сокровищами жизни?» К чему призывает автор? Выразительное чтение обращения автора к читателю. - Подумайте и скажите, можно ли это обращение считать призывом? Как дети могут беречь и охранять природу? Охранять природу – значит охранять Родину. Как дети могут беречь и охранять природу? -Назовите главные, на ваш взгляд, слова в этом предложении. -Как для М.М.Пришвина связаны воедино слова «природа» и «Родина»? | Чтение произведения. Определение темы, жанра. Работа со словарем Ожегова. | Познавательные УУД Формируем умение извлекать информацию из учебника,словаря Познавательные УУД Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам |
4 | Применение полученных знаний. Закрепление. Групповая работа. Актуализация полученных знаний. | - Очерк М.Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле. Он заставляет внимательно приглядеться к миру природы, задуматься об отношении к зверю, птице, дереву и траве. Будут мелькать школьные годы, и вы прочитаете ещё много произведений о Родине, о природе родной земли. Я очень хочу, чтобы каждая такая встреча оставила глубокий след в вашей душе. Работа по группам 1 группа Очерк М.М.Пришвина заканчивается пословицей. Охранять природу – значит охранять Родину. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Прочитайте еще пословицы о Родине и объясните их смысл. 2 группа Одна у человека мать родная, одна у него и Родина. 3 группа Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит. 4 группа Жить- Родине служить 5 группа Как для Пришвина связаны воедино слова «природа »и «Родина» ? | Чтение пословиц о Родине. | Коммуникативные УУД Формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения при работе в группе |
5 | Стадия рефлексии. | Какое впечатление произвёл на вас урок? Какими чувствами вы хотели бы поделиться ? Какая проблема стоит перед человечеством в современном мире ? (Спасение и сохранение нашей планеты) Совсем недавно, 22 апреля во всемирный День Земли, мы провели с вами праздник «День земли »и сегодня вспомнили об этом | Рассуждения детей. | Регулятивные УУД Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
6 | Анализ результатов деятельности. Рефлексия. Домашнее задание. | Мы узнали, что писатель М.М. Пришвин называл свои произведения очерками Мы поняли, что охранять природу –значит охранять Родину Мы узнали, что М.М. Пришвин особенно любил природу Закончить наш урок я хотела бы словами А.П. Чехова «Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что может, как прекрасна была бы Земля наша!» Перед вами два смайлика,грустный и веселый. Поднимите тот,который соответствует вашему настроению Читать очерк Пришвина.Подобрать пословицы о Родине. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Сергей Есенин «Береза». Михаил Пришвин «Деревья в лесу».
Тема: Сергей Есенин «Береза». Михаил Пришвин «Деревья в лесу». ...
Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Михаил Пришвин «Ребята и утята»
Индивидуализация на уроке литературного чтения реализуется на протяжении всех его этапов. При рассадке детей учтены рекомендации психолога и врача гимназии. В течение урока дети могут свободно встават...
Технологическая карта "Очерки о Родине"
Урок литературного чтения о Родине в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века"...
Загадки природы Михаил Пришвин
«Загадки природы от Михаила Пришвина» ...
Тема: "Очерк о Родине. И.С.Соколов – Микитов"
Тема: "Очерк о Родине. И.С.Соколов – Микитов"...
Урок литературного чтения. Очерк "О Родине" И.С. Соколов - Микитов
Интегрированный урок, презентация к уроку...