Тема: "Очерк о Родине. И.С.Соколов – Микитов"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема: "Очерк о Родине. И.С.Соколов – Микитов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ocherk_o_rodine._i.s.sokolov_-_mikitov.docx | 117.91 КБ |
ocherk_o_rodine._i.s.sokolov_-_mikitov.ppt | 554 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Класс: 4
Тема: Очерк о Родине. И.С.Соколов – Микитов
Цели урока:
Предметные:
- познакомить с очерком о Родине. И.С.Соколова-Микитова
- продолжить работу по формированию навыка чтения, умению пользоваться выразительными средствами языка;
- сформировать представление об очерке;
- учить определять тему очерка, выделять факты в тексте очерка;
- учить сравнивать художественный рассказ и очерк;
- формировать: умение рассуждать, произвольное внимание, гибкость мышления; активизировать мыслительную деятельность учащихся;
- развивать творческие способности учащихся;
- дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
- совершенствовать умения выслушивать товарища, помогать ему, работать дружно.
По формированию УУД:
ЛУУД:
- способствовать формированию учебно – познавательного интереса;
- мотивационной основы учебной деятельности.
РУУД:
- способствовать формированию умений сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;
- планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;
- оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки
ПУУД:
- способствовать формированию проводить сравнение по нескольким основаниям, строить выводы на основе сравнения;
- определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений;
- обобщать и делать выводы, используя знаково-символические средства.
КУУД
- способствовать формированию умений сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами;
- аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации);
- активно проявлять себя в коллективной работе, договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности, вставать на позицию другого человека.
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, методы самооценки, дедуктивная логика изложения материала, методы стимулирования мотивации, наглядные методы..
Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал.
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Методические примечания |
I.Организационный момент | - Здравствуйте, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы на уроке. Присаживайтесь. | Фронтальная форма работы Беседа Мотивация на работу |
II.Актуализация опорных знаний | - (Слайд 1) Внимание на экран, прочитайте стихотворение Зинаиды Александровой: Если скажут слово “Родина”, Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор… В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна! - О чём данное стихотворение? - Как его можно озаглавить? - (Слайд 2) Посмотрите на экран, вы видите писателей и их произведения: А.И.Куприн «Воспоминания об А.П.Чехове» С.В.Михалков «Слово о Крылове» Г.Н.Волков «Удивительный Александр Сергеевич» - О ком данные произведения? - Вспомните, в каком жанре они написаны? ( Рассказ) - А точнее, одна из разновидностей рассказа. - Это очерк. Сегодня мы познакомимся с этим литературным жанром и найдём его отличие от рассказа. | Фронтальная форма работы Беседа Презентация |
III.Постановка целей и задач урока | - Как вы думаете, какова тема урока, если изначально мы говорили о Родине, а потом об очерке? (Слайд 3) - Какие цели мы поставим перед собой? | Фронтальная форма работы Целеполагание Беседа Презентация |
IV.Изучение нового материала | - (Слайд 4) Ивaн Cepгeeвич Coкoлoв-Mикитoв – pуccкий пиcaтeль, кoтopый нaпиcaл мнoгo paccкaзoв o пpиpoдe, птицax и звepяx. И этo нe удивитeльнo, пoтoму чтo eгo oтeц был упpaвляющим лecными угoдьями. Maльчик paнo узнaл лec, пoлюбил eгo. B юнocти oн oбучaлcя ceльcкoму xoзяйcтву, чтo тaкжe пoпoлнилo знaния o нaшeй Зeмлe. Ho пoняв, чтo eму нpaвитcя литepaтуpa, oтпpaвилcя paбoтaть мaтpocoм нa кopaбляx. Oн пoбывaл в paзныx cтpaнax, xoдил в экcпeдиции нa ceвep нaшeй cтpaны. Пиcaтeлю удaлocь пepeжить двe вoйны: Пepвую миpoвую и Bтopую миpoвую. Bo вpeмя пepвoй, oн лeтaл нa бoмбapдиpoвщикe. Bo втopую, ocтaлcя в тылу и paбoтaл кoppecпoндeнтoм гaзeты. Cвoю пepвую cкaзку “Coль зeмли” Coкoлoв-Mикитoв нaпиcaл в вoзpacтe 18 лeт. B 1951 гoду oн пoceлилcя c ceмьeй в ceльcкoм дoмикe, кoтopый пocтpoил caм. Taм у нeгo былo дocтaтoчнo вpeмeни, чтoбы зaнимaтьcя литepaтуpнoй дeятeльнocтью. Oн пpoжил дoлгую и плoдoтвopную жизнь, дoжив дo 82 лeт. - Откройте учебник на странице 110 и самостоятельно прочитайте статью и найдите ответы на вопросы на карточке №1 (Приложение 1) 1. Что такое очерк? 2. Как называют автора очерка? О чём они рассказывают в очерках? 3. В чём отличие очерка от рассказа? 1. Очерк – это жанр научно – популярной литературы, в котором точно описывается событие или происшествие из реальной жизни. 2.Автор очерка – очеркист. Очерки рассказывают о труде и жизни людей, о родной природе, о фактах из жизни знаменитых людей, о научных открытиях, о Родине. 3. Точное описание событий. Точные факты, без вымысла. ) - Из всего сказанного сделайте общий вывод об очерке. Очерк – это невымышленный рассказ о точных фактах из жизни человека, о событиях в стране. В очерке нет вымысла. | Фронтальная форма работы Рассказ Презентация Самостоятельная работа Раздаточный материал Работа с учебником Фронтальная форма работы Беседа |
Физическая минутка | Гимнастика для глаз. Текст мы в книжке почитали. Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Глазкам нужно отдохнуть. (Закрыть глаза) Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.) Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх - вправо и вверх - влево.) Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз. (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.) Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.) Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице улыбка) | |
V. Работа над очерком | - А сейчас отложите все предметы в сторону, закройте глаза и послушайте «очерк о Родине» И.С.Соколова-Микитова - Вы прослушали «очерк о Родине» И.С.Соколова-Микитова, скажите, что такое Родина? Объясните. - Как представляет свою Родину И.С.Соколов-Микитов? - Какие факты сообщает о Родине? Прочитайте. - Найдите у себя на столах карточку №1 и дополните схему данными из очерка (Приложение 2) - Докажите, что данное произведение очерк. (Наша Родина необъятна, имеет полноводные реки, обширные зелёные леса, высокие горы, широкие степи, непроходимую глухую сибирскую тайгу. В нашей стране многочисленные и многолюдные города. Люди разных национальностей населяют нашу Родину. ) - Как очеркист относится к своей Родине? ( С любовью, с восхищением.) - Какова же главная мысль очерка, который мы прочитали сегодня? (Родина есть у каждого человека, все в ней кажется прекрасным, родным, любимым. Но Родина ведь это не только леса, поля и реки. Это люди, которые живут и трудятся, мечтают и воплощают свою мечту на этой земле.) - Чему же учит нас это произведение? (Любви к Родине, к тому месту, где ты родился, бережному отношению к природе нашей Родины, заботливому и доброму отношению к людям) - Наверное, и к бережному отношению к себе и близким нам людям, ведь мы тоже частичка нашей Родины, и наше благополучие и здоровье зависит от окружающей среды, в которой мы живём. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Растительность, особенно леса, оказывают сильное оздоровительное действие. Будем бережно относиться к родной природе – будем счастливыми и здоровыми. | Чтение очерка учителем Фронтальная форма работы Беседа Самостоятельная работа Раздаточный материал |
VI. Творческая работа | Напишите несколько предложений, что для вас значит слово «Родина»? | |
VII.Итог урока | - Чем мы сегодня занимались на уроке? - Что такое очерк? - Что такое Родина? | Фронтальная форма работы Беседа |
VIII.Рефлексия | Я сегодня узнал … Мне было интересно … Я понял, что … Мне было трудно … Свою работу я оцениваю … Материал урока мне … | Фронтальная форма работы Беседа |
IX.Домашнее задание | Сделать иллюстрированную книжку-самоделку «Моя Родина». | Фронтальная форма работы |
Приложение 1
1. Что такое очерк?
2. Как называют автора очерка? О чём они рассказывают в очерках?
3. В чём отличие очерка от рассказа?
Приложение 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А.И.Куприн «Воспоминания об А.П.Чехове» С.В.Михалков «Слово о Крылове» Г.Н.Волков «Удивительный Александр Сергеевич»
Очерк о Родине. И.С.Соколов – Микитов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения. 3 класс.Тема: И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек".
Урок по программе "Школа России". Учебник в 2 частях. Часть 2. Составитель Л.Ф.Климанова....
Cоколов - Микитов
Презентация к уроку литеатурного чтения по произведению И.Соколова-Микитова....
И.Соколов - Микитов Русский лес
Я провела открытый урок по литературному чтению.Цель урока: учить детей "слышат"ь красоту русского леса. Построила урок так, чтобы дети "услышали" красоту леса во все времена года. Работая над ра...
Открытый урок в 4 классе по чтению и развитию речи. Тема: И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»
1. Краткое описание. В урок включены разнообразные виды учебной работы, направленные на развитие навыков правильного и осознанного чтения вслух целыми словами, развитие связной речи, ...
Урок литературного чтения. Очерк "О Родине" И.С. Соколов - Микитов
Интегрированный урок, презентация к уроку...
План открытого занятия Тема: Очерк о Бетховене
План открытого занятияТема: Очерк о Бетховене...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «Очерк. И. С. Соколов-Микитов «Родина»
Технологическая карта предназначана для проведения уроков литературного чтения в 4 классах...