Тема: "Очерк о Родине. И.С.Соколов – Микитов"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тема: "Очерк о Родине.  И.С.Соколов – Микитов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Класс: 4

Тема: Очерк о Родине.  И.С.Соколов – Микитов

Цели урока:

Предметные:

  • познакомить с очерком о Родине. И.С.Соколова-Микитова
  • продолжить работу по формированию навыка чтения, умению пользоваться выразительными средствами языка;
  • сформировать представление об очерке;
  • учить определять тему очерка, выделять факты  в тексте очерка;
  • учить сравнивать художественный рассказ и очерк;
  • формировать: умение рассуждать, произвольное внимание, гибкость мышления; активизировать мыслительную деятельность учащихся;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
  • совершенствовать умения выслушивать товарища, помогать ему, работать дружно.

По формированию УУД:

ЛУУД:

- способствовать формированию учебно – познавательного интереса;

- мотивационной основы учебной деятельности.

РУУД:

- способствовать формированию умений сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

- планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;

- оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки

ПУУД:

- способствовать формированию проводить сравнение по нескольким основаниям, строить выводы на основе сравнения;

- определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений;

- обобщать и делать выводы, используя знаково-символические средства.

КУУД

- способствовать формированию умений сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами;

- аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации);

-  активно проявлять себя в коллективной работе, договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности, вставать на позицию другого человека.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, методы самооценки, дедуктивная логика изложения материала, методы стимулирования мотивации, наглядные методы..

Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Методические примечания

I.Организационный момент

- Здравствуйте, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы на уроке. Присаживайтесь.

Фронтальная форма работы

Беседа

Мотивация на работу

II.Актуализация опорных знаний

- (Слайд 1) Внимание на экран, прочитайте стихотворение Зинаиды Александровой:

Если скажут слово “Родина”,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

- О чём данное стихотворение?

- Как его можно озаглавить?

- (Слайд 2) Посмотрите на экран, вы видите писателей и их произведения:

А.И.Куприн «Воспоминания об А.П.Чехове»

С.В.Михалков «Слово о Крылове»

Г.Н.Волков «Удивительный Александр Сергеевич»

- О ком данные произведения?

- Вспомните, в каком жанре они написаны?

( Рассказ)

- А точнее, одна из разновидностей рассказа.

- Это очерк. Сегодня мы познакомимся с этим литературным жанром и найдём его отличие от рассказа.

Фронтальная форма работы

Беседа

Презентация

III.Постановка целей и задач урока

- Как вы думаете, какова тема урока, если изначально мы говорили о Родине, а потом об очерке? (Слайд 3)

- Какие цели мы поставим перед собой?

Фронтальная форма работы

Целеполагание

Беседа

Презентация

IV.Изучение нового материала

- (Слайд 4) Ивaн Cepгeeвич Coкoлoв-Mикитoв – pуccкий пиcaтeль, кoтopый нaпиcaл мнoгo paccкaзoв o пpиpoдe, птицax и звepяx. И этo нe удивитeльнo, пoтoму чтo eгo oтeц был упpaвляющим лecными угoдьями. Maльчик paнo узнaл лec, пoлюбил eгo. B юнocти oн oбучaлcя ceльcкoму xoзяйcтву, чтo тaкжe пoпoлнилo знaния o нaшeй Зeмлe. Ho пoняв, чтo eму нpaвитcя литepaтуpa, oтпpaвилcя paбoтaть мaтpocoм нa кopaбляx. Oн пoбывaл в paзныx cтpaнax, xoдил в экcпeдиции нa ceвep нaшeй cтpaны.

Пиcaтeлю удaлocь пepeжить двe вoйны: Пepвую миpoвую и Bтopую миpoвую. Bo вpeмя пepвoй, oн лeтaл нa бoмбapдиpoвщикe. Bo втopую, ocтaлcя в тылу и paбoтaл кoppecпoндeнтoм гaзeты.

Cвoю пepвую cкaзку “Coль зeмли” Coкoлoв-Mикитoв нaпиcaл в вoзpacтe 18 лeт. B 1951 гoду oн пoceлилcя c ceмьeй в ceльcкoм дoмикe, кoтopый пocтpoил caм. Taм у нeгo былo дocтaтoчнo вpeмeни, чтoбы зaнимaтьcя литepaтуpнoй дeятeльнocтью. Oн пpoжил дoлгую и плoдoтвopную жизнь, дoжив дo 82 лeт.

- Откройте учебник на странице 110 и самостоятельно прочитайте статью и найдите ответы на вопросы на карточке №1 (Приложение 1)

1. Что такое очерк?

2. Как называют автора очерка? О чём они рассказывают в очерках?

3. В чём отличие очерка от рассказа?

1. Очерк – это жанр научно – популярной литературы, в котором точно описывается событие или происшествие из реальной жизни.

2.Автор очерка – очеркист. Очерки рассказывают о труде и  жизни людей, о родной природе, о фактах из жизни знаменитых людей, о научных открытиях, о Родине.

3. Точное описание событий. Точные факты, без вымысла. )

- Из всего сказанного сделайте общий вывод  об очерке.

   Очерк – это невымышленный рассказ о точных фактах из жизни человека, о событиях в стране. В очерке нет вымысла.

Фронтальная форма работы

Рассказ

Презентация

Самостоятельная работа

Раздаточный материал

Работа с учебником

Фронтальная форма работы

Беседа

Физическая минутка

Гимнастика для глаз.

Текст мы в книжке почитали.  Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Глазкам нужно отдохнуть.  (Закрыть глаза)

Нужно глубоко вздохнуть.  (Глубокий вдох)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

 В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,

(Посмотреть по дуге вверх -  вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз. (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.)

Увидят мои глазки все!  (Глаза распахнуты. На лице улыбка)

V. Работа над очерком

- А сейчас отложите все предметы в сторону, закройте глаза и послушайте «очерк о Родине» И.С.Соколова-Микитова

- Вы прослушали «очерк о Родине» И.С.Соколова-Микитова, скажите, что такое Родина? Объясните.

- Как представляет свою Родину И.С.Соколов-Микитов?

- Какие факты сообщает о Родине? Прочитайте.

- Найдите у себя на столах карточку №1 и дополните схему данными из очерка (Приложение 2)

- Докажите, что данное произведение очерк.

(Наша Родина необъятна, имеет полноводные реки, обширные зелёные леса, высокие горы, широкие степи, непроходимую глухую сибирскую тайгу. В нашей стране многочисленные и многолюдные города. Люди разных национальностей населяют нашу Родину. )

- Как очеркист относится к своей Родине?

( С любовью, с восхищением.)

- Какова же главная мысль очерка, который мы прочитали сегодня?

(Родина есть у каждого человека, все в ней кажется прекрасным, родным, любимым.

Но Родина ведь это не только леса, поля и реки. Это люди, которые живут и трудятся, мечтают и воплощают свою мечту на этой земле.)

- Чему же учит нас это произведение?

(Любви к Родине, к тому месту, где ты родился, бережному отношению к природе нашей Родины, заботливому и доброму отношению к людям)

- Наверное, и к бережному отношению к себе и близким нам людям, ведь мы тоже частичка нашей Родины, и наше благополучие и здоровье зависит от окружающей среды, в которой мы живём. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Растительность, особенно леса, оказывают сильное оздоровительное действие. Будем бережно относиться к родной природе – будем счастливыми и здоровыми.

Чтение очерка учителем

Фронтальная форма работы

Беседа

Самостоятельная работа

Раздаточный материал

VI. Творческая работа

Напишите несколько предложений, что для вас значит слово «Родина»?

VII.Итог урока

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Что такое очерк?

- Что такое Родина?

Фронтальная форма работы

Беседа

VIII.Рефлексия

Я сегодня узнал …

Мне было интересно …

Я понял, что …

Мне было трудно …

Свою работу я оцениваю …

Материал урока мне …

Фронтальная форма работы

Беседа

IX.Домашнее задание

Сделать иллюстрированную книжку-самоделку «Моя Родина».

Фронтальная форма работы

Приложение 1

1. Что такое очерк?

2. Как называют автора очерка? О чём они рассказывают в очерках?

3. В чём отличие очерка от рассказа?

Приложение 2

http://uchebnik-tetrad.com/chtenie/4_klass/uchebnik/efrosinina_omorokova_2/112.jpg

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если скажут слово “Родина”, Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор… В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна! Зинаида Александрова Родина

Слайд 2

А.И.Куприн «Воспоминания об А.П.Чехове» С.В.Михалков «Слово о Крылове» Г.Н.Волков «Удивительный Александр Сергеевич»

Слайд 3

Очерк о Родине. И.С.Соколов – Микитов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения. 3 класс.Тема: И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек".

Урок по программе "Школа России". Учебник в 2 частях. Часть 2.  Составитель Л.Ф.Климанова....

Cоколов - Микитов

Презентация к  уроку литеатурного чтения по произведению И.Соколова-Микитова....

И.Соколов - Микитов Русский лес

Я провела открытый урок по литературному чтению.Цель урока: учить детей "слышат"ь красоту русского леса. Построила урок так, чтобы дети "услышали" красоту леса во все времена года. Работая над ра...

Открытый урок в 4 классе по чтению и развитию речи. Тема: И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»

1. Краткое описание. В урок включены разнообразные виды учебной работы, направленные на развитие навыков правильного и осознанного чтения вслух целыми словами,  развитие связной речи, ...

Урок литературного чтения. Очерк "О Родине" И.С. Соколов - Микитов

Интегрированный урок, презентация к уроку...

План открытого занятия Тема: Очерк о Бетховене

План  открытого занятияТема:  Очерк о Бетховене...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «Очерк. И. С. Соколов-Микитов «Родина»

Технологическая карта предназначана для проведения уроков литературного чтения в 4 классах...