Урок литературного чтения. Очерк "О Родине" И.С. Соколов - Микитов
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)
Интегрированный урок, презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ocherk-_urok.doc | 61.5 КБ |
ocherk_i.s.sokolova-mikitova_rodina_.pptx | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Интегрированный урок по литературному чтению
и окружающему миру
Тема: Очерк. Очерки о Родине.
И.С. Соколов-Микитов «Родина».
М.А. Шолохова«Любимая мать-отчизна»
Цель: познакомить обучающихся с новым жанром литературы: научно-художественным очерком
Задачи:
образовательные:
- сформировать у обучающихся представление о новом жанре: научно-художественном очерке;
- учить определять тему очерка, выделять факты и информацию
развивающие:
- развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;
- развивать читательские умения работы с текстом;
- развивать коммуникативные навыки;
воспитательные:
- воспитывать у детей чувство патриотизма;
- воспитывать устойчивый интерес к предметам литературное чтение и окружающий мир.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки , и , думаю что наш сегодняшний урок принесет всем радость общения друг с другом! Слайд1
- Постановка учебной задачи
Слайд 2 Сегодня мы проводим очередное заседание научно-литературного сообщества «Хочу все знать». Наше сообщество сегодня проведет литературно- научное расследование нового жанра.
-Какие жанры литературных произведений вы знаете?
- Знаете ли вы что такое очерк?
-Какую информацию вы хотите получить по этому вопросу?
Слайд 3
Что такое очерк?
Кто пишет очерки?
Как называют автора очерка?
О чем пишутся очерки?
Чем отличается очерк от рассказа?
С какой целью пишутся очерки?
В нашем литературно- научном расследовании примут участие группы «специалистов»: географы и литературоведы. Каждая группа будет вести своё расследование по индивидуальному маршруту.
- Чтение вступительной статьи
- Анализ статьи: возможно теперь ответить на наши вопросы?
(ответы найти и зачитать)
- Составление карты рассуждений слайд4
РАССКАЗ | ОЧЕРК |
есть вымысел | нет вымысла |
художественные средства | точная информация |
точность фактов необязательна | достоверные реальные факты |
IV. Работа с очерком И.С. Соколова-Микитова «Родина»
-Мы будем работать над новым произведением
-Прочтите название
-Определите тему
- Назовите автора
Слово литературоведам . Рубрика «Это вы уже знаете»
-Найдите сообщение о нем
-Вспомните его рассказы о природе, о Родине
- Что такое Родина для вас?
Ознакомительное чтение
Выборочное чтение
-Найдите в тексте и подчеркните: что для автора значит слово «Родина»? слайд
(… Родина! Это слово полное глубокого смысла)
Беседа-рассуждение
Какой глубокий смысл раскрывается в понятии этого слова?
(Обширна и многообразна, родившая нас страна.) слайд
Как представляет свою Родину автор?
Какие факты сообщает? Прочитайте
Лексическая работа
Какие художественные (выразительные средства) использует автор?
Слово литературоведам.
-дайте определение термину «Эпитет»
-найдите в тексте словосочетания существительное + прилагательное
Яркое солнце
Снежные вершины
Знойные степи
Синие дали
Высокие горы
Блистающие вечные ледники
Необъятные поля
- объясните смысл слов «необъятные поля», «знойные степи», « величественная страна».
-найдите значение данных слов в толковом словаре.
ВЫВОД литературоведов:: писатель использует художественно - выразительные средства как в рассказах. Значит это произведение может считаться рассказом
Слово географам: работа по физической карте России
Взгляните на карту. Наша страна занимает огромную территорию и является самой крупной страной в мире. На севере Россию омывает воды Северно-Ледовитого океана, на востоке плещется Тихий океан. На юге граница идет по крупным рекам, высоким горам, Каспийскому и Черному морям. На западе большая часть проходит оп суше. На территории России много полноводных рек. Волга- самая протяженная река в Европе. Много красивых озер, густых лесов, плодородных полей и скалистых гор.
ВЫВОД: в данном тексте используется конкретная информация. Значит это научный текст.
Каждая группа обосновала свой ответ. Но мнения разделились. Кто же прав?
К какому жанру отнесем этот текст?
III. Работа над новым материалом.
Работа со схемой.
Группа литературоведов
-Дополнить схему в рабочих тетрадях эпитетами из текста.
Группа географов
-Дополните схему в учебнике данными из текста
Объедините информацию ваших схем в одну. Прочитайте полную информацию.
Моделирование общей схемы. (по этапам)
Работа над характеристикой жанра
-Смотрим карту рассуждений
Можно сказать, что это произведение рассказ? Подтвердите свой ответ
(рассказ -художественные средства)
Можно ли назвать это произведение очерком?
( очерк – точная реальная информация)
Посторенние логической цепочки рассуждений
- рассказ- научно-художественный рассказ- рассказ точный ,наличие реальных знаний)
ВЫВОД: По жанру это произведение научно-художественный очерк.
Физминутка.
Составление модели обложки.
Вводим в модель условное обозначение нового жанра. Очерк –
- Работа в парах.
- Индивидуальная работа
Автор-очеркист И.С. Соколов-Микитов
Жанр- очерк
Тема- О Родине
Цвет - красный
Название – Родина
Слушание очерка М.А. Шолохова «Любимая мать-отчизна»
Работа в рабочей тетради.
«Проталинки».
-Какие слова подбирает писатель, чтобы описать свою Родину? Вставьте пропущенные слова
«Поиск»
-Что для М.А.Шолохова значат слова «Мать - отчизна»?
Допишите предложение:
«Мать – отчизна ……»
Подбери синонимы к словам «Мать – отчизна»
(Родина –«Родина- мать»-Отчизна-Отечество)
Минутка релаксации *Виртуальное путешествие «Моя Родина»
Задание:
-К каждому слайду найдите и зачитайте предложение или словосочетание из текстов.
Проба пера. Работа в тетради
-Что для вас значит слово Родина?
Работа по выбору
- нарисуйте
- напишите
- нарисуйте и напишите
- * составьте таблицу
Проверка.
IV. Итог урока.
- В начале урока вы открыли рубрику «Хочу знать?»
- Можете ли вы теперь дать ответ на вопросы?
- С какой целью авторы пишут очерки?
V. Рефлексия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жанры литературных произведений Вид жанра Условное обозначение Рассказ Стихотворение Басня Сказка Очерк
Рубрика «Хочу все знать» Что такое очерк? Кто пишет очерк? Как называют автора очерка? О чем пишутся очерки? С какой целью пишутся очерки? Чем отличается очерк от рассказа?
Карта рассуждения РАССКАЗ ОЧЕРК Есть вымысел Нет вымысла Художественные средства Точная информация Точность фактов необязательна Достоверные реальные факты
1892 – 1975 гг. Иван Сергеевич Соколов-Микитов — известный русский писатель, натуралист и путешественник. В книжном издательстве выходили его книги «Первая охота», « Листопадничек », «Рассказы о Родине», литературно-художественный альманах «Родной край» Иван Сергеевич Соколов-Микитов
Моделирование схем
Снежные вершины Яркое солнце Теплый ветер Величественная страна Чудесные песни Многолюдные и многочисленные города Родина – это… Синие дали Группа литературоведов
Родина – это… Степи Тайга Леса Горы Поля Реки Группа географов
РОДИНА Слово глубокого смысла Обширна и многообразна Поля Реки Горы Леса и степи Многолюдные города Чудесные песни ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ СТРАНА
Вид жанра Достоверная информация. Реальные факты Художественные выразительные средства Научно-художественный Очерк
Россия – Родина моя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения по теме: И.Соколов-Микитов "Зима в лесу"
Данная презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа ХХI века"...
Конспект урока литературного чтения по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» 2 класс.
Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 час...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «И. Соколов-Микитов «Листопадничек»...
урок по литературному чтению. 3 класс. Листопадничек. Соколов-Микитов И.С.
Конспект урока. Подробно описаны этапы....
Технологическая карта к уроку литературного чтения тема И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"
Технологическая карта к уроку литературного чтения тема И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек"...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: Соколов-Микитов "Листопадничек"
Цель: познакомить учащихся с творчеством И.С. Соколова-Микитова; развивать навыки выразительного, беглого чтения, внимание, память, воображение. ...
Презентация к уроку литературного чтения по теме "И.Соколов-Микитов "Узоры на снегу"
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе....