Тема урока: «Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»)»
методическая разработка по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературное чтение
Тема урока: «Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»)».
Тип урока: Открытие нового знания
Цель урока: Создание условий для знакомства со статьей Самуила Яковлевича Маршака «Сила жизни», формирование умений работать с текстом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):
- Коммуникативные: формулировать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы;
- Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Предметные (образовательные): воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста;
Личностные (воспитательные): умение осознавать и называть свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
Основные методы: словесные, наглядно-иллюстративные
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: учебник литературы, мультимедийная презентация.
Оформление доски:
Презентация |
План урока:
№ | Этапы урока | Регламент (мин) |
1 | Организационный момент | 1 |
2 | Мотивация к учебной деятельности | 2 |
3 | Актуализация знаний | 2 |
4 | Постановка проблемы | 5 |
5 | Основная часть | 28 |
6 | Рефлексия + подведение итогов | 2 |
Этапы урока | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
Орг. Момент | - Добрый день, ребята. Сегодня я проведу с вами урок литературного чтения. Проверьте, готовы ли рабочие места. Вам понадобится тетрадь, учебник и ручка, ну и, конечно же, ваши знания и умения. Начинаем урок. (Настраиваются на урок, проверяют свою готовность.) | Личностные: приучение к порядку |
Мотивация к учебной деятельности | Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения на уроке. | Познавательные: Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Предметные: Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста; Личностные: Сочувствовать другим людям, сопереживать; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; |
Актуализация знаний | Пересказ рассказа М. Пришвина «Изобретатель». | |
Постановка проблемы | - Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. Для этого восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой. ...ориц, Б...рто, Д...агунский, Пу...кин, Би..нки, Жит...ов. (Маршак) - Если вы правильно выполните задание, то узнаете, с каким именно произведением С. Маршака мы познакомимся. - Название произведения состоит из двух слов. Это антонимы слов слабость и смерть. («Сила жизни») - Восстановите пропущенные буквы и вы узнаете имя, отчество и фамилию человека, о котором рассуждает С.Я. Маршак. Антиципация гласных. М…х…...л М…х…йл…в…ч Пр…шв…н - Сформулируйте цели урока. (Познакомиться с произведением С. Маршака «Сила жизни». Расширить знания о жизни и творчестве М. М. Пришвина. Правильно, выразительно читать произведение, отвечать на вопросы. Учиться любить и беречь природу так, как это делал М.М. Пришвин.) - Продолжаем работу над творчеством М. Пришвина. Охарактеризуйте М. Пришвина как человека, как ученого-наблюдателя. - Какое же из произведений Пришвина вам понравилось больше и почему? - Пришвин - известный писатель, необыкновенно любивший родную природу, много сделавший для её охраны. У Пришвина было очень ценное качество: каждый раз он открывал в природе для себя что-нибудь новое и умел передавать свои чувства читателям. | |
Беседа до чтения | - Сегодня мы будем работать с рассказом Михаила Михайловича Пришвина - Кто знает произведения этого автора? Видеозапись Статья «Сила жизни» - Как вы думаете о ком эта статья? - Какое отношение имеют рассуждения С.Я. Маршака к Пришвину? | |
Беседа во время чтения | - Подтвердились ли ваши предположения? – Кем для Маршака был Пришвин в первую очередь? (Мудрым и понятливым художником.) – Какой ответ на наш вопрос вы нашли в статье Маршака? («В даровании Пришвина…») - Почему именно С. Маршак написал статью о творчестве Пришвина? (Маршак высоко ценил талант М. Пришвина. М. Пришвин стал писать для детей именно по совету С. Маршака. Ведь С. Маршак объединил вокруг себя талантливых писателей и нацеливал их на детскую литературу) - В чём проявилась «сила жизни» писателя? (в любви к природе) - Какую форму выражения мысли и чувств нашёл он? (свою «пришвинскую») - Каковы люди в его произведениях? (неповторимые) - Определите к каком) жанру относиться это произведение, докажите. («Сила жизни» - критическая статья. Критическая статья это особый жанр, в нём даётся анализ всего творчества писателя или отдельных его произведений). Мир природы, жизнь леса и поля, зверей и птиц вошёл в новую детскую литературу со страниц талантливого писателя М. Пришвина. - М. Пришвин сказал: «Охранять природу - охранять Родину». Природа - это часть Родины - А что значит «охранять»? (наблюдать, любить, беречь, заботиться, помогать, обогащать, хранить, лелеять и т.д.) Природа для М. Пришвина была источником творчества. | |
Беседа после чтения | – Почему свою статью о Пришвине Маршак назвал «Сила жизни»? – В чём источник этой «силы жизни» Пришвина? – За что ценил Маршак книги Пришвина? – Прочитайте, как Пришвин понимал слова: «родина», «отечество». - Объясните его выражения: «весна света» (о необычных светлых мартовских днях) «глаза земли» (лесные озёра, отражающие небо) «кладовая солнца» (сама природа) - Вставьте пропущенные слова. Объясните смысл высказывания: «Природа явилась нам как родина, и родина-мать обратилась в отечество. Я стою и расту – я … (растение). Я стою, и расту, и хожу – я … (животное). Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я … (человек)». | |
Рефлексия + подведение итогов | Активно работали на уроке … Красиво и правильно выражали свою мысль … Внимательно слушали одноклассников … Всем большое спасибо. Урок окончен. До свидания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»
Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Конспект урока по литературному чтению Тема урока: С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...»
конспект урока...
Презентация к уроку литературного чтения по теме " Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. «Крутим,барабан времени» С. Маршак «И поступь, и голос у времени тише...», картина М. Шагала «Часы с синим крылом».
Данная презентация является своеобразным комментарием к уроку. Здесь отражены основные моменты урока. Идёт тесная связь с прошлым учебным годом. Презентация служит напоминанием того, что д...
Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»
Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся. «Какой дьявол может победить народ, способн...
технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"
Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...
Раздел 5: Физика природы. В контексте темы: «Мир вокруг нас» Подраздел: 5.1 Силы и движение. Тема урока: Что такое движение
Раздел 5: Физика природы. В контексте темы: «Мир вокруг нас»Подраздел: 5.1 Силы и движение.Дата: 2017Класс: 1 «А» КГУ «Гимназия №111», г.АлматыУчитель: Буганцева Анна АлексеевнаКоличество п...