Тема: Сергей Есенин «Береза». Михаил Пришвин «Деревья в лесу».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Тема: Сергей Есенин «Береза». Михаил Пришвин «Деревья в лесу».
3 класс УМК «Гармония»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема: Сергей Есенин «Береза». Михаил Пришвин «Деревья в лесу».
3 класс УМК «Гармония»
Цель урока: - познакомить с творчеством С.Есенина;
- развивать речь, память учащихся, орфографическую зоркость, умение работать с поэтическим
текстом:
- воспитывать любовь к родному языку, родной природ, эстетическое воздействие на детей
через слово, живопись и музыку, вырабатывать навыки выразительного чтения.
Ход урока.
- Организационный момент
-Здравствуйте ребята. Сегодня на календаре январь и на улице зима.
Вам нравится это время года?
- Да, мне тоже нравится зима.
Но наша южная зима в этом году пока еще не похожа на ту зиму,
которую мы любим, которую привыкли видеть в эти зимние месяцы.
-Зима – это удивительное время года. Как вы думаете, что нас в ней
привлекает? (мороз, Новый год, каникулы)
-Да, зима всегда привлекала и многих любителей искусства. Вот перед
вами несколько репродукций русских художников.
- А это работы наших учеников 3 класса.
- Что замечательного в зиме увидели художники?
Присмотримся к ним. (зимний лес, красивые елки под тяжестью снега наклонили ветви)
- Какое настроение у этого дерева? (спокойное, довольное)
Художники уловили то состояние природы, когда оно гармонично
живет в этом мире. Глядя на эти запечатленные картины зимы?
Так и хочется еще, и услышать музыку зимы. (Вивальди) пауза зима
- Такой увидели зиму художники, такой услышал ее композитор.
- А можно ли словами описать красоту зимы? (конечно можно)
- Мне кажется, что мы сегодня не все сказали о красоте зимы.
- Работа над новым материалом
О зиме в русской литературе можно найти немало стихотворений. Одно из них написано удивительным поэтом, которого по праву называют певцом России – С.Есениным.
- Вам знакомо это имя? (портрет)
- Что вы о нем знаете?
- Да, С.Есенин родился в самом центре России, в Рязанской области,
в деревне Константиново, и поэтому, деревенский мир: луга, поля, леса ему знакомы не по картинкам.
- Природа надарила его удивительным даром – умением видеть, а главное рассказывать об этой красоте.
- Это было зимой, в один из приездов домой в деревню. Много раз
Есенин любовался бело-стройной березкой, растущей у дома. Но в
этот день…..(пауза) (чтение стихотворения)
- Вам понравилось стихотворение?
- Что привлекло внимание поэта? (береза, то, что с ней произошло)
- Давайте еще раз обратимся к стихотворению, к первому
четверостишию. Вы заметили, как я читала? (не спеша)
- Как вы понимаете эту строчку – принакрылась снегом? (т.е. снег слегка прикрыл)
- Когда мы можем употреблять это слово еще? (слегка накрылась)
- Принакрылась и закуталась – это одно и тоже? (это слегка укрылась)
- А с чем автор сравнивает снег? (с серебром)
- А почему с серебром? (снег под солнцем имеет разные оттенки, поэтому он взял это сравнение).
- Хорошо, прочитаем второе четверостишие. Что подметил внимательный взгляд поэта?
(ветви пушистые)
- Да, мне кажется, что поэт подошел как, будто близко к березе и увидел ее.
- А почему он говорит – распускались кисти? Разве весна настает?
(иголочки плотно прилегли и кажутся распустившимися)
- Хорошо. Прочитаем следующее четверостишие.
- Какие все краски и звуки зимы передал поэт?
(золотой огонь, в сонной тишине).
- А как вы понимаете это выражение?
(горят снежинки – под лучами солнца снежинки переливаются разными цветами и кажется, что горят).
- Как мало слов и как много о красоте зимней березы поведал С.Есенин в третьей строфе.
- А появляются ли новые краски и звуки в последнем четверостишии? (нет)
- Почему? (это те же краски зимы: мягкие, нежные)
- А как вы понимаете смысл выражения «Заря обсыпает ветки серебром?»
(заря может давать яркие краски)
- Какое это время суток? (утро)
- Да, появляется больше света, все новые и новые снежинки, как
серебро, загораются на березе.
3.Итог.
- Какими же мыслями и чувствами поделился поэт с читателями?
(красивая береза,……)
- Какие слова и выражения вам запомнились?
(серебром, принакрылась …..)
- Давайте посмотрим на эти слова и запомним, как правильно нужно их
произносить и писать.
Принакрылась – при неполнота действия
Серебром – исконно-русское слово, так говорили наши предки.
Кайма – слово произошло из тюркского.
Бахрома – тесьма, для обшивки чего-нибудь, рядом свободно свисающих нитей.
Сонный – погруженный в сон, спящий.
Заря – яркое освещение горизонта, перед восходом или после захода солнца.
Горят – (объяснения детей)
- Внимательно посмотрите на доску, какое еще слово не назвали (горят)
- Запомните загар, но горят.
- Еще раз вернемся к стихотворению. Если бы вам предложили
написать музыку к этому стихотворению, какой бы она была?
(мягкая, нежная, негромкая)
- Верно, и читать это стихотворение нужно не громко, мягко.
Давайте прочитаем его, останавливаясь на точках, запятых.
Мы должны почувствовать, что вам нравится зимняя березка, передать
чувство и настроение автора.
- Мне кажется, стихотворение С.Есенина вам понравилось? Верно ребята?
- А если от этой березки пойти снежной тропкой дальше по направлению к лесу. Каким мы увидим зимний лес? (тихий, весь в снегу)
- Давайте познакомимся с небольшим рассказом Пришвина, который называется «Деревья в лесу», в зимнем лесу.
Но в начале произведения мы встретимся с удивительным словом пороша.
- Как вы думаете, что это значит?
- Верно, а вот какое пояснение этого слова дает нам автор – слой только что выпавшего снега.
Теперь читаем и подумаем, каким увидел зимний лес Пришвин?
-Так каким же увидел зимний лес писатель. (Деревья в снегу, березы склонились)
- Найди строки, в которых говорится о ели. (Ели повесили громадные, тяжелые лапы. Ель
чувствует, а береза плачет)
- Какой фразой писатель подчеркнул разное состояние деревьев в лесу?
- Что значит царствует? (Гордая, величественная, прямая)
- Береза склонилась. Почему она плачет? Это в прямом смысле выражение?
(Нет, это образное выражение в переносном значении)
-На что обращает внимание автор во втором абзаце
(на звуки, фигуры из снега)
(между собой ведут разговор)
- Каковы звуки зимнего леса? (тихие)
- А как автор чувствует себя в этом зимнем лесу? (красота его успокаивает)
- Верно, ему приятно, душа отдыхает.
- Да, вот такая она, наша небольшая, вместе с авторами прогулка в лес.
Познакомились сегодня с двумя произведениями.
- Как вы думаете, почему авторы книги поместили эти произведения
рядом? (их объединяет тема зимы, природа, деревья)
- Авторы, наверное, хотели, чтобы и мы увидели такую не яркую, но
дорогую нашему сердцу красоту природы.
Оба автора сумели передать читателю свою любовь к родной природе,
сумели увидеть природу и передать ее людям.
4. Домашнее задание:
Я думаю, около вашего дома, наверное, растет дерево? А вам не захотелось описать свое дерево, ему будет приятно с вами пообщаться.
Придумайте стихотворение или рассказ о своем дереве. И, конечно, же, выучите наизусть это замечательное стихотворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»
Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит развитие ...
М.Пришвин «Деревья в лесу». Доп.чтение «Бабушка Метелица» немецкая сказка
Урок литературного чтения...
Урок литературного чтения в 3 классе по теме Сергей Есенин "С добрым утром"
Представлен конспект урока и презентация....
Урок литературного чтения по произведению М. Пришвина «Деревья в лесу»
Урок литературного чтения по произведению М. Пришвина «Деревья в лесу»Авторы: Четверикова Ирина Витальевна, Демченко Ирина Григорьевна...
Тема: М.М. Пришвин "Деревья в лесу".
Цели и задачи: познакомить учащихся с рассказом М. М. Пришвина “Деревья в лесу”;учить передавать настроение, характер героев произведений громкостью, тембром голоса...
Литературное чтение 1 класс Пришвин Деревья в лесу
Литературное чтение 1 класс Пришвин Деревья в лесу...
М. Пришвин «Деревья в лесу»
План – конспект урока литературного чтения по программе « Начальная школа 21 века» (Ефросинина Л. А., Оморокова М. И.).Тема урока: М. Пришвин «Деревья в лесу».Тип ур...