Рабочая программа учебного предмета "литературное чтение"
рабочая программа по чтению (1 класс)
Рабочая программа учебного предмета "литературное чтение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.pr_._po_liter._chteniyu_1_klass.docx | 335.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана для обучающихся 1 класса общеобразовательной школы с учетом с учетом:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241, от 22 сентября 2011 года №2357, от 18 декабря 2012 года №1060, от 29 декабря 2014 года № 1643, от 18 мая 2015 года №507507 от 31 декабря 2015 года №1576);
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 года №1/15)с изменениями (протокол от 28 октября 2015 года №3/15).
Сведения об авторской программе
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014
Сведения об используемом учебнике
Данная Рабочая программа ориентирована на учебник:Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 1 класс. М.: Просвещение, 2015.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Учебный план начального общего образования отводит 132 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литературное чтение» в 1 классе на этапе начального общего образования, из расчета 4 учебных часа в неделю (33 учебные рабочие недели). Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы учебного предмета «литературное чтение», соответствует учебному плану образовательной организации на учебный год 132 часа: из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) - урокам литературного чтения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; - сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; - работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТкомпетентностиобучающихся (метапредметные результаты)
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Обучающийся научится:
- вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т.д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
- рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
- сканировать рисунки и тексты.
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
- подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
- описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
- собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
- редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
- заполнять учебные базы данных.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
- создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
- создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
- создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
- размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
- пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Планирование деятельности, управление и организация
Обучающийся научится:
- создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
- определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
- планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
- понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
- ориентироваться в учебной книге, её элементах; находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;
- осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
- распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Обучающийся получит возможность научиться:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
- осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);
- при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
- находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; - использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
- находить в произведении средства художественной выразительности;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.
Творческая деятельность
Обучающийся научится;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
- составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Содержание учебного предмета
Литературное чтение
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное).
Работа с разными видами текста. Определение целей создания видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного :осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать не перебивая собеседника и вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению.
Жанровое разнообразие произведений.
Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование.
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ уро ка | Дата | Содержание предмета (курса) | Наименование разделов, тем отдельных уроков | Кол – во часов | ||||||||||||||||||||
по плану | фактически | |||||||||||||||||||||||
Обучение чтению | 92 | |||||||||||||||||||||||
Добукварный период | 14 | |||||||||||||||||||||||
1 | 1.09 | Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. | Азбука – первая учебная книга. | 1 | ||||||||||||||||||||
2 | 2.09 | Речь устная и письменная. Предложение. | 1 | |||||||||||||||||||||
3 | 6.09 | Слово и предложение. | 1 | |||||||||||||||||||||
4 | 7.09 | Слог. | 1 | |||||||||||||||||||||
5 | 8.09 | Ударение. | 1 | |||||||||||||||||||||
6 | 9.09 | Звуки в окружающем мире и в речи. | 1 | |||||||||||||||||||||
7 | 13.09 | Звуки в словах. Гласные и согласные звуки. | 1 | |||||||||||||||||||||
8 | 14.09 | Слог-слияние. | 1 | |||||||||||||||||||||
9 | 15.09 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 | |||||||||||||||||||||
10 | 16.09 | Гласный звук [а], буквы А, а. | 1 | |||||||||||||||||||||
11 | 20.09 | Гласный звук [о], буквы О, о. | 1 | |||||||||||||||||||||
12 | 21.09 | Гласный звук [и], буквы И, и. | 1 | |||||||||||||||||||||
13 | 22.09 | Гласный звук [ы], буква ы. | 1 | |||||||||||||||||||||
14 | 23.09 | Гласный звук [у], буквы У, у. | 1 | |||||||||||||||||||||
Букварный период | 62 | |||||||||||||||||||||||
15-16 | 27.09, 28.09 | Чтение. Различие звука и буквы: буква как показатель звука. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Лексика[1]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов Чтение Буквы гласных как показатель твердости и мягкости – согласных звуков. Функции букв е, ё, ю я | Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. | 2 | ||||||||||||||||||||
17-18 | 29.09, 30.09 | Согласные звуки [с], [с’], буквыС, с. | 2 | |||||||||||||||||||||
19-20 | 4.10, 5.10 | Согласные звуки [к], [к’], буквыК, к. | 2 | |||||||||||||||||||||
21 | 6.10 | Согласные звуки [т], [т′], буквыТ, т. | 1 | |||||||||||||||||||||
22 | 7.10 | Согласные звуки [т], [т′], буквыТ, т. | 1 | |||||||||||||||||||||
23-24 | 11.10, 12.10 | Согласные звуки [л], [л′], буквы Л, л. | 2 | |||||||||||||||||||||
25 | 13.10 | Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. | 1 | |||||||||||||||||||||
26-27 | 14.10, 18.10 | Согласные звуки [в], [в’], буквыВ, в. | 2 | |||||||||||||||||||||
28-29 | 19.10, 20.10 | Буквы Е, е. | 2 | |||||||||||||||||||||
30 | 21.10 | Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. | 1 | |||||||||||||||||||||
31 | 25.10 | Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. | 1 | |||||||||||||||||||||
32 | 26.10 | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | 1 | |||||||||||||||||||||
33 | 8.11 | Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. | 1 | |||||||||||||||||||||
34 | 9.11 | Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. | 1 | |||||||||||||||||||||
35 | 10.11 | Согласные звуки [б], [б’], буквыБ, б. | 1 | |||||||||||||||||||||
36 | 11.11 | Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | 1 | |||||||||||||||||||||
37 | 15.11 | Согласные звуки [д], [д’], буквыД, д. | 1 | |||||||||||||||||||||
38 | 16.11 | Согласные звуки [д], [д’], буквыД, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. | 1 | |||||||||||||||||||||
39 | 17.11 | Буквы Я, я. | 1 | |||||||||||||||||||||
40 | 18.11 | Буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. | 1 | |||||||||||||||||||||
41 | 22.11 | Буква я— показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. | 1 | |||||||||||||||||||||
42 | 23.11 | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. | 1 | |||||||||||||||||||||
43 | 24.11 | Чтение Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. | Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | 1 | ||||||||||||||||||||
44 | 25.11 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | 1 | |||||||||||||||||||||
45 | 29.11 | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания | 1 | |||||||||||||||||||||
46 | 30.11 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | 1 | |||||||||||||||||||||
47 | 1.12 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | 1 | |||||||||||||||||||||
48 | 2.12 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. | 1 | |||||||||||||||||||||
49 | 6.12 | Чтение. Различие звука и буквы: буква как показатель звука. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Лексика[2]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. | 1 | ||||||||||||||||||||
50 | 7.12 | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. | 1 | |||||||||||||||||||||
51 | 8.12 | Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | 1 | |||||||||||||||||||||
52 | 9.12 | БуквыЁ, ё. Буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. | 1 | |||||||||||||||||||||
53 | 13.12 | Буква ё — показатель мягкости предшествующего согласного звука. | 1 | |||||||||||||||||||||
54 | 14.12 | Звук [й’], буквы Й, й. | 1 | |||||||||||||||||||||
55 | 15.12 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 1 | |||||||||||||||||||||
56 | 16.12 | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 1 | |||||||||||||||||||||
57 | 20.12 | Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | 1 | |||||||||||||||||||||
58 | 21.12 | Буквы Ю, ю. Буква ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. | 1 | |||||||||||||||||||||
59 | 22.12 | Буква ю — показатель мягкости предшествующего согласного звука. | 1 | |||||||||||||||||||||
60 | 23.12 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. | 1 | |||||||||||||||||||||
61 | 27.12 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. | 1 | |||||||||||||||||||||
62 | 10.01 | Гласный звук [э], буквыЭ, э. | 1 | |||||||||||||||||||||
63 | 11.01 | Гласный звук [э], буквыЭ, э. | 1 | |||||||||||||||||||||
64 | 12.01 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ . | 1 | |||||||||||||||||||||
65 | 13.01 | Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ . | 1 | |||||||||||||||||||||
66 | 17.01 | Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф | 1 | |||||||||||||||||||||
67 | 18.01 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 1 | |||||||||||||||||||||
68 | 19.01 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 1 | |||||||||||||||||||||
69 | 20.01 | Русский алфавит | 1 | |||||||||||||||||||||
70 | 24.01 | Алфавитный порядок слов | 1 | |||||||||||||||||||||
Резерв учебного времени на букварный период | 6 | |||||||||||||||||||||||
71 | 25.01 | Чтение. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. | Алфавитный порядок слов | 1 | ||||||||||||||||||||
72 | 26.01 | Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | 1 | |||||||||||||||||||||
73 | 27.01 | Гласные буквы е,ё, ю,я. Буквы е,ё,ю,яв начале слов и после гласных в середине и на конце слов. | 1 | |||||||||||||||||||||
74 | 31.01 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 1 | |||||||||||||||||||||
75 | 1.02 | Русский алфавит. | 1 | |||||||||||||||||||||
76 | 2.02 | Чтение предложений и коротких текстов. | 1 | |||||||||||||||||||||
Послебукварный период | 16 | |||||||||||||||||||||||
77 | 3.02 | Чтение. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. | Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | 1 | ||||||||||||||||||||
78 | 7.02 | К. Ушинский. Наше Отечество. | 1 | |||||||||||||||||||||
79 | 8.02 | История славянской азбуки. | 1 | |||||||||||||||||||||
80 | 16.02 | В. Крупин. Первый букварь. | 1 | |||||||||||||||||||||
81 | 17.02 | А.С. Пушкин. Сказки. | 1 | |||||||||||||||||||||
82 | 21.02 | Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. | 1 | |||||||||||||||||||||
83 | 22.02 | К.Д. Ушинский Рассказы для детей. | 1 | |||||||||||||||||||||
84 | 23.02 | К.И. Чуковский. Телефон. Инсценирование стихотворения. | 1 | |||||||||||||||||||||
85 | 24.02 | К.И. Чуковский. Путаница. Небылица. | 1 | |||||||||||||||||||||
86 | 28.02 | В.В. Бианки. Первая охота. | 1 | |||||||||||||||||||||
87 | 1.03 | С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. Приёмы заучивания стихотворений наизусть. | 1 | |||||||||||||||||||||
88 | 2.03 | М.М. Пришвин. Предмайское утро. Знакомство с текстом описанием. | 1 | |||||||||||||||||||||
89 | 3.03 | Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева. Сравнение стихотворений и рассказов. | 1 | |||||||||||||||||||||
90 | 7.03 | Весёлые стихи Б. Заходера, В.Д. Берестова. Песенка — азбука. | 1 | |||||||||||||||||||||
91-92 | 8-9.03, | Проект: «Живая Азбука» | 1 |
Систематический курс | 40 | ||||||||
Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | ||||||||
93 | 10.03 | Библиографическая культура Знакомство с учебником. Элементы книги: обложка, содержание или оглавление, титульный лист, форзац, иллюстрации | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | 1 | |||||
Жили - были буквы | 7 | ||||||||
94 | 14.03 | Библиографическая культура Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Аудирование (слушание) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению. Чтение вслух Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложенийс интонационным выделением знаков препинания. Библиографическая культура Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление) | В. Данько «Загадочные буквы». Понимание заглавия произведения, его соотношение с содержанием. Чтение с интонационным выделением знаков препинания. | 1 | |||||
95 | 15.03 | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». Главная мысль. Характер героя произведения. Выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). | 1 | ||||||
96 | 16.03 | С.Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему А поётся, а Б нет». Тема стихотворения. Сопоставление персонажей разных произведений. | 1 | ||||||
97 | 17.03 | Г. Сапгир «Про медведя», Т. Собакин «Как ловкий бегемот». Выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Звукопись как приём характеристики героя. | 1 | ||||||
98 | 21.03 | М. Бородитская «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит». Заголовок. Рифма. Заучивание наизусть. | 1 | ||||||
99 | 22.03 | И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука», «Автобус №26». Главная мысль произведения. | 1 | ||||||
100 | 23.03 | Из старинных книг. Проверь себя. Конкурс чтецов. | 1 | ||||||
Сказки, загадки, небылицы | 7 | ||||||||
101 | 4.04 | Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки). Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба» | 1 | |||||
102 | 5.04 | «Теремок». Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана | 1 | ||||||
103 | 6.04 | «Рукавичка».Инсценирование. Главная мысль сказки. | 1 | ||||||
104 | 7.04 | «Сказки А. С. Пушкина». Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок | 1 | ||||||
105 | 11.04 | Л. Толстой «Зайцы и лягушки». К. Д. Ушинский «Гусь и журавль». Сравнение народной и литературной сказок. | 1 | ||||||
106 | 12.04 | Тема загадок. Сочинение загадок.Потешки. Герои потешек.Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. | 1 | ||||||
107 | 13.04 | Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. | 1 | ||||||
Апрель, апрель. 3венит капель! | 5 | ||||||||
108 | 14.04 | Библиографическая культура Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Аудирование (слушание) Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению | А.Майков «Весна», «Ласточка примчалась». А.Плещеев «Сельская песенка». | 1 | |||||
109 | 18.04 | Чтение вслух Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать не перебивая собеседника и вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. | С.Я.Маршак «Апрель», И.Токмакова «Ручей». Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. | 1 | |||||
110 | 19.04 | Т.Белозёров «Подснежники». Л.Яхнин, У. Трутнева. Стихи. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение. | 1 | ||||||
111 | 20.04 | И.Токмакова «Весна». Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Чтение наизусть стихотворений. | 1 | ||||||
112 | 21.04 | И.Токмакова «Мы играли в хохотушки». Литературная загадка. Сочинение загадок. Запоминание загадок. Проект «Составляем сборник загадок» | 1 | ||||||
И в шутку и всерьёз | 6 | ||||||||
113 | 25.04 | Библиографическая культура Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Работа с разными видами текста Участие в коллективном обсуждении. Работа с текстом художественного произведения Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали.Литературная (авторская) сказка. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). | Я.Тайц «Волк», Г. Кружков «Ррры!» Весёлые стихи для детей | 1 | |||||
114 | 26.04 | Н. Артюхова «Саша-дразнилка» Юмористические рассказы для детей. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка. | 1 | ||||||
115 | 27.04 | К.Чуковский «Федотка», О.Дриз «Привет». Авторское отношение к изображаемому. | 1 | ||||||
116 | 28.04 | О.Григорьев «Стук» И.Токмакова «Разговор лютика и жучка». Звукопись как средство выразительности. | 1 | ||||||
117-118 | 2.05 3.05 | К.Чуковский «Телефон». Чтение по ролям.Заучивание наизусть.М.С.Пляцковский «Помощник». Герой юмористического рассказа. | 2 | ||||||
Я и мои друзья | 5 | ||||||||
119 | 4.05 | Библиографическая культура Прогнозирование содержания раздела.Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Работа с текстом художественного произведения Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка:рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.Характеристика героя произведения. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Круг детского чтения Произведения классиков детской литературы, доступные для восприятия младших школьников. Основные темы детского чтения: произведения о детях, юмористические произведения. | Рассказы о детях. Ю.Ермолаев «Лучший друг», Е.Благинина «Подарок». | 1 | |||||
120 | 5.05 | В.Орлов «Кто первый?» С.В.Михалков «Бараны». Тема произведений. Главная мысль. Выразительное чтение. | 1 | ||||||
121 | 9.05 | Р.Сеф «Совет», В.Д. Берестов «В магазине игрушек» В.Орлов «Если дружбой дорожить». Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами. | 1 | ||||||
122 | 10.05 | И.Пивоварова «Вежливый ослик», А.Л.Барто «Вот так защитник». Сравнение рассказа и стихотворения. Заучивание наизусть | 1 | ||||||
123 | 11.05 | С.Я.Маршак «Хороший день» Я.Аким «Моя семья», М.С. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу». Проект: «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса. | 1 | ||||||
О братьях наших меньших | 5 | ||||||||
124 | 12.05 | Работа с разными видами текста Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Работа с текстом художественного произведения Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали.Нахождение в тексте слов и выражений,характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование. Круг детского чтения Произведения классиков детской литературы, доступные для восприятия младших школьников.Основные темы детского чтения: произведения о природе, о детях, братьях наших меньших, добре и зле | С.В.Михалков «Трезор». Р.Сеф «Кто любит собак» | 1 | |||||
125 | 16.05 | В.Осеева «Плохо». И.Токмакова «Купите собаку». Выразительное чтение стихотворения М.С.Пляцковский «Цап-Царапыч», Г.Сапгир «Кошка». Стихотворения о животных. Выразительное чтение стихотворения. | 1 | ||||||
126 | 17.05 | 1 | |||||||
127 | 18.05 | В.Д.Берестов «Лягушата». Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации. В.Лунин «Никого не обижай». Н.Сладков «Лисица и ёж». | 1 | ||||||
128 | 19.05 | С.Аксаков «Гнездо». Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. | 1 | ||||||
129 130 131 132 | 20.05 23.05 24.05 25.05 | Резерв | 4 | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России»
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012 - 2013 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе П...
Рабочая программа учебного предмета « Чтение», 4 класс
Пояснительная записка, учебно-методический комплект, количество учебных часов, основные требование к ЗУ обучающихся, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методических средств обучения...
Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс
Рабочая программа учебного предмета: "Чтение и развитие речи", 4 класс...
Рабочая программа учебного предмета «Чтение»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы по литерату...
Рабочая программа учебного предмета "Чтение"
Календарно-тематическое планирование по чтению 1-2 классы...